Характеристика особенностей семейства Розоцветные.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Лейман Надежда Михайловна

Лабораторная работа №10 «Строение шиповника»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

Разработчик: Лейман Н.М., учитель биологии и химии МБОУ Быстрянской СОШ №15, д. Быстрая

Тема урока. Характеристика особенностей семейства Розоцветные.

Лабораторная работа №10 «Строение шиповника»

Учебник: Захаров В.Б. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.- 10-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 246, [2]с. :ил.

Цели:

  1. Образовательно-развивающая:
  1.  Усвоить новые понятия: формула цветка, плод многоорешек, плод многокостянка.
  2.   Применять опорные понятия: систематика, классификация растений, Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, Класс Двудольные, Класс Однодольные, строение цветка (формула цветка), корневые системы (стержневая, мочковатая), плоды (сухие, сочные), жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы).
  3.   Выявлять признаки семейства Розоцветные, многообразие видов.
  1. Воспитательная:
  1.  Формировать диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий «причина-следствие».
  2.  Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся в отношениях: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
  3.  Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности, убежденность в необходимости прочных знаний.
  4. Воспитывать уважительное отношение к своему труду и здоровью.

Оборудование:  электронная презентация  «D:\Надя\открытый урок биологии. Лейман Н.М. 2013г\Презентация к Уроку семейство Розоцветные ....ppt урок Семейство Розоцветные.ppt»,  проектор,  таблица «Строение цветка»,  натуральные сочные и сухие плоды (огурец, яблоко, грецкий орех, боб гороха,  шиповник),   шишки сосны, ели, кедра,  карточки с заданиями,  гербарии  растений разных семейств, жетоны.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, индивидуальная работа, простая кооперация, работа с учебным текстом и дополнительным материалом,  лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-практический. Использование слайдов презентации позволяет концентрировать внимание учащихся на наиболее важных моментах содержания материала.

Принципы обучения: научность, доступность, связь с жизнью и практикой, межпредметная связь, систематичность  и последовательность.

Заявка на оценку: «Талант» - 23 и более баллов

«5» -20 -22 баллов

«4» - 13-19 баллов

«3» - 10-12 баллов  [слайд 1]

Прогнозируемый результат:

  • ученик должен уметь: называть общие признаки растений семейства Розоцветные, класса Двудольные растения;
  • приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
  • характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
  • обосновывать влияние деятельности человека на многообразие видов Розоцветных растений, последствия этой деятельности;
  • распознавать растения семейства Розоцветные;
  • сравнить различные представители данного семейства.

Ход урока

I.Мотивационно - ориентировочный этап (актуализация прежних знаний)

 Приветствие. 1. Повторение правил ТБ при выполнении лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

2. Работа по карточкам.

Карточка №1. Классификация цветковых растений (5 баллов).

Карточка №2. Рассказать о строении цветка (5 баллов).

Карточка №3. Признаки классов Однодольные и Двудольные (5 баллов).

Карточка №4. Используя гербарные растения, определить 2 семейства из класса Однодольные и 5 семейств из класса Двудольные  (5 баллов).

Карточка №5. Распределить плоды растений (сочные и сухие). Какие лишние? Почему? (5 баллов) [слайд 2]

Оцениваются ответы (самооценка и оценка одноклассников).

II.Операционально-исполнительский этап (формирование новых понятий и способов действия)

Зачитываю загадки, ребята отгадывают, проверяем на слайде 3:

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (
Роза)

 Подумайте, к какому семейству относится это растение?   Тема урока записывается на доске и в тетради  [слайд 4]

Тема урока. Характеристика особенностей семейства Розоцветные

Ребята проговаривают Цель урока. Особенности данного семейства рассмотрим на примере шиповник в ходе выполнения лабораторной работы.

Выполняем Лабораторную работу №10 [слайд 5], используя Инструктивную карточку. Записываем в тетрадь.

Лабораторная работа №10

Тема. Строение шиповника

Цель:_____________________________________

Оборудование: плоды шиповника, гербарий розоцветных, таблица  «Сем. Розоцветных. Шиповник коричный», учебник с.77, дополнительный материал.

