Рабочая программа курса по выбору по биологии 9 класс "Биология в вопросах и ответах"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Тульская Елизавета Викторовна

Курс по выбору по биологии рассматривает темы направленные на повторение разделов растения и животные, стороение клеток животных и растительных организмов и их деление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_v_voprosah_i_otvetah_kurs_po_vyboru_9_klass.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов имени Б.И. Рябцева г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

« Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО ________

Ивлева Л.Е.

Протокол № 1

От «31» августа 2017г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Т.Ф.Трефилова

«15» сентября 2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ №25с УИОП

________В.Ф. Ловцова

Приказ  № 410

От «01» сентября 2017г.

Рабочая программа

курса по выбору

«Биология в вопросах и ответах»

                                                       9 класса

Разработал:

учитель биологии

Тульская Елизавета Викторовна

2017-2018

Пояснительная записка

Статус документа

 Программа курса по выбору по биологии составлена на основе нормативных документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с последующими изменениями) (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010г. №1897)
  3.  Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, основного общего и среднего общего образования»
  4. ООП ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15, с изменениями ФГОС от 31.12.2015 №1576, №1577.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 25  с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши (5-9 классы по ФГОС ООО).
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993)
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  1. Планируемые результаты освоения программы курса по выбору

«Биология в вопросах и ответах»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :  

  • Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями  различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
  • Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
  •  Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
  • Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
  • Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
  • Применять биологические  знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).
  • Работать с текстом или рисунком.
  • Обобщать и применять знания в новой  ситуации.
  • Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
  • Решать  задачи  по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
  • Решать  задачи   молекулярной биологии  базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- ставить цель и анализировать условия достижения цели

- прогнозировать ситуацию будущих событий

- самоконтроль и самооценка

Познавательные: 

- осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

- устанавливать причинно следственные связи

- давать определения понятиям

Коммуникативные: 

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Личностные: 

- знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий

- признание ценности здоровья, своего и других людей.

- умение управлять своей познавательной деятельностью

2.Содержание программы курса по выбору

«Биология в вопросах и ответах»

Раздел 1. Связь организма с внешней средой.

Органы чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор, слуховой и вестибулярный анализатор. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Гигиена органов чувств. Эндокринная система. Гуморальная регуляция. Строение и функции желез внутренней секреции.

Раздел 2. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.

 Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.  Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение.  Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.  Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей
и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.  Общая характеристика  царства  Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение.  Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Жизненный цикл водорослей Однодольные и двудольные растения.

Царство Животные.  Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Раздел 3. Основы общей биологии (4 ч). Клетка – структурная и функциональная единица живого организма. Химический состав клетки: химические элементы (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы)  и химические вещества (органические  и неорганические вещества).  Строение клетки растительного и животного организма. Органоиды клетки и их функции. Соматические и половые клетки. Деление клетки: митоз и мейоз.

3.Тематическое планирование.

Наименование разделов

Количество часов (всего)

Связь организма с внешней средой.

8

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

22

Основы общей биологии

4

Итого

34

Календарно-тематическое планирование.

Темы занятий

Всего часов

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Связь организма с внешней средой (8 ч)

1

Органы чувств. Анализаторы.

1

Называть органы чувств, отделы анализаторов. Объяснять основной механизм работы анализаторов. Сравнивать понятия «органы

чувств» и «анализаторы». Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней средой.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

2

Зрительный анализатор.

1

Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора. Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения. Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

3

Слуховой и вестибулярный анализатор.

1

Называть отделы органа слуха.

Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов. Обосновывать правила гигиены слуха.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

4

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы

1

Давать характеристику строения обонятельного, вкусового, кожного анализаторов.

Описывать и сравнивать механизмы работы обонятельного, вкусового, кожного анализаторов. Обосновывать правила гигиены кожи.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

5

Эндокринная система.

1

Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции.

Объяснять работу желёз внутренней секреции. Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции. Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

6

Гуморальная регуляция

1

Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции.

Объяснять работу желёз внутренней секреции. Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции. Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

7

Строение и функции желез внутренней секреции.

1

Устанавливать особенности строения и основные функции желёз внутренней секреции. Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желёз внутренней секреции.

Обосновывать связь нервной системы с железами внутренней секреции.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

8

Промежуточная диагностика «Связь организма с окружающей средой»

1

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

Раздел 2. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность (22 ч)

9

Многообразие органического мира и его классификация.

1

Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.

Устанавливать соподчинённость

основных систематических групп

растений и животных. Обосновывать необходимость двойных латинских названий в ботанической и зоологической классификации. Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки.

10

Грибы. Лишайники.

1

Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов, лишайников. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных.

Описывать особенности строения,

роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные

компоненты лишайника как симбиотического организма.

 Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания.

Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники. Раскрывать роль лишайников в экосистемах.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

11

Растения. Низшие растения. Водоросли.

1

Выявлять характерные особенности состава и строения водорослей.

