Курс по выбору "Основы генетики"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Насрутдинова Фарида Фанисовна

Курс по выбору "Основы генетике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_genetike.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апастовская средняя  общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

ШМО протокол

№1от 28.08.2016________   М.Х. Хайдарова                  

Согласовано

Заместитель директора      

  _____  Г. К. Габидуллина  

Утверждаю

Директор школы

________Г. С. Зиятдинова

приказ №181 от 1.09. 2016

Программа курса по выбору для 9-го класса по биологии  «Основы генетики»

                                                                   

    Составитель: учитель географии первой

квалификационной  категории

Насрутдинова Ф.Ф.

Апастово,2016

Рабочая  программа  по биологии электиного курса  для 9 класса    составлена   на основании следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, №273-ФЗ;
  • Закона Республики Татарстан  «Об образовании» от 22.07.2013 года ЗРТ №68;
  • Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» (в действующей редакции);
  • Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 44-3РТ от 18.07.2004г.;
  • Закона Республики Татарстан от 3 декабря 2009 г. № 54-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан";
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015)
  • Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования  (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.  № 1089);  
  • Приказа  МО и Н РТ от  6 августа 2015 года  №1063/15 «О направлении методических рекомендаций по разработке учебного плана основного и среднего общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан»;
  • Примерной программы по  биологии «Биология 5-9 классы», Москва изд. Дрофа, 2013 год;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
  • СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в  общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993);
  • Указания МО и Н РТ  от 6 июля 2015 года № 606/15 «О направлении методических рекомендация по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Учебного плана МБОУ – «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»  Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета  (Протокол №1,  от 1 сентября  2015 года).

        Курс по выбору «Основы генетики» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 17 ч. Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления.

Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика в значительной мере стимулирует формирование познавательного интереса. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации.

Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, – ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предполагается в старшей профильной школе.

Цель элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, содействие формированию у учащихся генетической грамотности и приобщение к здоровому образу жизни, создание условий для развития творческого мышления, развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний; формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний; развитие генетического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинноследственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов; формирование у школьников правильного отношения к здоровью.

Ожидаемые результаты занятий

Учащиеся должны знать:

– основные правила и законы наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепление признаков, независимое наследование, сцепленное наследование;

– хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;

– закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;

– значение генетики для медицины, основные принципы генной инженерии.

Учащиеся должны уметь:

– применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования;

– давать характеристику типам скрещивания, приводить примеры, конкретизирующие рассматриваемые закономерности;

– приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине, сельском хозяйстве и др.;

– применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране природы, приемов выращивания растений и животных, получения новых сортов, пород и гибридов;

– пользоваться генетической терминологией и символикой; определять сферу деятельности генетических законов применительно к конкретным ситуациям;

– решать генетические задачи.

Содержание курса

Введение (1 ч)

Предмет, задачи, объекты генетики. История развития генетики.

Тема 1. Закономерности наследственности и изменчивости человека (8 ч)

История исследований генетики человека. Менделевская генетика человека. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование генов у человека. Генетика пола. Наследственность и среда. Типы изменчивости у человека.

Практические занятия:

  • решение и составление задач по теме: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»;
  • решение задач по темам:

– «Взаимодействие генов»;

– «Сцепленное наследование»;

– «Наследование, сцепленное с полом»;

  • лабораторная работа «Создайте лицо ребенка»;
  • лабораторная работа «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков».

Тема 2. Методы изучения генетики человека (6 ч)

Клиникогенеалогический метод. Близнецовый метод. Цитогенетический метод. Антропогенетические методы. Иммуногенетические методы. Популяционногенетические методы. Биохимические методы.

Решение задач по темам:

– «Определение типа наследования признака с помощью анализа родословной»;
– «Генетические процессы и действие закона Харди–Вайнберга в популяциях человека»;
– «Наследование групп крови у человека».

Тема 3. Современные исследования в генетике (2 ч)

Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – наука будущего. Проблема создания и использования трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.

Проведение социологического опроса: «Выявление отношения людей к трансгенным продуктам».

Тематическое планирование

Тема занятия

по плану

по факту

Форма занятия

Образовательный продукт

Тема 1. Закономерности наследственности и изменчивости человека

(8 ч)

Предмет, задачи, объекты генетики.
История развития генетики

5.09

Лекция

Опорный конспект

Тема 2. Методы изучения генетики человека (6 ч)

Гибридологический метод.
Моногибридное скрещивание

12.09

Лекция

Опорный конспект

Дигибридное скрещивание

19.09

Лекция

Опорный конспект

Решение и составление задач по теме: «Моногибридное и дигибридное скрещивание»

26.09

Лекция. Практикум

Отчет

Взаимодействие генов. Решение задач по теме: «Взаимодействие генов»

3.10

Лекция. Практикум

Отчет

Сцепленное наследование генов у человека.
Генетика пола. Решение задач по теме: «Сцепленное наследование»

