Конспект урока биологи "Слуховой анализатор" (8 класс)
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Павленко Альбина Ильинична

На уроке рассматривается строение слухового анализатора, гигиена органов слуха, приводятся интересные исторические факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sluh.docx58.84 КБ

Предварительный просмотр:

Слуховой анализатор

Цель урока:

сформировать у учащихся знания о значении слуха в жизни человека на основе межпредметной интеграции.

Задачи урока:

Образовательные

:

  • продолжить формирование знаний о строении анализаторов на примере слухового анализатора;
  • рассмотреть строение и функции уха;
  • изучить, как происходит преобразование звуковой энергии в механическую;
  • выработать правила гигиены слуха.

Развивающие

:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать с информационными источниками, применять полученные знания для решения практических задач;
  • содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).

Воспитательные

:

  • воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков;
  • продолжить формирование умений и навыков бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока:

Ход урока

Природа, давшая нам лишь один орган для речи,
дала нам два органа для слуха,
дабы мы знали, что надо больше слушать,
чем говорить.
Арабское изречение

Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. А теперь поднимите руки те ребята, кто очень торопился в школу. Те ребята,которые сегодня будут помогать мне на уроке,похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.

Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Оценочный лист

(Приложение 3)

Фамилия и имя


обучающегося

Этапы работы

Количество баллов

Тест

“Зрительный анализатор”

Схема

“Прохождение звуковой волны”

Выходной контроль

Общее количество баллов

Оценка за урок

Скажите мне, а какие отделы нервной системы мы изучаем с вами?

Верно, анализаторы.

А для чего необходимы анализаторы?

Да, чтобы жить в мире, чувствовать его,познавать его. Напомните мне, о каком анализаторе мы говорили с вами на прошлом уроке.

Верно, о зрительном.

Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме “Зрительный анализатор”. Это задание 1 в тетради с печатной основой (ТПО).
Формат выполнения
 работы – 2 минуты.

Тест по теме “Зрительный анализатор”.

I. Анализатор – это:

1) рецептор
2) рецептор и чувствительный нерв
3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий

II. Зрительные рецепторы – это:

1) только палочки
2) только колбочки
3) палочки и колбочки

III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.

1) теменной
2) височной
3) затылочной

IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это:

1) сетчатка
2) радужка
3) роговица

V. Хрусталик имеет форму … линзы.

1) двояковыпуклой
2) двояковогнутой
3) уплощенной

VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:

1) желтое пятно
2) слепое пятно
3) темная область

VII. Дальнозоркость развивается при:

1) недостаточной выпуклости хрусталика
2) избыточной выпуклости хрусталика
3) укороченном глазном яблоке

Мотивация и целеполагание.

Слайд – пейзаж.

Учитель:

Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Обучающиеся:

Тема сегодняшнего урока “Слуховой анализатор”

Учитель:

Тема урока “Слуховой анализатор”.

Давайте определимся с целями нашего урока:

  • сегодня я помогу вам
  • сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
  • вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха;
  • я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха.

Эпиграфом к уроку я предлагаю арабское изречение: “ Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить”.

Изучение нового материала.

Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему “Слуховой анализатор” на основе знаний о зрительном анализаторе. Это задание 2 в ТПО.

Схема “Слуховой анализатор”

img1

Учитель:

Проверим выполнение работы. Назовите первое звено слухового анализатора.
Обучающиеся: Слуховые рецепторы.
Учитель: Второе звено слухового анализатора это …
Обучающиеся: Слуховой нерв.
Учитель: Слуховой нерв передает импульс в …
Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий.
Учитель: Где находится слуховая зона?
Обучающиеся: В височных долях головного мозга.
Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте.
Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. Посмотрите на рисунок “Строение уха” задания 3 в ТПО и скажите: сколько отделов уха различают?
Обучающиеся: Три отдела.
Учитель: Назовите их.
Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.
Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве, улавливает звук, проводит его и преобразует звуковые волны в механические колебания.
Среднее ухо – полость, заполненная воздухом, в ней имеются слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания в 50 раз. Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью слуховой трубы, что важно при выравнивании давления на барабанную перепонку со стороны среднего уха.
Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха, который находится в улитке, и органом равновесия, поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы.
Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните вторую графу таблицы “Строение органа слуха”.
Формат выполнения работы – 3 минуты.

