План-конспект урока Моховидные
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

Яндышев Геннадий Иляевич

Тема: Моховидные, их разнообразие и значение в  природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по биологии.

Тема: Моховидные, их разнообразие и значение в  природе.

Класс 6 (ФГОС).

УМК Н.И.Пономарева.

Учебник: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф

Цель урока: сформировать представление о моховидных, как высших растениях.

Задачи:

1.Познакомить с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности моховидных;

2.Изучить общие признаки моховидных;

3.Определить признаки классов «Печеночники», «Листостебельные мхи»;

4.Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации: учебник, электронная образовательная программа 1С: Школа, и др ИКТ (аудиоконтент, видеоконтент, мультимедиа).

5.Воспитание экологической грамотности и бережного отношения к среде обитания моховидных.

Оборудование: интерактивное оборудование «Promethean», файлы презентации, ПК, магнитная доска с магнитами, гербарный материал «водоросли» и «моховидные», увеличительные линзы (лупа), чистые листы А-4 (для создания схемы, опорных знаков в работе групп), 

Формирование компонентов УУД:

личностные

- умение слышать, слушать, планировать и согласованно выполнять совместную работу;  

- взаимодействовать друг другом, оказывать поддержку друг другу, уметь вести дискуссию;

- эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

-нравственно-этическое оценивание групповой, коллективной работы;

регулятивные

- навыки формированием произвольности поведения в индивидуальной и совместной работе;

- определение последовательности промежуточных целей и оценивание результатов;

- эмоциональное оценивание происходящего и изученного;

познавательные

- готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации в работе;

- умения и навыки читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

- умение решать проблемы и задачи.

-самостоятельное определение познавательной цели;

-применение познавательных методов поиска информации;

метапредметные

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

- преобразовывать информацию в опорные символы, знаки;

- осмысленное восприятие текста;

-умение классифицировать объекты, сравнивать, находить сходства и различия.

Организационный момент

Подготовить оборудование к работе, ЭОП 1С: Школа, разложить гербарный материал «Моховидные», презентацию к уроку,  проверить наличие учебных пособий к уроку учащихся.

Основной этап.

I.Проверка качества усвоения материала «Водоросли». 

Использование заданий в рабочей тетради №2, тема «Водоросли», задание № 4, задание № 5. Выполнение задания с использованием интерактивного пособия.

Промежуточный планируемый результат.

Знание признаков отдела «Водоросли», особенностей строения одноклеточной водоросли Хламидомонады и многоклеточных водорослей, многообразие водорослей и значение водорослей в природе и в жизни человека.

II.Изучение нового материала «Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение».

2.1.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

2.1.1. Использование  иллюстративного материала. Определите категории растений, изученных на уроке и новых растений. Слайд № 1.

                                         http://fs1.ucheba-legko.ru/images/50bd8a10374ea1eb0336704f3c448fc2.jpg   http://img-fotki.yandex.ru/get/9347/137106206.412/0_e0314_d1356e17_orig.jpg                                                                             

                                         http://svopi.ru/uploads/posts/2016-08/1471440053_1541444.jpg  http://www.desang.net/wp-content/uploads/2015/05/Seaweed-2.jpg                                                                 

                                         http://www.aquamir63.ru/_pu/1/54656393.jpg  https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=dd50f7e8c7ac33153a07e3c45f1893b3-l&n=13                                                 

                                        https://testonik.net/uploads/user/200/5b4f7e250a6903da29357e90bf614f20.jpg  http://www.oread.ru/img/articles/sky/red-algae.jpg                                     

                                        http://forumimage.ru/uploads/20141227/141970130087386330.jpg   http://topnauka.ru/wp-content/uploads/2015/05/wpid-moh-kukushkin-len-mnogoletnee-rastenie-rasprostranennoe-v-mestah-s-povyshennoy-vlazhnost-yu_i_3.jpg     

Внимательно рассмотрите представленные растения на слайде. Изученные виды растений перенесите в колонку «Водоросли», не известные – в правую колонку «Закрытые».

? Какие растения вами изучены.

? Почему вы перенесли их в колонку «Водоросли».

? Какие образцы иллюстраций являются лишними на слайде. Откройте название закрытой группы растений.

? Определите, с какой целью «моховидные» представлены на слайде.

? Какие задачи должны быть решены на уроке.

Запись в тетради темы «Моховидные. Общая характеристика и значение мхов».

Промежуточный планируемый результат.

