Открытый урок по теме: "Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Бобовые"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Характерные особенности растений семейства Бобовые

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Бобовые.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о семействе Бобовые; способствовать развитию умения описывать представителей семейства; помочь раскрыть значение семейства Бобовые в природе и хозяйстве человека

Задачи

Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений;  ознакомить с особенностями строения органов семейства Бобовых; раскрыть значение семейства Бобовые в хозяйстве человека.

Развивающая:  развивать внимание, любовь к природе, интерес к изучению темы. Воспитательная: воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы.

Тип, вид урока

Формирование  новых знаний        

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будут знать особенности строения цветка и плода бобовых, формулу  цветка; признаки семейства; научится определять принадлежность растений к семейству Бобовые; характеризовать значение Бобовых в природе и хозяйстве человека; использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению Класса Двудольные, любознательность и интерес к изучению природа методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:  научится планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;  развивать логическое мышление, интерес к изучению темы; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; контроль и оценка процесса и результатов действия.

Познавательные:  находить информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной  формы в другую, организовывать свою учебную деятельность, подводить итог работы, формулировать выводы.

Коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; участвовать в групповой работе, строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками), практические (работа с информацией), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Бобовые (мотыльковые), мимозовые, цезальпиниевые, боб, парус, весла, лодочка.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, гербарный материал,

Образовательные ресурсы

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

  1. Игра «Узнай растение»

Учащиеся слушают описание растения семейства Розовых и Капустных,  называют варианты ответов.

1.   В умеренном климате этот представитель семейства розовых  - самое главное плодовое дерево. В его  плодах  содержится  много веществ, необходимых людям. В них есть  сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Плоды  едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. Яблоня

2.Многолетний полукустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета. Их  традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях.  Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен.

Малина обыкновенная

3.Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают  как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус.                    

Редис

          Упражнение «Выбери цифру»

Из предложенного перечня выпишите признаки, характерные для семейства  Капустные,

Розовые.

1. Цветок имеет 4 лепестка.

2. Тычинок может быть много.

3. Чашелистиков 5.

4. Пестик один, тычинок 6.

5. Околоцветник цветка двойной.

6. Соцветие - кисть.

7. Плод - яблоко, костянка, многокостянка.

8. Соцветие - язычок.

9. Плод - стручечок, стручок.

10. Чашелистиков 4.        

(Ответы:   семейство  Капустные : 1, 4, 5, 6, 9, 10.    семейство  Розовые: 2, З, 5, 6, 7, 8.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя

2.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.  Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику.

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему урока и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Мы продолжаем знакомство с семействами двудольных растений. Сегодня нашему вниманию предстанут растения, которых на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. В чём их особенности, поговорим далее. Записываем тему.

«Отгадай 5 загадок – получи «5» (на доску вывешиваются рисунки)

Цветок – крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод (Горох)

Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация)

Даже в день укоса кустик – ниже проса. Зато семя одно ста просинкам равно (Бобы).

Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек (Люпин).

Голодный шмелик

вздыхает тяжко:

  • Поесть бы кашки…
  • Да вот же – кашка!
  • Попробуй, шмелик,
  • в ней сок медовый –
  • шмелям и пчелам обед готовый (Клевер луговой).

Что общего у этих растений? Этих растений 12 тыс. видов. Это – травы, кустарники, деревья. Есть среди них лекарственные, декоративные, дикорастущие и пищевые растения.

У бобовых растений на корнях образуются клубеньки. Там поселяются азотфиксирующие бактерии, способные усваивать азот из воздуха. После гибели растения азот остаётся в почве. В этом заключается уникальность этих организмов.

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

Устные ответы на вопросы учителя.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знания, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией.

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Поводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации.

1. Многообразие растений семейства Мотыльковые

Семейство насчитывает более 12 тыс. видов. Это многолетние и однолетние травы, деревья и кустарники. Многие из них человек выращивает для получения корма, в качестве «живого» удобрения, как источник растительного белка для человека, растительного масла (соевое, арахисовое), для получения лекарственных препаратов, украшения жилищ. По хозяйственному использованию можно выделить следующие группы:

Пищевые: горох, соя, фасоль, бобы, арахис, чечевица.

Декоративные: желтая акация (карагана), белая акация, душистый горошек, глициния, аморфа.

