Рабочая программа курса по выбору по биологии 9 класс "Биология в вопросах и ответах"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Курс по выбору по биологии рассматривает темы направленные на повторение разделов растения и животные, стороение клеток животных и растительных организмов и их деление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_v_voprosah_i_otvetah_kurs_po_vyboru_9_klass.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов имени Б.И. Рябцева г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
« Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО ________ Ивлева Л.Е. Протокол № 1 От «31» августа 2017г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________Т.Ф.Трефилова «15» сентября 2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУСОШ №25с УИОП ________В.Ф. Ловцова Приказ № 410 От «01» сентября 2017г. |
Рабочая программа
курса по выбору
«Биология в вопросах и ответах»
9 класса
Разработал:
учитель биологии
Тульская Елизавета Викторовна
2017-2018
Пояснительная записка
Статус документа
Программа курса по выбору по биологии составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с последующими изменениями) (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010г. №1897)
- Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, основного общего и среднего общего образования»
- ООП ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15, с изменениями ФГОС от 31.12.2015 №1576, №1577.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши (5-9 классы по ФГОС ООО).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Планируемые результаты освоения программы курса по выбору
«Биология в вопросах и ответах»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
- Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
- Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
- Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
- Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
- Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
- Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
- Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
- Применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).
- Работать с текстом или рисунком.
- Обобщать и применять знания в новой ситуации.
- Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
- Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
- Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Метапредметные:
Регулятивные:
- ставить цель и анализировать условия достижения цели
- прогнозировать ситуацию будущих событий
- самоконтроль и самооценка
Познавательные:
- осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов
- устанавливать причинно следственные связи
- давать определения понятиям
Коммуникативные:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Личностные:
- знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий
- признание ценности здоровья, своего и других людей.
- умение управлять своей познавательной деятельностью
2.Содержание программы курса по выбору
«Биология в вопросах и ответах»
Раздел 1. Связь организма с внешней средой.
Органы чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор, слуховой и вестибулярный анализатор. Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Гигиена органов чувств. Эндокринная система. Гуморальная регуляция. Строение и функции желез внутренней секреции.
Раздел 2. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.
Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей
и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Жизненный цикл водорослей Однодольные и двудольные растения.
Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Раздел 3. Основы общей биологии (4 ч). Клетка – структурная и функциональная единица живого организма. Химический состав клетки: химические элементы (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы) и химические вещества (органические и неорганические вещества). Строение клетки растительного и животного организма. Органоиды клетки и их функции. Соматические и половые клетки. Деление клетки: митоз и мейоз.
3.Тематическое планирование.
Наименование разделов | Количество часов (всего) | ||
Связь организма с внешней средой. | 8 | ||
Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность | 22 | ||
Основы общей биологии | 4 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Темы занятий | Всего часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | |||
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Связь организма с внешней средой (8 ч) | |||||||
1 | Органы чувств. Анализаторы. | 1 | Называть органы чувств, отделы анализаторов. Объяснять основной механизм работы анализаторов. Сравнивать понятия «органы чувств» и «анализаторы». Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней средой. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
2 | Зрительный анализатор. | 1 | Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора. Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения. Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
3 | Слуховой и вестибулярный анализатор. | 1 | Называть отделы органа слуха. Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализаторов. Обосновывать правила гигиены слуха. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
4 | Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы | 1 | Давать характеристику строения обонятельного, вкусового, кожного анализаторов. Описывать и сравнивать механизмы работы обонятельного, вкусового, кожного анализаторов. Обосновывать правила гигиены кожи. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
5 | Эндокринная система. | 1 | Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции. Объяснять работу желёз внутренней секреции. Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции. Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
6 | Гуморальная регуляция | 1 | Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции. Объяснять работу желёз внутренней секреции. Прогнозировать последствия нарушения деятельности желёз внутренней секреции. Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
7 | Строение и функции желез внутренней секреции. | 1 | Устанавливать особенности строения и основные функции желёз внутренней секреции. Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желёз внутренней секреции. Обосновывать связь нервной системы с железами внутренней секреции. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
8 | Промежуточная диагностика «Связь организма с окружающей средой» | 1 | Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
Раздел 2. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность (22 ч) | |||||||
9 | Многообразие органического мира и его классификация. | 1 | Определять предмет изучения систематики, естественной классификации. Устанавливать соподчинённость основных систематических групп растений и животных. Обосновывать необходимость двойных латинских названий в ботанической и зоологической классификации. Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки. | ||||
10 | Грибы. Лишайники. | 1 | Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов, лишайников. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных. Описывать особенности строения, роста и размножения лишайников; условия их обитания; основные компоненты лишайника как симбиотического организма. Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания. Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники. Раскрывать роль лишайников в экосистемах. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
