конспект урока
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

компьютерное моделирование на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamika_populyatsii_10_klass.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология, урок- повторение.

Тема урока: «Динамика популяции».

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 10 «Г»

Технологии: компьютерное моделирование в среде электронные таблицы.

Аннотация: Тема: «Динамика популяции»  (8 урок) изучается в курсе «Общая биология» в разделе «Основы экологии» (17 уроков). Компьютерное моделирование, на мой взгляд, оптимально подходит для достижения целей урока и решения, стоящих на уроке задач. Во–первых, такая форма урока позволяет довести до учащихся важность стоящий перед человечеством задачи – сохранить многообразие животного мира земли, во-вторых, она делает каждого из учащихся непосредственным, участником урока, придавая ему (уроку) личностно-ориентированный характер, в-третьих, задавая различные параметры, то есть, моделируя условия, учащиеся наглядно видят результаты, то есть видят, как численность популяций зависит от условий, которые во многом зависят и от деятельности человека.

        Кроме того, использование компьютерного моделирования позволяет учащимся сформировать компетенции, то есть надпредметные знания особо ценные для успешной социализации учащихся эти знания они могут использовать в изучении других предметов.

Практическая реализация:

Мудрая И.М. – заместитель директора по УВР:

Конспект урока:

Тема урока: «Динамика популяции».

Цель урока:

1. Изучить изменение численности популяций в разных условиях.

2. Научить анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Научить использовать компьютер для решения учебных задач.

Задачи:

1. Показать зависимость численности популяций от условий.

2. Продолжить формирование навыков работы в группе, для выработки правильного решения.

3. Формировать умение анализировать и структурировать информацию, полученную в ходе компьютерного моделирования.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран на штативе, сканер, CD – ROM  уроки биологии «Кирилла  и Мефодия», учебник общая биология 10 -11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник,  Информатика 7-9 класс (практикум-задачник по моделированию) под редакцией Н.В. Макаровой, приложение.

Основные понятия урока: популяция, демографические показатели, обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура, динамика популяции, компьютерное моделирование.

Форма организации деятельности учащихся:  Групповая работа

Домашнее задание: прочитать п. 80, выучить термины, составить синквейн по теме «Популяции».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос. Дать определение терминов –  популяция, демографические показатели, обилие, плотность,  рождаемость, смертность, возрастная структура.

3. Закрепление и обобщение пройденного материала.

 Групповая работа.

 Компьютерное моделирование.

Создание и исследование модели в среде электронные таблицы:

1) Зависимость роста численности популяции от рождения.

2) Исследование изменения численности популяции для различных коэффициентов А и Б.

3) Моделирование сосуществующих  двух соперничающих видов.

4) Исследование изменения численности в системе «хищники - жертвы».

5) Презентация моделей.

6) Подведение итогов групповой работы.

4. Рефлексия.

Выделите и запишите в тетради ключевые слова по теме урока.

Составьте синквейн.

Домашнее задание.

Прочитайте параграф 80,  составьте логическую схему по теме: «Динамика популяции».. Подведение итогов. 3 мин. Выставление оценок.


Приложение

Модель 1.

Моделирование зависимости роста численности популяций от рождаемости.

Одноклеточная амеба каждые три часа делится на две клетки. Построить модель изменения количества клеток через 3, 6, 9, 12, … часов. Факторы,  приводящие к гибели амеб, не учитываются.

Математическая модель

Объект

Параметры

Действия

Амеба

Коэффициент рождаемости КР

Период деления ∆t

Деление клетки

Начальная численность Ч1

Изменение численности амеб Чi

Математическая модель изменения численности амеб: Чi+1i*КР,

где  Чi — количество клеток через i промежутков времени; Чi+1 количество клеток через i+1 промежуток времени (т. е. спустя 3 часа); КР — коэффициент рождаемости.

Компьютерная модель

Для моделирования выберем электронные таблицы. В этой среде информационная модель представляется в виде таблицы, которая содержит две области:

  • исходные данные;
  • расчетные данные (результаты).

Ввести в верхнюю часть таблицы исходные данные, а в расчетную часть таблицы следующие формулы:

Ячейка        Формула

А10        =А9+$В$4        (1)

В9        =$В$6        (2)

В10        =В9*$В$5        (3)

А

Б

1

Моделирование численности биологического вида

2

3

Исходные данные

4

∆t

3

5

КР

2

6

Ч0

1

7

Результаты

8

Время отсчета

Количество клеток

9

0

Формула 2

10

Формула 1

Формула 3

11

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Компьютерный эксперимент

Эксперимент. Произвести расчеты роста численности популяции. По результатам расчетов построить диаграмму.