Приводить примеры представителей подцарств Настоящие водоросли и Багрянки. Объяснять причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции. Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей в связи с условиями обитания в водной среде.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

12

Высшие растения. Отдел моховидные. Папоротники. Хвощи. Плауны.

1

Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности.

Определять представителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

Устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов.

Выявлять особенности строения и размножения папоротников,

хвощей и плаунов в связи с их средой обитания.

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

13

Голосеменные.

1

Выявлять общие черты семенных растений. Объяснять преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Приводить примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

14

Покрытосеменные(цветковые) растения.

1

Выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у

голосеменных. Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

15

Классификация цветковых растений.

Класс двудольных растений.

1

Описывать отличительные признаки растений класса Двудольные.

Уметь классифицировать растения класса Двудольные.

Называть основные признаки семейств растений класса двудольные.

Составлять формулу цветка.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

16

Класс однодольных растений.

1

Описывать отличительные признаки растений класса Однодольные.

Уметь классифицировать растения класса Однодольные.

Называть основные признаки семейств растений класса двудольные.

Составлять формулу цветка.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

17

Вегетативные и половые органы цветкового растения.

1

Называть составные части побега.

определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Выделять главные и второстепенные

части цветка, цветки с простым

и двойным околоцветником,

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

18

Промежуточная диагностика «Биология растений»

1

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

19

Царство Животные. Тип Кишечнополостные.

1

Называть отличительные признаки царства Животные. Описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции

животного мира.

Выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные. Приводить примеры представителей разных классов типа Кишечнополостные.

Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

20

Тип Плоские черви

1

Выделять характерные особенности типа Плоские черви. Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей. Раскрывать роль плоских червей. Работа в группах.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

21

Тип Круглые черви.

1

Описывать характерные особенности типа Круглые черви. Устанавливать черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими — появление первичной полости тела. Распознавать представителей круглых червей, используя наглядные средства. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности и средой обитания круглых червей.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

22

Тип Кольчатые черви.

1

Выявлять черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми червями.

Распознавать и классифицировать

представителей типа Кольчатые черви. Устанавливать взаимосвязь между строением и жизнедеятельностью

дождевого червя с обитанием в почве.

Сравнивать представителей разных классов кольчатых червей.

Обосновывать значение дождевых червей в почвообразовании.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

23

Тип Моллюски.

1

Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей. Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей типа Моллюски.

Обосновывать роль моллюсков вводных экосистемах.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

24

Тип Членистоногие.

1

Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями.

Определять представителей класса Ракообразные на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения речного рака с условиями среды его обитания. Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

25

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы.

1

Описывать основные признаки типа Хордовые. Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных. Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными. Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных. Выполнять тестовые задания по заданной теме.

26

Класс Земноводные(амфибии)

1

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных.

Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

27

Класс Пресмыкающиеся(рептилии).

1

Называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся. Определять и классифицировать пресмыкающихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

28

Класс Птицы.

1

Описывать особенности внешнего строения птиц. Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц. Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц сих приспособленностью к полёту.

Выполнять тестовые задания по заданной теме. 

29

Класс Млекопитающие.

1

Называть и описывать общие признаки класса Млекопитающие. Определять и классифицировать млекопитающихся. Сравнивать млекопитающихся с другими классами типа Хордовых.

Устанавливать черты более высокой

организации млекопитающихся с другими представителями типа Хордовые.

Приводить примеры представителей разных отрядов млекопитающихся.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

30

Промежуточная диагностика «Биология животных»

1

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

Раздел 3. Основы общей биологии (4 ч)

31

Клетка. Химический состав клетки.

1

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.

Объяснять функции органических и неорганических веществ в клетке.

Выполнять тесовые задания по заданной теме.

32

Строение клетки.

1

Называть основные структурные компоненты клетки. Описывать строение и функции клеточных компонентов. Определять основные органоиды клетки на таблицах, рисунках учебника, материалах электронного приложения. Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов.  Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток, родстве живых организмов на клеточном уровне.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

33

Соматические и половые клетки. Деление клеток.

1

Характеризовать стадии митоза и мейоза. Описывать основные процессы, протекающие на различных стадиях деления соматических и половых клеток. Сравнивать половые и соматические клетки, процессы митоза и мейоза, их значение Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза.

Формировать представление о  материальных основах наследственности.

Выполнять тестовые задания по заданной теме.

34

Итоговое тестирование за курс биологии основной школы.

1

Выполнять тестовые задания по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики» рассчитана на один года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной ш...

Рабочая программа курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»

Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией....

Курс по выбору для 9 классов "Обществознание: вопросы и ответы"

Данный курс поможет в подготовке к ОГЭ по обществознанию....

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысит...

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"

Элективный предмет  может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...

Рабочая программа курсов по выбору "Биология в вопросах и ответах" для 9 классов

Рабочая программа подготовки  к ОГЭ по биологии для 9 классов...