11 | Растения. Низшие растения. Водоросли. | 1 | Выявлять характерные особенности состава и строения водорослей. Приводить примеры представителей подцарств Настоящие водоросли и Багрянки. Объяснять причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции. Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей в связи с условиями обитания в водной среде. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
12 | Высшие растения. Отдел моховидные. Папоротники. Хвощи. Плауны. | 1 | Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности. Определять представителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные Устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов. Выявлять особенности строения и размножения папоротников, хвощей и плаунов в связи с их средой обитания. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
13 | Голосеменные. | 1 | Выявлять общие черты семенных растений. Объяснять преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Приводить примеры наиболее распространённых хвойных растений, реликтовых видов голосеменных. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями хвои. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
14 | Покрытосеменные(цветковые) растения. | 1 | Выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных. Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
15 | Классификация цветковых растений. Класс двудольных растений. | 1 | Описывать отличительные признаки растений класса Двудольные. Уметь классифицировать растения класса Двудольные. Называть основные признаки семейств растений класса двудольные. Составлять формулу цветка. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
16 | Класс однодольных растений. | 1 | Описывать отличительные признаки растений класса Однодольные. Уметь классифицировать растения класса Однодольные. Называть основные признаки семейств растений класса двудольные. Составлять формулу цветка. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
17 | Вегетативные и половые органы цветкового растения. | 1 | Называть составные части побега. определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
18 | Промежуточная диагностика «Биология растений» | 1 | Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
19 | Царство Животные. Тип Кишечнополостные. | 1 | Называть отличительные признаки царства Животные. Описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира. Выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные. Приводить примеры представителей разных классов типа Кишечнополостные. Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополостных по сравнению с простейшими. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
20 | Тип Плоские черви | 1 | Выделять характерные особенности типа Плоские черви. Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей. Раскрывать роль плоских червей. Работа в группах. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
21 | Тип Круглые черви. | 1 | Описывать характерные особенности типа Круглые черви. Устанавливать черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими — появление первичной полости тела. Распознавать представителей круглых червей, используя наглядные средства. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, жизнедеятельности и средой обитания круглых червей. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
22 | Тип Кольчатые черви. | 1 | Выявлять черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми червями. Распознавать и классифицировать представителей типа Кольчатые черви. Устанавливать взаимосвязь между строением и жизнедеятельностью дождевого червя с обитанием в почве. Сравнивать представителей разных классов кольчатых червей. Обосновывать значение дождевых червей в почвообразовании. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
23 | Тип Моллюски. | 1 | Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей. Распознавать, сравнивать и классифицировать представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и образом жизни представителей типа Моллюски. Обосновывать роль моллюсков вводных экосистемах. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
24 | Тип Членистоногие. | 1 | Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями. Определять представителей класса Ракообразные на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь строения речного рака с условиями среды его обитания. Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
25 | Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. | 1 | Описывать основные признаки типа Хордовые. Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных. Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными. Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
26 | Класс Земноводные(амфибии) | 1 | Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
27 | Класс Пресмыкающиеся(рептилии). | 1 | Называть и описывать общие признаки класса Пресмыкающиеся. Определять и классифицировать пресмыкающихся по натуральным объектам, рисункам, фотографиям. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия. Устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
28 | Класс Птицы. | 1 | Описывать особенности внешнего строения птиц. Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц. Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц сих приспособленностью к полёту. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
29 | Класс Млекопитающие. | 1 | Называть и описывать общие признаки класса Млекопитающие. Определять и классифицировать млекопитающихся. Сравнивать млекопитающихся с другими классами типа Хордовых. Устанавливать черты более высокой организации млекопитающихся с другими представителями типа Хордовые. Приводить примеры представителей разных отрядов млекопитающихся. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
30 | Промежуточная диагностика «Биология животных» | 1 | Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
Раздел 3. Основы общей биологии (4 ч) | |||||||
31 | Клетка. Химический состав клетки. | 1 | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Объяснять функции органических и неорганических веществ в клетке. Выполнять тесовые задания по заданной теме. | ||||
32 | Строение клетки. | 1 | Называть основные структурные компоненты клетки. Описывать строение и функции клеточных компонентов. Определять основные органоиды клетки на таблицах, рисунках учебника, материалах электронного приложения. Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов. Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток, родстве живых организмов на клеточном уровне. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
33 | Соматические и половые клетки. Деление клеток. | 1 | Характеризовать стадии митоза и мейоза. Описывать основные процессы, протекающие на различных стадиях деления соматических и половых клеток. Сравнивать половые и соматические клетки, процессы митоза и мейоза, их значение Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза. Формировать представление о материальных основах наследственности. Выполнять тестовые задания по заданной теме. | ||||
34 | Итоговое тестирование за курс биологии основной школы. | 1 | Выполнять тестовые задания по заданной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»
Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики» рассчитана на один года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной ш...
Рабочая программа курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией....
Курс по выбору для 9 классов "Обществознание: вопросы и ответы"
Данный курс поможет в подготовке к ОГЭ по обществознанию....
Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысит...
Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"
Элективный предмет может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...
Рабочая программа курсов по выбору "Биология в вопросах и ответах" для 9 классов
Рабочая программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 классов...