Открытый урок по теме: "Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Бобовые"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Характерные особенности растений семейства Бобовые
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Бобовые.
Педагогическая цель | Создать условия для формирования представлений о семействе Бобовые; способствовать развитию умения описывать представителей семейства; помочь раскрыть значение семейства Бобовые в природе и хозяйстве человека |
Задачи | Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений; ознакомить с особенностями строения органов семейства Бобовых; раскрыть значение семейства Бобовые в хозяйстве человека. Развивающая: развивать внимание, любовь к природе, интерес к изучению темы. Воспитательная: воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы. |
Тип, вид урока | Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты | Обучающийся будут знать особенности строения цветка и плода бобовых, формулу цветка; признаки семейства; научится определять принадлежность растений к семейству Бобовые; характеризовать значение Бобовых в природе и хозяйстве человека; использовать приобретенные знания в повседневной жизни. |
Личностные результаты | Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению Класса Двудольные, любознательность и интерес к изучению природа методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, доброжелательное отношение к мнению другого человека. |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Регулятивные: научится планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление, интерес к изучению темы; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; контроль и оценка процесса и результатов действия. Познавательные: находить информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, организовывать свою учебную деятельность, подводить итог работы, формулировать выводы. Коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; участвовать в групповой работе, строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации. |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками), практические (работа с информацией), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины | Бобовые (мотыльковые), мимозовые, цезальпиниевые, боб, парус, весла, лодочка. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, гербарный материал, |
Образовательные ресурсы |
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1.Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся необходимых для изучения нового материала | Фронтальная беседа | Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.
Учащиеся слушают описание растения семейства Розовых и Капустных, называют варианты ответов. 1. В умеренном климате этот представитель семейства розовых - самое главное плодовое дерево. В его плодах содержится много веществ, необходимых людям. В них есть сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. Яблоня 2.Многолетний полукустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета. Их традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях. Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен. Малина обыкновенная 3.Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус. Редис Упражнение «Выбери цифру» Из предложенного перечня выпишите признаки, характерные для семейства Капустные, Розовые. 1. Цветок имеет 4 лепестка. 2. Тычинок может быть много. 3. Чашелистиков 5. 4. Пестик один, тычинок 6. 5. Околоцветник цветка двойной. 6. Соцветие - кисть. 7. Плод - яблоко, костянка, многокостянка. 8. Соцветие - язычок. 9. Плод - стручечок, стручок. 10. Чашелистиков 4. (Ответы: семейство Капустные : 1, 4, 5, 6, 9, 10. семейство Розовые: 2, З, 5, 6, 7, 8.) | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников | Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой | Устные ответы на вопросы учителя |
2.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику. | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему урока и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Мы продолжаем знакомство с семействами двудольных растений. Сегодня нашему вниманию предстанут растения, которых на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. В чём их особенности, поговорим далее. Записываем тему. «Отгадай 5 загадок – получи «5» (на доску вывешиваются рисунки) Цветок – крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод (Горох) Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация) Даже в день укоса кустик – ниже проса. Зато семя одно ста просинкам равно (Бобы). Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек (Люпин). Голодный шмелик вздыхает тяжко:
