ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
рабочая программа по биологии на тему

Елисеева Любовь Ивановна
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_programma_moya.doc435.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Б.П. Зиновьева

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического Совета школы

Заместитель директора по ВР

Директор МБОУ ВСОШ №2 имени Б.П.Зиновьева

Протокол №1

___________Орлова А.Ю.__

___________        Кузнецов Н.И.

от «_28__ »  _08   2014 г.

«_27__» __08__   2014 г.

Приказ № 243 от 29.08.2014            

ПРОГРАММА


ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ      

Составитель:

Елисеева Любовь Ивановна, учитель биологии

р.п. Вешкайма

2014

I. Аналитическая записка.

Экология как наука сформировалась в 60-е годы XX столетия. Именно тогда остро встал вопрос взаимоотношений человека и природы, т.к. активное промышленное развитие не могло не привести к проблеме негативного воздействия технического прогресса на живую природу.

Сегодня нужно честно сказать, что без развития экологической культуры подрастающего поколения невозможно дальнейшее гармоничное сосуществование человеческой цивилизации и мира живой природы.

Необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Важно, чтобы дети и взрослые поняли, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит сегодня вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

В школе накоплен опыт экологического воспитания, но он не систематизирован. Поэтому возникла необходимость в создании программы экологического воспитания. Кроме того, Указом Президента РФ от 10.08.2012 № 1157  2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды.                

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Программа является одним из направлений развития воспитательной системы школы

.

II. Цель и задачи программы

Основная цель экологического воспитания — формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. Основным принципом, регулирующим формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания, является понимание неразрывности природы, культуры, человека и культуросообразной среды воспитания.

В связи с этим нужно рассматривать процесс экологического воспитания как творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личностные ценности, что придает всему воспитанию новое качество. Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

 - формировать  целостное  представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека,

- определять  ценностные ориентиры

                           - понимание жизни как высшей ценности;

                           -признание  человека как ценности всего смысла познания.

                           - познание природы как  универсальной ценности,

                           -  принятие ответственности  человека за судьбу биосферы,  природы, Земли.

 - обучать  методам познания окружающего мира;

  - развивать позитивное отношение к окружающей среде, вырабатывая    умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присваивая нравственные запреты и предписания в отношениях с природой;

 - обеспечивать физическое развитие учащихся, мотивируя  у них потребность  в здоровом образе жизни;

 - формировать  ответственность за собственное благополучие -экологию своего тела,  экологическое благополучие окружающей среды;

 -реализовать  начальный опыт  защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическое образование  предполагает реализацию ключевых компетентностей:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

 Экологическое образование, реализуемое через различные формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, и  систему дополнительного образования, способствует формированию у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделировании экологических ситуаций, развитию прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетическому восприятия природы.  Важное  значение  имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Сроки реализации программы – 5 лет ( с 2014   по  2019   годы).

Реализация экологического образования и воспитания в нашей школе осуществляется педагогами школы, которые активно включают в свои  программы биолого-экологическую составляющую.

 Существенную поддержку оказывают СЮН, общественные организации,  семья

Создание единого образовательного - воспитательного пространства способствует  реализации экологического образования  и воспитания, через

  - экологическое содержание уроков (биологии, химии, физики, математики, литературы,МХК,технологии, информатики),  что позволяет  практически реализовать принцип  междисциплинарной интеграции;

- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

        - классные и библиотечные часы;

        - экологическая работа в системе ОДО;

        - проектная деятельность;

        - экологические праздники и мероприятия;

         - лекторская работа;

         - участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

         - практическая помощь природе ;

         - туристско-краеведческие походы и экскурсии;

          - встречи, круглые столы    

Целостность системы обеспечивается преемственностью содержания экологического образования, единством требований и  методических подходов, среди которых объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы.

Основное содержание экологического образования строится с учетом возрастных особенностей учащихся и опирается на принципы: - сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности)

- целостности   (сбалансированность   процессов   формирования   умений    и   навыков, стратегий взаимодействия с природой)

- систематичности    и    непрерывности    (непрерывное    экологическое    образование школьников на всех ступенях обучения)

III. Диагностика и мониторинг

Состояние экологического воспитания школьников в Российской Федерации.

Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы для школьников. Так, за последние пять лет у старшеклассников происходит снижение познавательного интереса к экологическим знаниям вдвое по сравнению с младшими школьниками (с 64 до 27%). С пятого по восьмой класс у подростков отмечается снижение опыта практической деятельности экологической направленности с 83 до 58%, а к десятому классу этот показатель падает до 43%. Это значит, что дошкольники и младшие школьники на их уровне владеют значительно большим набором практических умений и навыков экокультурного взаимодействия с миром природы, а содержание и организация школьного образования ведут к их утрате.

