Рабочая программа
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Балькина  Кристина Анатольевна

Рабочая программа по биологии 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologia_8_kl.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры химии

и биологии

Протокол №1 от 25.08.2014 г.

Руководитель кафедры

_______ Л.М.Паршина


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

____________  Т.В.Сандина

Приказ №45/25-Д от 01.09.2014

 

учебного курса «Биология»

 в 8 классе

Составитель:

учитель биологии

                                                                                                                     К.А.Фомина

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

Учебник- Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /  Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- 6-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2013.

      Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

       В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель обучения: овладения учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Задачи

Обучающие:

● Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;

● Формирование учащихся представлений  об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

● Развитие знаний об основных методах биологической науки;

● Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

● Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.

Развивающие:

● Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

● Привитие к учащимся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.

Воспитательные:

● Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

● Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

● Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

       Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека.

       На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

       Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 8 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:

знать, понимать

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч

Контрольная работа, ч.

Тема 1 . Место человека в системе органического мира

2

2

Тема 2. Происхождение человека

3

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма  человека

4

3

1

Тема 5. Координация и регуляция

12

10

1

1

Тема 6. Опора и движение

8

6

1

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

3

1

Тема 8. Транспорт веществ

4

2

1

1

Тема 9. Дыхание

5

3

1

1

Тема 10. Пищеварение

5

3

1

1

Тема 11. Обмен веществ и энергия

2

2

Тема 12. Выделение

2

2

Тема 13. Покровы тела

3

3

Тема 14. Размножение и развитие

2

2

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

4

1

Тема 16. Человек и его здоровье

4

3

1

Обобщение

1

1

Итоговая контрольная работа

1

1

Всего

68

53

8

7

                                                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Т е м а 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■        Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Знать: место и роль человека в природе; присущие человеку закономерности жизни; основные анатомические и физиологические термины

Уметь: объяснять родство человека с млекопитающими; объяснять место и роль человека в природе

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■        Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Знать: биологические и социальные факторы антропогенеза; основные этапы эволюции человека

Уметь: объяснять совершенствование человека в ходе эволюции; объяснять единство происхождения рас; распознавать на таблицах особенности разных рас.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена.  Великие   анатомы  и  физиологи:   Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

 ■  Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Знать: науки о человеке, великих анатомов и физиологов

Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

  • Демонстрация схем систем органов человека.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Знать: клеточное строение организма, особенности строения животной клетки, Строение и функции тканей, органов и систем органов.

Уметь: раскрывать особенности строения и функций клеток разных тканей; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;

Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов;

Распознавать на таблицах и муляжах органоиды клетки, ткани, органы и системы органов

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

 ■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного  мозга человека (по  муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.

Знать: 

  • строение и роль эндокринного аппарата,
  • основные функции желёз внутренней секреции,
  • строение и функции нервной системы,
  • роль нервной системы в регуляции работы организма

•      органы чувств, их строение, функции,

 • роль анализаторов при взаимодействии человека и среды, их взаимосвязь с нервной системой.

Уметь:

  • распознавать основные железы внутренней секреции,
  • сравнивать строение нервной системы человека и животных,
  • распознавать основные её части,
  • осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения, самостоятельно работать с различными источниками информации.

     • характеризовать гигиену органов чувств,

- объяснять свойства рецепторов

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль

Нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановления активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■        Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■        Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Знать:

  • основные отделы скелета,
  • состав, свойства костей и значение опорно-двигательного аппарата,
  • меры предупреждения заболеваний опорно-двигательной системы.

Уметь:

  • распознавать части опорно-двигательного аппарата,
  • характеризовать черты приспособленности человека к прямохождению,
  • характеризовать особенности строения костей, типы их соединений и работу мышц,
  • оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах,

распознавать на схемах и таблицах части опорно - двигательной системы

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И, И, Мечникова в области иммунитет1 .

  • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
  • Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Знать:

  • Основные компоненты внутренней среды и их значение,
  • Сущность понятия иммунитет и инфекционные заболевания, правила личной гигиены.

Уметь:

  • Распознавать на таблицах и схемах клетки крови,

Объяснять значение внутренней среды организма

 

 Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Знать:

  • строение органов кровообращения,
  • сущность понятия пульс и кровяное давление,
  • влияние вредных привычек на состояние кровеносной системы.

Уметь:

  • распознавать на таблицах органы кровообращения,

оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях, находить и просчитывать пульс, измерять артериальное давление.

       Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■        Практическая работа
Определение частоты дыхания*.

Знать:

  • строение и функции органов дыхания,
  • профилактику заболеваний органов дыхания.

Уметь:

  • обосновывать основные гигиенические правила дыхания и  влияния вредных привычек на систему дыхания,
  • раскрывать сущность понятий газообмен и дыхание,
  • распознавать на таблицах органы дыхания,

оказывать первую помощь при остановке дыхания

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы

  Воздействие желудочного сока на белки, слюны на  крахмал. Определение норм рационального питания.