Умение слушать, работать с иллюстративным материалом, определять отличия между образцами. Закрепление знания систематики растений. Определять название группы растений «моховидные». Определять и ставить учебную задачу. Закрепление навыков работы с тетрадью.

2.2. Изучение нового материала.

2.2.1. Использование гербарного материала «водоросли» и «моховидные» сфагнум и кукушкин лен.

Инструкция № 1: Рассмотрите гербарные материалы. Определите экземпляры «моховидных». Используя увеличительные линзы (лупы), сравните экземпляры «моховидные» с образцами «водоросли».

Анализ:

? Какие отличия вы обнаружили между водорослями и мхами.

? К какой категории относятся «моховидные», если обнаружено наличие мелких листьев и стебля.

Результат: Используя лупы, вы обнаружили на экземплярах «моховидные» сфагнуме наличие у растения мелких листьев и небольшого стебля. Это свидетельствует о том, что сфагнум и кукушкин лен относятся к высшим растениям.

Инструкция № 2. Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкин лен. Для детального изучения строения мха используйте увеличительные линзы (лупы).

1. Найдите стебель и листья, обратите внимание на их форму, расположение, размер и окраску. Обратите внимание на особенности строения стебля (ветвистый, неветвистый).

2. На нижней части стебля мха найдите тонкие бурые выросты – ризоиды.

3. На верхушке стебля найдите ножку и коробочку со спорами. Раскройте значение спор в жизни мхов.

4. Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

Анализ:

? Какую функцию выполняют ризоиды.

? Для чего нужны коробочки со спорами.

Результат: Моховидные имеют небольшие размеры, обычно низкорослые, на экземплярах гербария высотой 17 см, растут преимущественно группами, имеют зеленоватую окраску. На нижней части стебля имеют ризоиды, с помощью ризоидов мхи прикрепляются к почве и поглощают воду из почвы. На верхней части стебля имеют коробочки со спорами, особенно это заметно у кукушкина льна. Поэтому мхи относятся к споровым растениям.

2.2.2. Знакомство с общими признаками «Отдела Моховидные». Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением увиденного. https://www.youtube.com/watch?v=rViVqtuqzac

? В каких местах обитают «моховидные».

? Какие признаки характерны для «моховидных».

? Чем отличаются «моховидные» от «водорослей» во внутреннем строении.

? При помощи чего мхи прикрепляются в почве.

? Какую роль играют ризоиды мхов.

Результат: Все моховидные в царстве растений относятся к очень древней группе, существование которых тесно связано с затененными местами повышенной влажности. Мхи имеют простое внутреннее строение, имеют фотосинтезирующую ткань, но проводящие, механические, запасающие ткани отсутствуют или развиты слабо.

2.2.3. Определение многообразия классов «моховидные», признаков класса «Печеночники» и «Листостебельные». Использование текста в учебнике (стр 113). Обобщение с использованием слайда № 2.

Слайд № 2.

     https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8e1fbd22e963aa2a05ad82a4c70bda39-l&n=13

                                          http://www.aquaticplantcentral.com/forumapc/plantfinder/images/Ricciaceae/Ricciadwarf.jpg                              http://recyclemag.ru/wp-content/uploads/2015/09/d16567adc8e307f33ba8260aeb15f1f66164b7de.jpg

Анализ:

? Сколько классов различают среди «моховидных».

? Какими особенностями обладают классы.

? Чем «Печеночники» отличаются от «Листостебельных» мхов.

Результат: Всего насчитывается около 27 тыс.видов. Среди высших растений они занимают второе место по количеству после цветковых растений. В основном мхи низкорослые многолетние растения. Среди отдела «моховидные» различают два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи. Печеночники имеют вид разветвленного плоского зеленого слоевища, к почве прикрепляются при помощи ризоидов. В слоевище различают фотосинтезирующую ткань на верхней части слоевища и основную ткань в нижней части тела. К Печеночникам относится маршанция и риччия, цефалозия двузаостренная, таргиония  и т.д.

Листостебельные мхи имеют побег с мелкими листьями на стебле и ризоиды. К ним относится сфагнумы, кукушкин лен. Растут листостебельные мхи группами, образуя единый покров в лесной зоне, в тундре, заболоченных участках. Листостебельные мхи обладают высокой жизнеспособностью, обладают способностью удерживать влагу внутри тела. Мхи называют растения – олиготрофы, т.к. они способны жить и расти на бедных почвах.

2.2.4. Изучение блока материала «Размножение моховидных». Использование рис № 112 стр. 114 учебника, просмотр видеофрагмента  «Размножение кукушкина льна».

https://www.youtube.com/watch?v=HiPKevaKIlo

2.2.5. Закрепление материала «Размножение кукушкина льна». Использование схемы в рабочей тетради. Обобщение ответов учеников с использованием слайда № 3.