(Ребята заполняют таблицу.)

Учитель

: Итак, наружное ухо состоит из …
Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки.

- Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

- Это чтобы лучше слышать тебя дитя мое.

Каждому с детства знаком диалог из старой сказки. В своем вопросе Красная Шапочка  подразумевала ушные раковины, которые обычно  называют ушами. А все-таки зачем нам уши? Прав ли был волк, ответив: «Чтобы лучше слышать тебя»?

Благодаря воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди, прислушиваясь  к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его. Но это далеко не единственная функция ушной раковины.

Сообщение  «Украшение ушей»

Существует  косметическая функция наружного уха. Во все времена все народы старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика человека. Вспомним великолепные серьги из скифских курганов или клипсы, которыми украшают себя современные модницы. У некоторых африканских племен распространено странное для нас понятие о красоте: они оттягивают мочки уха до невероятных размеров. Но это тоже дань моде. Если мы посмотрим, что вытворяют со своими ушами, например, «панки» , то может быть, и загадочные  обычаи далеких африканских племен станут нам более понятными.

Играли ли вы в детстве в жмурки? Вряд ли найдется человек, не знакомый с этой игрой. Водящему завязывают глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на звуки издаваемые ими.  Способность определять  направление звука  называется ототопикой.  Насколько же развита у человека эта способность?  Герой одного фильма попадает  в руки белогвардейцев, и те с ним затевают игру «в кукушечку»: заст авляют куковать , перебегая с места на место, а сами стреляют  с завязанными глазами по живой мишени.  Все это говорит о развитой  способности человека  к ототопике:  человек может определять  направление на источник звука с точностью до одного градуса.

      Замечали ли вы,  как поднимаются уши у собаки, как «прядает»  ушами конь, как прислушивается кошка  к едва слышным звукам? Животные определяют, откуда исходит шум, благодаря согласованному движению ушных раковин в направлении источника звука.  У некоторых  людей сохранились  рудиментарные  заушные мышцы, но способность двигать ушами  является атавизмом и воспринимается как курьез.

     Функция ототопики  у человека обеспечена максимальным удалением ушных раковин друг от друга.

     Кажется мы перечислили все функции ушной раковины, которые изучаются студентами медицинских институтов,  но есть у них еще одно загадочное свойство,  кот орое породило направление медицины – ухоиглотерапию.

Сообщение  «Ухоиглотерапия»

   Впервые иглотерапия  появилась  в Китае.   В 20-м веке иглотерапия  вошла в моду в европейской медицине.  Французский врач Ножье  описал топографию точек и зон на ушной раковине,  являющихся проекцией определенных  частей тела и внутренних органов. Согласно Ножье, наружное ухо нужно рассматривать  как перевернутый эмбрион в утробе матери.  если мы поместим рядом рисунки уха и человеческого зародыша, находящегося в утробе матери , то обнаружим  поразительное сходство очертаний,  если наложим два рисунка один на другой, то обнаружим, что биологически активные точки на ушной раковине расположены там, где  у зародыша находятся внутренние  органы.  ухоиглотерапию используют для лечения аллергии, гипертонии и других заболеваний.


Учитель: Ребята, как вы  считаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям?
Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

А кто такой «копуша»?  

Какое отношение имеет «копуша» к уху? Оказывается  самое непосредственное.

В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь палочку для туалета слуховых проходов. Ну а человека, который чрезмерно увлекался  чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали называть всех, кто непомерно много уделяет внимания мелочным занятиям  в ущерб главному.

Копушками прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы.  откуда берется сера в слуховых проходах и что это такое? Серные железы, вырабатывающие особый секрет – это измененные сальные железы  кожи.  они служат для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других частиц. Современные гигиенисты считают, что достаточно просто промывать  слуховой проход мылом и теплой водой. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши спичками, вязальными спицами и даже шариковыми ручками. Это приводит к травмированию  кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции  и возникновению воспаления.  да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет  к усилению  функции серных желез и повышенной выработке серы.

Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать ушной проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. тогда врачи отоларингологи вынуждены  удалять серные пробки, чтобы вернуть больному слух. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой  в слуховой проход из большого шприца. Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях, вспомним хотя бы «Кавказскую пленницу»

Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено…
Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой.
Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба?
Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы? Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили?
Обучающиеся: Потрескивание.
Учитель: О чем это говорит?
Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.
Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки.
Т.о. евстахиева труба позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с  атмосферным,  благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые волны.

Для чего нужна система косточек?

Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.

Учитель: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо?
Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия – из 3 полукружных канала.
Учитель: По таблице “Строение органа слуха” определите: какие функции соответствуют органу слуха, а какие – вестибулярному аппарату?
Обучающиеся отвечают.
Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы узнаете на следующих уроках. 

Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть.
Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4–6 раз.
Учитель: Продолжаем работу.
Учитель: Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука). Сейчас вы должны дополнить схему “Прохождение звуковой волны” задания 4 ТПО. Время выполнения – 3 минуты.

Воспользуйтесь текстом учебника  с 87

Схема “Прохождение звуковой волны”

img2

Учитель

: Я предлагаю вам проверить результаты выполнения работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.

Давайте поиграем в игру “Устами младенца”.Отгадайте с нескольких попыток слово:

  • Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
  • Особенно много этого в больших городах.
  • От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится ещё больше.
  • Его издают разные приборы, машины.
  • Если этого много, то он вызывает головокружение, если действует постоянно в течение длительного времени, то вызывает глухоту.

(Шум)

(слайд 10)

Звуки не всегда играют полезную роль.Прочитайте об этом в мыслительном листе (приложение 2).

  • Еще в 60-е годы были проведены исследования влияния акустических колебаний на физиологию растений. Оказалось, что органная музыка Баха не вредит растению, а как бы позволяет сохранить свою “осанку”. В то время как бурная музыка рок-н-ролла может убить растение. Непрерывный многодневный грохот бульдозера вызывает линьку перьев у водоплавающих птиц, при действии шума снижаются надои молока и привес. У зверьков: лисы, песца, норки начинаются преждевременные роды. Сильный шум доводит зверьков до такого исступления, что они убивают своих детенышей.

Какой вывод мы можем сделать?

Недавние исследования ученых показали, что снижение слуха у жителей планеты происходит такими темпами, что в скором будущем этот недуг может оказаться настоящим бедствием. Слух необходимо беречь.

Послушайте очень известное музыкальное произведение. Это “Лунная соната” Л. Бетховена. (слайд 11).Выдающийся композитор Л.Бетховен сочинил “Лунную сонату” будучи частично глухим. Когда он полностью оглох, продолжал слушать музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на рояль, держа во рту трость. Так могут воспринимать звук, который проходит через кости, люди, у которых не повреждён слуховой нерв. Вслушайтесь в звуки “Лунной сонаты”. Композитор хотел выразить много мыслей, одной из которых была такая: возможности человека велики, даже тяжёлый недуг не помеха для сильных духом людей. Человек должен стремиться изо дня в день к вершинам мастерства, к поиску нового, к совершенству.

Учитель: В вашей тетради помещена памятка “Гигиена слуха”. Я предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним.

Гигиена слуха.

  1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
  2. Защищайте уши от сильного шума.
  3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.
  4. Каждое утро разминайте ушную раковину.
  5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.
  6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
  7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.
  8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.

Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет. Это задание 5 ТПО. Время выполнения – 1 минута.

Утверждения.

  1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
  1. (Нет).
  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  3. (Да).
  4. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  5. (Да).
  6. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
  7. (Нет).
  8. Ухо состоит из двух отделов.
  9. (Нет).
  10. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
  11. (Да).
  12. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.
  13. (Да).

Учитель:

Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ –1балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.

(Учитель проговаривает утверждения, на слайде выходит правильный ответ, ученики проверяют, фиксируя количество правильных ответов).

Итог урока.

Учитель: Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте оценочные листы.

Учитель: 

Давайте вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока (зачитывает слова). Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.

Домашнее задание.

Учитель:

Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд –  домашнее задание.

  • Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “5”.
  • Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) и 2(определите чувствительность слуха) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “4”.
  • Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”), 2(определите чувствительность слуха) и 3(прочитайте § учебника, ответьте на вопросы) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку“3”.

Заключительное слово учителя.

Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.

(Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).

Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.

♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.

♪ Урок принес мне мало пользы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...