Знать:

  • состав пищи и роль её компонентов для жизнедеятельности,
  • сущность и значение питания, роль пищеварительных органов, желёз и ферментов,
  • роль нервно-гуморальной регуляции в пищеварении,
  • гигиенические требования к составу пищи.

Уметь:

  • распознавать на муляжах органы пищеварительной системы,
  • обосновывать гигиенические правила питания,
  • профилактические меры желудочно-кишечных заболеваний.

оказывать первую помощь при пищевых отравлениях

Тема 11.  Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Знать:

  • суть и значение обмена веществ,
  • анатомо-физиологические основы метаболизма.

Уметь:

  • объяснять биологическую роль обмена веществ,

на конкретных фактах приводить примеры вредного влияния алкоголя и курения на обмен веществ

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация модели почек.

Знать:

- роль мочевыделительной системы.

Уметь:

- распознавать на таблицах и моделях органы выделительной системы,

- пояснять, как заболевание почек сказывается на общем здоровье человека

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Знать:

- строение и функции кожи, относительное постоянство температуры тела, гигиенические требования к одежде и обуви.

Уметь:

- оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях,

- устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи,

- пояснять механизмы закаливания.

Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Знать:

- сущность оплодотворения, роль половых желёз, преимущества полового размножения, гигиену вынашивания плода и особенности онтогенеза.

Уметь:

- использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека,

- находить черты сходства и различия онтогенеза человека и млекопитающих

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Фор. мы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Знать:

- особенности высшей нервной деятельности человека и её значение при взаимодействии с окружающей средой,

- значение профилактики утомления и влияния вредных привычек на нервную систему.

Уметь:

- уметь пояснять роль рефлексов для жизнедеятельности,

- пояснять психическую деятельность как функцию мозга,

- характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■   Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

Знать:

- особенности высшей нервной деятельности человека и её значение при взаимодействии с окружающей средой,

- значение профилактики утомления и влияния вредных привычек на нервную систему.

Уметь:

- уметь пояснять роль рефлексов для жизнедеятельности,

- пояснять психическую деятельность как функцию мозга,

- характеризовать поведение, условное торможение и рефлекторную теорию поведения

Обобщение (1 час)

Итоговая контрольная работа(1 час)

Календарно-тематическое планирование 8 класс, 2 часа в неделю

Наименование разделов

и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды

с/р

Дата проведения

1.

Тема 1. Место человека  в системе органического мира.

2

1.1.

Место человека  в системе органического мира.

лекция

1

Текст учеебника

1.2.

Особенности человека

лекция

1

Заполнение таблицы

2

Тема 2. Происхождение  человека .

3

2.1.

Эволюция человека

частично-поисковый

1

Анализ рисунка

.2.2.

Этапы его становления

частично-поисковый

1

сообщения

2.3.

Расы человека.

исследование

1

тест

3.

Тема 3. История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

3.1.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

дискуссия

1

Составление схем

4.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

4.1

Клеточное строение организма. Л/р: «Строение животной клетки»

комбинированный

1

л/р

4.2.

Ткани и органы. Л/р:» ТКАНИ»

практикум

1

л/р

4.3.

Системы органов

лекция

1

Словарная работа

4.4.

Обобщение

зачет

1

к/р

5.

Координация и регуляция

12

5.1.

Гуморальная регуляция

объяснение

1

Работа с учебником

5.2.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.  

семинар

1

«рассмотри и подпиши»

5.3.

Зачетный урок по темам : «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности».

зачет

1

тест

5.4.

Нервная регуляция

беседа с элементами объяснения

1

Составление схем

5.5.

Спинной мозг

комбинированный

1

Анализ рисунка

5.6.

Строение и функции головного мозга

исследование

1

Составление конспекта

5.7.

5.8.

Полушарии большого мозга

Л/Р:» Объем внимания»

беседа с элементами объяснения

2

л/р

5.9.

Зрительный анализатор

лекция

1

сообщения

5.10.

Анализатор слуха и равновесия

беседа

1

Опрос по карточкам

5.11.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

семинар

1

тест

5.12.

Контрольно- обобщающий урок

контроль знаний

1

к/р

6.

Тема 6. Опора и движение.

8

6.1.

Кости скелета

лекция

Словарная работа

6.2.

Строение скелета .Л/р:»Микроскопическое исследование костной ткани»

практикум

1

л/р

6.3.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

семинар

1

«заполни пропуски»

6.4

Мышцы, их строение и функции. Л/Р:»Определение функций костей, мышц, суставов»

исследование

1

л/р

6.5.

Работа мышц

комбинирование

1

Анализ таблиц

6.6.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

частично-поисковый

1

сообщения

6.7.

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры.Л/Р:» Выявление гибкости позвоночника»

практикум

1

л/р

6.8.

