Экологическое состояние школьного дендрария исследовательская работа
творческая работа учащихся по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Эпова Валентина Николаевна

Исследовательская работа Тарабриной Яны, обучающейся 6 класса.Объект исследования - пришкольный участок п. Средний Маныч. Цель :Оценка экологического состояния пришкольного участка.Задачи исследования: !) Определить виды и количество зеленых насаждений; 2)Определить количество поглощаемого углекислого газа растениями. Подсчитать обеспеченность кислородом учащихся школы растения дендрария.№)Сделать вывод о степени озеленнения пришкольного участка. Представляем работу на краеведческой конференции, за которую Яна получила 1 место на муниципальном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekol.sostoyanie_shkolnogo_dendrariya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 Экологическое состояние школьного

 дендрария МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ.

Исполнитель :

Тарабрина Яна Игоревна

6 класс МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ

п.Средний Маныч

Руководитель:

Эпова Валентина Николаевна

Учитель географии и биологии

МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ

                                         п.Средний Маныч

                                                      2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………………  3

1. Глава 1. Значение зелёных насаждений на пришкольном участке……………………………………………………………… 5

2.Глава 2.  Практическое исследование………………………………………………………. .8

3.Заключение……………………………………………………… 12

4. Литература ……………………………………………………… 13

5 Приложение……………………………………………………….14

1. Введение.

Пришкольная территория является частью окружающей среды для школьного здания и всех его обитателей. Экологически чистая, полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Непременным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог., однако оно не всегда выполняется. Поэтому исключительно большое значение приобретает озеленение пришкольной территории. Зеленые насаждения играют особую роль в регуляции микроклимата: предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены домов, тротуары, увлажняют и очищают воздух. Они улавливают 70 - 80% аэрозолей и пыли из воздуха. Зеленые насаждения также поглощают звуковые волны, снижая внешнюю шумовую нагрузку

Пришкольный участок создается для учебных занятий по биологии, уроков по природоведению, трудовому воспитанию; организации общественно полезного труда; внеклассной, опытнической природоохранительной работы; воспитания у учащихся интереса и любви к природе; обеспечения тесной связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом. Экологическое состояние пришкольного участка влияет на сам природный комплекс и на все природные компоненты. Поэтому я считаю необходимостью его исследовать. Участок дает большие возможности для выращивания культурных растений и проведения различных опытов. Созданные руками детей «объекты зеленого строительства»: клумбы, бордюры, дорожки, цветочные партеры, древесно - кустарниковые насаждения – приносят эстетическое наслаждение, радость всему коллективу школы и окружающим. Одновременно они требуют постоянного внимания к себе со стороны учащихся, что в свою очередь является одной из форм воспитания чувств ответственности, любви к природе, родной школе и своей стране. Каждый раз, когда я иду в школу всегда с упоением смотрю на заботливо посаженные деревья: березки, ели, сосны, дарящие хорошее настроение, надежду, восторгаюсь неповторимостью и безукоризненной красотой. Все лето благоухают в клумбах цветы, их приятный запах наполняет территорию нежным ароматом. Радуют взор старательно посаженные здесь невысокие петунии, бархатцы, многочисленные розы. Наш школьный дендрарий – это островок смешанного леса посреди степных просторов, который притягивает все живое вокруг.

Объект исследования – пришкольный участок поселка Средний Маныч.

Предмет : древесные растения.

Цель моей работы :

Оценка экологического состояния пришкольного участка.

В соответствии с целью я поставила следующие Задачи:

1 . Определить виды и количество древесных зеленых насаждений

.Определение количества поглощаемого углекислого газа растениями;

3 . Определение обеспеченности кислородом учащихся школы растениями пришкольного участка.

4 . Определить оздоровительную роль растений (очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, выделение фитонцидов, выделение аэроионов, увлажнение воздуха, источники прохлады в жару, ветровой режим.)

5 . Подсчитать общую площадь кроны деревьев, кустарников, газонов,. уточнить площадь озеленения пришкольного участка, рассчитать площадь зеленых насаждений в школе, приходящихся на одного ученика.

6.Сравнить полученные результаты с данными "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и данными Всемирной организации здравоохранения (на одного жителя должно приходится 50 кв. м зеленых насаждений). Сделать вывод о степени озеленения пришкольного участка.

