тематическое планирование 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Баланова Александра Викторовна

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

«Рассмотрено»
на заседании МО учителей

естественно-политехнического цикла
Протокол №__от _________
______________/Гаврилов П.Л.

«Согласовано»
заместитель директора по УВР
Мосина Л.В./_________
      
«__»____________20__г.

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ

Сушков А.И./_____________

Приказ №____

от «__»____20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
по «Биология» 5 класс 
предмет, класс  
 Балановой Александры Викторовны 
Ф.И.О. учителя 
на 2016 – 2017    учебный год

                                                   

                                                     

Разработана на основании программы

 общеобразовательных учреждений по

биологии, предметная линия

 учебников " СФЕРА".5-9классы:

 под редакцией Сухорукова Л.Н.,

 Кучменко В.С. -М.: Просвещение, 2011.

п. Новокулундинка
2016год

Содержание

                                                                                                                   стр.

1. Пояснительная записка                                                                                 3

2. Содержание программы                                                                                8                            

3. Календарно-тематический план                                                                 12

4. Критерии оценивания                                                                                   30

5. Ожидаемый результат                                                                                  31

6. Учебно-методический комплект                                                                32

7. Лист внесения изменений и дополнений в программу                          33

Пояснительная записка

рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

  • Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования
  • Авторской программы по биологии линии УМК «Биология-Сфера» (5-9 класс) для общеобразовательных учреждений, Авторы: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.: Просвещение, 2011.
  • Учебного плана школы 2016-2017 учебного года.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к

Программа рассчитана на преподавание в 5 классе по учебнику «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко.-М.:Просвещение, 2015 г. и предполагает проведение, как теоретических уроков, так и лабораторных работ. В процессе обучения предусматривается использование электронного пособия к учебнику, рабочей тетради-практикума и тетради-тренажѐра. Курс рассчитан на 35 часов (1 урок в неделю).

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. 

Цели образования для учащихся 5 классов:

1. Подготовка к предмету биология в старших классах.

2. Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.

3. Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала 5 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.

4. Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5. Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.

6. Формирование познавательной культуры учащихся.

Цели основного общего образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменения в социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развитие подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носители ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом к сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследование природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями; учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально - ценностному отношению к объектам живой природы.

Достижению результатов обучения способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию УУД. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через использование урочного тематического тестирования, выполнение индивидуальных творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, защиту проектов, написание сценариев игр и др., метапредметных результатов через анкетирование и наблюдение.

 Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения - 280, из них 35 (1 ч. в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч. в неделю) в 6 классе, по 70 (2ч. в неделю) в 7,8,9 классах. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при изучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрыть сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии. Согласно учебному плану ОУ в 2016-2017 г. на преподавание биологии в 5 классе отводится 35 часов.

Планируемые результаты обучения

(требования к уровню подготовки)

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5. Формирование личностных представлений о целостности природы.

6. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности.

7. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

8. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

9. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно- полезной деятельности.

10. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

11. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

12. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе

7. Овладение методами: наблюдение, описание.

8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем

9. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха. 

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

 Средства контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как:  промежуточный, текущий, тематический, итоговый контроль.

 Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты.  Для этого предусмотрены:

  1. Тетрадь-тренажер.
  2. Тетрадь-практикум.
  3. Тетрадь-экзаменатор.

Промежуточный

Контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) может быть проверена через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов.

Умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Текущий

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учѐтом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчѐта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.

 Содержание курса

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности; обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

дыхание. дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы, Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки:  ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли,  митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера

глобальная экосистема. КИ. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Экскурсии – 2 ч

Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края».

Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений родного края»

Лабораторные работы – 10 ч.

Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений».

Лабораторная работа № 5 «Строение клетки листа элодеи».

Лабораторная работа № 6 «Строение животной клетки».

Лабораторная работа № 7 «Строение покровной ткани растений».

Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений».

Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных».

Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервных тканей животных».

