календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Самородова Лидия Алексеевна

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 368 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_10_kl.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

э

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

по программе В. В. Пасечника

по рабочей программе

Лабораторных и практических работ по программе В. В. Пасечника

Лабораторных и практических работ по рабочей программе

1. Биология как наука. Методы научного познания

4

2

2. Клетка

10

10

2.1 Методы цитологии. Клеточная теория

1

1

2.2 Химический состав клетки

4

4

2.3 Строение клетки

3

3

Л. р. № 1, № 2, № 3

Л. р. № 1, № 2, № 3

2.4 Реализация наследственной информации

1

1

2.5  Вирусы

1

1

3. Организм

19

20

3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

1

3.2 Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов

2

2

3.3 Размножение

4

5

3.4 Индивидуальное развитие организма

2

2

Л. р.  № 4

Л. Р. № 4

3.5 Наследственность и изменчивость

7

8

П. р.  №  1,№ 2, № 3

П. р.  №  1,№ 2, № 3

3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

3

3

П. р. № 4

П. р. № 4

 Резервное время

2

-

Итого

35

35

Лабораторное оборудование

Модель молекулы ДНК,  микроскопы, микропрепараты, таблицы и схемы.


Календарно – тематическое планирование по биологии 10 класс

п/п

Название раздела, темы урока,

тип урока

Планируемые результаты

Практические и лабораторныеработы

Формы и

средства

контроля

ИКТ

Подго-товка к ЕГЭ

Д/З

Дата по плану

Дата факт.

РАЗДЕЛ 1  Биология как наука. Методы научного познания (2 часа)

ТЕМА 1.1  Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (1 час)

1.

(1)

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

---------------------------------

 Вводный урок

Демонстрация: Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Схема биологических наук», «Биологические системы»

Знать  о вкладе выдающихся ученых в развитие биологической науки. Методы исследования в биологии.

Демонстрации: портреты ученых, схемы «Связь биологии с другими науками», «Схема биологических наук»

Виртуальн.школа К. и М. Урок1

1.1

§ 1, 2

ТЕМА 1.2  Сущность жизни свойства живого. Уровни организации живой материи (1 часа)

2.

(2)

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

---------------------------------

Повторение и обобщение знаний

Демонстрация: «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Знать основные свойства живого и уровни организации живой материи.

Демонстрации: схемы «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы». Виртуальн.школа К. и М. Урок1

1.2

 §3, 4

РАЗДЕЛ 2   Клетка   (11 часов)

ТЕМА 2.1  Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

3

(1)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Методы цитологии.

--------------------------

комбинрованный

Знать основные

положения клеточной

теории и методы

 цитологии,  роль

 клеточной теории

 в формировании

естественнонаучной

картины мира.

§ 5

ТЕМА 2.2  Химический состав клетки (4 часов)

4

(1)

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

---------------------------------

Комбинированный

Знать Химический

состав клетки.

Неорганические вещества клетки,  их

биологическое

 значение.

Тестовый контроль «Биология как наука. Методы научного познания»

Виртуальн.школа К. и М. Урок2

2.1, 2.3

§6,7, 8

5

(2)

Органические вещества клетки.  Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки.

---------------------------------

Урок изучения и первичного закрепления знаний 

Знать роль углеводов и липидов в жизнедеятельности клетки

тестирование

Виртуальн.школа К. и М. Урок2

2.3

§9, 10

6

(3)

Строение и функции белков

---------------------------------

Комбинированный

Знать строение и функции белков

тестирование

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка». Виртуальн.школа К. и М. Урок3

2.3

§ 11

7

(4)

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.  АТФ и другие органические соединения клетки

--------------------------------- 

Комбинированный.

Знать строение, типы и функции нуклеиновых кислот в клетке.

тесты

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК» Виртуальн.школа К. и М. Урок3

2.3

§ 12, 13

ТЕМА 2.3  Строение клетки ( 3часа)

8

(1)

Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

---------------------------------

Комбинированный.

