План конспект урока "Чарльз Дарвин и происхождение видов" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ненаживина Ольга Ивановна

План конспект урока "Чарльз Дарвин и происхождение видов". Биология 7 класс к учебнику Сонин Н.И., Захаров В.Б. "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения", линейный курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ч. Дарвин и происхождение видов.

ФИО (полностью)

Ненаживина Ольга Ивановна

Место работы

МБОУ ООШ с.Березовка

Должность

Учитель

Предмет

Биология

Класс

7 класс

Тема и номер урока в теме

Урок 2 Ч. Дарвин и происхождение видов.

Базовый учебник

Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения», 7 класс, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, издательство «Дрофа»,2014 год. УМК «Живой организм», линейный курс.

8.Цель  урока: Организовать деятельность учащихся по изучению учения Ч.Дарвина о  основных движущих силах эволюции.

9. Задачи:

- обучающие: Способствовать осознанию учащимися основного фактического материала, раскрыть понятия об наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как основных движущих силах эволюции.

-развивающие: Развитие умений учащихся  находить нужную информацию в разных источниках: текстовых и иллюстративных.

Продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы.

-воспитательные: Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности,

10.Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный,

11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, с доступом в Интернет, проектор или интерактивная доска.

12.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке.

II. Повторение пройденного

Проверка домашнего задания по теме «От клетки до биосферы. Уровни организации живого»

Задание: 1.Назовите уровни организации жизни и расположите их в порядке возрастания.(у доски)

2.Что называют биосферой?

 3.Почему биосфера является глобальной экосистемой?

III. Актуализация знаний.

Как вы думаете, могут ли исчезать и появляться новые виды организмов? Почему?

Ответ подтвердите примерами.  

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни?

Учащиеся основываясь на собственный опыт, выдвигают гипотезы.

IV.Целеполагание и формулировка темы урока.

200 лет назад на свет появился человек, которому предстояло найти причины удивительного многообразия форм жизни, тем самым он кардинально изменил наш взгляд на мир и наше место в нем. Этого человека звали Ч. Дарвин.

Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему урока в тетрадь)(слайд 1)

Далее идет рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации

V. Изучение нового материала.

Краткая биография Ч.Дарвина. (слайд 2)

Чарльз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809г в Англии, в семье врача. С 10 лет Ч. Дарвин начинает учиться в гимназии. Уже тогда, будучи ребёнком, он увлекается естественными науками, собирает гербарии, коллекции минералов и насекомых.

После гимназии Ч. Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где собирается стать медиком. Однако, проучившись всего 2 курса обучения, он забрасывает университет и поступает в Кембриджский христианский колледж, где занимается изучением теологии (учение о Боге).

Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836гг).) За это время он побывал во многих точках земного шара и собрал богатейшие ботанические, зоологические и геологические коллекции. )

О том, в чем же причина большого многообразия живых организмов и их удивительная способность приспосабливаться к условиям среды, Ч. Дарвин объяснил в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора», где изложил основные положения его эволюционного учения.

(демонстрация книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»)

Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал -  наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор 

(слайд 3) (запись в тетрадь)

1) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.

Ребята, как вы думаете, что такое наследственность?

Предполагаемые ответы: Способность родителей передавать свои признаки потомству.

Совершенно верно! Вот почему мы очень похожи на своих родителей.

А что такое изменчивость?

 Предполагаемые ответы: Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.

Правильно! Благодаря изменчивости, мы, хоть и похожи на своих родителей, но не являемся их абсолютно точной копией.

Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма.

(запись в тетрадь)

 Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить  друг от друга особей одного вида.(слайд 4) Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

2) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные.

Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды.

(запись в тетрадь)(слайд 5)

Ч. Дарвин выделял несколько форм борьбы за существования:

1. внутривидовая борьба – взаимоотношения между особями одного вида. Эта борьба носит наиболее острый характер. (слайд 9)

2. межвидовая борьба – взаимоотношения между особями разных видов. (слайд 10)

3. борьба с неблагоприятными условиями.(слайд 11)

 

Просмотр слайд шоу «Борьба за существование»http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000460-1000-4ddd-5937-3c0046bc4318/?from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=teacher&class=51&subject=29

3) В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор – процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи, с полезными в данных условиях признаками.

(запись в тетрадь) .(слайд 6)

В результате борьбы за существования и естественного отбора виды живых  организмов изменяются, приспосабливаются к разнообразным условиям среды. Они приобретают все новые и новые признаки, образуя, таким образом, многообразие живой природы. Ч. Дарвин это хорошо доказал в своей эволюционной теории. .(слайд 12)

VI. Закрепление изученного материала.

  Фронтальный опрос.

1. Что является наследственностью?

2. Что является изменчивостью?

3. Какие формы изменчивости известны?

4. Что такое борьба за существование?

5. Что такое естественный отбор?

6.Какую роль сыграло учение Дарвина для развития науки?

VII. Информация о домашнем задании, выставление оценок.

1. Учебник – с 9-12 прочитать (1 уровень)

2. Выучить термины в тетради и подготовиться к биологическому диктанту.

3. Подготовить сообщение о разных породах собак, выведенных путем искусственного отбора, сортах растений (по выбору)(2 уровень)

  1. Рефлексия. Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя смайлики

13. Список литературы.

1. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения», 7 класс, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, издательство «Дрофа»,2014 год. УМК «Живой организм»

2. Биологии. 7 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс" – М: Дрофа, 2010. – 446с.

 14.    Интернет-ресурсы.

1. http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?

Конспект урока:УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классовпод редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой. Unit 1. Families and friends: are we happy together?Section 3. Is it easy to live apart f...

План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Section 3. Is it easy to live apart from the family?

План-конспект урока английского языка в 9 классе, УМК «Enjoy English» для учащихся 9 классов под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, Unit 1. Families and friends: are we happy together? Secti...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...