урок-игра по биологии для 7 класс "Растения"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

данный урок можно провести в качестве заключительного урока по изучению растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_biologii.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по биологии

«Цветик-семицветик»

7 класс

        Тема урока. Цветы

        Цель урока. Выработать у учеников умение обобщать познания о многообразии царства цветов;                        подвести итог по окончанию пройденного раздела; расширить кругозор учеников; сформировать            способности к общей умственной деятельности.

План урока

  1. Орг.момент
  2. Турнир
  3. Итог

Оборудование: зеленые полушария, жетоны в виде цветов, презентация

Ход урока

  1. Орг.момент.

Класс делится на две команды.

Вступительное слово учителя

Цветы превращают нашу жизнь в радостный праздник, пробуждают в человеке любовь к добру.

Цветы являются самой жизнью. У цветов есть свой «язык», своё значение. Они способны рассказать об обычаях народов, его культуре. Они играют важную роль в благоустройстве окружающей человека среды. Уменьшают содержание углекислого газа в воздухе и увеличивают в нем содержание кислорода, увеличивают влажность, выделяют фитонциды, уменьшают производственный шум, снижают запыленность, принимают участие в процессах почвообразования, регуляции климата, являются биологической основой существования жизни на Земле и, кроме того, оказывают благотворное эмоциональное воздействие.

  1. Турнир.

Тот, кто одерживает победу в конкурсе, получает право открыть лепесток. За победу в конкурсе команда получает цветок, который крепится к зеленому полушарию.(У каждой команды цветы-жетоны  определённого цвета). У кого пестрее будет планета, тот одержит победу в итоге. Первое задание – приветствие команд. Кто будет лучшим в этом конкурсе, будет иметь право открыть первый лепесток.

Лепестки «Цветика- семицветика»

-красный – «Загадки»

-оранжевый – «Сказки о растениях»-литературный конкурс

- желтый – «Голосеменные растения»

- зеленый- «Культурные растения»

 - голубой – «Путешествие по стране Легумии»

- синий – «Узнай растение»

1.Красный лепесток - Загадки.

В качестве домашнего задания подобрать загадки по теме.

2.Оранжевый лепесток – «Сказки о растениях»

Вопросы:

 - Кто из литературных героев очень хотел создать каменный цветок? (Данила-мастер, П.Бажов «каменный цветок»)

-В каком литературном произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Н.Носов «Незнайка и его друзья»)

-«…и вдруг видит он, на пригорочке  зеленом цветёт цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…». Что за цветок? Кто автор произведения?

(А.Аксаков, «Аленький цветочек»)

-Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей?(Львиный зев)

- Какой писатель заставил цвести подснежники в декабре? (С.Маршак, «Двенадцать месяцев»)

-В каком балете цветы исполняют вальс? (П.И.Чайковский, «Щелкунчик»)

-«…посадила женщина ячменное зернышко в цветочный горшок, и тут же из него вырос чудесный цветок…». Назовите автора, произведение, какой это был цветок? (Г.Х.Андерсен, Дюймовочка, тюльпан)

-В гербе какой страны можно увидеть цветок – хризантему? (Япония)

3.Жёлтый лепесток – «Голосеменные растения»

Сообщение учащихся: Голосеменными являются около 700 видов деревьев, кустарников, лиан. Они появились на Земле около 400 млн. лет назад – в палеозойскую эру. Нынешние виды, несмотря на их небольшое число, разнесены по всему земному шару, а в Северном полушарии создают огромные массивы хвойных лесов. Голосеменные растения очень важны в хозяйственной деятельности человека. Многие их них являются прекрасным строительным материалом и топливом. Из хвойных делают смолы, эфирные масла, лекарственные средства и многое другое. Применяются они и как декоративные и полезащитные растения.

Самый древний вид деревьев, который сохранился на Земле – это гинкго двулопастный, единственный ныне существующий вид класса гинкговых отдела голосеменных. Это растение возникло 250 млн. лет назад. С Х11 века гинкго произрастает в Японии, где его назвали «серебряным абрикосом».

Самое массивное дерево на Земле – секвойядендрон гигантский, высота которого до 80 м, диаметр ствола – 20 м.

