Опорный конспект по теме "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Бурова Светлана Сергеевна

Опорный конспект для подготовки к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornyy_konspekt._klass_paukoobraznye.docx372.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Членистоногие

        Класс Паукообразные

        

        Класс включает около 60 тысяч видов. Подавляющее большинство живет на суше, но немногие перешли к водному образу жизни. Среди паукообразных встречаются как свободноживущие, так и паразиты животных и человека.

        Характерные черты Паукообразных:

1) 2 отдела тела: головогрудь и брюшко. Однако, у клещей тело слитное и на отделы не делится.

2) 4 пары ходильных ног.http://www.zooclub.ru/attach/chlen/135.jpg

3) органы дыхания: легочные мешки и трахеи.

4) усики отсутствуют.

        Паукообразных можно встретить повсеместно. Например, почти в каждом доме можно найти паука-крестовика – небольшое животное светло-серого цвета с бурым крестом на спинной стороне брюшка. В лесу весной, летом и осенью очень много клещей. 

        Размеры паукообразных небольшие: от 0,1 мм (честоточный клещ) до 15 см (паук-птицеед). Тело пауков покрыто тонкой кутикулой, пропитанной хитином. Под кутикулой расположена кожа (гиподерма), а под ней – мышцы.

        На головогруди у пауков находится 6 пар конечностей, которые, как и у всех классов тпа, имеют членистое строение. В отличие от ракообразных, усики у пауков отсутствуют. Конечности:

1-я пара – хелицеры – когтевидные челюсти. Служат для захвата и умерщвления жертвы. Пауки – хищники, на концах хелицер у многих из них открываются протоки ядовитых желез.

2-я пара – педипальпы – ногощупальца. Это органы осязания, а также они служат для захвата и удержания жертвы. Хелицеры и педипальпы образуют ротовой аппарат пауков.

3 – 6 –е пары – ходильные конечности. Ноги пауков оканчиваются гребенчатыми коготками. При их помощи они ткут ловчие сети из паутины.

        Брюшко у большниства пауков не разделено на сегменты, т.е. цельное. На брюшке конечностей нет, они видоизменены в паутинные бородавки, в которые открываются паутинные железы. Именно они вырабатывают паутину. Сотни выделяемых тончайших ниточек паутины сливаются в одну общую шелковистую паутиновую нить. У пауков  существует несколько сортов паутины (сухая, влажная, клейкая, ребристая), служащих для разных целей: изготовления ловчих сетей, жилого дома, яйцевого кокона и т.д.

05060201

        ПС. Большинство пауков – хищники, питаются мелкими насекомыми и другими мелкими животными, некоторые паукообразные питаются кровью человека и других животных, немногие – соком растений.

        Рот переходит в глотку с толстыми мускулистыми стенками, которая выполняет функцию насоса. Имеются слюнные железы, выделяющие пищварительные соки. Далее расположен кишечник → сосательный желудок → средняя кишка с многочисленными выростами, слепо оканчивающимися на концах. Эти выросты увеличивают общую площадь пищеварительной системы и делают всасывание более эффективным. Далее задняя кишка → анальное отверстие на конце брюшка.

        Питание пауков очень своеобразное. Например, паук-крестовик ловит добычу при помощи ловчих сетей. Они натягивают ее между листями или веточками. Насекомые, полетая мимо, часто не замечая эту сеть и попадают в нее, прилипая к нитям. Чем сильнее насекомое пытается вырваться, тем сильнее оно прилипает и запутывается. Паук чувствует колебания паутины, подходит к жертве и заворачивает ее в кокон. Далее крестовик прокалывает получившийся кокон хелицерами и вводит в добычу яд и пищеварительные соки слюнных желез, которые убивают ее. Затем паук оставляет жретву на время, пока та переваривается изнутри.

        Через некоторое время (несколько часов) паук возвращается и выпивает жидкое содержимое, оставля только пустую оболочку. Таким образом, переваривание пищи происходит частично вне пищеварительной системы паука – такое пищеварение называется внекишечным.

        ВС представлена коксальными железами и мальпигиевыми сосудами. Мальпигиевы сосуды – трубочки, которые начинаются слепо в полости тела и впадают в кишечник на границе средней  и задней кишки. В мальпигиевы сосуды из полости тела поступают продукты обмена веществ и воды, в затем поступают в заднюю кишку. В аздней кише происходит всасывание воды обратно в полость тела, а обезвоженные продукты обмена веществ и непереваренные остатки выводятся наружу. Все это позволяет паукообразным экономить воду, что особенно важно в засушливых условиях.

        Коксальные железы представляют из себя парные мешочки и располагаются на головогруди у основания ходильных ног.

        Полость тела смешанная, как и у всех членистоногих.

        НС сходна с нервной системой ракообразных, но все ганглии брюшной нервной цепочки, как правило, сконцентрированы в головогруди в одно большое скопление. Надглоточный нервный узел достигает значительных размеров, и его можно рассматривать как примитивный мозг.

        Органы чувств. На педипальпах расположены чувствительные волоски, которые являются органами осязания. Также они являются и органами слуха, т.к. ими пауки могут улавливать колебания воздуха.

        В кутикуле находятся небольшие щели – лировидные органы, которые являются органами вкуса и обоняния. Органы зрения представлены чаще всего простыми глазками, которых может быть от 2 до 12. Иногда имеется также 2 более крупных сложных глаза.

        КС незамкнутая. Сердце трубковидное, расположено в брюшке на спинной стороне. Кровь их смешана с жидкостью полости тела и носит название гемолимфа. Гемолимфа бесцветна.

        ДС. Легочные мешки представляют из себя мешочки, расположенные в передней части брюшка. Также имеются трахеи – ветвящиеся хитиновые трубочки, пронизывающие все органы. Они открываются в задней части брюшка дыхательными отверстиями. Таким образом, трахеи представляют из себя своеобразный трубопровод, который доставляет кислород непосредственно ко всем органам.

        ПолС. Паукообразные раздельнополы, причем выражен половой диморфизм. Самки обычно крупнее самцов. Спаривание часто сопровождается ритуальными танцами. Самец выделяет мешочек со сперматозоидами, а самка охватывает его и направляет внутрь. Такое оплодотворение называется наружно-внутренним. Слияние сперматозоидов и яйцеклеток происходит внутри самки. Осенью самка паука-крестовика откладывает яйца в кокон из паутины, а потом погибает. Яйца зимуют в коконе под камнями, корягами, а весной из них выходят молодые паучки (развитие прямое).

        Класс Паукообразные включает следующие отряды:

1) отряд Пауки                                                                 паук-серебрянкаhttp://kaifolog.net/uploads/posts/2016-07/1468819084_11.jpg

http://pharmacologylib.ru/news/item/f00/s00/n0000021/pic/000000.jpg

2) отряд Скорпионы                                                         черный скорпион

3) отряд Сольпуги                                                                 сольпуга обыкновеннаяhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9554/29175385.13/0_92025_73675636_orig

4) отряд Клещи                                                                 таежный клещhttp://www.pesticidy.ru/ps-content/pest/pictures/315_1_main.jpg

5) отряд Сенокосцы                                                                 сенокосец обыкновенныйhttp://nature.legio.in/wp-content/uploads/2016/05/imagesest-li-usiki-u-senokostsa-thumb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опорные конспекты по зоологии - 7 класс

.Целесообразность использования опорных конспектов не вызывает сомнения, т.к., является составной частью технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, пре...

опорные конспекты по зоологии - 7 класс

Целесообразность использования опорных конспектов не вызывает сомнения, т.к., является составной частью технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, пред...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Презентация "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные"

ЭОР используется при изучении темы Паукообразные....

Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."

Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...

Технологическая карта в соответствии требований ФГОС по биологии (7 класс) .Тема "Тип Членистоногие. Класс паукообразные".

Автор,разработчик -Хобракова Норсон ВладимировнаПредмет -биологияКласс -7Тип урока- урок усвоения новых знанийТема урока -Класс паукообразные...

Презентация к уроку биологии в 7 классе на тему ". Тип Членистоногие. Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности"

Тип членистоногие,общая характеристика ракообразных,разные среды обитания, особенности строени и их значение....