Проведение исследования

1. Введите в таблицу контрольные исходные данные и скопируйте расчетные формулы в две-три строки. Результаты сравните с приведенными в таблице.

8

Время отсчета

Количество клеток

9

0

1

10

3

2

11

6

4

Совпадение с контрольным образцом показывает правильность введения формул.

Введите свои данные и скопируйте формулы в нижестоящие ячейки в обозримом пространстве экрана.

Выделите расчетные столбцы и постройте диаграмму.

Анализ результатов моделирования

Оценить по диаграмме рост численности амеб.

Модель 2.

Моделирование рождаемости и смертности с учетом изменяющейся численности популяции.

Как правило, численность популяции зависит не только от рождаемости и смертности ее особей, но и от ограниченности пищевых и других жизненных ресурсов. Численность популяции вычисляется по формуле: Чi+l=Ч*(1+КР-КС)=Чi*К, где К - обобщенный коэффициент рождаемости и смертности - константа. Этот коэффициент зависит от текущей численности, т. е. являться функцией от численности: f (Чi).

Как только численность превышает некоторый предел, проявляется недостаток жизненного пространства и пищевых ресурсов и, как результат, растет смертность среди особей популяции. Такие явления наблюдаются не только среди популяций животных и насекомых, но и среди людей в тех странах, где рождаемость бесконтрольно растет. В качестве примера можно привести Китай, где законодательно ограничено число детей в семье.

Общий вид функции f i) зависит от особенностей изучаемого биологического вида и окружающей его среды. Мы будем считать, что f (Ч) является линейной функцией, т. е. самой простой зависимостью. Линейную функцию f (Чi) можно задать следующей фор-

мулой: f(Ч)=А*(1-В*Ч).

В этой формуле величина коэффициента А отражает устойчивость вида, обитающего в благоприятных условиях. Чем выше А, тем более плодовит вид, тем выше выживаемость молодых особей .

Величина коэффициента В определяется параметрами среды обитания биологического вида (размером площади обитания, количеством пищи и т.д.).

Из формулы видно, что когда Чi=1/В, то популяция вымирает.

Информационная модель

Объект

Параметры

Действия

 Популяция

Обобщенный коэффициент

Рождение

устойчивости вида А

Обобщенный коэффициент

Гибель

среды обитания В

Период ∆t

Изменение

  Начальная численность ЧО 

Изменение численности Чi 

Математическая модель изменения во времени численности вида с учетом линейной зависимости обобщенного коэффициента рождаемости и смертности от численности популяции такова: Чi+1= Чi*f(Чi)=Чi*A*(1-В*Чi).

Компьютерная модель

Для моделирования использовать среду электронных таблиц, определив области исходных и расчетных данных.

Ячейка                Формула                                        

А10                         =А9+1                                         (1)

В9                         =$8$6                                                 (2)

В10                         =В9 *$В$4*(1-$В$5*В9)                         (3)

А

В

1

Моделирование численности биологического вида

2

3

Исходные данные

4

А

2,5

5

В

0,001

6

Чо

10

7

Результаты

8

Время отсчета

Количество особей

9

0

Формула 2

10

Формула 1

Формула 3

11

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Компьютерный эксперимент.

Эксперимент 1. Исследование изменения численности популяции для разных коэффициентов А и В.

Рассчитайте процессы изменения численности популяции для следующих коэффициентов А и В: А=2,0;  В=0,002.

По результатам моделирования постройте диаграмму.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Исследование изменения численности популяции при изменении устойчивости вида А

Выполните расчеты модели для разных коэффициентов А при неизменном В:

а) А=2,5 и В=0,001;

б) А=2,8 и В=0,001;

в) А=4,5 и В=0,001.

По результатам моделирования постройте общую диаграмму.

Анализ результатов эксперимента

ПО результатам эксперимента ответить на следующие вопросы:

1. Определить по диаграммам, через сколько периодов при заданных значениях А и В численность стабилизируется.

2. Что происходит при увеличении коэффициента А?

3. Каково поведение популяции при А>3?

4. Что означают отрицательные значения численности при расчете модели с коэффициентом А=4,5?

5. Изменить формулу для расчета численности популяции, введя функцию условия ЕСЛИ. По такой формуле вместо отрицательных значений численности в расчетную ячейку будет заноситься число 0, что соответствует полному вымиранию популяции:

Ячейка                Формула

В10                         =ЕСЛИ(В9 *$В$4*(1-$В$5*В9)<0; 0; В9 *$В$4*(1-$В$5*В9))         (4)

Как правило, полного вымирания не происходит, остается несколько особей, которые начинают новый виток развития. Что нужно изменить в формуле (4), чтобы смоделировать эту ситуацию?