Вопросы:

  1. Какой представитель семейства голосеменных растений называют «Виноградом хвойных лесов»? (Можжевельник)
  2. Это хвойное дерево встречается в Сибири, всем знакомо под названием «кедр». Но данное название с ботанической точки зрения неверно. Назовите правильное научное название этого растения. (Сибирская кедровая сосна).
  3. Какое хвойное дерево является самым музыкальным и почему? (ель, из него делают музыкальные инструменты)
  4. Красивейшее декоративное дерево, которое изображено на флаге Ливана. Оно имеет крону конусовидной формы, на укороченных побегах – пучки хвоинок. (кедр ливанский)
  5. Единственный вид такого рода деревьев произрастает на тихоокеанском побережье США в Калифорнии. У  него хвоя голубовато-зеленая, плоская. Его древесина красноватого цвета очень ценная. Возраст отдельных представителей 2-3 тыс.лет. Эти деревья могут достигать 100 метров в высоту. (Секвойя вечнозеленая)
  6. «Янтарь есть произведение царства растений»,- писал М.В.Ломоносов. что позволило великому ученому сформулировать такой вывод? Что вам известно о янтаре?( янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев)
  7. До сих пор в художественной  и научно-популярной литературе встречаются такие выражения: «корабельный лес», «корабельная роща». Какое растение при этом имеется в виду? (сосна)
  8. В переводе с японского языка его название означает «серебряный абрикос». Это живой памятник древних голосеменных растений. Что это за растение? (Гинкго).

4.Зеленый лепесток – Культурные растения

1.  «Чистейшее из растений, один из самых лучших плодов земли», - так описывал это травянистое  растение один из древнеримских историков. В основе русского названия данного растения находятся два слова – греческое «Лион» и латинское «линум». А как мы с вами привыкли его называть? (лён)

2.  В XVII веке в Египте она называлась «турецкой пшеницей». В Италии её и сегодня называют «Гранотурко». А на родине её называют не иначе как «маис». Один из испанских конкистадоров, который участвовал в завоевательном походе в Мексику, писал: «На полях росли какие - то странные растения высотой больше метра. Казалось, они из чистого золота, а листья из серебра». О котором растении эти слова. (кукуруза)

3. Это растение само стало частью культуры, можно сказать «увязалось» за человеком. Оно росло около жилищ человека. В прошлом место стоянки кочевых киргизов легко определялось по зарослям этого растения. Подкидывая в костер его стебли, кочевники заметили, что дым его одурманивает. Позже люди смогли из его семян делать масло, из стеблей – веревку. Волокна использовались для изготовления полотна, из которого крестьяне шили рубашки. Отсюда выражение: «Вот, бедный, в посконной рубахе ходит». Как называется это растение.  (конопля)

4. В своем послании испанский конкистадор Кортес сообщал своему королю: «Одной чашки этого ценного напитка достаточно, чтобы человек оставался бодрым в течении целого похода». О каком растении здесь  говорится?  (какао)

5. Какому культурному растению, адресовано такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын земли и солнца, пища богов». (рис)

6. Воин Александра Македонского  говорил об этом растении: «…производит мед без помощи пчел». О каком растении эти слова. (сахарный тростник)

7. Какая хлебная культура самая древняя. (пшеница).

8. Плодами этого растения пытались  отравить Дж. Вашингтона и почему именно данными плодами?

( плодами томата, они считались ядовитыми, как у всех растений семейства пасленовых).

5 . Голубой лепесток – «Путешествие по стране Легумии»

(сообщение учащихся) Здравствуйте! Приглашаю вас совершить путешествие в страну, которой на географической карте е существует. И все-таки она есть. Иногда она огромна – глазами не охватить, бывает крохотной – такой, что уместится на подоконнике. Страна называется Легумией. Это место полной тишины. Когда её жители больны или испытывают жажду, помощи просят беззвучно. Если вы побеспокоитесь о них, они ответят вам добром на добро: неблагодарных среди легумов нет. Но заботиться о них особенно нужно весной или летом. Поздней осенью в Легумии  почти не остаётся жителей. Путешествовать по данной стране можно лишь пешком, и может случиться так, что левая нога у вас будет на севере, а правая – в тропиках.

