Рабочая программа по биологии 6 класс 2016-2017
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Бабаева Жанна Михайловна

методическая разработка к учебнику Понамарева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 6 класс разработана на основе нормативных документов:1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. От 23.07.2013 об образовании в Российской Федерации. 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 .Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования ред. Пр.1644 от 29.12.2014, приказ №1577 от 31.12.2015.№. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010.  Образовательная программа составленана основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и наукиРоссийской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко"Биология 6 класс"  /М., "Вентана-Граф", 2014г./и рассчитана на 35 часа, 1 час в неделю. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

                                                                             

Планируемые результаты освоения курса

По окончанию 6 класса обучающийся научится:

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание учебного курса

Наука о растениях - ботаника ( 4ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Органы цветковых растений. ( 8ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа№ 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа№ 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений.( 7ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и  оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».

Многообразие и развитие растительного мира.( 10 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.  Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Природные сообщества. (5 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».

                                                                                                        тематическое планирование

№ уч. нед.

Последовательность уроков в теме(1 цифра-урок в году, 2 цифра – урок в разделе)

Планируемые результаты

Основные виды деятельности учащихся

дата

Предметные

Метапредметные

Раздел 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч.)

1

1(1).Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

 знать:

формы растений, значение растений, основные органы растений

уметь:

давать определения ботаника , находить органы у растения, определять их функцию

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения.

Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о растениях.

Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком.

2

2(2).Многообразие жизненных форм растений.

знать:

основные экологические факторы и их влияние на растения

уметь:

определять растения разных экологических зон

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

3

3(3).Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

знать:

строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки.

уметь:

 определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;работать с лупой и микроскопом;готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Находить отличительные признаки растительной клетки.

4

4(4).Ткани растений.

знать:

характерные признаки различных растительных тканей

уметь:

распознавать различные виды тканей.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы;

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Давать определение ткани.

Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Объяснять значение покровных тканей в жизни растения.

Характеризовать особенности строения и функции основной ткани.

Раздел 2. Органы растений (8 ч)

5

5(1).Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

знать:

части корня, их функции

уметь:

находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

6

6(2).Условия прорастания семян

знать:

роль воды и воздуха в прорастании семян; значение запасных питательных веществ.

уметь:

объяснять зависимость прорастания семян

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.

7

7(3).Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

знать:

части корня, их функции

уметь:

находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня.

8

8(4).Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

знать:

части побега, их строение и функции

уметь:

находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

9

9(5).Лист, его строение и значение.

знать:

части листа, типы листьев

уметь:

показывать их, называть

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения.

Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.

Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием.

10

10(6).Стебель , его строение и значение.

 Лабораторная работа №4 "Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

знать:

части стебля, их строение и функции

уметь:

находить их, называть и объяснять их значение

Фиксировать результаты исследований.

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев у растений.

11

11(7).Цветок, его строение и значение.

знать:

части цветка, их строение и функции

уметь:

находить их, называть и объяснять их значение, распознавать генеративные и вегетативные части цветка

Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

12

12(8).Плод. Разнообразие и значение плодов.

знать:

части плода, их строение и функции, типы плодов

уметь:

называть и объяснять их значение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.

Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

13

13(1).Минеральное питание растений и значение воды.

знать:

особенности корневого питания, элементы, необходимые растению, пути продвижения веществ внутри растения

уметь:

объяснять действие элементов питания на растение

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп.

14

14(2).Воздушное питание растений - фотосинтез.

знать:

этапы фотосинтеза, вещества и условия, необходимые для этого процесса

уметь:

давать определение фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза

Обосновывать космическую роль зеленых растений

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете.

15

(декабрь)

15(3).Дыхание и обмен веществ у растений.

знать:

отличия фотосинтеза и дыхания

уметь:

объяснять суть дыхания и его значение

Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Определять сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

16

16(4).Контрольная работа № 1

знать:

пройденный материал за первое полугодие.

Систематизировать и обобщать материал

Обобщать и систематизировать знания за полугодие.

Отвечать на итоговые вопросы тем. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

17

17(5).Размножение и оплодотворение растений.

