Урок по теме" Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Валягина Елена Дмитриевна

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16.doc31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Тема урока: Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

обучение: сформировать знания об  особенностях строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных типа Жгутиконосцы  и представителях колониальных организмов в связи со средой обитания

развитие: научить устанавливать причинные связи в строении животного и способом его питания на примере эвглены зеленой, развивать  у учащихся умения планировать свою деятельность, работать с текстом параграфа (маркировать текст, выделять главные мысли, находить в тексте значение выделенных терминов).

воспитание:  формировать  у учащихся  мотивацию  к  обучению и познавательной деятельности, учить соблюдать правила работы с микроскопами, выявлять эстетические достоинства простейших как объектов живой природы.

Ожидаемые  результаты урока:

Предметные:  

 – называть и выделять существенные признаки строения и образа жизни  животных типа Жгутиконосцы и особенности строения и образа жизни колониальных организмов

 –  отличать и сравнивать между собой по строению и процессам жизнедеятельности одноклеточных животных типа Корненожки и Жгутиконосцы, распознавать этих животных на рисунках и микропрепаратах

Метапредметные:

регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение, устанавливать и раскрывать суть причинных связей между строением организма и способом его питания, между строением и образом жизни.

Личностные:

  выражать собственную убеждённость и готовность изучать объекты живой природы, выражать эстетическое отношение к живым объектам.

Используемая технология: ИКТ, технология развития критического мышления

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, учебный диск, микроскопы, микропрепараты.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Организационный момент.

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.

Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.

Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализация опорных знаний и способов действий

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: Тип Корненожки и Фораминеферы  

Повторим предыдущий материал.

Задание (приложение №1)

Воспроизводят имеющиеся знания о строении и процессах жизнедеятельности простейших животных типа Кореножки

Синтезируют имеющиеся знания. Опрос домашнего задания заканчивается составлением кластера (в центре слово Простейшие, от него слова – одна клетка, водная среда, гетеротрофы, бесполое

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Стадия вызова – введение в проблему, актуализация знаний.

Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование ими целей урока

Цель: В ходе урока продолжим выяснять -так ли просты простейшие?

Что бы вы хотели узнать о животных типа Жгутиконосцы? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?

Предлагает сформулировать вопросы, спланировать работу на уроке.

 

Формулируют вопросы.

Почему так называется этот тип? Как дышат,питаются и размножаются Жгутиконосцы? Какое строение имеют представители типа? Что такое колония? (Все вопросы записываются на доске. Это наши задачи)

Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

Стадия осмысления – изучение новой темы

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

В учебнике на стр.  24-25  и рисунку 9 изучите материал о строении жгутиконосцев (бодо, эвглена зелёная), сравните их. Изучите схемы, иллюстрации в учебнике. 

Обращает внимание на особенности питания эвглены зелёной – эвглена это растение или животное?

Организует работу с микроскопами

Организует работу учащихся с рабочей тетрадью (Биология: 7 класс:  для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В. Суматохин,   М. : Мнемозина 2010.)

задание №10

Организует чтение текста с пометками (инсерт) о особенностях строения и образе жизни колониальных организмов.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задания.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике, рассматривают под микроскопом микропрепараты простейших, читают текст и маркируют его.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Ответьте на вопросы в конце параграфа.

Учитель предлагает учащимся изучить материал для заполнения таблицы в  рабочей тетради

на стр.11 задание №12

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают текст учебника, анализируют информацию,  делают записи в тетради.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  Умение работы  в паре (общение).

Стадия Размышление

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Выходной контроль.

Цель: проверить усвоение материала о особенностях строения и жизнедеятельности Жгутиконосцев

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы.

Приложение №2

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Этап включения в систему знаний и повторения

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного  уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник:

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Учитель организует рефлексию:

Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Просит продолжить предложения:

Раньше не знал…..

Было интересно…..

Особенно запомнилось….

Предлагает составить  синквейн о Простейших

Объявляют  выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Приложение №1

Фронтальный опрос

  1. Почему подцарство изучаемых животных называется Простейшие?
  2. Какова их среда обитания?
  3. Какой способ питания характерен этим  животным?
  4. Какие типы входят в состав подцарства?

Индивидуальный опрос

  1. Объясните название типа Корненожки.
  2. Сделать рисунок амёбы протей на доске, рассказать о её строении.
  3. Форма тела амёбы непостоянная. Почему жесткая оболочка совершенно не нужна и даже вредна амёбе?
  4. Представьте себе, что человек создал робота, передвигающегося как амёба и свободно меняющего форму, как амёба. Какие функции может выполнять этот робот?
  5. Как дышит амёба?
  6. Размножение амёбы. Рассказ – комментарий видео слайда.
  7. Какими преимуществами обладает амёба образующая цисту от амёбы, цисту не образующей?
  8. Каковы особенности строения фораминифер? Что теряет и что приобретает амёба, поселившись в ажурной раковине фораминиферы?
  9. Из чего построена пирамида Хеопса? (сообщение)

Приложение №2

Задание 1.  Верно ли суждение:

  1. Тело простейшего состоит из одной клетки.
  2. Простейшие обитают в водной и наземно – воздушной  среде.
  3. Амеба протей передвигается с помощью жгутиков.
  4. В передвижении простейших играет роль сократительная вакуоль.
  5. У эвглены зелёной пищеварительные вакуоли не образуются.
  6. Кислород в цитоплазму простейшего поступает через всю поверхность тела.
  7. Жгутиконосец бодо при делении образует не две, а несколько особей.
  8. На стадии цисты происходит расселение простейших ветром и животными.
  9. Из раковин погибших фораминифер образовались отложения известняка.

Задание 2. Выпишите цифры, обозначающие признаки, характерные для этих животных:

амеба обыкновенная: ______________, эвглена зеленая: ______________

Признаки: 1. Микроскопически малые животные; 2. Есть ядро; 3. Есть оболочка; 4. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях; 5. Тело состоит из одной клетки; 6. Передвигается с помощью жгутика; 7. Есть цитоплазма; 8. Продукты распада удаляются через сократительную вакуоль; 9. Среда обитания жидкая;           10. Передвигаются с помощью ложноножек; 11. Может всасывать растворенные органические вещества; 12. На свету питается как зеленое растение, образуя органические вещества из неорганических.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Бесполое размножение организмов"

Урок по теме "Бесполое размножение организмов" в 9 классе по программе Н.И. Сонина....

Разработка урока по теме: "Индивидуальное развитие организма"

Цель урока: Создать условия для формирования знаний об этапах индивидуального развития организмов. Задачи: Образовательные: сформировать знания об основных стадиях эмбрионального периода развития жи...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Конспект открытого урока по теме « Жгутиконосцы, инфузории».

Урок биологии в 7 классе на тему «Жгутиконосцы, инфузории», построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета «Животные» в общеобразовательных учреждениях, автором которой являетс...

Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Технологическая карта по теме "Многоклеточные и колониальные организмы"

Технологическая карта по биологии по теме "многоклеточные организмы" к учебнику Сухоруковой Л.Н. 5 класс. В ходе урока учащиеся работают по группам, выполняют тестовую работу....