Разработки моих уроков
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Савченко Ирина Николаевна

В данном разделе представлены авторские разработки некоторых из моих уроков для учащихся 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выделение_8 кл.59.5 КБ
Microsoft Office document icon 8_kl._stroenie_i_funktsii_organov_dyhaniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Дата _________                                                                                                                               Урок № 56

Класс____8____

Тема:                                    «Выделение. Строение и работа почек»

ТЦУ:

     Познав.  аспект – учить учащихся самостоятельно добывать  знания .Изучить строение    моче-            

                                     выделительной  системы. Сформировать у учащихся знания о строении почек

                                      в связи с их функциями. Совершенствовать у учащихся умение работать с  учеб-

                                    ной книгой, рисунками.

     Развив.  аспект -  развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать. сравнивать и

                                        обобщать. Обогатить словарный запас учащихся биологическими терминами.

                                     

     Воспит.  аспект – воспитание ответственного выполнение домашнего задания учащимися. В целях

                                        гигиенического воспитания научно обосновывать значение почек для организма

                                       человека..

Тип урока:  комбинированный

Форма обучения :   общеклассная, малыми группами.

Методы:  словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, сравнительный

Оборудование:  1  Объемный макет почки                              2 Словарные слова № 56

                                                                                   

Ход урока

T

                    Этапы  урока.

               Деятельность учителя.

Деятельность

учащихся.

   Формы,

 методы

2

1. Организационный момент.

    Учебно-воспитательная задача этапа .Обеспечить нормальную внешнюю обстановку  работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

  1. Приветствие.                           3.   Проверка классного помещения.
  2. Определение отсутств-х.       4.   Организация внимания.

             Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Выделение». который рассчитан на 2 урока .И задача урока:  изучить особенности строения главного органа выделения в связи с его  функциями. И прежде чем приступить к изучению нового раздела нам надо проверить как прочно и глубоко вы усвоили предыдущий раздел.

2. Проверка домашнего задания. 

     Учебно-воспитательная задача этапа. Проверить правильность и сознательность выполнения д/з всем классом.

  1. Выявление факты выполнения домашнего задания ( запол-нение таблицы : «Витамины  и их роль в организме») всеми учащимися .

        Итог:

3. Всесторонняя проверка знаний.

    Учебно-воспитательная задача этапа.  Глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся

  1. Проверка качества усвоения материала отдельными  учениками.

Отвечают на вопросы рубрики «Проверьте свои знания»  на стр. 168.

Вопросы № 1.2,3,4,5,-10

4. Подготовка к УПД на основном этапе урока.

   Учебно-воспитательная задача этапа: подготовить учащихся к усвоению нового материала

  1. Сообщение темы изучения нового материала.

           «Выделение. Строение и работа почек»

  1. Постановка задачи вместе с  учащимися

Ваша задача:

1.  Узнать  какие органы относятся к выделительной системе человека.

2. Изучить строение почек, самостоятельно добывая знания.

3. Выявить особенности строения почек  в связи с выпол-няемыми функциями

  1. Показ практической значимости.

       Эту тему нам необходимо изучать для того, чтобы на следующем уроке рассмотреть следующую тему раздела «Заболевание почек и их предупреждение»

5. Этап усвоения новых знаний.

    Учебно-воспитательная задача этапа. Дать конкретное представление об основной идеи изучаемого вопроса. Обучать уч-ся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием материала.

1. Значение органов выделения.

  1. Постановка проблемы.

   В процессе жизнедеятельности организма выделяются продукты обмена веществ. Почему?

  2. Организация собственной деятельности учащихся.

 Задача: перечислите органы, которые выполняют выделительные функции и запишите их в тетрадь.

2. Строение  почек.

 Задача: самостоятельно изучить строение почек.

               Выявить особенности строения почек  в связи     с выполняемыми функциями.

  1. Почки – парные органы.
  2. В почке различают два слоя ( наружный, корковый и внутренний – мозговое вещество)
  3. Нефрон – структурная и функциональная единица.
  • Тонкостенная капсула + клубочек кровеносных капилляров =

Почечное тельце

  • каналец нефрона
  • собирательная трубочка
  • малые чаши – большие чаши – почечная лоханка – мочеточник – мочевой пузырь

3. Образование мочи

   Ваша задача.  Прочитать статью Образование мочи и приготовиться к обсуждению.

   Итог : проверим  как вы усвоили новую тему.

  6. Этап закрепления новых знаний.

   Учебно-воспит  задача этапа. Повышение уровня осмысления изученного матерала. Организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний.

  1. Какие структуры почки выполняют  функции биологи-ческого фильтра.
  2. Чем отличается первичная моча от крови?
  3. Что происходит с первичной мочой в процессе обратного всасывания?
  4. Чем первичная моча отличается от вторичной?
  5. Сравните количество  образованной в сутки первичной и вторичной мочи?

Нарисовать схему работы нефрона.

Значение почек для организма человека.

7. Этап информации уч-ся о д/з, инструктаж по его  выпол-ю.

