Рабочая программа Биология 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Рабочая программа  Биология 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._biologiya_10-11_kl.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа

«Димитриевская»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_____________/

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская»

_____________ /______________/

«____»____________2017 г.

«Утверждено»

Директор АНО СОШ «Димитриевская»

________________ иер. А. Лаврухин

Приказ № ___ от «___»____2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Биология»

10-11 класс

Базовый уровень

                                                                       Программа И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова

Учитель:

Скопцова Татьяна Николаевна

высшая квалификационная категория

Москва 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Стандарт среднего (полного)  общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018учебный год.  БИОЛОГИЯ (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО
  5. Нормы оценок по биологии

Основой для составления рабочей программы являются:

  1.  Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования
  2. Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с),

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.                                                                                                                    

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:                                                  

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук;
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  •  приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 и 11 -го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, в 2016-2017 году появилась возможность увеличить количество часов за счёт часов школьного компонента (2 часа – 10 класс и 2 часа – 11 класс). Такое стало возможным, благодаря запросам обучающихся и их родителей. Дополнительный час предусмотрено использовать на отработку учебного материала в рамках базового уровня. Рабочая программа рассчитана на 66 часов, так как в базисном учебном плане АНО  СОШ Димитриевская г. Москва 33 учебных недели. При составлении рабочей программы в содержание программы изменения не вносились.  

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с;

а также методических пособий для учителя.

1)  Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой   «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с;

3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3)  Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

6)  Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;п

для учащихся:

1)  Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2)  Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;

2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);

3) Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреж- I дений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);

4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

6) Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;

7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA –  поддержка курса «Общая биология»

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Электронное приложение к учебнику Общая биология 10-11 классы авт. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова М.; Дрофа, 2012
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  •  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  •  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Содержание курса

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (12 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

          Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

         

ОРГАНИЗМ (18 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

ВИД (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

10 класс

№ п/п

дата

Тема

Домашнее задание

Биология как наука. Методы научного познания (5 часа)

1-2

Краткая история развития биологии. Методы биологии

§1.1, 1.3, сообщение об использовании биологических знаний

3-4

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни

§1.2, 1.3, с15-19

5

Зачёт №1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»

Повторить по учебнику 9 класса об истории изучения клетки

  1. Клетка (21 часов+1 час на зачёт)

2.1 История изучения клетки. Клеточная теория (1 час)

6

История изучения клетки. Клеточная теория

§2.1

2.2 химический состав клетки (8 часа)

7-8

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Роль воды в жизнедеятельности клетки

§2.2,2.3

9-10

Органические вещества. Липиды и углеводы

§2.4,2.5 (до белков)

11-12

Органические вещества.  Белки. Структура, свойства, строение молекул, функции.

§2.5

13-14

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

§2.6

2.3 Строение эукариотической и прокариотической клетки (5 часа)

15-16

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы

§2,7

17-18

Клеточное ядро. Хромосомы

§2.8

19

Прокариотическая клетка

§2.9

Реализация наследственной информации в клетке (2 час)

20-21

Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белка.

§2.10

2.5 Вирусы (2 час)

22-23

Неклеточные формы жизни. Вирусы. ВИЧ. Профилактика СПИДа

§2.11

24

Практикум. Изучение клеток живых организмов под микроскопом

Подготовиться к семинарскому занятию

25-26

Урок-семинар по теме «Клетка – структурная единица всего живого»

Подготовиться к зачёту

27

Зачёт №2 по теме «Клетка»

Повторить по учебнику 9 класса материал об обмене веществ

  1. Организм (40 часов)

  1. Обмен веществ и преобразование энергии (6 часа)

28-29

Многообразие живых организмов

§3.1

30-31

Обмен веществ и  энергии. Энергетический обмен

§3.2

32-33

Пластический обмен. Фотосинтез

§3.3

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (12 часов)

34-35

Деление клетки. Митоз. Наблюдение фаз митоза под микроскопом

§3.4

36-37

Размножение: бесполое и половое. Биологическая роль и многообразие полового и бесполого размножения

§3.5

38-39

Образование половых клеток. Мейоз. Биологическая роль мейоза

§3.6

40-41

Оплодотворение

§3.7

42-43

Индивидуальное развитие организмов

§3.8

44

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

§3.9, подготовиться к семинару

45

Урок-семинар по теме «Репродуктивное здоровье человека»

3.3 Закономерности наследственности и изменчивости (20 часов)

46-47

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель

§3.10

48-49

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное скрещивание

§3.11

50-51

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Решение задач.