В ситуациях нравственного выбора 57% старших школьников демонстрирует более эгоистическую позицию по отношению к природе в сравнении с учащимися начальных классов, нежелание пожертвовать собственными интересами для сохранения и поддержания жизни природы (соответствующий показатель у третьеклассников – 36%, у восьмиклассников – 48%). Все это указывает на парадоксальный факт: несмотря на введение экологических знаний в учебные курсы общеобразовательной школы на деле происходит ориентация учащихся на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.

Следует отметить обнадеживающую тенденцию: к моменту окончания средней школы усиливается гражданская направленность ценностной мотивации выпускников. Так, количество старшеклассников, связывающих экологические проблемы с экономическими и социально-политическими тенденциями развития общества, поднимается до 68%. Но такая тенденция характерна лишь для учащихся тех школ, где экология серьезно изучается и как учебный предмет, и как вариативный курс, ведется соответствующая внеклассная работа в системе дополнительного образования детей и молодежи хорошо подготовленными специалистами.

Одной из причин низкой эффективности работы системы общего образования в целях экологического воспитания подрастающего поколения является незнание педагогами современных методик и технологий экологического воспитания.

Другая причина низкой эффективности экологического воспитания связана с методологией школьного обучения. Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют. Подобные знания, лежащие в основе экологического мировоззрения, представляют собой достижение всей человеческой культуры — науки, религии, философии, искусства. Усвоение же их учащимися не может быть достигнуто только лишь дидактическими методами, через усвоение только лишь научных постулатов.

Следовательно, в настоящее время неизбежно возрастает роль воспитания, а содержание образования переориентируется на метапредметы социокультурной направленности.

IV.Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания  и образования проводится диагностика уровня качества образования и уровня воспитанности через   анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.(см.приложение). В определении уровня воспитанности можно использовать методику Степанова П.В., по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе. 

V. Прогнозируемый результат

  • Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
  • Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
  • Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в своем поселке и области.
  • Превращение школы в  центр экологического просвещения и воспитания

VI.   Содержание программы экологического воспитания

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.

VII.Экологический календарь школы

(План мероприятий  экологической направленности)

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.

мероприятия

сроки

ответственный

Укрепление материально-технической базы школы

1

Обустройство территории школы

Администрация школы, учителя

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

Ежегодно

Администрация школы ,учителя, члены школьного лесничества

3

Проведение агротехнических мероприятий в саду, на пришкольном участке.

Ежегодно

Администрация школы ,учителя, члены школьного лесничества

4.

Участие в конкурсах экологических социальных проектов

Ежегодно

Руководители НО,члены школьного лесничества

Укрепление учебно-методической и законодательной базы

1

Приобретение учебных и справочных материалов по экологии для непрерывного этапа образования

Ежегодно

Администрация школы, библиотекарь

2

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке

Ежегодно

Библиотекарь

3

Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки

Ежегодно

Учителя-предметники, библиотекарь

4

Выставление методических находок по биологии, экологии на школьный сайт

Ежегодно

Учителя-предметники, зам.директора по ИТ

5

Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

Постоянно по мере необходимости

Администрация школы

6

Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

Ежегодно

Администрация школы, начальник лагеря

7

Разработка плана работы школьного лесничества «Подрост»

Ежегодно

Руководитель школьного лесничества

8

Разработка плана работы школьного научного общества «Эврика»

Руководители НО

9

Трудоустройство подростков в летний период

Ежегодно

Администрация школы

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Непрерывное экологическое образование в 5-11 классах

Весь период

Зам. директора по УВР

2

Участие в муниципальном этапе  Всероссийской олимпиады школьников

Ежегодно

ноябрь

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

3

Участие в районной краеведческой конференции школьников «Я исследователь»

Ежегодно

апрель

Учителя-предметники

4

Видеолекторий «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Ежегодно

Зам.директора по ВР,классные руководители

5

День отказа от курения: «Вред курения»

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии

6

День борьбы со СПИДом: « Мы должны знать -что это и как с этим бороться.

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии

7

День борьбы с наркоманией

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии

8

Сочинение « Природа родного края» (5-11 классы)

Ежегодно

Учителя литературы

9

Экологические уроки:

  • «Я изучаю родной край» 5-6 кл.
  • «Заказники и заповедники Ульяновской области»-6-8кл.
  • «Красная книга растений Ульяновской области» - 6-8 кл.
  • «Красная книга животных Ульяновской области» - 6-8 кл.
  • « Природные памятники Вешкаймского района» - 7-9 кл.
  • «Человек и окружающая среда»  8-9 кл.
  • «Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.)
  • «Антропогенное воздействие на биосферу»10-11 кл.