7 .Влияние человека на плодородие почвы пришкольного участка.

Гипотеза : Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на экологическое состояние пришкольного участка.

Теоретическая значимость Исследования состоит в том, что в нём определяются понятие экологического состояния пришкольного участка, его роли для природы и человека.

Практическая значимость определяется возможностью применения, на уроках экологии, биологии, на родительских собраниях, классных часах и других школьных мероприятиях, направленных на работу по охране окружающей среды.

Актуальность : Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой.

Глава 1 Значение зеленых насаждений.

Велико и многообразно значение зеленых насаждений. Они играют значительную роль в формировании окружающей человека среды, так как обладают свойствами улучшать санитарно-гигиеническую обстановку. Велика роль зелёных насаждений в создании и поддержании благоприятного для человека климата ( ослабляют скорость ветра, зимнюю стужу, летний зной, задерживают снег, закрепляют овраги и склоны, защищают почву от разрушения, поддерживают полноводья рек ) , регулируют тепловой режим, испаряя воду, очищают воздух от загрязнений выхлопными газами, увлажняют воздух, задерживают пыль, снимают шумовую нагрузку, уничтожают болезнетворные бактерии, что имеет огромное оздоровительное значение. Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется в способности выделять фитонциды. Фитонциды - это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т. ч. болезнетворные. Кроме этого зелёные насаждения являются источником пищи для организмов, проживающих на участке, другие используются для приготовления пищи в школьной столовой. Создание насаждений - это не только средство улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в отдельных населенных пунктах, но и один из основных методов коренного

Преобразования природных условий целых районов. Видное место насаждения занимают в благоустройстве пришкольных участков, так как даже небольшой правильно спланированный участок создаёт вид ландшафта, влияет на самочувствие человека, очищает воздух, развивает в школьниках чувство красоты.

Таким образом, растительность может быть использована для самых различных целей. Благодаря большому планировочному и санитарно-гигиеническому значению зеленые насаждения являются одним из основных слагаемых, образующих комплекс пришкольного участка.

Роль растений в жизни человека очень велика. Растительный мир в процессе фотосинтеза ежегодно образует около 400 млрд. т. органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. т. углерода. Кроме этого зелёные насаждения выделяют в атмосферу 400 млрд. т. кислорода, так необходимого нам для дыхания.

В последние десятилетия из-за урбанизации городов усилилось санитарно-гигиеническое значение древесно-кустарниковой растительности. Она очищает воздух от вредных газов и дыма, снижает количества пыли в воздухе, губительно действует на болезнетворные бактерии, влияющие на здоровье человека.

В воздухе городов содержится более 0,04%, а в загородных местностях 0,03% углекислоты. Насыщение городских районов скверами, бульварами, посадками деревьев на улицах, озеленение школьных территорий позволяет значительно улучшить содержание углекислоты в окружающем воздухе и повысить уровень кислорода в воздухе. Кроны деревьев, задерживая и поглощая часть солнечных лучей, выполняют роль своеобразных «зонтиков», защищающих человека в летний период от солнечной радиации.

Велико также значение древесно-кустарниковой растительности, как психофизиологического фактора. Особенно благотворное влияние оказывают на наш организм зеленые насаждения после напряженной работы, помогая восстановить утраченные силы. В общении с природой быстро снимается нервное возбуждение, нормализуется кровяное давление.

Растения, как и другие организмы, подвигаются воздействию различных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляют загрязнение окружающей среды вредными веществами: например, некоторые предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу газы и вредные вещества которые вызывают заболевание и гибель растений: листья теряют зеленую окраску и опадают, отмирают корни и многие растения погибают. Повседневное загрязнение окружающей среды оказывает губительное воздействие на растительный мир, угрожая, в конечном счете, здоровью человека.