знать:

способы бесполого и полового размножения

уметь:

приводить примеры, сравнивать половое и бесполое размножение у растений

Доказывать обоснованность определения "двойное оплодотворение" применительно к цветковым растениям

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

18

18(6).Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа №5

" Черенкование комнатных растений"

знать:

типы размножения, их отличия и значение, термины и их значение

уметь:

объяснять этапы полового размножения растений, значение вегетативного размножения, отличать половое и вегетативное размножение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.

Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

19

19(7).Рост и развитие растений.

знать:

этапы развития растения, условия прорастания семян

уметь:

объяснять причины периодичности роста растений

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения,роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.

Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развитиярастений от условий среды.

Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

20

20(1). Систематика растений, ее значение для ботаники.

знать:

таксоны растений, последовательность соподчинения таксонов, семейства и признаки семейств

уметь:

располагать их по порядку, объяснять смысл классификации растений, распределять семейства по классам и семействам

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

21

21(2).Водоросли, их многообразие в природе.

знать:

строение водорослей, типы их размножения, их значение, понятие

Цикл развития

уметь: распознавать части водорослей и объяснять их функции, перечислять этапы их развития

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей.

Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и для человека.

22

22(3).Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

знать:

строение мхов, типы их размножения, их значение, понятие

Цикл развития

уметь: распознавать части мхов и папоротников и объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».

Сравнивать представителей различных группрастений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.

Распознавать представителей моховидных нарисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Характеризовать признаки принадлежности

моховидных к высшим споровым растениям.

Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

23

23(4).Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

знать:

строение и размножение папоротников ,плаунов, хвощей

уметь:

объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека

Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия.

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

24

24(5).Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

знать:

строение голосеменных, их размножение, их значение

уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества.

Объяснять процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России.

25

25(6).Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

знать:

строение покрытосеменных, их размножение, их значение

уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять причины господства на планете

Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных.

Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений.

26

26(7).Семейства класса Двудольные.

знать:

основные признаки класса, отличительные признаки семейств

уметь: распознавать представителей семейств.

Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры.

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств класса.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека.

27

27(8).Семейства класса Однодольные

знать:

основные признаки класса, отличительные признаки семейств

уметь: распознавать представителей семейств.

Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений

Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов.

28

28(9).Историческое развитие растительного мира.

знать:

этапы развития растений, особенности разных групп растений, причины эволюции

уметь:

давать определение эволюции, естественного отбора, борьбы за существование, объяснять причины возникновения приспособлений у растений

Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

29

29(10).Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

знать:

группы культурных растений, центры их возникновения

уметь:

давать определение селекции и сорта, объяснять суть искусственного отбора, его отличие от естественного

История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.

Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света.

История и центры их появления.

Значение растений в жизни человека.

Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару.

Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.).

Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России.

Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя.

Характеризовать значение растений в жизни человека.

Раздел 5.Природные сообщества(5 ч)

30

30(1).Понятие о природном сообществе -  биогеоценозе и экосистеме.

знать:

части биогеоценоза, их функции, основные биотопы планеты

уметь:

давать определения биогеоценоза, экосистемы, распределять растения по биотопам и объяснять их приспособленность к условиям местообитаний

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России.

31

31(2).Экскурсия

знать:

растения на изучаемой территории,

 уметь: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

 «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.

32

32(3).Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

знать:

особенности расположения растений в лесных сообществах, экологические группы растений, отличия агроценоза

уметь:

объяснять причины ярусности, развития экосистем

Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции.

33

33(4).Смена природных сообществ и ее причины.

знать:

причины смены природных сообществ

уметь:

объяснять причины неустойчивости агроценозов и природных сообществ

Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутреннимипричинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов.

Аргументировать необходимость бережногоотношения к природным сообществам.

34

35

34(5).Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса.

Итоговое обобщение

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса.

Выявление уровня сформированностиосновных видов

учебной деятельности. Обсуждение заданий

на лето.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.

Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.

Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа для 5 класса история на 2016-2017 уч год...

Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа математика 1 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа математика 1 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа для 4 класса 2016-2017 уч.г.

Тема, уроки,требования,удд...

рабочая программа 1-4 класс 2016-2017 уч. год

Рабочая  программа по физической культуре для учащихся 1 – 4 4 классов на 2016 – 2017 учебный год I.            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИ...