Конспект урока "Ох, уж эти Protozoa!"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ирижипова Гузаль Равильевна

В рамках недели биологии в 7  классе прошел необычный урок «Ох, уж эти Protozoa!». Урок включал в себя элементы игры «Морской бой», состоящей из 2 этапов: I этап – Стратегический, на карте своего сектора игроки распределили свои корабли; II этап – Сражение, ученики по произвольному выбору называли квадрат, за которым скрывался вопрос о простейших организмах. В результате интеллектуального сражения, команда «Амебы» потопила все корабли «Жгутиконосцев» и ответила на большинство вопросов. Не обошлось и без сюрпризного момента. Ребята подготовили  театрализованную сценку «Кому в организме жить хорошо!» о «нелегкой» жизни симбионтов и паразитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект52 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя биологии.

Открытый урок.

Тема: «Ох, уж эти Protozoa!»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра «Морской бой».
  3. Театрализованная сценка «Кому в организме жить хорошо!»
  4. Разгадайте криптограмму.
  5. Итоги.

  1. учитель объявляет тему занятия, цели, объясняет правила игры. Класс делится на две команды. Из числа учащихся выбирается помощник учителю для проведения игры.
  2. I этап игры – Стратегический. На карте своего сектора игроки распределяют свои корабли – 1 однопалубный, 1 двухпалубный, 1 трехпалубный.

Выбирают командира эскадры, придумывают название своей команды.

II этап – Сражение. Жеребьевкой определяется, какая эскадра начинает атаку первой. По произвольному выбору начинают называть квадрат.

Вопросы для игры:

1.где обитает амеба обыкновенная?

2.как передвигается эвглена зеленая?

3.кто такие автотрофы?

4.что такое порошица?

5.опишите процесс питания инфузории туфельки.

6.какой органоид способствует движению жгутиков и ресничек?

7.назовите простейшее, которое не могут поделить ботаники и зоологи. Почему?

8.сколько ресничек имеет инфузория туфелька?

9.кто из простейших имеет самые большие размеры?

10.какой тип наиболее высокоорганизован в эволюционном плане? Дайте название на латинском языке.

11.место образования пищеварительных вакуолей инфузории туфельки.

12.пузырьки, заполненные ферментами, в цитоплазме простейших.

13.каким способом происходит размножение амебы-протей?

14.как называются постоянно образующиеся выросты амебы-протей?

15.какими способами размножается инфузория-туфелька?

16.какой пигмент содержат хлоропласты эвглены-зеленой?

17.что составляет основной рацион инфузории-туфельки.

18.чем представлена нервная система кишечнополостных?

19.как называется организм, который живет во взаимовыгодных отношениях с другим организмом?

20.как называется плотная оболочка инфузории-туфельки?

1.каким способом инфузория-туфелька защищается от врагов?

2.к какому типу относится амеба-протей? Дайте название на латинском языке.

3.все ли реснички инфузории-туфельки одинаковой длины? Если нет, то какие и почему.

4.какой представитель Protozoa способен различать свет?

5.как называется половой процесс размножения инфузорий?

6. при каком процессе размножения (половом или бесполом) не происходит увеличения числа инфузорий?

7.Назовите все известные вам пластиды.

8.чем дышат простейшие и как этот газ попадает в их цитоплазму?

9.кто из представителей Protozoa имеет самые маленькие размеры?

10.какой тип питания выбирает инфузория-зеленая днем и почему?

11.почему форма тела амебы-протей не постоянна?

12.как устроены сократительные вакуоли инфузории-туфельки? Сколько их?

13.как называются оборонительные клетки гидры пресноводной?

14.что происходит с простейшими при наступлении неблагоприятных условий?

15.как называется одноклеточная зеленая водоросль, которой питается амеба-протей?

16.кто такие гетеротрофы?

17.где обитает инфузория-туфелька?

18.как называется светочувствительный глазок эвглены-зеленой?

19.какой органоид отвечает за хранение и передачу наследственной информации?

20.назовите пластид, который не содержит никакого пигмента.

3. На сцене расположились кишечная Амеба, Симбионт термита и Инфузория рубца и размышляют о жизни.

А.к. – и все-таки я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего, терпимо. А как что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро…

С.т. – ну да, тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное. Знает, как себя лечить. Мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

А.к. – а что, скажешь, у термита в животе лучше?

С.т. – а то как же! Тут тебе и помещение – не просто посреди кишечника болтаться, а кармашек отдельный. Живите, пожалуйста. Нам и дом и стол – и мы добром, сахарком готовым расплачиваемся, только усваивай. И никаких тебе антибиотиков!

А.к. – ой, сказки он нам про рай кишечный рассказывает! Прямо-таки все у тебя с хозяином о кей?

С.т. – да, все хорошо и замечательно! И жить без меня он не может!

А.к. – только ты нам одно рассказать забыл: как твой в голодное время тебя вместо древесины переваривать начинает.

С.т. – а что об этом говорить, с голодухи чего не сделаешь? Одной древесиной сыт не будешь. И белковой пищи хочется – вот тут и мы… А что, мне и умереть не страшно! Зато мой вид процветать будет!

А.к. – ладно уж, патриот нашелся…

И.р. – нет, братцы, вот послушала я вас и поняла, что лучше коровы не найти хозяина. Вот уж где действительно и кров, и хлеб, и не скушают тебя с травой по ошибке! Ведь сколько нас в рубце коровьем – миллиарды, а всем и работы. И еды хватает.

Все вместе – Да…  

Учитель детям: отгадайте, кто действующие лица.

4. итак, мы знаем как выглядят, как устроены и даже как живут простейшие. Все говорит нам о том, что они находятся в родственных отношениях. И все же остается не раскрытым один вопрос: от кого произошли Protozoa? Кто их предок?

Ответ на этот вопрос зашифрован в криптограмме. Но для ее расшифровки нам необходимо отгадать ключи, буквы в которых зашифрованы также цифрами, которые мы затем перенесем в криптограмму.

14

9

17

19

17

6

10

12

13

20

4

6

17

6

6

16

2

10

4

2

5

1

13

8

2

15

4

19

18

3

6

20

2

8

4

19

18

14

15

6

8

9

11

8

3

7

21

8

6

5

2

20

19

18

  1. непонятные выросты тела инфузории протей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. место образования пищеварительных вакуолей у инфузорий.

7

1

2

8

5

9

  1. раковинная амеба, строящая раковины из склеенных песчинок.

10

6

-

-

1

11

7

6

-

  1. органоиды передвижения у амебы.

12

13

14

4

6

15

5

6

  1. жидкая часть клетки.

-

6

8

2

-

1

9

16

17

9

  1. органоиды эвглены зеленой, обеспечивающие ее питание на свету.

18

12

2

1

2

-

1

9

14

8

19

  1. пульсирующие пузырьки, находящиеся в цитоплазме простейших.

20

9

5

21

2

1

6

Ключ: 1. ложноножки;2. глотка; 3. диффлюгия; 4. реснички; 5. цитоплазма; 6. хлоропласты; 7. вакуоли.

Криптограмма: Самыми древними из одноклеточных животных считают жгутиковых.

5. Всем спасибо за урок!!!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

"Protozoa Самарской области (Фауна и использование в школьном курсе биологии)."

Данная работа является результатом многолетних исследований фауны Protozoa Самарской области, является вкладом в общие исследования учебных области по этому вопросу....

Подцарство Простейшие (Protozoa)

Прзентация к уроку. 7 класс. Зоология....