Ход работы

1. Классификация шиповника: [слайд 6]

Царство: Растения

Отдел: Покрытосеменные (Цветковые) растения

Класс: Двудольные

Семейство: Розоцветные (Розовые)

Род: Шиповник

Вид: Шиповник коричный

2. Формула цветка: Ч__Л___Т___П___  [слайд 7]

3. Соцветие:

4. Плод:

(Рассмотрите «плод» шиповника. Это ложный плод, который образован из разросшегося цветоложа. Рассмотрите внутреннее строение ложного плода. Найдите настоящие плоды-белые орешки. Они образовались из завязей пестика. Обратите внимание на засохшие рыльца и столбики.)

5. Строение листа:

Вывод. У шиповника  цветок имеет______________ околоцветник, чашечка состоит из_________ свободных чашелистиков, венчик состоит из_________ свободных лепестков, тычинок_______ , пестиков_____ . Эти признаки  цветка характерны для семейства__________ .

Дополнительный материал. Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.

  • травянистые: земляника, гравилат, лапчатка
  • полукустарники: малина, ежевика
  • кустарники: калина, шиповник, вишня
  • деревья: яблоня, груша, абрикос, слива

Все они имеют признаки одного семейства.

- У них корневая система стержневого типа - стебель прямостоячий или ползучий.

- Лист простой (цельный) или сложный (тройчатый или непарноперистый)

- Листорасположение - очередное или супротивное, часто с прилистниками

- Цветок – обоеполый с двойным околоцветником, чашелистиков 5 (причем они разной формы, поэтому цветок ассиметричный), лепестков 5, но может быть и много, тычинок тоже5 или много, пестик 1,5 или много. Опыляют их насекомые

  • цветы могут быть одиночные или собраны в соцветия - кисть, щиток.
  • а еще у них самые разные плоды: многоорешек, ягода, семянка, костянка или яблоко.

III. Рефлексивно-оценочный этап (закрепление умений и навыков) 

Задание 1. Определите род растений семейства Розоцветные  (8 баллов)

[слайд  8]

Вид

Род

1. Земляника лесная

1.

2. Лапчатка прямостоячая

2.

3. Манжетка обыкновенная

3.

4. Малина обыкновенная

4.

5. Шиповник коричный

5.

6. Яблоня лесная

6.

7. Яблоня маньчжурская

7.

8. Ежевика обыкновенная

8.

Проверяем задание 1. Определите род растений семейства Розоцветные

  (8 баллов) [слайд 9]

Вид

Род

1. Земляника лесная

1. Земляника

2. Лапчатка прямостоячая

2. Лапчатка

3. Манжетка обыкновенная

3. Манжетка

4. Малина обыкновенная

4. Малина

5. Шиповник коричный

5. Шиповник

6. Яблоня лесная

6. Яблоня

7. Яблоня маньчжурская

7. Яблоня

8. Ежевика обыкновенная

8. Ежевика

Задание 2. Выпишите номера признаков розоцветных растений  (7 баллов) [слайд 10]

1. В цветке пестиков много или один.

2. В цветке много тычинок.

3. Венчик цветка состоит из четырёх свободных лепестков.

4. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.

5. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.

6. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

7. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

Проверяем задание 2. Выпишите номера признаков розоцветных растений

 (7 баллов) [слайд 11]

1. В цветке пестиков много или один.

2. В цветке много тычинок.

3. Венчик цветка состоит из четырёх свободных лепестков.

4. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.

5. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.

6. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

7. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

Индивидуальная работа, затем в парах. Самостоятельное оценивание выполненных заданий.

Подсчитав набранные жетончики за урок, каждый оценивает свою работу.