    Учебно-воспитательная задача этапа. Сообщить уч-ся о д/з, разъяснить методику его выполнения.

8. Подведение итога урока. Проанализировать работу класса.

                       

Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. организоваться. Включиться в деловой ритм.

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Формулируют и про-

говаривают задачи урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

Решают проблему.

1.Организуют поисковую работу с учебником.

Прочитать вступле-

ние на стр. 170

2.Выделяют главное.

3. Записывают в тетрадь.

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

Включаются в поис-

ковую работу с  учебником.

Прочитать  на стр. 171 «Образование

Мочи»

2.Выделяют главное

3. Устно ответить на вопросы №  5.7

_____________

___________________

Работа со словар.

словам

Анализируют доказывают

___________________

Учащиеся  записывают

д/з, и задают вопросы

по его выполнению.

стр 170 - 173

Нарисовать схему работы нефрона.

________

________

________

________

________

________

________

контроль.

________

________

________

________

________

________

Фронталь-ный, устный

________

________

________

________

________

________

________

мотивация

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

Проблем.

________

________

Частично-

поисковая

работа с учебник.

________

Наглядн.

________

Объясн.-

иллюстрат

________

________

________

________

________

________

________

________

________

______

________

________

________

________

проблем-

ный

________

Сравнител

________

________

___



Предварительный просмотр:

Дата _________                                                                                                                               Урок № 42

Класс________

Тема:                                    «Строение и функции органов дыхания»

ТЦУ:

     Познав.  аспект – учить учащихся самостоятельно добывать  знания .Начать изучать строение ды-

                                     хательной системы. Сформировать у учащихся знания о строении органов дыха-

                                    ния  в связи с их функциями. Развивать у учащихся умение работать с учебной кни-

                                    гой, рисунками.

     Развив.  аспект -  развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать. сравнивать и

                                        обобщать. Обогатить словарный запас учащихся биологическими терминами.

                                     

     Воспит.  аспект – воспитание ответственного выполнение домашнего задания учащимися. В целях

                                        гигиенического воспитания научно обосновать правила гигиены дыхания.

Тип урока:  комбинированный

Форма обучения :   общеклассная, малыми группами.

Методы:  словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, сравнительный

Оборудование:  1  Пров. работа № 42                              3 Словарные слова № 42

                             2  Таблица № 27, 28, 29                          4 Модуль № 42                              

Ход урока

T

                    Этапы  урока.

               Деятельность учителя.

Деятельность

учащихся.

   Формы,

 методы

2

1. Организационный момент.

    Учебно-воспитательная задача этапа .Обеспечить нормальную внешнюю обстановку  работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

  1. Приветствие.                           3.   Проверка классного помещения.
  2. Определение отсутств-х.       4.   Организация внимания.

             Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Дыхание». который рассчитан на 6 уроков .И задача урока:  изу-  чить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. И прежде чем приступить к изучению нового раздела нам надо проверить как прочно и глубоко вы усвоили предыдущий раздел.

3. Всесторонняя проверка знаний.

    Учебно-воспитательная задача этапа.  Глубоко и всесторонне проверить знания всех учащихся.

  1. Проверка качества усвоения материала  всеми учащимися .

Разноуровневая проверочная  работа по вариантам по разделу «Внутренняя среда организма»

Вар 1.                                                           Вар. 2.

Ур. А                                            Ур. А.

1Б,  2АБ,  3Г,  4Б, 5Г                      1.

УР.В                                               Ур. В

1.створчтые      5. легких                1. полулунные               5. фагоцитоз

2.эритроциты    6. артериаь.           2. лейкоциты                 6. венозная

3. тромбоциты   7. вены.                 3. гемоглобин                7. артерии

4. фагоцитоз                                     4. большой

4. Подготовка к УПД на основном этапе урока.

   Учебно-воспитательная задача этапа: подготовить учащихся к усвоению нового материала

  1. Сообщение темы изучения нового материала.

           « Строение и функции органов дыхания»

  1. Постановка задачи вместе с  учащимися

Ваша задача:

1.  Узнать значение  дыхания для человека.

2. Изучить строение органов дыхания, самостоятельно добывая знания.

3. Выявить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями

  1. Показ практической значимости.

       Эту тему нам необходимо изучать для того, чтобы научно обосновывать правила гигиены органов дыхания.

5. Этап усвоения новых знаний.

    Учебно-воспитательная задача этапа. Дать конкретное представление об основной идеи изучаемого вопроса. Обучать уч-ся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием материала.

1. Значение дыхания для организма.

  1. Постановка проблемы.

   Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды около недели, а вот без кислорода – не более 10-20 мин. Почему?

  2. Организация собственной деятельности учащихся.

 Задача: сформулировать функции органов дыхания и записать в тетрадь.

2. Строение и функции дыхательных путей.

 Задача: самостоятельно изучить строение органов дыхания.

               Выявить особенности строения органов дыхания в связи     с выполняемыми функциями.

А для этого вам необходимо заполнить таблицу. чтобы систематизировать знания.

