Урок и презентация по теме: "Клетки крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок и презентация разработаны для изучения темы по клеткам крови. В разработке представлены карточки для групповой и индивидуальной работы, имеется презентация, которую выполнили дети. Урок включает небольшую лабораторную работу по изучению эритроцитов человека и лягушки. Обучающиеся работают в группах, каждая группа изучает клетки крови. 1 группа - эритроциты, 2 группа - лейкоциты, 3 группа - тромбоциты, затем с использованием изученного материала и презентации ребята рассказывают о своих полученных знаниях обучающимся других групп. В конце урока на рефлексии обучающиеся составляют "Синквейн". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kletki_krovi.ppt2.81 МБ
Microsoft Office document icon urok_no_15.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 589 Санкт - Петербурга Урок по теме: «Клетки крови. Строение и функции клеток крови» 8 класс Презентацию подготовила: Понтякова Елена Владимировна Санкт – Петербург 2015 год

Слайд 2

Эритроциты

Слайд 4

Количество эритроцитов у женщин — 3,9—4,9, у мужчин — 4,5 - 5 млн. в 1 кубическом миллиметре . Более высокое содержание эритроцитов у мужчин связано с влиянием мужских половых гормонов — андрогенов, стимулирующих образование эритроцитов. Количество эритроцитов варьирует в зависимости от возраста и состояния здоровья .

Слайд 5

Продолжительность жизни эритроцитов у взрослых людей составляет около 3 месяцев, после чего они разрушаются в печени или селезенке. Каждую секунду в организме человека разрушается от 2 до 10 млн. эритроцитов. Старение эритроцитов сопровождается изменением их формы.

Слайд 6

Содержимое эритроцита представлено главным образом дыхательным пигментом гемоглобином, обусловливающим красный цвет крови. Однако на ранних стадиях количество гемоглобина в них мало, и на стадии эритробластов цвет клетки синий; позже клетка становится серой и, лишь полностью созрев, приобретает красную окраску.

Слайд 7

Левенгук первым открыл эритроциты. Марцелло Мальпиги принял их за шарики жира.

Слайд 8

Факт N 1: Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца. Факт N2 : Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Факт N3 : Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет. Факт N4 : Длительность жизни каждого эритроцита составляет в среднем 120 дней. Факт N5 : В одном кубическом миллиметре крови в среднем содержится 4,5 миллионов эритроцитов.

Слайд 10

Лейкоци́ты (от греч. белая клетка) — белые кровяные клетки человека и животных. Выделенные по признаку отсутствия самостоятельной окраски и наличия ядра. Главная сфера действия лейкоцитов — защита.

Слайд 11

Вещества, вызывающие реакцию воспаления, привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел. Уничтожая чужеродные тела и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении — это скопление погибших лейкоцитов. Важный вклад в изучение защитных свойств лейкоцитов внес Илья Мечников. Он обнаружил и изучил явление фагоцитоза.

Слайд 12

Белые клетки Имеют ядро Самые крупные Образуют ложноножки

Слайд 13

В среднем в 1 мл крови содержится 4500-8000 лейкоцитов. Количество клеток зависит от того, сыт человек или голоден, работает ли он физически или отдыхает, болен – здоров. На количество лейкоцитов влияет даже время суток.

Слайд 15

1) Костный мозг взрослого человека за 70 лет жизни отдает тонну лейкоцитов. 2) Лейкоциты в организме человека живут 2—4 дня, либо 100 – 200 дней. 3) Количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения.

Слайд 16

Тромбоциты

Слайд 17

История открытия В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которые он назвал кровяными пластинками. К сожалению, многие в то время стали считать, что эти мельчайшие частицы не играют никакой роли в организме или образуют эритроциты. Детально их описал итальянский врач Бицоцеро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Бицоцеро.

Слайд 18

клетки не имеют ядра представляют собой части клеток имеют митохондрии, рибосомы Строение тромбоцита

Слайд 19

Норма Число клеток может сильно колебаться, в среднем в 1 кубическом мм от 200 до 400 тысяч.

Слайд 20

Свойство Разрушаются при повреждении сосудов, с освобождением тромбопластина.

Слайд 21

Функции Главная функция – принимают участие в свертывании крови, предотвращая большую кровопотерю при ранении сосудов .

Слайд 22

Интересные факты Если все тромбоциты расположить в цепочку, то получится расстояние в 6000 км (от Москвы до Читы). Относительно недавно установлено также, что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в раневые ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток.

Слайд 23

Результаты исследования, проведенного международной группой специалистов, позволили установить тот факт, что тромбоциты, ответственные за свертывание крови, способны размножаться самостоятельно, не взирая на отсутствие у себя клеточного ядра. Интересные факты

Слайд 24

Использованные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki http://medforyour.info/html/kletkikrovi1.html http://www.medbiol.ru/medbiol/anatomia http://go.mail.ru/search_images



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 589 Колпинского района Санкт-Петербурга

Разработала: Понтякова Елена Владимировна заместитель директора по УВР, учитель биологии.

  Особенности строения клеток крови.

              Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения клеток крови, познакомить учащихся с разнообразием клеток,  строением и функциями клеток крови, совершенствовать навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.

Формирование УУД.

  1. Личностные:

- формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы

- формирование личностных представлений о строении и функциях клеток крови

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности

     2.  Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- умение работать с разными источниками информации: находить нужную информацию, анализировать и оценивать

    3.   Предметные:

- называть функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов

- выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

 

   1.Организационный момент.

2. Повторение  изученного материала.

Индивидуальная работа (работа по раздаточному материалу).

Заполните схемы.

  1. Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?

  1. Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей  жизни?».

  1. Состав крови

Плазма  -      %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

Фронтальный опрос.

  1. Что представляет собой внутренняя среда организма, в чём её значение?
  2. Что такое физиологические растворы, когда они используются?
  3. Чем опасно заболевание, при котором кровь не свёртывается?

3. Изучение нового материала.

              На прошлом уроке вы получили домашнее задание  по группам. Каждая группа подготовила материал о клетках крови и представила материал в форме презентации.                  

  По ходу выступления группы остальные заполняют таблицу.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции

  1. Эритроциты – впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет, за что он назвал  их корпускулами (по латыни – тельца).  Итальянский врач Марчелло Мальпиги принял их за жировые шарики. В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный,  «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3  крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км, общая поверхность всех эритроцитов  - 3800 м2 ( это в 1500 раз больше всей поверхности тела человека).

Имеют  форму двояковогнутого диска ?(больше площадь).  Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция – эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг – производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).    

Провести лабораторную работу по сравнению эритроцитов лягушки и человека.

Пронаблюдайте и сравните: какие клетки имеют ядра, какую форму имеют клетки? Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?  

Свойства – эластичны, могут образовывать «монетные столбики» (для чего?).

Продолжительность жизни – 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.

  1. Лейкоциты – получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов. Долгое время учёные не могли определить их функции, пока в 1882 году И.И.Мечников на основе своего опыта с личинкой морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки выполняют функцию  защиты организма от внешних агентов. Мечников назвал эти клетки фагоцитами, а явление фагоцитозом.
  2. Тромбоциты - (кровяные пластинки, бляшка Биццоцеро) (от др.-греч. θρόμβος — ком, сгусток; κύτος — вместилище, здесь: клетка) — мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.

Относительно недавно установлено , что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в поврежденные ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток. В  среднем, количество тромбоцитов в крови составляет 150—400 Г/л. Тромбоциты исследуют методом Фонио: на один миллион эритроцитов в норме приходится 60—70 тысяч тромбоцитов.

Вывод:

  • В крови содержаться эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
  • Они имеют разное строение и выполняют определённые функции, очень важные и обеспечивающие жизненно важные процессы организма человека.

Синквейн.

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1.эритроциты

2.красные, двояковогнутые

3.переносят, дышат, слипаются

4.эти клетки обеспечивают дыхание

5.жизнь

1.лейкоциты

2.бесцветные, ядерные

3.борятся, поедают, спасают

4.помогают бороться с микробами

5.защита

1.тромбоциты

2.части клеток, без ядра

3.защищают, образуют тромб, заживляют

4.тромб закупоривает повреждённый сосуд

5.спасение

Домашнее задание:

- подготовить информацию о первой вакцинации

-сделать сообщение об Эдварде Дженере.

Приложения.

  1. Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?

  1. Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей  жизни?».

  1. Состав крови

Плазма  -      %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

  1. Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?

  1. Функции крови

Почему кровь называют – «носительницей  жизни?».

  1. Состав крови

Плазма  -      %

……………….. – 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

2.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"

методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка  составлена к уроку по п...

презентация на тему: "КЛЕТКА"

презентация на тему: "КЛЕТКА"...

презентация на тему "Клетка".

Презентация по теме клетка для демонстрации на уроках в 9 -11 классах при изучении раздела "Цитология"....

Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»

Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...

Презентация по теме "Клетка"

Данную презентацию можно разделить на 2 урока. Она дана для 6 класса, но может быть использованна и для других классов с корректировкой домашнего задания...

Презентация на тему "Клетка"

Презентация к уроку по учебнику Биология 7 класс под ред. Пономаревой...

урок биологии 9 класс. тема Клетка

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Клетка....