Домашнее задание [слайд 12]

Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:

  • составьте словарь понятий данного урока
  • подготовьте сообщение о любом виде семейства Розоцветные
  • составьте кроссворд «Особенности Розоцветных»
  • нарисуйте рисунки, иллюстрирующие данную тему.  Учебник с.76-79

Урок окончен. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заявка на оценку: «Талант» - 23 и более «5» - 20 -22 «4» - 13-19 «3» - 10-12

Слайд 2

Повторение правил ТБ при выполнении лабораторных работ, связанных с гербарным материалом. 2. Работа по карточкам. Карточка №1. Классификация цветковых растений (5 баллов). Карточка №2. Рассказать о строении цветка (5 баллов). Карточка №3.Признаки классов Однодольные и Двудольные (5 баллов). Карточка №4. Используя гербарные растения, определить 2 семейства из класса Однодольные и 5 семейств из класса Двудольные ( 5 баллов). Карточка №5. Распределить плоды растений (сочные и сухие). Какие лишние? Почему? (5 баллов).

Слайд 3

ЦАРИЦЕЙ ЦВЕТОВ Я ЗОВУСЬ, НА ВИД Я ПРЕКРАСНА, НЕЖНА. НО ТРОНЕШЬ МЕНЯ НЕВЗНАЧАЙ, ПОЧУВСТВУЕШЬ, КАК Я СИЛЬНА.

Слайд 4

Тема. Характеристика особенностей семейства Розоцветные

Слайд 5

Лабораторная работа №10 Тема. Строение шиповника Цель:______________ Оборудование: плоды шиповника, гербарий розоцветных, таблица «Сем. Розоцветных. Шиповник коричный», учебник с.77, дополнительный материал. Ход работы 1. Классификация шиповника: 2. Формула цветка: Ч__Л___Т___П___ 3. Соцветие: 4. Плод: 5. Строение листа: Вывод.

Слайд 6

Классификация шиповника: Царство: Растения Отдел: Покрытосеменные (Цветковые) растения Класс: Двудольные Семейство: Розоцветные (Розовые) Род: Шиповник Вид: Шиповник коричный

Слайд 7

2. ФОРМУЛА ЦВЕТКА СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫХ Ч5 Л5 Т∞ П∞ Ч5 Л5 Т∞ П1 или

Слайд 8

Задание 1. Определите род растений семейства Розоцветные (8 баллов) Вид 1. Земляника лесная 2. Лапчатка прямостоячая 3. Манжетка обыкновенная 4. Малина обыкновенная 5. Шиповник коричный 6. Яблоня лесная 7. Яблоня маньчжурская 8. Ежевика обыкновенная Род 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 9

Проверяем задание 1. Определите род растений семейства Розоцветные (8 баллов) Вид 1. Земляника лесная 2. Лапчатка прямостоячая 3. Манжетка обыкновенная 4. Малина обыкновенная 5. Шиповник коричный 6. Яблоня лесная 7. Яблоня маньчжурская 8. Ежевика обыкновенная Род 1. Земляника 2. Лапчатка 3. Манжетка 4. Малина 5. Шиповник 6. Яблоня 7. Яблоня 8. Ежевика

Слайд 10

Задание 2. Выпишите номера признаков розоцветных растений (7 баллов) 1. В цветке пестиков много или один. 2. В цветке много тычинок. 3. Венчик цветка состоит из четырёх свободных лепестков. 4. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы. 5. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков. 6. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 7. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

Слайд 11

Проверяем задание 2. Выпишите номера признаков розоцветных растений (7 баллов) 1. В цветке пестиков много или один. 2. В цветке много тычинок. 3. Венчик цветка состоит из четырёх свободных лепестков. 4. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы. 5. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков. 6. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. 7. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

Слайд 12

Домашнее задание ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ЗАДАНИЙ ТО, КОТОРОЕ ВЫ ЖЕЛАЕТЕ ВЫПОЛНИТЬ: составьте словарь понятий данного урока подготовьте сообщение о любом виде семейства Розоцветные составьте кроссворд «Особенности Розоцветных» нарисуйте рисунки , иллюстрирующие данную тему. Учебник с.76-78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 6 классе. Тема "Семейство Розоцветные"

Разработка содержит конспект урока и презентацию. Знакомство с представителями семейства Розоцветные....

Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ

Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства РОЗОЦВЕТНЫЕ ...

Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сф...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....