Что общего у этих растений? Этих растений 12 тыс. видов. Это – травы, кустарники, деревья. Есть среди них лекарственные, декоративные, дикорастущие и пищевые растения. У бобовых растений на корнях образуются клубеньки. Там поселяются азотфиксирующие бактерии, способные усваивать азот из воздуха. После гибели растения азот остаётся в почве. В этом заключается уникальность этих организмов. | Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. | Наблюдают. Осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы на вопросы учителя. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знания, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией. | Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику. | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Поводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. 1. Многообразие растений семейства Мотыльковые Семейство насчитывает более 12 тыс. видов. Это многолетние и однолетние травы, деревья и кустарники. Многие из них человек выращивает для получения корма, в качестве «живого» удобрения, как источник растительного белка для человека, растительного масла (соевое, арахисовое), для получения лекарственных препаратов, украшения жилищ. По хозяйственному использованию можно выделить следующие группы: Пищевые: горох, соя, фасоль, бобы, арахис, чечевица. Декоративные: желтая акация (карагана), белая акация, душистый горошек, глициния, аморфа. Кормовые: люцерна, клевер, люпин. Лекарственные: донник лекарственный, термопсис, стальник полевой. 2. Общие признаки растений семейства Мотыльковые Свое название семейство получило из-за необычного строения цветка: он похож на мотылька, присевшего отдохнуть. А второе название – Бобовые - дано из-за типа плода «боб». Запишите в тетрадях общие признаки строения. Цветок: имеет 5 лепестков, из них 1-парус, 2-весла, (2)-лодочка, 5 сросшихся чашелистиков, 10 тычинок, из которых 9 срослись и 1 свободная, 1 пестик. Неправильной формы, похож на мотылька. Формула: ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 . Соцветие кисть или головка. Плод: боб (две створки, на которых располагаются семена). Стебель: прямой, стелющийся (клевер), цепляющийся (горох). Листья: сложные, тройчатые, перистые, пальчатые. Корень: стержневой с клубеньками, в которых находятся клубеньковые бактерии. Они поглощают азот из воздуха почвы и накапливают его в тканях растений. Учитель: Ребята, как называется такое взаимоотношение между организмами? (ответ: симбиоз бактерий и высших растений). | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалом ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства. Выдвигают свои предложения | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом материале, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. | Устные ответы на вопросы учителя |
4.Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Закрепляющая беседа |
Самостоятельная работа. Морфологическое описание растений
| Выполняют самостоятельную работу по плану. | Выполняют самостоятельную работу по плану. | Устные ответы на вопросы учителя |
5. Рефлексия учебной деятельности | Обобщающая беседа | Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Выберите горошины, отражающие Ваше состояние на уроке: Горошина Интересно, Горошина Познавательно, Горошина Скучно, Горошина Не интересно | Отвечают на вопросы | Формируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию | Устные ответы |
6.Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Фронтальная работа Домашнее задание | Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Учебник, с 98-99. Дополнительно: подготовить сообщение на тему: «Значение растений семейства Бобовые в хозяйстве человека» | Осуществляют самоанализ деятельности Записывают задание | Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами. Читают задание. Задают уточняющие вопросы | Устные ответы. Наблюдение |
Самостоятельная работа. Морфологическое описание растений
После того, как мы рассмотрели основные признаки строения растений семейства мотыльковых, вам, ребята, предлагается выполнить самостоятельную работу. Сейчас вы получите гербарные экземпляры растений и план работы. Ваша задача: внимательно рассмотреть и составить морфологическое описание одного из предложенных растений по данному плану. Запишите полученную характеристику в тетрадь. Потом мы обсудим ваши работы.
План морфологического описания
- Особенности строения корневой системы
- Внешнее строение стебля
- Листья: жилкование, простые или сложные, расположение на стебле.
- Цветок: одиночный или цветки собраны в соцветие, формула цветка.
- Плод: сухой или сочный, как называется.
- К какой жизненной форме относится: дерево, кустарник, травянистое.
Учащиеся получают гербарные экземпляры трех видов растений: фасоль обыкновенная, акация белая, клевер ползучий. После выполнения задания идет обсуждение описаний, уточнение и исправление ошибок. Оцениваются некоторые работы.
Работа с учебником.
Заполнение 3 колонки таблицы: «Характерные признаки семейств отдела Покрытосеменные»
Признаки | Капустные | Розовые | Бобовые | Астровые | Пасленовые | Злаковые | Лилейные |
Задание на самооценку.
Выберите горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:
Горошина Интересно,
Горошина Познавательно,
Горошина Скучно,
Горошина Не интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
"Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений" 6 класс
Презентация и технологическая карта урока на тему "Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений" 6 класс с применением электронных модулей...
Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых и Лилейных
Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых и Лилейных...
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....
Конспект урока в 7 классе Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые.
Тема: класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые.Цель: изучить классификацию и систематику растений класса Двудольные (семейства Крестоцветн...
Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.
Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...