 «Легум» в переврде с французского обозначает «овощ», а страна Легумия, как вы уже поняли, - огород. Образовалась Легумия очень давно, около 9-10 тыс. лет назад. Итак, в добрый путь для встречи со страной Легумией.

Вопросы:

1. Из всех овощных растений данный овощ характеризуется самыми крупными и тяжелыми семенами. Человек начал выращивать его ещё в каменном веке. Этот овощ является холодостойким, он влаголюбив. Редко встретишь огород, где бы его не выращивали.  (бобы)

2. Данное растение выращивали с незапамятных времен. На Руси оно известно с XIX века. Это однолетнее растение. Среди его форм встречаются кустовые растения, полувьющиеся и вьющиеся. Семена его блестящие, лакированные, с разным рисунком. Как речные камешки. В сыром виде его употреблять нельзя. Что это за растение? (Фасоль)

3. Выросла травка, к пище приправка.

    Все её пожитки – душистые нитки.  (Укроп)

4. Когда данное овощное растение доставили в Европу, в каждой стране его называли по-своему:

- англичане – «потато»,

- французы – «поль де тер» (земляное яблоко»

- финны- «тарту»

- голландцы – «аардантель» (зеленое яблоко»

 - итальянцы- «тартуфель»

Как оно называется у нас?    (картофель)

     5.Часто это растение именуют «зеленой коровой», т.к. из его семян можно получить молоко,

      простоквашу, творог и сыр и даже масло, заменители какао и шоколада. Что это за растение. (соя)

    6. Великий математики Древней Греции Пифагор говорил, что она «представляет собой овощ, который

        поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение». Родина данного растения –

       побережье Средиземного моря. Начали выращивать его ещё в конце каменного века. В Россию оно                                                  было привезено в XVII веке. В Древней Греции говоили, что растение обладает всеми известными на

      Земле «семью благами»:горячим, холодным, сухим, влажным, сладким, горьким, острым. В нашей

      стране этой культурой засаживается 30% площадей, занимаемой всеми овощами. В Древнем Риме её                                 именовали «капут», то есть «голова», а на гречском оно звучит как «брассо», т.е. «трещать», «хрустеть». Как это растение называется у нас? (капуста)

      7. Листьями данного растения древние греки украшали помещения в дни праздников. Они применялись как оккультные украшения капителей коринфских колонн. Венки из него доставались победителям на состязаниях. Дикая его форма растет на морском побережье Южной Европы. Оно блестящее, обладает сильным запахом, с ним знакома любая хозяйка. (лавр)

       8. В средние века плоды данного растения ценились на вес золота. Его использовали вместо денег. В Европу его доставляли из Индии, Явы, с Молуккских островов. Назовите  это  растение. (перец)

       9. Данный овощ является героем множества морских приключений. Из-за него океанский  пароход «Днепр», который сел на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником стали семена растения, которыми были наполнены трюмы парохода: вода, попавшая в трюмы, намочила груз. Семена стали увеличиваться в объеме все больше и больше. И железная арматура корабля треснула. Известно, что ростки этого растения спасли ледокол «Седов», который «зажали» льдины в северных морях. Это холодостойкое растение, семена которого содержат много белка, крахмала, различных витаминов. Недозрелые плоды можно употреблять в пищу. (горох)

6. Синий лепесток – «Узнай растение»

    Определить растение по запаху (смородина, петрушка, черемуха), вкусу (морковь, картофель, свекла),

3.  Итог урока.

А теперь подведем итоги нашего путешествия: По количеству цветов на  полушарии мы оцениваем вашу эрудицию и активность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра - Занимательная биология

Данный урок проводится в виде сровевнования. Класс делится на 3 команды. На уроке применяются игровые и творческие задания связанные с окружающей средой и природой....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"

Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....

Биология 7 класс. Урок-игра по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"

Презентация к уроку-игре по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" с использованием интерактивной доски, хотя достаточно и компьютера . Составлена по пограмме Образовательная система " Школа 2100" учебни...

Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"

Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

Интегрированный урок - игра «Звездный час» по биологии, географии и химии.

Цель мероприятия, его воспитательные и развивающие задачи:Повысить интерес учащихся к изучению химии, биологии и географии;Обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по предметам;Ра...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...