Кормовые: люцерна, клевер, люпин.

Лекарственные: донник лекарственный, термопсис, стальник полевой.

2. Общие признаки растений семейства Мотыльковые

Свое название семейство получило из-за необычного строения цветка: он похож на мотылька, присевшего отдохнуть. А второе название – Бобовые - дано из-за типа плода «боб». Запишите в тетрадях общие признаки строения.

Цветок: имеет 5 лепестков, из них 1-парус, 2-весла, (2)-лодочка, 5 сросшихся чашелистиков, 10 тычинок, из которых 9 срослись и 1 свободная, 1 пестик. Неправильной формы, похож на мотылька.

Формула: ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 . Соцветие кисть или головка.

Плод: боб (две створки, на которых располагаются семена).

Стебель: прямой, стелющийся (клевер), цепляющийся (горох).

Листья: сложные, тройчатые, перистые, пальчатые.

Корень: стержневой с клубеньками, в которых находятся клубеньковые бактерии. Они поглощают азот из воздуха почвы и накапливают его в тканях растений.

Учитель: Ребята, как называется такое взаимоотношение между организмами? (ответ: симбиоз бактерий и высших растений).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалом ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Выдвигают свои предложения

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом материале, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.

Устные ответы на вопросы учителя

4.Первичное закрепление изученного материала. 

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

  • Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Самостоятельная работа. Морфологическое описание растений

  • Беседа по вопросам:
  • Как называется это семейство?  
  • Откуда произошло название Мотыльковые?
  • Почему семейство имеет второе название Бобовые?
  • Напишите формулу цветка.
  • Назовите растения семейства, которые используются человеком.
  • Почему мотыльковые часто называют «живым удобрением»?

Выполняют самостоятельную работу по плану.

Выполняют самостоятельную работу по плану.

Устные ответы на вопросы учителя

5. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Выберите  горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:  

Горошина Интересно,

Горошина Познавательно,

Горошина  Скучно,

Горошина Не интересно

Отвечают на вопросы

Формируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

6.Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Фронтальная работа

Домашнее задание

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки.

Учебник, с 98-99.

Дополнительно: подготовить сообщение на тему: «Значение растений семейства Бобовые в хозяйстве человека»

Осуществляют самоанализ деятельности

Записывают задание

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Устные ответы.

Наблюдение

         

          Самостоятельная работа. Морфологическое описание растений

После того, как мы рассмотрели основные признаки строения растений семейства мотыльковых, вам, ребята, предлагается выполнить самостоятельную работу. Сейчас вы получите гербарные экземпляры растений и план работы. Ваша задача: внимательно рассмотреть и составить морфологическое описание одного из предложенных растений по данному плану. Запишите полученную характеристику в тетрадь. Потом мы обсудим ваши работы.

План морфологического описания

  1. Особенности строения корневой системы
  2. Внешнее строение стебля
  3. Листья: жилкование, простые или сложные, расположение на стебле.
  4. Цветок: одиночный или цветки собраны в соцветие, формула цветка.
  5. Плод: сухой или сочный, как называется.
  6. К какой жизненной форме относится: дерево, кустарник, травянистое.

Учащиеся получают гербарные экземпляры трех видов растений: фасоль обыкновенная, акация белая, клевер ползучий. После выполнения задания идет обсуждение описаний, уточнение и исправление ошибок. Оцениваются некоторые работы.

Работа с учебником.

Заполнение  3  колонки таблицы:  «Характерные признаки семейств отдела Покрытосеменные»

Признаки

Капустные

Розовые

Бобовые

Астровые

Пасленовые

Злаковые

Лилейные

  Задание на самооценку.

Выберите  горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:  

Горошина Интересно,

Горошина Познавательно,

Горошина  Скучно,

Горошина Не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

"Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений" 6 класс

Презентация и технологическая карта урока на тему "Характерные признаки класса двудольных и однодольных растений" 6 класс с применением электронных модулей...

Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых и Лилейных

Класс однодольные. Характерные признаки растений семейства Злаковых и Лилейных...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....

Конспект урока в 7 классе Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые.

Тема: класс Двудольные. Общая характе­ристика класса. Семейства: Кресто­цветные, Бобовые, Пасленовые.Цель: изучить классификацию и систематику растений класса Двудольные (семейства Крестоцветн...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...