Ежегодно

Учителя биологии, классные руководители

Внеклассные мероприятия

1

Всемирная акция «Мы чистим мир». Организация и проведение экологических субботников.

Ежегодно

Зам.директора по ВР, классные руководители 

2

Осенний бал

Ежегодно

Зам.директора по ВР,, классные руководители

3

Выставка творческих работ школьников из природных материалов и сочинений на тему «Чудеса природы»

Ежегодно

Зам.директора по ВР,руководитель школьного лесничества, классные руководители 

4

Участие в региональном форуме школьных лесничеств

Ежегодно-октябрь

Руководитель школьного лесничеств

5

Праздник леса

Ежегодно-сентябрь

Руководитель школьного лесничеств

6

Выставка творческих работ «Вместо елки – новогодний букет»

Ежегодно-декабрь

Зам.директора по ВР,руководитель школьного лесничества,учителяпредметники, классные руководители

7

Экологическая викторина «Свалка по имени Земля»

март

Кл. руководители, учителя биологии

8

Проведение мероприятий посвященных Всемирному дню птиц

Ежегодно-апрель

Кл. руководители, учителя биологии

9

Оформление фотовыставки «Природа родного края».

Ежегодно-апрель

Учитель ИЗО

10

Выпуск школьной газеты по календарю экологических дат

ежегодно

Редактор школьной газеты

11

Выпуск листовок, буклетов по ЗОЖ

февраль

Учитель ОБЖ

12

Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации

ежегодно

Руководители направлений научного общества «Эврика»

13

Экскурсии «Природа Ульяновской области весной»

ежегодно

Зам.директора по ВР, классные руководители

14

Акции:

  • 11января-День заповедников и национальных парков
  • 2 февраля – День сурка
  • 1 марта -Международный день борьбы с наркоманией.
  • 22 марта- Всемирный день воды
  • 30 марта –День защиты земли
  • 1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц  - «Птичья столовая»)
  • 7 апреля – День здоровья,
  • 21апреля-День леса
  • 22 апреля – День Земли (Линейка, посвященная Дню Земли.
  • 1 мая –День Солнца
  • 31мая-Всемирный день без табака
  • 8сентября –День журавля
  • 15сентября-День леса
  • 4 октября – Международный день защиты животных,
  • 20 ноября – Международный день отказа от курения,
  • 1 декабря – день борьбы со СПИДом;

ежегодно

Зам.директора по ВР,руководитель школьного лесничества,учителя биологии, классные руководители

15

Дни здоровья.

1 раз в неделю.суббота

Учителя физкультуры

16

Организация дежурства в классе и в школе.

Еженедельно

Кл. руководители

17

Тренинги «Сам себе психолог»

Периодически

Психолог

18

Спортивные секции: футбол, волейбол, коньки.

Постоянно

Учитель физкультуры

19

Трудовые десанты, экологические субботники

Ежегодно

Администрация школы, учителя, кл.руководители

20

Летняя трудовая четверть

Ежегодно

Администрация школы

21

Экскурсии по родному краю.

Ежегодно

Администрация школы, кл.руководители

22

Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере  

Ежегодно

Начальник лагеря

23

Проведение предметных недель по предметам естественного цикла.

Ежегодно

Зам. директора по УВР, Учителя-предметники, учителя биологии

24

Конкурс чтецов  к празднику «Золотая осень»

Октябрь

Учителя литературы, кл. руководители

25

Участие в мероприятиях муниципального уровня естественно-научного цикла.

Зам. директора по ВР

26

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам.

Ежегодно

Зам. директора по ВР,члены шк.лесничества,члены НО

27

Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво»

Ежегодно

Учителя биологии, географии, технологии

28

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»

Ежегодно

Учителя технологии

29

Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора»

2011-2012гг

Руководитель пришкольного участка, классные руководители

Научно-методическая работа

1

Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)

Ежегодно

Зам.директора по УВР, по ВР,психолог

2

Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

Ежегодно

Зам. директора по ВР

3

Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»

По мере необходимости

Зам. директора по ВР,руководитель НО

4

Участие в работе районного методического объединения учителей биологии.

Постоянно

учителя биологии

5

Участие в районных и областных методических  семинарах по проблемам экологического воспитания.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР, учителя биологии,географии

6

Работа творческой группы по реализации программы

Постоянно

Члены творческой группы

7

Руководство секции экологического направления в НОУ «Эврика»

Постоянно

Учителя-предметники

Работа с родителями

1

Родительский всеобуч

  • «Как сохранить здоровье ребенка»,
  • «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»,
  • «Домашняя экология».