Контрольные работы- 2 ч.

Контрольное тестирование «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».

Контрольная работа итоговая (Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе.)


Календарно – тематическое планирование по биологии 5 класс

 

35 часов (1 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол –во часов

основное содержание

Характеристика деятельности

Требование к уровню подготовки( знать/уметь).

Критерии оценивания

Формы и методы обучения

Оборудование, основание

Календарно учебный график

Введение ( 3 часа)

Биология-наука о живых организмах

1

Предмет изучение биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, экология, анатомия, физиология.

Определять предмет изучения биологии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека.

Знать  значение биологии и организмов в жизни человека. Уметь  структурировать учебный материал, выделять в нём главное .Определять предмет изучения биологии умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам

Словесный, работа с книгой, фронтальный опрос, практический, формирование  новых знаний

Таблицы, схема, презентация по теме.

1  - я  неделя сентября

Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

1

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура Земли. Вода –основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного слоя Земли. Природное окружение.

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.

Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы.

Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.

Знать условия жизни организмов, основные оболочки Земли. Уметь описывать состав атмосферы, гидросферы, литосферы, особенности распространения в них организмов. Объяснять значение озонового экрана, сохранение стабильности параметров биосферы для жизни на Земле.

Фронтальная беседа, работа с текстом и иллюстрациям, конспектирование.

Таблицы, схема, презентация по теме.

2 - я  неделя сентября

Осенние явления в жизни растений родного края.

1

Экскурсия 1 «Осенние явления в жизни растений родного края».

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии "Осенние явления в жизни родного края". Работать  в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

 Знать называние древесных, кустарниковых листопадных, вечнозеленых растений родного края. Определять понятия по теме урока.   Уметь описывать основные изменения, происходящие у растений в осенний период.

Работа в паре. Работа с лабораторным оборудованием – практическая деятельность Задание 2 стр. 11

Таблицы, схема, презентация по теме.

3 - я  неделя сентября

                                                     Тема 1.   Разнообразие живых организмов. Среды жизни. ( 12 часов)

Признаки живых организмов. Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

 Разнообразие  живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, Их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств.

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Знать царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Уметь Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.Описывать роль представителей разных царств в биосфере.

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

4 - я  неделя сентября

Деление царств на группы.

1

Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности

ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».

Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов.  Сравнивать представителей разных групп растений и животных

Знать основные систематические группы растений и животных и иллюстрируют их примерами. Уметь определять понятия по теме урока. Описывать характерные особенности представителей отделов растений, типов животных и распознают их на таблицах, рисунках, фотографиях, другом демонстрационном материале.

Индивидуальный, лаб.р.

Таблицы, схема, презентация по теме.

5 - я  неделя сентября

Среда обитания. Экологические факторы.

1

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни

Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы.

Знать определение понятиям. Различать факторы среды. Называть факторы, влияющие на растения.

Распознавать и описывать среды жизни и их условия.

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

1 - я  неделя октября

Вода как среда жизни.

1

Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений).

Знать основные свойства водной среды, описывать приспособления к водной среде.

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

2 - я  неделя октября

Наземно-воздушная среда жизни.

1

Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно - воздушной среде.  Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги

Знать основные абиотические факторы. Понимать водный режим. Уметь сравнивать особенности водной и наземно-воздушной среды обитания. устанавливать взаимосвязь между особенностями строения животных и растений и условиями их обитания.

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

  3- я  неделя октября

Свет в жизни растений и животных.

1

Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения свет. Режим, Роль света в жизни организмов. Тропизмы.

приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.

Знать группы растений по отношению к свету. Сравнивать особенности строения разных групп. Уметь устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.

Комбинировнный, беседа, демонстрация, самостоятельная работа

Таблицы, схема, презентация по теме.

  4 я  неделя октября

Почва как среда жизни

1

Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. .Значение почв

анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв.

Знать структурные компоненты почвы, описывать особенности почвенной среды. Анализировать и сравнивать внешнее строение животных различных сред обитания.