Знать особенности

строения и

функционирования

органоидов клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов

Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

(цифровой микроскоп)

Тестовый контроль «Химический состав клетки»

Виртуальн.школа К. и М. Урок4

2.2

2.3

2.4

§ 14, 15

9

(2)

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточный центр. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

---------------------------------

Комбинированный.

Знать особенности

строения и

функционирования

органоидов клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов

Лабораторная работа №2  «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

(цифровой микроскоп)

Виртуальн.школа К. и М. Урок6

2.3

§16, 17

10

(3)

Прокариотическая клетка.

Сходства и различия в строении клеток растений и животных

---------------------------------

Урок обобщения

Знать особенности

строения

прокариотической

клетки, называть части клеток прокариот

Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных»

(цифровой микроскоп)

» Виртуальн.школа К. и М. Урок7,8

2.2, 2.4

§ 18,19

ТЕМА 2.4  Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

11

(1)

Р/К  ДНК – носитель наследственной информации. Синтез белков в клетке.

---------------------------------

Комбинированный.

Знать  наследственную информацию в клетке. Синтез белков в клетке

тестирование

Работа с КИМами

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК»,  «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК». Виртуальн.школа К. и М. Урок5

2.3

 §26, 27

ТЕМА 2.5   Вирусы ( 1 + 1 час )

12

(1).

Р/К   Вирусы

-------------------------------

Комбинированный.

Знать особенности строения, размножения и жизнедеятельности вирусов.

Характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку .

тестирование

Демонстрация:табл. « Строение вируса»,

Виртуальн.школа К. и М. Урок8

3.1

§20

13

(2)

Контрольная работа № 1  по теме «Клетка»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Организм – единое целое.РАЗДЕЛ 3   Организмы ( 20 часов)

ТЕМА 3.1  Организм-единое целое. Многообразие живых организмов ( 1 час )

14.

(1)

Р/К   Организм – единое целое.

Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

---------------------------------

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Тестовый контроль «Строение и функции клетки»

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов» Виртуальн.школа К. и М. Урок9

2.5

Запись в тетради

ТЕМА 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов ( 2 часа )

15.

(1)

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке

--------------------------------

Комбинированный

Знать   основные этапы

энергетического

обмена  в клетке.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» Виртуальн.школа К. и М. Урок10

2.5

§21,22

16.

(2)

Особенности обмена веществ у растений  и бактерий.

---------------------------------

Комбинированный

Знать Характеристику фотосинтеза, его этапов, особенности хемосинтеза

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Фотосинтез» Виртуальн.школа К. и М. Урок10

2.5

§23,24,

25

ТЕМА 3.3  Размножение ( 4 + 1 часа )

17.

(1)

Деление клетки – основа роста, развития и размножение организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.

---------------------------------

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать жизненный цикл клетки, фазы митоза и мейоза

Тестовый контроль «Обмен веществ и превращение энергии»

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Деление клетки (митоз, мейоз) Виртуальн.школа К. и М. Урок11

2.7

§28, 29

18.

(2)

Деление клетки – основа роста, развития и размножение. Мейоз

---------------------------------

Комбинированный

Знать жизненный цикл клетки, фазы митоза и мейоза

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Деление клетки (митоз, мейоз) Виртуальн.школа К. и М. Урок11

§30

19.

(3)

Размножение -  свойство организмов Бесполое размножение.

---------------------------------

Комбинированный

Знать способы

размножения

организмов,

характеризовать

бесполое размножение

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Способы бесполого размножения» Виртуальн.школа К. и М. Урок12

3.2

§31

20.

(4)

Половое размножение организмов.

---------------------------------

Комбинированный

Знать сущность

полового размножения,

оплодотворения, их

значение. Фазы мейоза,

Раскрывать

биологическое

значение мейоза

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Половые клетки» Виртуальн.школа К. и М. Урок12

3.2

§32,33

21.

(5)

Оплодотворение и его значение Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

---------------------------------

Комбинированный

Тестовый контроль «Размножение»

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Оплодотворение у растений и животных» Виртуальн.школа К. и М. Урок13

3.2

 §34

ТЕМА 3.4  Индивидуальное развитие организма ( онтогенез ) ( 2 часа )

22.