Контрольно- обобщающий урок

контроль знаний

1

к/р

7.

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

7.1.

Внутренняя среда человека и ее значение

лекция

Составление схем

7.2.

Плазма крови, ее состав.Л/Р:»Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

комбинированный

1

л/р

7.3.

Иммунитет.

беседа

1

Словарная работа

7.4.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

исследование

1

Решение биологических задач

8.

Тема 8. Транспорт веществ

4

8.1.

Органы кровообращения

лекция

1

Работа в группах

8.2.

Работа сердца

частично-поисковый

1

Работа с технологической картой

8.3.

Движение крови и лимфы по сосудам.Л/р:» Подсчет пульса в разных условиях»

комбинированный

1

л/р

8.4.

Контрольно- обобщающий урок

контроль знаний

1

к/р

9.

Тема 9. Дыхание

5

9.1

Строение органов дыхания. Л/Р:»Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего»

беседа

1

л/р

9.2.

Дыхательные движения и их регуляция

лекция

1

Решение биол.задач

9.3.

Газообмен в легких и тканях

комбинированный

1

Работа с текстом

9.4.

Состав и гигиена воздуха. Заболевания. Первая помощь при нарушении дыхания.

исследование

1

Сообщения учащихся

9.5

Контрольно- обобщающий урок

контроль знаний

1

к/р

10.

Тема 10. Пищеварение

5

10.1.

Пищевые продукты, питательные вещества и их  превращения в организме. Строение пищеварительной системы

комбинированный

1

тест

10.2.

Пищеварение в ротовой полости.Л/р:»Качественный реакции на углеводы»

исследование

1

л/р

10.3.

Пищеварение в желудке. Роль поджелудочной железы, печени, кишечных желёз.Л/р:»Пищеварение в желудке»

практикум

1

л/р

10.4.

Кишечное пищеварение. Всасывание. Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

частично-поисковый

1

тест

10.5.

Контрольно- обобщающий урок

контроль знаний

1

к/р

11.

Тема 11.  Обмен веществ и энергии

2

11.1.

Пластический и энергетический обмен.

лекция

1

Составление схем

11.2.

Витамины

дискуссия

1

сообщения

12.

Тема 12. Выделение  

2

12.1.

Продукты обмена веществ. Органы выделения

семинар

1

Заполнение таблицы

12.2.

Образование мочи.  Роль кожи в выделении

комбинированный

1

Анализ опорного конспекта

13.

Тема 13. Покровы тела

3

13.1.

Строение кожи. Гигиена кожи

исследование

1

с/р с учебником

13.2.

Роль кожи в терморегуляции организма

беседа

1

Словарная работа

13.3.

Закаливание. Гигиена одежды, обуви. Обобщение

комбинированный

1

с/р

14.

Тема 14. Размножение и развитие

2

14.1

Половая система человека

Беседа с элементами объяснения

1

Заполнение таблицы

14.2.

Возрастные процессы

лекция

1

с/р

15.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

15.1.

Рефлекс – основа нервной деятельности

лекция

1

сообщения

15.2.

Сон и сновидения

беседа

1

«подумай и ответь»

15.3.

Особенности высшей нервной деятельности

частично-поисковый

1

тест

15.4

Типы нервной деятельности

лекция

1

Заполнение таблицы

15.5

Контрольно- обобщающий урок

контроль знаний

1

к/р

16.

Тема 16. Человек и его здоровье

4

16.1.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни

беседа

1

Изучение норм

16.2.

Первая доврачебная помощь

исследование

1

Изучение схем

16.3.

Укрепление здоровья. Факторы риска

лекция

1

Составление конспекта

16.4.

Обобщение

беседа

Итоговая контрольная работа

контроль знаний

1

к/р

Человек и окружающая среда

беседа

1

Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Основная учебно-методическая литература:
  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009г.
  2. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008.;
  3. Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008;
  1. Дополнительная учебно-методическая литература
  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

3. Интернет-сайты

1 Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2 http://festival.1september.ru/ 

  1. сайт школы http://www.alexschool.edurm.ru/ 
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Материально-техническое обеспечение

  1. Перечень оборудования:

Компьютер, проектор

Перечень наглядных и дидактических материалов:

Комплекты  таблиц по анатомии

Микроскопы, препаровальные иглы, чашки петри

Скелет человека на штативе, модель глаза, модель мозга в разрезе,  модель структуры ДНК(разборная)

Рельефные таблицы «Глаз. Строение», «Кожа. Разрез», «Пищеварительный тракт», «Строение легких».

Материально –техническое обеспечение:

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

ноутбук

Комплекты  таблиц по анатомии

Микроскопы, препаровальные иглы, чашки петри

Скелет 

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008.;

2.Н.Б.Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008;

       3.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.;

       4.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;

Дополнительная литература

1.Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

        2.Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.

3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

4.Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...