ЭКСПЕРИМЕНТ 3. Исследование изменения численности популяции при изменении коэффициента среды В

Выполните расчеты и постройте общую диаграмму для разных коэффициентов В при неизменном А:

а) А=2,0 и В=0,001;

б) А=2,0 и В=0,002;

в) А=2,0 и В=0,005.

По результатам эксперимента ответить на следующие вопросы:

1. Определить по диаграмме изменение численности при неизменном коэффициенте А. Объяснить это с теоретической точки зрения, изложенной при постановке задачи.

2. Что может означать прямой участок диаграммы, на котором рост численности прекращается?

3. Как можно объяснить небольшие колебания численности в ту или другую сторону на участке со стабильной численностью?

Анализ результатов

По выводам, сделанным по результатам экспериментов, провести анализ модели и ответить на следующие вопросы:

Отражает модель реальную ситуацию существования популяции?

Какие дополнительные факторы можно учесть при разработке модели?

Модель 3.

Моделирование сосуществования двух соперничающих видов

В природе почти невозможно представить обособленную жизнь одного вида.

Рассмотрим экологическую систему с двумя соперничающими видами. Пусть это будут, к примеру, белки и бурундуки. Соперничество этих видов не касается мест обитания, так как они проживают в разных местах: белки - в дуплах деревьев, а бурундуки - в норах. Но оба вида питаются плодами, орехами и насекомыми, т. е. пищевые ресурсы у них общие.

В условиях соперничества двух видов за пищевые ресурсы, рождаемость и смертность каждого зависит не только от собственной численности, но также от численности другого вида. Поэтому в такой системе существуют более сложные связи и взаимодействие.

Следует заметить, что белки и бурундуки не едят друг друга, а в рассматриваемом лесу, вдобавок, не испытывают на себе зубы третьего вида - хищников, что существенно упрощает модель.

Информационная модель

Объект

Параметры

Действия

Популяция

Коэффициент влияния на численность

Рождение

белок

вида со стороны сородичей (белок) KBl 

Гибель

Начальная численность Чl0 

Популяция

Коэффициент влияния со стороны

Рождение

бурундуков

сородичей (бурундуков) КВз

Гибель

Начальная численность Ч20 

Сообщество

Обобщенный коэффициент влияния

Изменение

на белок со стороны соперников

численности

(бурундуков) КВ2 

Чli, Ч2i

Обобщенный коэффициент влияния бурун-

дуков со стороны соперников (белок) КВ4 

Период  ∆t

На рисунке  схематично представлены связи между двумя соперничающими популяциями в экологической системе.


Если бы белки и бурундуки не конкурировали между собой за источники пищи, можно было бы ожидать, что изменение численности каждого вида описывалось бы соотношениями, в которых численность одного вида не влияла бы на численность другого.

Математическая модель изменения численности по уточненному условию:

Ч1i+1= Ч1i* (2-КВ1*Ч1i-КВ2*Ч2i),

Ч2i+1= Ч2i* (2-КВ3*Ч2i-КВ2*Ч1i).

Компьютерная модель

Для моделирования выберем электронные таблицы. Ввести в верхнюю часть таблицы исходные данные, а в расчетную часть - следующие формулы:

Ячейка                Формула

(1) (2) (3) (4) (5)

А9                        =А8+1                                                        (1)

В8                        =$B1$4                                                (2)

B9                        =B8*(2-$C$4*B8-$D$4*C8)                                (3)

C8                        =$B$5                                                        (4)

C9                        =C8*(2-$C$5*C8-$D$5*B8)                                (5)

А

I

В

С

D

1

Моделирование сосуществования двух соперничающих видов

2

3

Исходные данные:

Начальная численность

КВ сородичей

КВ соперников

4

белки

20

0,015

0,0075

5

бурундуки

10

0,01

0,005

6

Резvльтаты

7

Время отсчета

Количество белок

Количество бурундуков

8

0

Формvла 2

Формvла 4

9

Формула 1

Формула 3

Формула 5

10

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Разница в значениях коэффициентов влияния со стороны сородичей и со стороны соперников (например, для белок 0,015 и 0,0075 соответственно) показывают, что особи одного вида соперничают между собой сильнее, чем особи разных видов. Это происходит потому, что внутри вида происходит борьба за все жизненно важные pecypcы и пищу, и места обитания, тогда как соперничество между разными видами касается только пищи.

Компьютерный эксперимент.

Эксперимент 1. Исследование роста популяции в зависимости от соотношения начальной численности

Рассчитать процессы изменения численности популяции для следующих начальных численностей популяций:

а) 10 белок, 10 бурундуков;

б) 1 О белок, 20 бурундуков.

Построить диаграммы и проанализировать их.

