Открытый урок 5 класс "Среды жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Румянцева Анастасия Дмитриевна

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Среды жизни живых организмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Учитель: Румянцева А. Д.

Место работы:  СОШ № 27 Петрозаводск

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

                                                                Ход  урока.

  1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.

- Великолепно, мы готовы к работе!

2.  Актуализация знаний

Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить тест) Приложение 1.

Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде №2

Слайд №3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.

Слайд №4  Дверь открылась!

Слайд №5 Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)

Учит.- Все вы помните сказку про теремок. Проговаривает слова, просит продолжить детей.

Вопрос- Скажите, а в природе могли бы эти  животные жить вместе?

Учен. – отвечают, размышляют.

Учит.- А почему?                 Учен. – ( потому что живут в разных условиях)

Учит. –  О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.

Учен. – высказывают предположения.

Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учен. – записывают тему в тетрадь

Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.

Учен. – формулируют цели урока.

Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов  к жизни в среде обитания.

Учит. – А что такое « среда обитания» ?      Учен. – высказывают мысли

Слайд № 8- определение  ( записывают в тетрадь)

  1. Изучение нового материала

Учит. -  На столах у вас лежат  белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по  средам их обитания.  ( работают в парах)

- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.

Учит.- На доске схема                    СРЕДА ОБИТАНИЯ

Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана)  Слайд №9

Учит. – Из картинок с которыми вы работали возьмите себе по одной, отмеченной синим, зелёным или  черным цветом.  Объединитесь    в группы:   зелёные – первый ряд,  синие  - третий,   черные  - средний.                 Динамическая пауза.

Учит.- Какая среда оказалась самая многочисленная?  Малочисленная? А почему у нас  в схеме одна стрелка не подписана?

Учен. – предполагают существование ещё одной среды.

Задание:  работа с учебником стр. 77  Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей.   Дописали схему в тетради.

Учит. -  Почему у нас в стране

             Пальмы не растут?

            Ясно и тебе и мне

            Холодно им тут.

            А в походе по грибы

            На лесной дорожке

           Вряд ли встретятся  слоны и носороги.

Учит.-  Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

( Что окружает человека  - воздух,  а дождевого червя  - почва; а рыбу  - вода)

Учен.- называют (  вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 10

Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.

Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.

Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам    «Конверт с помощью» ( приложение 2)

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Слайд № 11  - таблица « Характеристика сред»

Учит. – Чем являются все эти условия?  Как могут они влиять на организмы?  

Учен. -  ( факторами среды,  влияют: положительно и отрицательно)

Учит.- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека.  Каждое живое существо приспособилось к своей среде.

  1. Закрепление материала.

Задание 1:   В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось?  

Слайд № 12     ГЕПАРД   ( отвечают, называют)

Слайд № 13    РЫБА

Слайд № 14 КРОТ

Слайд № 15  аскарида

Задание2: « Третий лишний»  ( в тетради )  слабоуспевающие.      Приложение 3.

Задание3:  Соотнести правые и левые части задания.

  1. Подведение итогов.
  1. Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили) Слайд № 16
  2. Оценить работу учащихся на уроке.

Слайд № 17     Урок закончим мы на том,

                           Что вся Земля наш общий дом.

                           Что дом мы наш должны беречь.

                           Давай докажем ,что не зря.

                           На нас надеется Земля!

  1. Слайд № 18      Домашнее задание.

Параграф № 17  1) пересказ

  1. Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»
  2. Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.

                                                           Приложение 1

  1. Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения;             Б- грибы;                  В- бактерии;                    Г- животные;

  1. Живые организмы, в отличие  от  тел  неживой  природы:

А- неподвижны;          Б- состоят из химических веществ;  

 В- имеют  клеточное строение;        Г- имеют цвет;

  1. Для выпечки  хлеба  используются    грибы:

А- трутовики;       Б- маслята;     В- дрожжи;    Г- лисички;

  1. Клетки бактерий  не имеют:

А-  цитоплазмы;         Б- ядра;      В- нуклеиновой кислоты;     Г- наружной мембраны;

  1. Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис;        Б- лён  и хлопчатник;      В- зверобой и тюльпан;     Г- берёза и осина.                                        

                                                        Приложение  2

                                                « Третий лишний»

Задание  2

Найдите  « лишнего»  и объясните свой выбор.

  1.  Крот   -   верблюд   - морская черепаха;
  2.  Лягушка  -  волк    - пиявка;
  3. Крот  - червь  - сова  -  землеройка;

Задание 3

Соотнесите правые и левые части задания.

А – кит,  сом,  водоросль;                                                    1)  почвенная

Б – крот, червь, гриб;                                                           2) организменная

В  - растения, птица, медведь;                                          3) наземно-воздушная

Г  - бактерия, аскарида, гриб трутовик ;                         4)  водная

             А

          Б

          В

          Г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Критерии оценивания 1 ошибка – оценка «4» 2 ошибки – оценка «3» 3 ошибки и более - «2»

Слайд 3

Представители какого царства на свету вырабатывают кислород? А - растения; Б- грибы; В- бактерии; Г- животные; Живые организмы, в отличие от тел неживой природы: А- неподвижны; Б- состоят из химических веществ ; В- имеют клеточное строение; Г- имеют цвет; Для выпечки хлеба используются грибы: А- трутовики; Б- маслята; В- дрожжи; Г- лисички; Клетки бактерий не имеют: А- цитоплазмы; Б- ядра; В- нуклеиновой кислоты; Г- наружной мембраны; Пищевыми являются растения : А- рожь и рис ; Б- лён и хлопчатник; В- зверобой и тюльпан; Г- берёза и осина.

Слайд 6

Среды жизни планеты Земля

Слайд 7

Цели урока : Узнать, что такое среда обитания; Познакомиться с отличительными особенностями различных сред; Определить черты приспособленности животных к своей среде обитания.

Слайд 8

Среда обитания – это пространство в котором протекает жизнедеятельность организмов.

Слайд 9

СРЕДА ОБИТАНИЯ Наземно-воздушная Водная Почвенная

Слайд 10

Какие условия необходимы организмам для жизни в среде? Вода, воздух, солнце, тепло

Слайд 16

Третий лишний Найдите « лишнего» и объясните свой выбор . 1) Крот - верблюд - морская черепаха; 2) Лягушка - волк - пиявка ; 3) Крот - червь - сова - землеройка;

Слайд 17

Соотнесите правые и левые части задания . А – кит, сом, водоросль; 1 ) почвенная Б – крот, червь, гриб; 2 ) организменная В - растения, птица, медведь ; 3 ) наземно-воздушная Г - бактерия, аскарида, гриб трутовик ; 4 ) водная

Слайд 18

Выводы: Среда обитания – это? Какие среды жизни изучили? По каким признакам они отличаются друг от друга? Как живые организмы приспосабливаются к своей среде обитания?

Слайд 19

Домашнее задание П. 17 прочитать, в рабочей тетради выполнить задания со стр. 49 по стр. 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

открытый урок "Смысл жизни.Вера в себя"

расширение представлений  учащихся о человеке, его значимости на земле, человеческих качествах: доброта, любовь, уважение, забота, честность, гордость....

Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.

На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...