Мы живем в поселке Средний Маныч Веселовского района , где нет крупных производств, транспортных магистралей, поэтому отсутствуют негативные факторы, действующие на людей и растительность. В нашей степной местности  деревья встречаются редко, в основном характер растительности травянистый. Все деревья в нашем дендрарии посажены руками взрослых и детей. В 70-е годы, когда построили новую школу, посадили очень много саженцев. Так как у нас очень жарко летом, каждый человек в школе ухаживал за «своими»деревьями. Ведрами носили воду под каждый куст, чтобы деревья не погибли. Особенно тяжело приживались хвойные. Сегодня в нашем дворе самый красивый и большой дендрарий в районе. Голубые ели и сосны уже стали выше здания школы. А красавицы березы выстроились в праздничных нарядах как на школьной линейке. 

Практические работы на пришкольном участке играют большую роль в трудовом  воспитании учащихся. Исследуя пришкольный участок, у меня сформировалось представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; я имею возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии, технологии. Цветочно-декоративные растения служат учебным материалом многих тем школьного курса биологии. Я на этих растениях познакомилась с типами корневых систем, образованием придаточных корней из различных тканей растения с формой и окраской листьев, с различными видоизменениями стебля, с разнообразием форм соцветий, со строением формой и окраской околоцветника, со строением и прорастанием пыльцы, с различными типами плодов и приспособлением к их распространению, с формой и строением семян со способами размножения. Школьники на цветочно-декоративных растениях знакомятся с особенностями и многочисленными представителями почти всех семейств изучаемых в школьном курсе биологии. Это сложноцветные (астры циннии бархатцы), пасленовые (петуния), крестоцветные (левкой), бобовые (декоративная фасоль) и многие другие.

В нашей школе уделяется большое внимание фенонаблюдениям. Они особенно эффективны в познании природы родного края. Постоянные наблюдения природы сближают с нею детей, расширяют кругозор, прививают любовь к природе. С работой на учебно-опытном участке тесно связаны систематические наблюдения за развитием окружающего нас животного и растительного мира - фенологические наблюдения. Чтобы защитить растения от вредителей мы «привлекаем»птиц. Ежегодно в декабре проводим акцию «Птичья столовая»,а в апреле проводим день птиц и развешиваем кормушки.

Школьный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки технологии и биологии на уровне современных требований. А так же используется для выращивания цветов.

Кроме того учащиеся привлекаются к общественно - полезному труду.

Озеленение территории школы является обязательной составляющей благоустройства любого пришкольного участка. Большое значение озеленения пришкольного участка обусловлено важнейшей санитарно-гигиенической и учебно-воспитательной ролью. Немаловажным является и оздоровительное действие озеленения школы.

Глава 2. Практическое исследование

Пришкольный участок расположен в поселке Средний Маныч Веселовского района Ростовской области вдалеке от автомобильной дороги с небольшим движением. Уровень шума на пришкольном участке низкий. Я познакомилась с планом школьного участка и выявила, что площадь его составляет - 2 гектара Общая площадь зелёных насаждений по плану школы составляет - 1 гектар. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников. На участке имеется фруктовый сад, имеется декоративно – цветочный отдел – 0,5 га( видовой состав цветов 10 видов - )  ,перед школой 4 клумбы. Я измерила расстояние между деревьями и кустарниками, оно составляет от 0,5 до 1,5 метров, расстояние между кустарниками и школой 5 метров. Подсчитала количество деревьев и кустарников на участке школы, оно составляет - 223 дерева (березы , тополя,  вязы, ели и сосны, яблони, абрикосы, вишня) и 70 кустарников (сирень,  розы, шиповник) .

Определение количества деревьев и кустарников на пришкольном участке :

Берез белая -17

Тополь серебристый –18

Вяз остролистный – 23

Ель обыкновенная – 9

ель голубая -22

Сосны - 87

Шиповник - 13

сирень -7

яблоня -7

абрикос -48

вишня -9

розы -50

ИТОГО: деревьев -   223  штук и кустарников - 70       штук ( всего –  293       )

Деревья очень высокие, из них 0, 5 га - площадь кроны деревьев, 0,25 га - кроны кустарников, 0,25 га – площадь газона. В нашей школе обучается 131 учащихся и работают 43 человека. Чтобы рассчитать площадь зелёных насаждении, приходящуюся на одного ученика я сравнила полученные результаты с данными Всемирной организации здравоохранения (на одного жителя должно приходится 50 кв. м зеленых насаждений ). Я рассчитала площадь зелёных насаждений, приходящуюся на одного ученика ( площадь зелёных насаждений 10000 м2 : на 174 чел. (всего человек ) , в результате расчёта получилось, что на одного учащегося приходится - 57 м2 зеленых насаждений, что даже чуть превышает норму.  