10.10

Лекция. Практикум

Отчет

Решение задач по теме: «Наследование, сцепленное с полом»

17.10

Практикум

Отчет

Лабораторная работа «Создайте лицо ребенка»

Практикум, работа в группе

Отчет

Наследственность и среда. Типы изменчивости у человека. Лабораторная работа «Статистическое изучение изменчивости количественных признаков»

24.10

Практикум, работа в группах

Отчет

Тема 3. Современные исследования в генетике (3 ч)

Клиникогенеалогический метод

31.10

Лекция

Опорный конспект

Близнецовый метод. Цитогенетический метод

Лекция

Опорный конспект

резерв

Демонстрация таблиц, видеофильмов о достижениях генной инженерии, о трансгенных растениях и животных.

Темы докладов и рефератов

  1. Трансгенные продукты: «за» и «против».
  2. Выращивают ли трансгенные растения в России? Как они поступают к нам?
  3. Успехи ученых в области получения трансгенных животных.
  4. Зачем нужно маркировать генетическимодифицированные продукты?
  5. История развития генетики.

Список литературы для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.
  2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  3. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.
  4. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйша школа, 1976.
  5. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.
  6. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

Список литературы для учителя

  1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000.
  3. Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. – М.: Знание, 1988. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология», № 5).
  4. Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987.
  5. Сборник задач по общей и медицинской генетике. Учебнометодическое пособие / Бутвиловский В.А. и др. – Минск: МГМИ, 1998.
  6. Синнот Э., Денн Л. Курс генетики. Теория и задачи. Изд. 3е, перераб. и расшир., 1934.
  7.  Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. – Новосибирск: Наука, 1974.
  8. Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.
  9. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.
  10. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Пер. с англ. В 3х т . Т. 3. – М.: Мир, 1988.
  11. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. – М.: Наука, 1990.
  12. Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.
  13. Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике.

Рецензия на программу  курса по выбору по биологии для

9 класса по теме «Основы генетики».

             Программа элективного курса «Основы генетики» разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта среднего профессионального образования, учебного плана и методических требований к изучению данного курса.

           

         Курс по выбору «Основы генетики» направлен на расширение знаний по генетике, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение как типовых задач, так и «сюжетных» - нестандартных задач, которые полнее раскрывают и иллюстрируют тонкости науки, демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение как типовых задач, так и «сюжетных» - нестандартных задач, которые полнее раскрывают и иллюстрируют тонкости науки, демонстрируют приемы самостоятельного поиска.

         Содержание курса рассчитано на изучение в течение 17 ч. Курс включает следующие темы: «Закономерности наследственности и изменчивости человека», «Методы изучения генетики человека», «Современные исследования в генетике». Особенность этого курса в том, что он дает учащимся сведения практического характера из области генетики. Курс включает раздел «Решение генетических задач», который поможет лучше понять основные законы наследственности, даст возможность тренировки логического мышления.

Связь содержания изучаемого материала с жизнью самого ученика в значительной мере стимулирует формирование познавательного интереса. Поэтому в содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации.

Еще один фактор, помогающий школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути, – ориентация содержания курса на старшую школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных проблемам, детальное рассмотрение которых предполагается в старшей профильной школе.

Цель элективного курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, содействие формированию у учащихся генетической грамотности и приобщение к здоровому образу жизни, создание условий для развития творческого мышления, развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

Задачи курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний; формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний; развитие генетического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинноследственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию результатов; формирование у школьников правильного отношения к здоровью.

 Руководитель ШМО  естественно - научного цикла ____________М.Х.Хайдарова

Заместитель директора  по УВР ____________________________   Г.К.Габидуллина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Генетика. ДНК. Я.

Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение курса поможет раскрытьзакономерности генетики и молекулярной биологии –...

Программа элективного курса "Генетика и микроэволюция"-10класс

Элективный курс "Генетика и микроэволюция "предназначен для учащихся 10 класса, основная идея курса : это углубленное иучение основ генетики, а так же развитие концепции гена как фундам...

Программа элективного курса "Генетика с основами селекции"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - развитие логиги генетического мышления....

Элективный курс по биологии "Генетика: от теории к практике" 10 класс

Предлагаемый элективный  курс предназначен для учащихся  профильных классов (10-11) средних школ, гимназий естественно-научного и медико- биологического направления, а также учащихся, проявл...

Рабочая программа Элективного курса "Основы молекулярной генетики" 10 класс

Рабочая программа Элективного курса " Основы молекулярной генетики " 10класс....

Рабочая программа Элективный курс "Основы молекулярной генетики" 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе  авторской программы «Основы молекулярной генетики» М. К. Нурбеков. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных ...

Элективный курс "Основы современной генетики"

Курс «Основы современной генетики» реализуется в рамках предпрофильной подготовки, предназначен для учащихся  9-х классов и рассчитан на 17 часов.В программе  9 класса "Биол...