Технологическая карта урока в 5 классе "Путешествие по материкам"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Федотова Галина Владимировна

Данная разработка урока подготовлена в соответствие с требованиями ФГОС ООО по  программе к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского  "Биология. Введение в биологию", линия «Ракурс»; содержит разнообразный материал по теме, планируемые образовательные результаты, сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе.

Тема урока. Путешествие по материкам.

Планируемые образовательные результаты

         Предметные:

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.

         Метапредметные:

  • умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинет
  • умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал;
  • умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения;
  • овладение навыками выступлений перед аудиторией
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля.

         Личностные:

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;
  • эстетическое восприятие природы;

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида
  • Природные условия
  • Растительный и животный мир материков.

Форма урока: урок-исследование.

Приемы:  проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,  объяснительно-иллюстративный, прием самоконтроля и определение самооценки, частично-поисковый, эвристическая беседа

Этапы урока

Примерное время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

10

1) Учитель предлагает учащимся вспомнить тему прошлого урока и дать объяснение индийской мудрости, представленной на слайде

2) Предлагается выполнить ряд заданий на выбор ответа по вариантам (сл. 3-6)

1) Называют тему урока, анализируют цитату

2) Выполняют задания, приводят доказательства

Познавательные  УУД:

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

2

Мотивационный этап. Целеполагание

5

Эвристическая беседа с использованием географической карты (сл. 7), подводящая к формулировке темы и первичной цели урока

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:

- развитие логического мышления

3

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

20

1)Учитель предлагает вспомнить, что известно учащимся о материках, о материке Евразия

2)Работа с текстом &29 по выполнению заданий презентации (сл.8-9): Части света материка Евразии.

3)Предлагает выполнить задание: Угадать по описанию, о каком организме идет речь; продолжить работу по предложенным отрывкам по группам (см. Приложение)

1)Извлекают из долговременной памяти полученные знания, используя информацию полученную на уроках географии и окружающего мира

2)Выполняют задания, используя текст &29

3)Отвечают, аргументируют ответ, анализируют тексты

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4

Рефлексия

5

Зачитывает отрывок текста и предлагает выразить его основную идею

Анализируют отрывок и приходят к выводу о необходимости охраны живой природы

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с дополнительным материалом

Личностные УУД: формирование осознания бережного отношения к природе

5

Подведение итогов урока, домашнее задание

5

Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке, выразить свое отношение к уроку с помощью сл.15.

Задает домашнее задание: &29, подобрать тексты и стихи о живых организмах

Производят самооценку и выражают свое отношение к уроку

Личностные УУД:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Литература:

  1. Учебник: А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский  «Биология. Введение в биологию. 5 класс. Линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
  2. Рабочая программа: Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского  «Биология. Введение в биологию. 5 класс. Линия «Ракурс»/ авт. – сост.: С.Н. Новикова, Н.И. Романова. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
  3. Методические рекомендации: А.В. Марина.  Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского  «Биология. Введение в биологию. 5 класс. Линия «Ракурс» - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по материкам. Евразия. Выполнила учитель биологии Федотова Г.В.

Слайд 2

Индийская мудрость: Человек стоит перед жизнью, как перед безграничным океаном, но в руках у него только чайная ложка

Слайд 3

Выбрать организмы, обитающие в определенном сообществе океана Камбала, Акула, Кальмар, Многоклеточные зеленые водоросли, Планктон, Морские звезды, Португальский кораблик, Красные водоросли, Медузы, Одноклеточные зеленые водоросли, Тунец Одноклеточные водоросли – планктон – португальский кораблик – бактерии Красные водоросли – моллюски – крабы – бактерии Многоклеточные зеленые водоросли – сардины – акула – бактерии

Слайд 4

Выбрать животное, обитающее в определенном сообществе океана. Выбор доказать.

Слайд 5

Выбрать правильные предложения Мировой океан занимает ¾ поверхности Земли. Воды Мирового океана заселены равномерно. В Мировом океане животных обнаружено больше, чем растений. Наибольшее количество организмов встречается только у поверхности воды. В глубоководном сообществе нет жизни. Мировой океан играет огромное значение для нашей планеты.

Слайд 6

Глубоководные животные Рыба-дьявол Рыба-удильщик

Слайд 7

Суша Земли

Слайд 8

Какая часть света ?

Слайд 9

Выбрать по рисункам организмы, соответствующие части света

Слайд 10

Растений и животных в стране очень много. Рассмотрим некоторые из них. В переводе на русский язык называется «основа питания человека Родиной культуры является Китай

Слайд 11

Чей это детеныш ?

Слайд 12

Растений и животных в стране очень много. Рассмотрим некоторые из них. Основной рацион этих животных состоит из молодых побегов бамбука. Да и название животного с китайского переводится как «пожиратель бамбука». Хотя ученые не знают, почему эти животные необычного цвета , некоторые предполагают, что такая окраска обеспечивает эффективный камуфляж в их скалистой среде, покрытой круглыми пятнами снега.

Слайд 13

Развитие панды

Слайд 14

Растений и животных в стране очень много. Рассмотрим некоторые из них. Животное предпочитает питаться полевками Прыжок может достигать 4м в длину Кисточки на ушах придают своеобразие животному

Слайд 15

Выразите свои чувства от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

Технологическая карта урока по природоведению "Природа и жизнь на разных материках"

Этот материал поможет подготовить урок по природоведению в формате ФГОС...

Технологическая карта урока "Африка - материк коротких теней"

Данный урок НЕОБХОДИМО проводить с использованием интерактивной доски СМАРТ...

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА.»...