Уметь  выявлять связь между урожайностью и плодородием почв

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

2-я  неделя ноября

Организменная среда жизни.

1

Организменная среда.

Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения

приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особенности организменной среды.

Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

Знать особенности организменной среды. Уметь использовать различные источники информации Анализировать и сравнивать внешнее строение животных различных сред обитания

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

3-я  неделя ноября

Сообщество живых организмов

1

Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики.

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

Знать жизненные формы растений и иллюстрировать их примерами. Распознавать жизненные формы растений. Объяснять необходимость ухода за культурными растениями. Показывать Взаимосвязь организмов в сообществе

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

4-я  неделя ноября

Роль  грибов и бактерий.

1

Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания.

Роль грибов и бактерий в пищевых цепях

Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Уметь показывать взаимосвязь животных и растений. Знать значение круговорота веществприводить примеры определять место грибов и бактерий.

 Их роль в круговороте веществ  

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

1-я  неделя декабря

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1

Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения.

Значение разных типов взаимоотношений

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Знать особенности конкурентных отношений. Приводить примеры животных на каждый вид. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

2-я  неделя декабря

Обобщающий.Контрольная работа №1  по теме « Разнообразие живых организмов. Среды обитания.».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД

Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.

Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.

Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.

Уметь называть царства,

отдел, типы.

Среды жизни. Описывать черта приспособленности Показывать взаимосвязь строения и места обитания. Приводить примеры.

Самостоятельная работа.

3-я  неделя декабря

                                                                     Тема 2 « Клеточное строение живых организмов» ( 8 часов)

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории. 

Знать увеличительные приборы, основные даты в истории клеточной теории. Формулировать основные положения клеточной теории. Описывать вклад Р. Гука

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

4-я  неделя декабря

Работа с лупой и микроскопом. Устройство увеличительных приборов.

1

Устройство лупы, микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа

3 «Устройство увеличительных приборов»

Лабораторная работа

4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» 

Называть части лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

 Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

 Уметь распознавать и описывать:

- клеточное строение  кожицы лука, мякоти плода;

Называть клеточные структуры и их значение.

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа

Самостоятельная работа, работа в группах.

Микроскоп, лупа, микропрепорат .

2-я  неделя января

Состав и строение клеток.

1

Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы.

Лабораторная работа

 № 5 «Состав клеток растений»

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

 Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Знать  неорганические и органические вещества клетки, состав клеток растений.

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

3-я  неделя января

Строение бактериальной клетки.

1

Бактерии –древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение

Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки - отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека

Знать компоненты бактериальной клетки, показывать роль бактерий в природе. Уметь устанавливать взаимосвязи м/ужизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

4-я  неделя января

Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

1

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения растительной клетки. Пластиды, их роль. Строение животной и грибной клеток

Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы

Знать органоиды клеток эукариот, распознавать объекты, уметь сравнивать клетки растений, животных и грибов.

проверочная беседа, дискуссия,

Таблицы, схема, презентация по теме.

1-я  неделя февраля

Строение клетки.

1

Особенности строения клеток растений, Роль пластид в жизни растений.

ЛР №6 «Строение клеток листа элодеи».

Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы

Знать основные компоненты растительной клетки. Показывать роль пластид. уметь сравнивать клетки растений, животных и грибов

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

Лабораторное оборудование.

2-я  неделя февраля

Образование новых клеток.

1

Подготовка клетки к делению. Деление.

Значение деления для роста и развития организма.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма

 Уметь описывать сущность процессов деления. Распознавать стадии деления клеток. Показывать роль хромосом

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

3-я  неделя февраля

Одноклеточные растения, животные и грибы.

1

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы

ЛР №7 «Строение животной клетки».

Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Знать  общие черты одноклеточных организмов, показывать их роль в природе. Отличать от других представитель живых существ. Приводить примеры

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/

Лабораторное оборудование.

4-я  неделя февраля

Тема 3 " Ткани живых организмов" ( 9 часов)

24.

