Это у меня хорошо получается!
методическая разработка по биологии

Прокопчук Наталья Викторовна

Я участник конкурса "Педагогичесая проба". Хочу поделиться своим выступлением на этапе конкурса - "Это у меня хорошо получается".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_u_menya_horosho_poluchaetsya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Это у меня хорошо получается

Прокопчук Наталья Викторовна – учитель биологии

Здравствуйте! Меня зовут Прокопчук Наталья Викторовна . Я учитель биологии МБОУ СШ №42. 

Я работаю с детьми с ОВЗ и сталкиваюсь с проблемой подачи материала таким образом, чтобы она легко воспринималась и усваивалась школьниками. Я хочу вам рассказать о моих наработках в этом направлении.

Нельзя полюбить то, чего не знаешь! Эта фраза говорит нам о том, что если ребёнок не усвоит материал предмета, на урок к учителю он не будет ходить с интересом и старанием заниматься.

Чтобы ребёнок понял и полюбил предмет необходимо объяснять тему, проводя ассоциации с объектом изучения, понятные ему.

Зачастую дети с ОВЗ не могут воспроизвести простое понятие, пройденное на предыдущем уроке. Я борюсь с подобной проблемой с помощью ассоциаций.

Например, когда мы проходим тему «Ткани». Я предлагаю каждому ребенку стать клеткой и выбрать подходящую для себя форму. После того, как дети определились с формой я прошу выйти к доске, например, детей которые стали на время круглыми клетками.

И только после этого начинаю говорить, объясняя всем остальным.

Ткань - это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению и строению

Но пока рано говорить о том, что это группа круглых клеток – ткань, так как они должны выполнять одинаковую функцию, а пока они просто стоят.

Я прошу одну из клеток показать движение, а других повторить это движение.

И только после этого мы записываем термин – ткань в тетрадях.

Ткань — группа клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями. Так у детей происходит лучшее запоминание термина.

Вот тоже пример, ассоциации, слегка необычный. Когда мы проходим Бесчерепных(ланцетника) после изучения материала на слайд вывожу следующее утверждение: «Ланцетник – безмозглое (т.е. не имеет головы, а следовательно и мозга), бессердечное (не имеет сердца) и бесхребетное (хорда сохраняется в течении всей жизни, нет позвоночника) существо!

Ещё одной интересной находкой на уроке о которой я вам расскажу будет - Анализ мультфильмов и сказок с точки зрения биологии.

Все мы привыкли анализировать сказки с точки зрения морали, а почему бы это не сделать с точки зрения науки.

После прохождения изучения темы на уроках биологии: «типы взаимоотношений живых организмов». Я включаю детям пятиминутную сказку «Теремок», прошу во время просмотра записать персонажей, которые появляются в сказке и задаю следующий вопрос: смогли ли жить вместе животные из сказки теремок? Какие типы взаимоотношений в природе образуют данные персонажи?

В современной среде мы сталкиваемся с проблемой, что фильмами и презентациями школьников уже не удивишь. У меня есть предложение как можно разнообразить презентации к урокам, так чтобы привлечь внимание школьников.

Такие презентации с добавлением научных шуток замотивируют ребёнка к обучению и улучшат качество запоминания материала.

Закрыли учебники, достали шпаргалки!

Сейчас мы с вами перейдём уже к нашему мастер-классу. Я познакомлю вас с законными шпаргалками на уроках. Идея не новая, а своего рода «опорный конспект» Ви́ктора Фёдоровича Шата́лова  — российский и украинский педагог-новатор. 

Смысл которого заключается в том, чтобы изобразить текст, который необходим для запоминания с помощью символов, знаков, условных обозначений, рисунков. Расположенные определенным образом символы в шпаргалке должны отражать главную мысль текста так, чтобы её можно было воспроизвести по памяти.

Дети дома рисуют шпаргалки к определённому смысловому тексту, не используя слов, а используя различные символы, картинки.

А затем на уроке ребята по шпаргалке воспроизводят этот текст. Чтобы усложнить задание рябят можно попросить поменяться шпаргалками и попытаться воспроизвести текст не по своим ассоциациям. Здесь уже у детей начинает включаться собственная память

На слайде представлен один вариант шпаргалки на тему: «Органоиды растительной клетки». В шпаргалке зафиксированы 4 предложения (выделенные цветами), понятные только тому, кто её изготавливал.

  1. Жизнедеятельность клетки обеспечивают клеточные органоиды, которые выполняют разнообразные функции.
  2. У растительных клеток в хлоропластах происходит фотосинтез.
  3. Клеточный сок содержится в вакуолях.
  4. Ядро хранит наследственную информацию.

В этом виде работы начинают проскальзывать межпредметные связи - тут начинают появляться и символы из математики, физики. Я даже разрешаю единично использовать в шпаргалках иностранные слова.

Данный вид работы можно использовать в разных интерпретациях.

Вот, например, на уроке можно поводить такой вид групповой работы:

Нарисуй слайд к презентации.

Ученики делятся на группы и каждая группа получает свой текст для пересказа. Но ученики не просто запоминаю определённый материал, а рассказывают его, демонстрируя при этом слайды с рисунками с минимальным количеством текста.

Вот пример такого слайда на тему питания, в котором ребята отразили следующие моменты:

  1. Человек на 80 % состоит из воды.
  2. Существуют заменимые и незаменимые аминокислоты
  3. Наибольшее значение в питании представляют незаменимые аминокислоты, которые не могут синтезироваться в организме и поступают только извне – с продуктами питания.

Можно такой вид работы задавать в качестве домашней работы.

Подобные задания можно давать и для старшеклассников, как дополнительный, творческий, групповой проект. Например, изготовить плакат: белки и их свойства с ассоциативными картинками.

Теперь я хочу рассказать, как я использую свои навыки стихосложения на уроках биологии.

Когда мы проходим тему: «Систематика растений» - ребята сложно запоминают последовательность систематических групп. Хотя такое задание есть в ОГЭ и ЕГЭ. Задания подобного рода, - когда мы предлагаем описать любой вид растения и его систематику, не решают задачу. Поэтому я написала для детей стихотворение в котором зашифрованы слова систематических групп растений.

Хочу вам предложить, так же как и детям найти эти зашифрованные слова.И подчеркнуть.

Все справились с заданием?

Хорошо. На этом я хочу завершить своё выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация "А это у меня хорошо получается".

Данный текст является примером того, как можно рассказать о себе и своей работе перед публикой. Сопровождался презентацией в Prezi....

"Это у меня хорошо получается"

В статье описывается опыт работы учителя биологии, рассматриваются способы эффективного планирования урока....

Конкурсное испытание «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается».

Конкурсное испытание «Презентация педагогического проекта по теме: «У меня это хорошо получается»...

Это у меня хорошо получается. Педагогический дебют

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют" на этапе "Это у меня хорошо получается"...

Презентация из опыта работы "У меня это хорошо получается"

Презентация из опыта работы "У меня это хорошо получается" соответствует тематике. В ней представлены материалы, демонстрирующие самые удачные формы работы с детьми. Они полностью соответств...