(1)

Индивидуальное развитие организма  (онтогенез). Эмбриональный период развития

---------------------------------

Комбинированный

Объяснять процесс

развития живых

организмов как

результат реализации

наследственной

информации. Называть периоды онтогенеза, описывать процесс эмбриогенеза, сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения

Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Индивидуальное развитие организма» Виртуальн.школа К. и М. Урок13

3.3

§35, 36

23.

(2)

Постэмбриональный период развития животных. Общие закономерности онтогенеза. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

---------------------------------

Комбинированный

Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Индивидуальное развитие организма» Виртуальн.школа К. и М. Урок13

3.3

§37, конспект

ТЕМА 3.5 Наследственность и изменчивость ( 7 часов )

24.

(1)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика

---------------------------------

Комбинированный урок

Знать сущность закономерностей

наследования,

установленные

Г.Менделем. Объяснять значение гибридологического метода изучения наследственности

Тестовый контроль «Размножение и развитие организмов»

Виртуальн.школа К. и М. Урок14

3.4

§38, конспект

25.

(2)

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. I и II законы Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание.

---------------------------------

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать характеристику

 законов  Менделя.

Знать и уметь

применять основные понятия

 генетики, решать

генетические задачи

Практическая работа № 1 «Составление простейших схем скрещивания»

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:  «Моногибридное скрещивание»,  «Неполное доминирование» Виртуальн.школа К. и М. Урок14

3.5

 §39, 40

26.

(3)

Дигибридное скрещивание.

III закон Г.Менделя.

--------------------------------

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Сущность

дигибридного

скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схемы дигибридного скрещивания, анализировать их.

Уметь решать задачи по теме.

Практическая работа№2    «Решение элементарных генетических задач»

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:  «Дигибридное скрещивание»

Виртуальн.школа К. и М. Урок14

3.5

 §41

27.

(4)

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

 --------------------------------

Урок изучения и первичного закрепления

Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом.

Демонстрация: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:  «Перекрест хромосом», «Сцепленное наследование». Виртуальн.школа К. и М. Урок15

3.5

§ 42, 43, 44

28.

(5)

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Современные представления о гене и геноме.

Взаимодействие генотипа и среды. Ненаследственная (модификационная) изменчивость.

Комбинированный урок

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Современные представления о гене и геноме.

Характеризовать проявление модификационной изменчивости

Тестовый контроль «Основы генетики»

Виртуальн.школа К. и М. Урок15

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:  «Модификационная изменчивость»

3.5

3.7

§45, 46

29.

(6)

Основные закономерности изменчивости.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

---------------------------------

Комбинированный урок

Называть и определять различные виды изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.

Знать сущность

мутационной

изменчивости, выявлять

причины мутаций

Практическая работа№3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:     «Мутации» Виртуальн.школа К. и М. Урок15

 

3.6

§ 47, 48

30.

(7)

Р/К  Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека.

---------------------------------

Комбинированный урок

Называть основные причины наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики, объяснять опасность близкородственных браков. Объяснять влияние мутагенов на здоровье человека,  

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:  «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность»  

3.7

§49, 50, 51

ТЕМА 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология ( 3 часа )

31.

(1)

Р/К Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать центры

многообразия и

происхождения

культурных растений,

уметь объяснять закон

гомологических рядов

наследственной

изменчивости

Тестовый контроль «Закономерности наследственности и изменчивости»

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:  Центры многообразия и происхождения культурных растений»,  «Гибридизация», «Искусственный отбор»

3.8

§64, 65

28.04

32.

(2)

Р/К  Биотехнология, ее достижения, перспективы развития

---------------------------------

Комбинированный урок

Называть

основные методы

селекции растений,

животных и

микроорганизмов, понятие и сущность биотехнологии

Демонстрации:  Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ:   «Исследования в области биотехнологии»

3.8

§66, 67, сообщения

33

(3)

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии

-----------------------------

Комбинированный урок

Называть

основные методы

селекции растений,

животных и

микроорганизмов, понятие и сущность биотехнологии

Практическая  работа№4  «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

3.8

 §68

34

Контрольная работа № 2  по теме «Организм»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

35

Резерв – 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...