Покровные ткани растений и животных.

1

Покровные ткани растений и животных

Значение тканей.

Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций.

Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных

Называть общие черты покровных тканей. Различать ткань животных и растений. Устанавливать взаимосвязь строения и выполняемой функции

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

1-я  неделя марта

25

Строение покровной ткани листа.

1

Строение покровной ткани

Лабораторная работа №8" «Строение покровной ткани растений»

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Распознавать структурные элементы покровной ткани листа. Уметь работать с микроскопом. Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/

Лабораторное оборудование.

2-я  неделя марта

26

Механические и проводящие ткани растений.

1

Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции

Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями

Знать примеры проводящих и механических тканей растений. Различать их, Устанавливать взаимосвязь строения и выполняемой функции

проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать связи.

Анализировать сравнивать.

3-я  неделя марта

27

Основные и образовательные ткани растений.

1

Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани, их расположение, строение, значение.

Основные и образовательные ткани растений

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Распознавать структурные элементы осн. и образов.ткани листа. Уметь работать с микроскопом. Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

4-я  неделя марта

28

Соединительные ткани животных.

1

Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции Изучение клеток.

ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных».

Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Распознавать структурные элементы фотосинтезирующей, образовательной и запасающей тканей листа. Уметь работать с микроскопом. Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений Устанавливать взаимосвязь строения и выполняемой функции

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

1-я  неделя апреля

29

Мышечная и нервная ткани животных.

1

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Рассмотрение микропрепаратов тканей. ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Распознавать структурные элементы мышечной и нервной тканей. Уметь работать с микроскопом. Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений Устанавливать взаимосвязь строения и выполняемой функции

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

2-я  неделя апреля

30

Обобщающий. Контрольная работа №2«Клеточное строение и, ткани живых организмов».

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УД

Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.  Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.  Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями

Показывать взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей живых организмов. Приводить примеры.

Самостоятельная работа

Таблицы, схема,

3-я  неделя апреля

31

Итоговый контроль. Контрольная работа №3

1

Контроль и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД.

Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.

Называть основные понятия и законы, раскрывать закономерности биологических процессов. Показывать взаимосвязь строения и места обитания. Приводить примеры.

Самостоятельная работа

Таблицы, схема,

4-я  неделя апреля

32

Весенние явления в жизни растений родного края.

1

Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края

Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу.   Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций

Знать самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Высказывают свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций.

Фронтальная беседа, дискуссия, структуирование текста в схему, таблицу.

Таблицы, схема, презентация по теме.

1-я  неделя мая

Резерв: 3 часа


Критерии оценивания

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученной теории

-материал изложен в определенной логической последовательности

-ответ самостоятельный

Отметка «4»:

-ответ полный и правильный на основании изученной теории

- материал изложен в определенной логической последовательности, при

этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя

Отметка «3»:

-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

(развернутый ответ на вопрос)

Отметка «5»:- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

 Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок

               

Ожидаемый результат

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;
  • сведения о таксономических единицах;
  • роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местност


Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса, средства обучения

Литература:

1. Сухорукова Л.Н. Биология Живой организм 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций, М.: « Просвещение» 2013

2. Биология.  Живой организм. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы. Пособие для учащихся. Ч.1 – М.: Просвещение, 2014

3. Сухорукова Л.Н., Биология Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы: пособие для учащихся - М.: Просвещение, 2014

4. Сухорукова Л.Н. Биология Живой организм Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы: пособие для учащихся  -  М.: Просвещение, 2014  

5. Сухорукова Л.Н. Биология Живой организм. Поурочные методические рекомендации. 5-6 классы: пособие для учителей. -  М.: Просвещение, 2012

Программное обеспечение:

1 . Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы.  Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы. -  М.: Просвещение, 2011

2. Биология. Живой организм. Электронное приложение к учебнику

3.Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс

Электронные ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

3. school-collection.edu.ru/.

4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

5. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

 

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...