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя биологии, кл. руководители

2

Экологический всеобуч:

  • «Как воспитать любовь к природе»

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя биологии, кл. руководители

3

Экологические акции:

  • «Чистый дом»,
  • «Школьный двор»,
  • «Посади свое дерево»,

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя биологии, кл. руководители

VIII.Литература

1.Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

2.Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

3.Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

4. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

5.Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

6. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999

7. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007

8. Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000

9. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998

10. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996

11. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

12.Ушакова М.М. Экологические сказки как средство формирования экологической этики. Методическое пособие. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009.

13.Ушакова М.М. Экологическая игротека. Методическое пособие для педагогов.- Н. Новгород: Экоцентр «дронт», 2010.

14. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

15. Степановских А.С. Охрана окружающей среды – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

16.Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

17.Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

18.Захаров В.П., 2008. Центр экологической политики и   культуры, Москва..«Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения»

               19.Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы.

               Проектная  деятельность учащихся. - Волгоград: изд.«Учитель» 2007

20.Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

методика Степанова П.В

gim2.admsurgut.ru›win/download/1975/

VIII.ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика уровня воспитанности учащихся

(методика Н.П. Капустина)

Анкета для учащихся 6-9 классов

Оценивание проводится в 5-бальной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция(противоположная той, которая обозначена в анкете)

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

        Затем 7 оценок складываются и делятся на 7. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень

4,4- 4 хороший уровень

3,9-2,9- средний уровень

2,8-2- низкий уровень

Качество личности

Самооценка

Оценка родителей

Оценка одноклассников (2-3 чел.)

Оценка учителей

(2- 3 чел.)

Итоговая оценка

I.Интеллектуальный уровень:

- эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки);

- культура речи;

- аргументированность суждений

- сообразительность;

- использование дополнительных источников.

II. Прилежание (отношение к учебе):

- старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий;

- самостоятельность;

-внимательность;

- взаимопомощь.

III. Трудолюбие (отношение к труду):

- организованность и сообразительность;

- бережливость;

- привычка к самообслуживанию;

- следование правилам безопасности в работе;

- эстетика труда

IV. Я и природа:

- бережное отношение к земле;

- бережное отношение к растениям;

- бережное отношение к животным;

- стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

- помощь природе

V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):

- выполнение правил для учащихся;

- выполнение правил внутреннего распорядка;

- следование нормам и правилам человеческого общежития;

- милосердие как противоположность жестокости;

- участие в жизни класса и школы.

VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

- аккуратность (опрятность);

- культурные привычки;

- внесение эстетики в повседневную жизнь;

- умение находить прекрасное в жизни;

- посещение культурных центров.

VII. Я (отношение к себе):

- самоуправляю собой, своим поведением;

- умею организовать свое время;

- соблюдаю правила личной гигиены;

- забочусь о здоровье, у меня нет вредных привычек.

Анкета для учащихся 10-11 классов

 

Самооценка

Оценка родителей

Итоговые оценки

Итоговые оценки

I.Интеллектуальный уровень:

-эрудиция

-культура речи

-логика мышления

-самостоятельность и творчество

-Использование дополнительных источников

II.Нравственная позиция:

1. Понимание целостности относительно развития человека, общества и природы.

2. Осознание роли человека, в преобразовании окружающей среды.

3. потребность и умение отстаивать свои взгляды

4. Ответственное отношение у учению.

5. Трудолюбие

6. Осознание прав и обязанностей человека в обществе.

7. Уважение, бережное отношение к истории своего народа.

8. потребность в служении отечеству и народу

9. Готовность к сознательному выбору профессии

10. понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека

11. Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль

12. Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека.

13. Осознание активной роли личности в становлении характера и чувства собственного достоинства

14. Неприятие безнравственного поведения

15. Внесение эстетики в жизнедеятельность

16. Сознательное отношение к укреплению своего здоровья

17. Отрицательное отношение к вредным привычкам

Оценивание проводится в 5-бальной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция(противоположная той, которая обозначена в анкете)

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 2 оценки.

        Затем 2 оценок складываются и делятся на 2. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень

4,4- 4 хороший уровень

3,9-2,9- средний уровень

2,8-2- низкий уровень

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ___ класса

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Бережное отношение

 к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Средний балл

Уровень воспитанности

1

2

3

4

5

 В классе _________ учеников

______ имеют высокий уровень воспитанности (в)

______ имеют хороший уровень воспитанности (х)

______ имеют средний уровень воспитанности (с)

_______ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата                                                

                                             Классный руководитель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...