Самоанализ урока по биологии: «Пищеварение в кишечнике» в 8 классе
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Поломошнова Нина Ивановна

Автор: учитель биологии МАОУ Петропавловская СОШ №1»,

 высшая квалификационная категория

Данный урок был 3 по теме «Пищеварение», в 8 классе. На изучение которой по плану отводится 4 часа. Изучению данной темы предшествовало изучение значения ПС и изучение пищеварения в ротовой полости и желудке. Изучение темы урока опирается на знания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по биологии: «Пищеварение в кишечнике»

Автор: учитель биологии МАОУ Петропавловская СОШ №1»,

 высшая квалификационная категория

Данный урок был 3 по теме «Пищеварение», на изучение которой по плану отводится 4 часа. Изучению данной темы предшествовало изучение значения ПС и изучение пищеварения в ротовой полости и желудке. Изучение темы урока опирается на знания учащихся:

  • - об особенности строения пищеварительной системы
  • -о функциях ПС;
  • О пищеварении  в ротовой полости и желудке
  • Урок проводился в 8 «в» кл. В данном классе 28 уч-ся. Мальчиков – 75%. Подавляющее большинство детей в классе очень подвижные, эмоциональные. В целом класс шумный. Однако при этом работоспособный, с большим потенциалом (7 - 8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности, неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость).
  • Тип урока: по целепологанию - урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный

 Вид урока: урок  проблемного диалога,

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:

  • - повторение пройденного и проверка домашнего задания;
  • - изучение и закрепление новых знаний.

Цели:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через  работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Содержательная: формирование системы понятий: кишечник тонкий и толстый, печень, всасывание полостное и пристеночное, аппендикс, ферменты

Образовательная: изучить особенности  строения и пищеварения в тонком и толстом кишечнике, значение печени,  формирование представлений о биологии как науки тесно связанной с медициной, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья. (Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов). Задачи:

Образовательные:( коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений)

 продолжить формировать знания о внутреннем строении тонкого и толстого отделов  кишечника, их функциональной деятельности; о строении, функциях печени и её значении; продолжить формирование знаний по пищеварительной системе, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное  в части текста, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающие: развивать общеучебные УУД: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения пищеварительной  системы,  развивать умения самостоятельно работать с учебником, находить необходимую информацию, анализировать ее: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь органов пищеварения; продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой.

Воспитательные: воспитывать правильное отношение к окружающей действительности, продолжить формирование здорового образа жизни. формировать научное мировоззрение, содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.

Планируемые результаты обучения: 

Личностные УУД: формируется бережное отношение к собственному здоровью, формирование осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;

Метапредметные: адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации,  планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий

Предметные: знать  особенности  строения и пищеварения в тонком и толстом кишечнике, значение печени и поджелудочной железы,  иметь представление о биологии как науки тесно связанной с медициной, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья.

Основные понятия урока: кишечник тонкий и толстый, печень, всасывание полостное и пристеночное, аппендикс, ферменты

Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающая, ИКТ – технология.

Средства обучения:

1.Учебник Биология. Человек. 8 класс. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 классУчебник / М.: Дрофа, 2012 г.  Рабочая тетрадь

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, наглядные таблицы, полотенце, таблица «Строение органов пищеварения», рельефная таблица «Строение ворсинки»,

 Ход урока: (см. технологическую карту).

  • Организационная структура урока.

Этапы урока соблюдались.

Организационный момент.

  • Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
  • Актуализация опрных знаний
  • Целеполагание
  • В начале данного этапа урока звучит вызов учителя: диалог с учащимися и задание составить синквейн со словами  печень и кишечник
  • Этап изучения нового материала
  • Учителем ведется побуждающий и подводящий  диалог с учащимися. Перед учащимися ставится целый ряд проблемных вопросов, на которые в течение данного урока следует найти ответы. 
  • Проблемный вопрос: « Что  происходит с пищей в кишечнике  
  • Этап закрепления – синквейн
  • Этап рефлексии – (самоанализ)
  • Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.
  • Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 7 - 8 классов, о которых было сказано выше. Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.
  • Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную работу). Основные понятия и идеи (особенности строения кишечника и его функции; ввзаимосвязь строения органа и его функции) формируются именно в ходе их проведения.
  • Выделение объекта прочного усвоения произведено при подведении итога изучения новой темы, в виде краткого вывода и при закреплении изученного материала. Это позволило не потеряться в достаточно большом объеме информации, представленной на уроке.
  • Для раскрытия главного материала были использованы три основные группы методов:
  • Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
  • - Словесные методы обучения –разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет учащимся  посредством слушания, запоминать , осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.
  • Наглядные методы обучения (презентация, таблицы, рисунки учебника, собственное тело), обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.
  •  Практические методы обучения. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Словесные пояснения и показ иллюстраций сопровождают и сам процесс выполнения работы.
  • Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
  • - обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;
  • - создания на занятии ситуаций значимости изучения нового материала (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние)
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:
  •  Методы устного контроля, который осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях.
  • Считаю, что данные методы рационально применимы, так как:
  •  материал носит теоретико - информационный характер;
  • содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде;
  • содержание темы включает практические упражнения, проведение исследования собственного организма.
  • По своему составу класс не требует дифференцированного обучения.
  • Управление учебной деятельностью осуществлялось через стимулирование познавательной деятельности, организацию самостоятельной работы, контроля за выполнением вышеупомянутых работ, оценки деятельности обучающихся.
  • Контроль усвоения знаний осуществляется посредством подведения итогов изучения нового материала (формулировка вывода) и составления синквейна.
  • Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересен их самостоятельный опыт.
  • Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в ходе урока.
  • Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация.
  • Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.
  • Рефлексия – самоанализ, закрепление материала. (синквейн со словами печень и кишечник)
  • Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданийЭтап рефлексии – «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой. Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 8 класса развито хорошо, оценки одноклассникам выставлены объективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии "Пищеварение в желудке" 8 класс

Многолет проводила урок с использованием стандартного приема - с белком куриного яйца . Предложенная для проведения лабораторная работа по изучению действия желудочного сока на белки более проста в ис...

Урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"" 8класс

Цель урока: формирование знаний о функциях и строении  ротовой полости, а также процессах, происходящих с пищей под действием ферментов слюны....

Разработка урока по теме "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Разработка составлена с применением Сингапурского метода...

Контрольно-обобщающий урок по биологии "Пищеварение"

Контрольно-обобщающий урок  по теме «Пишеварительная система»(урок построен по технологии развития критического мышления) Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме « Пищеварительная сист...

Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

  Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В...

презентация к уроку по теме "Пищеварение в кишечнике"

Презентация к уроку по теме "Пищеварение в кишечнике"...