"Это у меня хорошо получается"
статья по биологии на тему

Оразмагамедова Зарема Алитбековна

В статье описывается опыт работы учителя биологии, рассматриваются способы эффективного планирования урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_u_menya_horosho_poluchaetsya.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нефтекумск Ставропольского края

 

 Это у меня хорошо получается.

                                     

                                                   

                                                    Учитель биологии категории

                        соответствие занимаемой должности 

Оразмагамедова

Зарема Алитбековна                          

2017 год

Проблемы обычного школьного урока  всегда привлекали к себе особенно пристальное внимание.  

Главной целью образования  становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Оно обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться, поддерживаться и развиваться. Урок — это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно-воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира.

В первый год работы я вела свои уроки биологии для ребят 9 класса, которые немного младше меня самой. На уроках они, как мне казалось, внимательно слушали мои объяснения, все понимали, поэтому с урока я уходила удовлетворенной. Но первая  же контрольная работа озадачила меня. Класс 40 минут тихо писал что-то, когда же я проверила работы, результат был плачевным. На уроке ученики ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не смогли. Меня охватила паника.

Глядя на свои конспекты уроков,  я  пришла к выводу, что многое надо менять.

Однажды мое внимание привлекло выступление Брайна Тресси, великого мастера, гуру в постановки целей. Брайан говорил о том, что в 1952 году в одном из исследований. Опросили выпускников Йельского университета, одного из лучших университетов мира. Им задали вопрос: имеют ли они цели? В результате выяснили, что 3% записывали свои цели, 14% опрошенных выпускников держали свои цели в голове и 83% вообще не имели иных целей, кроме как закончить университет и разъехаться в разные концы страны, отдыхать, ведь впереди лето.

Двадцать лет спустя провели опрос тех же людей и выяснили, что те 3%, которые записали свои цели, заработали в своей жизни больше, чем остальные вместе взятые 97% . И эта разница между 3% лидеров  и остальными 97% постоянна. Это подтверждается всеми исследованиями, которые проводятся сегодня. Именно эти 3% были собранными и как следствие стали успешными людьми, которые  и контролируют большую часть  человеческой деятельности. Меня поразили эти исследования, и я взглянула на возможность постановки целей на одном уроке, на блоке уроков и курса в целом.

Поэтому мои ученики обязательно проговаривают цели отдельных этапов урока. Вместе с ними  мы обговариваем цели изучения целого блока материала, проектируем пути их реализации, контролируем  и оцениваем свои достижения. Цели моих учеников личностные. Нельзя двигаться к цели только потому, что  кто то другой хочет ее достичь. И ещё,  если цели невероятно высоки и не реальны, то они не могут мотивировать на продвижении в учении. Например "в конце первой четверти ученик хочет  иметь отметку "5" по биологии, но в конце сентября у него только одна "4" и семь "3". В таких случаях я помогаю ученику  поэтапно пересдать изучаемый материал, который вызвал затруднение и скорректировать цели.

Второй момент это мотивация. Перефразируя известный афоризм, можно утверждать: ничто не даётся в педагогике так дёшево и не дает такого быстрого положительного эффекта, как мотивация. Я как учитель не имею права забывает о том, что многое важное и полезное, лишено смысла для ученика.

Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и неперспективно.

Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников.

I.Эмоциональные.

1 – поощрение,

2 – порицание,

3 – учебно-познавательная игра,

4 – создание ярких наглядно-образных представлений,

5 – создание ситуаций успеха,

6 – стимулирующее оценивание,

7 – свободный выбор задания,

8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.

II.Познавательные

1 – опора на жизненный опыт,

2 – познавательный интерес,

3 – создание проблемной ситуации,

4 – побуждение к поиску альтернативных решений,

5 – выполнение творческих заданий,

6 – «мозговая атака»,

7 – развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

III.Волевые

1 – предъявление учебных требований,

2 – информирование об обязательных результатах обучения,

3 – формирование ответственного отношения к учению,

4 – познавательные затруднения,

5 – самооценка деятельности и коррекции,

6 – рефлексия поведения,

7 – прогнозирование будущей деятельности.

IV.Социальные

1 – развитие желания быть полезным обществу,

2 – побуждение подражать сильной личности,

3 – создание ситуации взаимопомощи,

4 – поиск контактов и сотрудничества,

5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 – взаимопроверка,

7 – рецензирование.

Как сделать интересным изучение животного мира? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о строении земноводных? Я, сталкиваясь с этими проблемами, нахожу оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых верю.

Например, на уроке по теме  «Многообразие земноводных их значение и охрана» предлагаю ребятам выяснить следующее:

1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

В результате дискуссии мы получаем верный ответ. Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза.  Время от времени они  исчезают с физиономии  лягушки , втягиваются  внутрь  головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды. У лягушки действительно глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.

Звучит музыка: 

«В траве сидел кузнечик». Сейчас вы прослушали отрывок известной детской песенки. Какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?

1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.

2. Лягушка не может ходить , она передвигается прыжками.

Это еще один из приемов работы на уроке, который повышает интерес к предмету биологии.

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. (самообразование). На второе место среди источников информации вышел  Интернет. Создание сплава учитель + Интернет делает учебный процесс современным. Я широко использую ресурсы и возможности Интернета в своей практике и обучение школьников при этом становится более эффективным.

Даже онлайн-игры могут прийти мне на помощь. Существует онлайн-головоломка Foldit, где задачей игрока является оптимальный фолдинг белка, то есть  сворачивание полипептидной цепи в пространственную структуру.

В подобных играх  игроки выполняют задания не только для набора очков — лучшие варианты анализируются биологами и зачастую становятся решением реальных научных проблем. Например, в 2011 году благодаря проекту за 10 дней удалось расшифровать структуру вируса, вызывающего СПИД у обезьян, хотя учёные не могли сделать это на протяжении 15 лет.  

Биология – это один из самых интереснейших предметов, одна из самых величайших наук на Земле.  

В повседневной жизни мы не задумываемся о том, откуда взялись такие выражения : «лить крокодильи слезы», «упрямый как осёл», «крутиться как белка в колесе». На уроках, внеурочных занятиях, при создании личных проектов, при выполнении творческих работ  мои ученики находят ответы на эти вопросы и многие другие загадки природы.  

А сколько невероятного можно узнать о живых организмах…

(Любовь к предмету)

Самым сильным ядом, выделяемым кожными железами, - батрахотоксином — обладает лягушка ужасный листолаз (кокои), ее длина всего лишь 2 — 3 см, и весит она не более 1 г. Обитает в западной части Колумбии. В среднем одна лягушка содержит яда столько, что его достаточно для умерщвления почти 1500 человек, а 30 мг яда этой лягушки хватит, чтобы умертвить 300 000 мышей. Высушенный яд остается смертельным в течение 15 лет.

А скольких поэтов, композиторов, художников вдохновили на творчество кудрявые березки и золотые осенние березовые рощи. Поражает цвет коры березы. Это единственное в мире дерево с белой корой.

Вот они, чудеса! А объясняется всё просто. В коре есть особое вещество - бетулин.

Как можно все это не любить и не желать узнать?

Моя задача - научить читать книгу природы своих учеников, привить  любовь ко всему живому на Земле, научить бережно относиться к окружающей природе.

Я свято помню, что знания (поставить крышу) будут прочными только на четырех столпах. Верно поставленные цели, высокая мотивация к учению, самообразование и безграничная любовь моих учеников к предмету биологии - это верный путь к успеху.

Результаты Всероссийских проверочных работ доказывают, что это у меня хорошо получается.

Спасибо за внимание!