? Каким способом размножаются «моховидные».

? При помощи чего осуществляется бесполое и половое  размножение.

? Почему «моховидные» относятся к споровым растениям.

? Для чего необходимо наличие воды для «моховидных».

? Какова последовательность размножения кукушкина льна.

? Что развивается из споры, попавшей в благоприятные условия.

? Что собой представляет протонема.

? Чем представлен спорофит и гаметофит кукушкина льна.

Слайд № 3

http://lusana.ru/files/98/573/5.jpghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/bio6/36-razmnozhieniie-sporovykh-rastienii.files/image009.jpg

Результат: Моховидные размножаются половым и бесполым способом. Бесполое размножение происходит при помощи спор, развивающиеся в коробочке, а также вегетативным путем, частями слоевища, стеблей и листьев. Половое размножение происходит с помощью гамет, которые образуются в половых органах. У печеночных мхов женские и мужские органы полового размножения располагаются на верхней поверхности слоевища, у листостебельных мхов – на стебле верхней части побега. Для оплодотворения обязательным условием является наличие воды, т.к. сперматозоиды имеют жгутики, при помощи их сперматозоиды передвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют её. В результате оплодотворения на женских особях из зиготы развивается коробочка, в ней формируются споры. При созревании мелкие легкие споры разносятся на различное расстояние и, попав в благоприятные условия,  прорастают. Вначале развивается многоклеточная зеленая нить – протонема. На ней закладываются почки, в дальнейшем из почек развивается и формируется пластинчатое слоевище или стебель с листьями. Мох с коробочкой на ножке называют спорофитом, а зеленое листостебельное растение, развивающееся из споры, называют гаметофитом.

Промежуточный планируемый результат.

Закрепление навыков работы с гербарным материалом, учебным пособием. Изучение особенностей отдела «моховидные», знание отличий мхов от водорослей. Знания размножения кукушкина льна. Усвоение новых терминов «спорофит», «гаметофит», «протонема», «печеночники», «листостебельные мхи».  Закрепление навыков взаимодействия при решении учебной задачи с учителем и одноклассниками. Понимание и усвоение информации. Использование разнообразных форм деятельности на уроке.

2.2.6. Изучение блока «Значение мхов». Использование текстового материала стр 115 учебника. Работа осуществляется в паре. Самостоятельное изучение с последующим оформлением информации для совместного анализа на интерактивной доске и записи в тетради. Рассказ  использования мхов при определении сторон света.  (По мхам на стволе дерева определяют стороны света. На северной стороне ствола - прохладно и влажно).

Слайд № 4.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9d1ea3207d3bbca819e3b8983d893c9a-l&n=13

Результат: образование залежей торфа, как источника топлива, с древности мох использовали как материал для утепления при строительстве деревянных домов, используется в цветоводстве в качестве наполнителя при составлении почвенных грунтов и смесей. Некоторые виды сфагнума люди использовали в качестве дезинфицирующих повязок на раны во время войны.

2.2.7. Рассказ «Экологическая роль «моховидных» в природе. Использование слайда № 5, 6 с изображением «Микроскопическое строение листа», «Болото».

Результат: Мхи в естественной среде первыми заселяют огромные территории, даже те, на которых климатические условия не позволяют заселиться другим растениям. Таким образом, мхи являются неотъемлемой частью биосферы, впервые появившись, способствовали улучшению состояния почвы и обогащали атмосферу кислородом.  Мхи образуют особые биоценозы в тундре. Способность удерживать влагу дает возможность участвовать в регуляции водного баланса в почве, но в тоже время провоцирует заболачиванию лесов, лугов, создавая огромные площади сфагновых болот, особой экосистемы с многочисленными животными и птицами. Болото выступает как запасной резервуар с пресной водой, отдавая ее в небольшие ручьи, которые чаще всего вытекают из болот.

Промежуточный планируемый результат.

Знание о значении мхов в природе и в жизни человека. Экологическое воспитание учеников. Понимание необходимости защиты мхов, биогеоценоза болота, предоставляющего место обитание разнообразным животным, птицам и т.д.

III.Завершающий этап урока.

Обобщение и подведение результатов учебно-поисковой деятельности учащихся.

Планируемый результат:  Решение  основных задач учебной, воспитательной, развивающей деятельности учащихся на уроке, изучение материала, формирование универсальных УУД, экологическое просвещение и воспитание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...