Эксперимент 2. Исследование зависимости численности популяций от коэффициентов влияния

Рассчитайте процессы изменения численности популяций птиц (попарно). Синицы и соловьи соперничают только за пищевые ресурсы, так как гнездуются по-разному. Гуси и утки соперничают и за пищевые ресурсы, и за среду обитания, но утки более приспособлены к изменяющимся условиям среды (вспомните городские водоемы). Для расчетов используйте следующие условные коэффициенты влияния:

Синицы

Соловьи

Гуси

Утки

КВ со стороны сородичей

0,01

0,01

0,005

0,004

КВ со стороны соперников

0,005

0,005

0,005

0,004

Проведите несколько вариантов расчетов с различными значепиями начальной численности видов.

Постройте диаграммы по результатам эксперимента.

Анализ результатов

По результатам моделирования провести исследование влияния численности одного вида на развитие другого, для чего ответить на следующие вопросы:

1. Как влияет первоначальная разница в численности на модель?

2. Какой вид первоначально имеет преимущество в развитии?

3. Сохраняется ли это преимущество в дальнейшем?

4. Как развиваются виды, если их характеристики одинаковы?

5. Как влияет разница в коэффициентах влияния со стороны сородичей на совместное развитие видов? Какой вид получает преимущество? Что происходит с другим видом?

Модель 4.

Моделирование ситуации: враждующие популяции

Достаточно распространенной является ситуация, когда два враждующих рода, агрессивно настроенных друг против друга, занимают одно и то же жизненное пространство. Это случается и в мире животныx, и среди людей. Особенно уродливые формы приобретают такие ситуации среди Ноmо sapiens, т. е. среди мыслящих людей. Это выливается в кровопролитные войны, в родовую ненависть с кронной местью. Попытаемся с помощью моделирования провести анализ того, что при этом происходит, и оценить разрушительное влияние вражды и войн на жизнеспособность двух враждующих видов.

Информационная модель

Эта модель может рассматриваться как развитие модели экологическую систему с двумя соперничающими видами. Схема взаимодействия видов, таблица характеристик элементов системы, а также математическая модель изменения численности популяций полностью сохраняются. Явным отличием этой модели являются значения коэффициентов влияния. В условиях вражды обобщенные коэффициенты влияния со стороны соперников будут значительно превышать коэффициенты влияния со стороны сородичей.

Компьютерная модель

Для моделирования выберем электронные таблицы. Ввести в верхнюю часть таблицы исходные данные, а в расчетную часть - следующие формулы:

Ячейка                Формула

А9                        =А8+1                                                        (1)

В8                        =$B1$4                                                (2)

B9                        =B8*(2-$C$4*B8-$D$4*C8)                                (3)

C8                        =$B$5                                                        (4)

C9                        =C8*(2-$C$5*C8-$D$5*B8)                                (5)

А

I

В

С

D

1

Моделирование сосуществования двух враждующих семейств

2

3

Исходные данные:

Начальная численность

КВ сородичей

КВ соперников

4

Семейство 1

15

0,01

0,02

5

Семейство 2

10

0,01

0,02

6

Резvльтаты

7

Время отсчета

Численность семейства 1

Численность

Семейства 2

8

0

Формvла 2

Формvла 4

9

Формула 1

Формула 3

Формула 5

10

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Компьютерный эксперимент.

Эксперимент 1. Исследование изменения численности видов в условиях вражды

Рассчитайте процессы изменения численности семейств в условиях вражды, когда влияние со стороны сородичей одинаковое (КВ1=КВ3=0,01) и со стороны соперников тоже одинаковое, но значительно сильнее (КВ2=КВ4=0,02). Расчеты произведите для следующих начальных численностей семейств 1 и 2:

а) 15, 10;

б) 10, 10;

в) 5, 15.

Эксперимент 2. Исследование изменения численности в системе «хищники – жертвы»

1. Рассчитайте процессы изменения численности популяций в условиях, когда один вид является пищей для другого. Для расчетов используйте следующие условные коэффициенты влияния:

Исходные данные:

Начальная численность

КВ сородичей

КВ соперников

жертвы

100

0,001

0,002

хищники

10

0,0075

-0,001

Среди указанных коэффициентов один отрицательный (КВ4)· Э'ГО говорит О том, что рост численноСти жертв, являющихся пищей хищников, благотворно влияет на численность последних.

Проведите расчеты для нескольких вариантов начальной численности обеих популяций.

2. Постройте совместную диаграмму изменения численности соперничающих видов.

3. Измените коэффициенты влияния, обосновав их новые значения, и проведите расчеты.

4. Постройте диаграммы по результатам эксперимента.

Анализ результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...