Таблица. Органы дыхания.

Орган дыхания.

Особенности строения.

 Функция.

Носовая полость.

Три носовые раковины.

Слизистая оболочка, пронизанная множест-

вом капилляров.

Слизь. реснички.

Воздух согревается. увлажняется,ичищается

Носоглотка.

Соединяет носовую полость с носоглоткой.

Проводит воздух.

Гортань.

Несколько хрящей. соединенных суставами и связками.

Голосовые связки.

Надгортанник

Образуются звуки.

Закрывает вход в гортань

Трахея.

Твердый скелет в виде хрящевых полуколец

Стенки и жесткие и позволяют по пищеводу проходить пище.

Бронхи.

Мерцательный эпителий

Выводит пыль.

   Итог : проверим  как вы усвоили новую тему.

  6. Этап закрепления новых знаний.

   Учебно-воспит  задача этапа. Повышение уровня осмысления изученного матерала. Организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний.

Проверка понимания темы на основе практического применения.

1. Почему необходимо зимой дышать только носом? Объясните.

2. Какие последствия для органов дыхания может иметь заложенность носа?

3. Почему врачи рекомендуют промывать слизистую носа водой. после посещения мест массового скопления людей? Объясните.

4. Объясните,  почему когда мы едим,. то не можем одновременно дышать?

7. Этап информации уч-ся о д/з, инструктаж по его  выпол-ю.

    Учебно-воспитательная задача этапа. Сообщить уч-ся о д/з, разъяснить методику его выполнения.

8. Подведение итога урока. Проанализировать работу класса.

                       

Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. организоваться. Включиться в деловой ритм.

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Выполняют разноу-

ровневую  контроль-

нуя работу  по 2

вариантам

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Формулируют и про-

говаривают задачи урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

Решают проблему.

1.Организуют поисковую работу с учебником.

Прочитать вступле-

ние на стр. 138

2.Выделяют главное.

3. Записывают в тетрадь.

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

Включаются в поис-

ковую работу с учебником.

Выделяют главное.

Заполняют таблицу.

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

Работа со словар.

словами_

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

Анализируют доказывают

___________________

___________________

Связь с жизнью.

_

___________________

___________________

Учащиеся  записывают

д/з, и задают вопросы

по его выполнению.

стр 138 - 139

________

________

________

________

________

________

________

контроль.

Тематич.

Письмен.

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

мотивация

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

Проблем.

________

________

Частично-

поисковая

работа с учебник.

________

Наглядн.

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

________

проблем-

ный

________

________

________

________

________

________

________

________

________

Проверочная работа по теме: «Внутренняя среда организма»

Уровень А.

Задание. Выберите по одному правильному ответу.

  1. Клетки крови. участвующие в удалении из организма углекислого газа:

А) лейкоциты;

Б) эритроциты;

В) тромбоциты.

  1. Рассмотрите ситуацию. Человек  со второй группой крови реципиент.

А) 1 группа;

Б) 2 группа;

В) 3 группа;

Г) 4 группа.

  1. Введение в организм вакцины – это форма иммунитета:

А) Естественного пассивного;

Б) естественного пассивного;

В) приобретенного пассивного;

Г) приобретенного активного.

  1. Однослойную стенку имеют сосуды:

А) вены;

Б) артерии;

В) капилляры;

Г) вены и артерии.

  1. В левое предсердие впадает:

А) аорта;

Б) верхняя и нижние полые вены;

В) легочный ствол;

Г) легочные вены.

Уровень В.

Задание.  Вставьте пропущенные слова.

  1. Возврату крови из артерий в желудочки препятствуют   ………………    клапаны.
  2. Клетки крови, защищающие организм от болезнетворных микробов……………..
  3. Благодаря какому белку эритроциты выполняют дыхательную функцию.
  4. Отдел кровяного русла, начинающийся аортой и заканчивающийся верхней и нижней полыми венами, называется ……………………..
  5. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных тел называется  ………………………….
  6. По легочной артерии движется  ………………………………..кровь.
  7. Сосуды, по которым кровь течет от сердца , называются   …………………….

Уровень С.

Задание (дополнительное). Дайте полный ответ.

       Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь  темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Использование ИКТ и средств мультимедиа на моих уроках французского языка

В наше время необходимо уметь пользоваться компьютером и Интернетом.  Это способствует развитию социокультурных знаний,мотивирует на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.В этой стать...

Использование ИКТ и средств мультимедиа на моих уроках французского языка

В наше время необходимо уметь пользоваться компьютером и Интернетом.  Это способствует развитию социокультурных знаний,мотивирует на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.В этой стать...

Разработки моих уроков

В данном разделе представлены авторские  разработки некоторых из моих уроков для учащихся 5-11 классов, которые были даны мною в последнее время....

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии».

Методическая разработка профориентационного урока-беседы на тему            «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»....

Методическая разработка открытого урока для 3 класса "В моей коробке для завтрака"

Разработка составлена по теме "Вкусное угощение" к УМК "Спотлайт" 3 класс Н.И.Быковой...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...