Все это дало основание сделать вывод о том, что степень озеленения пришкольного участка соответствует нормам СанПиНа. Мы провели мониторинг пришкольного участка для определения экологического состояния: атмосферы, почвы и всей прилегающей территории. Для этого исследовали лишайники на деревьях школьного участка, т. к. они являются индикаторами чистоты воздуха по их расположению и состоянию можно судить о благополучии атмосферы. Определение поглощения углекислого газа растениями.

Из литературных источников были взяты показатели количества поглощаемой углекислоты. Затем был произведен расчет применительно к площади нашего пришкольного участка. Лес в 1 га поглощает за 1 час 8 л С02.Значит, наш пришкольный участок площадью 0,2 га поглощает за час 1,6 л С02.

Можно определить, сколько поглощается за сутки - 1,6 л х 24 = 38,4 л

Известно, что 1,6 л С02 выделяют 40 человек. Легко рассчитать, сколько

Выделяет за час 1 человек: 1,6 : 40 = 0,04 л углекислого газа. Итак, 1 человек за 1 час выделяет 0,04 л С02. В школе 131 обучающихся, которые в среднем проводят в школе по 6 уроков. Можно рассчитать, сколько они выделяют углекислоты. За 6 уроков 1 человек выделяет 0,24 л (0.04 л х 6 часов = 0,24 л). 131человек выделяют 22 л (0,24 л х 131человек = 32 л углекислоты). Растения поглощают С02 круглые сутки. Поэтому, если разделить количество поглощенного углекислого газа на количество выделенного всеми учащимися,

Можно понять какой вклад вносят растения дендрария. 38, 4 : 22=1.8л, т. е.почти весь углекислый газ, который выделяют ученики, поглощается растениями участка.

Определение обеспеченности кислородом школьников растениями пришкольного участка (оздоровительная роль растений ).

Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас

Взрослых деревьев 223. Значит, они обеспечивают кислородом 669 человек.

(223 х 3 =669) . В школе 131 учащихся, если учесть и все кустарники пришкольного участка, то с уверенностью можно сказать, что все обитатели школы обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями нашей школы.

Оздоровительная роль растений ( Очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, бактерий, и как увлажнителей воздуха ) .

Так как наша школа располагается сравнительно далеко ( в 3 км от оживлённой магистрали ), но в 50 метрах от школы проходит автодорога вдоль села, мы определили как очищается воздух даже от малого содержания пыли и сажи. Если учесть, что лес, площадью в 1 га, за вегетационный период очищает от пыли 10-20 млн. м 3 воздуха, то наш пришкольный дендрарий очищает 2-4 млн м3 воздуха. ( 0,2 га х 10-20 млн м3 = 2 - 4 млн м3) .

Если учесть, что лес, площадью в 1 га, за вегетационный период очищает от пыли 10-20 млн. м 3 воздуха, то наш пришкольный дендрарий очищает 2-4 млн м3 воздуха. ( 0,2 га х 10-20 млн м3 = 2 - 4 млн м3)

Но чемпионом по поглощению пыли и сажи является тополь.

Одно тополиное дерево за сезон освобождает атмосферу от 20 кг пыли и сажи. На участке растёт 18 тополей, это значит, что на территории участка за сезон очищается от пыли 360 кг.

Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Фитонциды - это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т. ч. болезнетворные.

Летучие фитонциды - это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.

Таким образом, фитонциды создают невосприимчивость, или, как говорят, природный иммунитет растений к различным видам заболеваний.

На нашем пришкольном участке есть виды деревьев, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами (сосна тополь, береза).

Зелёные насаждения выделяют и Аэроионы ( частицы ) . Они могут повышать в воздухе число легких отрицательно заряженных ионов – носителей электрических зарядов, характеризующих состояние чистоты воздуха. На человека умеренная ионизация воздуха влияет положительно. Наибольшим эффектом ионизации обладают 9 наиболее распространенных растений. Это в основном хвойные деревья и кустарники: ель, сосна и другие. У нас хвойных 118 деревьев.

