Программа элективного курса по биологии 10 класс.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Тупицына Ирина Николаевна

Рабочая программа элективного курса по биологии для 10 класса «Эволюционные аспекты в биологии». 1час в неделю, 35 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по биологии для 10 класса

«Эволюционные аспекты в биологии»

1час в неделю, 35 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса составлена на основе пособий для подготовки к единому государственному экзамену (Ростов на  Дону, Феникс, 2010 г.), программы элективных курсов по биологии для 10-11 классов(В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М.: Дрофа, 2006).

Программа предусматривает углубление и систематизацию теоретических и практических знаний по вопросам онтогенеза и филогенеза организмов с интеграцией знаний по цитологии, генетике. Эмбриологии и эволюционной теории.

Курс «Эволюционные аспекты в биологии» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся об эволюции живых организмов, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их функционирования и эволюции основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и др. применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает развитие практических умений учащихся.

Цель курса

Углубить и интегрировать знания по цитологии, генетике, эмбриологии и эволюционной теории .

Задачи курса

  •  Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
  • Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
  • Развить умения анализировать. Сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • Химический состав клеток;
  • Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток
  • Сходство и различие строении клеток растений. Животных и грибов;
  • Особенности неклеточных форм жизни;
  • Строение, происхождение, функции растительных тканей;
  • Строение, происхождение, функции животных тканей;
  • Внешнее и внутреннее строение. Видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
  • Строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных;
  • Основные процессы жизнедеятельности растений и животных

Учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать различные биологические объекты и процессы, делать выводы на основе сравнения;
  • Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток, органы цветковых растений, органы и системы органов животных
  • Делать выводы о направлении эволюционных изменений у растений и животных;
  • Схематично изображать строение органов и систем органов;
  • Изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети интернет;
  • Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

с помощью коэффициента усвоения К

                  К = А:Р, где              А – число правильных ответов в тесте

                                                  Р – общее число ответов

Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»

ОЦЕНКА РЕФЕРАТОВ ПО БИОЛОГИИ

Основные критерии оценки

оценка

Оформление реферата

Содержание реферата

Речевое оформление

Грамотность

«5»

1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение)

2. Наличие плана

3. В тексте имеются ссылки на авторство

4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии.

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.

4. Объем реферата 10-12 листов

1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

«4»

1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований.

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

1. Написан правильным литературным языком и стилистически  соответствует содержанию.

2.достоверно:

2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2

грамматические ошибки

«3»

1. Оформление не соответствует  выше перечисленным требованиям.

1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему.

2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи.

2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Тематическое планирование элективного курса по биологии для 10 класса

«Эволюционные аспекты в биологии»

1час в неделю, 35 часов.

Тема занятия

Оборудование

Контроль знаний

Дата по плану/по факту

Раздел 1. Эволюционные аспекты на клеточном уровне. (6 часов)


1

Многообразие организмов живой природы. Современная классификация организмов.

решение тестов.

2

Положения клеточной теории в соответствии с современными представлениями.

решение тестов.

3

Транспорт веществ в клетке. Способы пассивного и активного транспорта.

решение тестов.

4

Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот.

решение тестов.

5

Микроскопическое строение тканей. Ткани растений и животных.

решение тестов.

6

Деление клеток: митоз, мейоз, амитоз. Клеточный цикл.

решение тестов.

Раздел 2. Эволюционные аспекты на организменном уровне. (17 часов)

7

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

решение тестов.

8

Жизненные циклы растений.

решение тестов.

9

Жизненные циклы голосеменных растений.

задания на составление циклов

10

Жизненные циклы покрытосеменных растений.

задания на составление циклов

11

Решение заданий по составлению жизненных циклов растений.

задания на составление циклов

12

Царство Животные. Эволюция и филогения.

решение тестов.

13

Эволюция опорно-двигательной системы.

решение тестов.

14

Эволюция покровов тела, способов передвижения животных.

решение тестов.

15

Эволюция пищеварительной системы.

решение тестов.

16

Эволюция строения кровеносной системы.

решение тестов.

17

Эволюция строения органов дыхательной системы.

решение тестов.

18

Нервная система. Типы нервных систем у животных.

решение тестов.

19

Эволюция органов выделения и размножения.

решение тестов.

20

Циклы развития животных.

задания на составление циклов

21

Решение заданий на выявление эволюционных усложнений в строении животных.

Решение заданий

22

Решение заданий на сравнение животных разных систематических категорий.

Решение заданий

23

Решение заданий на установление правильной последовательности биологических процессов и явлений.

Решение заданий

Раздел 3. Эволюционные аспекты на молекулярном уровне. (12 часов)

24

Биологические макромолекулы: строение белков.

решение тестов

25

Биологические макромолекулы: свойства и функции белков.

решение тестов

26

Биологические макромолекулы: строение, свойства и функции углеводов.

решение тестов

27

Биологические макромолекулы: строение, свойства и функции жиров. Липоиды.

решение тестов

28

Дезоксирибонуклеиновая кислота. Современная модель строения ДНК. Функции ДНК.

решение тестов

29

Рибонуклеиновая кислота. Виды РНК, их строение и функции.

решение тестов

30

Решение заданий на построение ДНК и РНК по правилу комплементарности.

Решение заданий

31

Биосинтез белка: транскрипция. Решение задач на построение м-РНК.

Решение заданий

32

Биосинтез белка: трансляция. Решение задач на построение т-РНК и последовательности АК в белке.

Решение заданий

33

Решение заданий на поиск соответствия между термином и определением.

Решение заданий

34

Решение заданий ЕГЭ частиС.

Решение заданий

35

Решение заданий на выявление эволюционных усложнений в строении живых организмов.

Решение заданий

Литература.

  1. Биология. 10-11 классы: элективные курсы/ авт.-сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2008г
  2. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. В.И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2006г
  3. Остерман Л. А. Биологические макромолекулы.- М.: ФАЗИС,1996г
  4. Чуб В.В. Жизненные циклы растений: Методическое пособие для учащихся. – М.: Фазис, 1993г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...