Пришкольный участок - в источник прохлады жару. Наличие пришкольного участка на территории школы благотворно влияет и на детей и на взрослых. На территории находится детский сад, дети постоянно гуляют и играют  во дворе. Ветровой режим является важным фактором, влияющим на микроклимат. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны участка бывает теплее, так как холодные восточные ветра задерживаются кронами деревьев.

На территории пришкольного участка плодородие почв поддерживается за счёт использования севооборотов, агротехнических мероприятий, внесения навоза. Кроме этого, при необходимости для хорошего роста и развития растений мы используем для почвы органические удобрения (перегной) и редко (только для проведения опыта) минеральные удобрения, которые вносятся в соответствии с нормами. В соответствии с инструкцией по технике безопасности. На территории участка и всей территории школы не происходит сжигание ботвы, она относится за территорию школы в особо отведенное для этого место: компостную яму, куда складируется весь органический мусор. Всё это также влияет на степень озеленения и экологию участка.

4.Заключение

Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод:

Степень озеленения пришкольного участка соответствует с данными Всемирной организации здравоохранения , роль зеленых насаждений для учащихся нашей школы значительна. Деревья и кустарники пришкольного участка поглощают С02 и выделяют 02, полностью обеспечивая все население школы; поглощают пыль (особенно велика роль тополей и хвойных)выделяют фитонциды

Ионизируют воздух увеличивают влажность воздуха, задерживают ветер, сохраняя тепло в классах. Следовательно, исследовав экологическое состояние пришкольного участка я поняла, что на его территории благоприятная экологическая обстановка.

На основе проведённых исследований и изучения методической литературы по экологическому состоянию пришкольного участка я пополнила мои знания о том, насколько важно, чтобы экологическая обстановка при - школьного участка была благоприятной, что в целом положительно влияет не только на весь природный комплекс (его экологическое состояние ) , но и оказывает оздоровительное значение для человека.

Исследование экологического состояния пришкольного участка показало, что степень озеленения пришкольного участка достаточная, что позволяет комфортно проводить на нём природоохранную, исследовательскую работу. Это позволяет применять на летней практике теоретические знания, полученные на уроках биологии, экологии и технологии, а также привлекать учащихся к общественно – полезному труду.

Таким образом, гипотеза исследования достигнута, задачи решены.

5.Список литературы:

1. Верзилин Н. М., Завитаев Н. А. и др. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке. Изд. АПН РСФСР, 1956.

2. Папорков М. А., Клинковская Н. И., Милованова Е. С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке.- М.: Просвещение, 1989.

3. Тихонов В. И. Организация дендрария Биология в школе. - 1987. - № 6

4. В. П., Доброе В. А., Захлебный А. Н. Учебные тропы природы. М.: Агро-промиздат

5. Сотник С. Ф. Источник жизни и здоровья. Лес и человек - Ежегодник, 1986 - М.: Лесная пром-сть, 1985, с.32

6.Печенев С. Лес и биосфера. Лес и человек - Ежегодник, 1988 - М: Лесн. Пром-сть, 1987, с. 13

7. Чельцова Е. В. Деревья раскрывают секреты. Лес и человек Ежегодник, 1990-М: Лесн. Пром-сть, 1989, с. 126

8. Миркин Б. М., Наумова Л. Е. Экология России. Учебник для 9 - 11-х классов. - М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

9. Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: учебн. для дифференцир. обучения: 9 кл. - М: Просвещение, 1997.

10. Городинская B. C. Живое - живому. - М.: Знание, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений

Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...

Проектно - исследовательская работа. Тема: Экологическое состояние Вержнего пруда г.Дзержинский.

Цель работы: 1. Установить степень антропогенного влияния населения на экологическое состояние верхнего пруда города Дзержинского. 2.Узнать о состоянии экосистемы пруда....

Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"

Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях  современн...

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка для биологов школ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий....

Программа внеурочной работы, направленная на формирование проекто-исследовательской экологической деятельности школьников 9, 10 классов, ориентированную на изучение экологического состояния реки Увелька.

Программа разработана для проведения занятий по внеурочной работе школьников 9,10 классов, направленная на формирование проектно - исследовательской экологической деятельности, ориентированной на изуч...

Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".

Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....