§3.12

52-53

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Решение задач.

§3.13

54-55

Современное представление о гене и геноме

§3.14

56-57

Генетика пола

§3.15

58-59

Изменчивость:  наследственная и ненаследственная. Мутации, их роль в природе

§3.16

60

Генетика и здоровье человека.

§3.17

61

Урок – защита проектов по теме «Генетика человека»

3.4 Основы селекции. Биотехнология (5 часов+1 час на зачёт)

62-63

Селекция: основные методы и достижения

§3.18

64-65

Биотехнология: достижения и перспективы развития

§3.19, подготовиться к семинару

66

Урок-семинар по теме «Достижения селекции»

Подготовиться к зачёту

66

Зачёт №3 по теме «Организм»

67-68

Резервное время

11 класс

№ п/п

дата

по плану

фактич

Наименование темы урока

Домашнее задание

Вид (42 часа)

4.1 История эволюционных идей (8 часов)

1-2

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. Семинарское занятие

§4.1, вопросы семинара и индивидуальные задания

3

Поиск и обработка  информации по теме «Развитие биологии в додарвиновский период»

4-5

Эволюционная история Ж. Б. Ламарка

§4.2, вопросы семинара и индивидуальные задания

6

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

§4.3-4.4, вопросы семинара и индивидуальные занятия

7

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Подготовиться к зачёту

8

Урок-зачёт по теме «Эволюционное учение»

Повторить по учебнику 9 класса понятия «вид», «популяция»

4.2 Современное эволюционное учение (18 часов)

9-10

Вид: критерии и структура

§4.5

11-12

Популяция - структурная единица вида

§4.6,4.7

13-14

Факторы эволюции

§4.8

15-16

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции

§4.9

17-18

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

§4.10

19-20

Видообразование как результат эволюции

§4.11

21-22

Сохранение многообразия видов

§4.12, творческое задание (по желанию)

23-24

Доказательства эволюции органического мира

§4.1-4.13, подготовиться к зачёту

25

Зачёт №1 «Основные закономерности эволюции»

Подготовиться к семинару

26

Урок-семинар по теме «Современное эволюционное учение»

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (6 часов)

27-28

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

§4.14-4.15, вопросы семинара, индивидуальные задания

29-30

Современные взгляды на возникновение жизни

§4.15-4.16, вопросы семинара, индивидуальные задания

31-32

Развитие жизни на Земле. Семинар

§4.16

Тема 4. Происхождение человека (10 часов)

33-34

Гипотезы происхождения человека. Работа с источниками информации

§4.17, 4.18, вопросы семинара, индивидуальные задания

35-36

Положение человека в системе животного мира. Поиск информации

§4.18-4.19, вопросы семинара, индивидуальные задания

37-38

Эволюция человека. Этапы эволюции человека

§4.19-4.20, вопросы семинара, индивидуальные задания

39-40

Человеческие расы.

подготовиться к семинару

41

Урок-семинар по теме «Происхождение человека»

4.17-4.20, подготовиться к зачёту

42

Зачёт №2 «Происхождение человека»

Тема 5. Экосистемы (24 часа)

5.1 Экологические факторы (6 часов)

43-44

Организм и среда. Экологические факторы

§5.1

45-46

Абиотические факторы среды. Роль абиотических факторов для повышения урожайности и продуктивности.

§5.2

47-48

Биотические факторы среды. Межвидовые отношения.

§5.3

5.2 Структура экосистем (8 часов)

49-50

Структура экосистем

§5.4

51-52

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Лабораторная работа

§5.5, творческое задание

53-54

Причины устойчивости и смены экосистем

§5.6, творческое задание

55-56

Влияние человека на экосистемы. Семинар по теме Роль человека в сохранении биоразнообразия»

§5.7

5.3 Биосфера – глобальная экосистема (4 часа)

57-58

Биосфера - глобальная экосистема

§5.8

59-60

Роль живых организмов в биосфере. Круговорот веществ в биосфере

§5.9, творческое задание

5.4 Биосфера и человек (6+1 час на заключительный урок)

61-62

Биосфера и человек

§5.10, вопросы семинара, индивидуальные задания

63-64

Основные экологические проблемы современности, пути их решения

§5.11-5.12, подготовиться к зачёту

65

Зачёт №3 по теме «Экосистема»

Подготовить материалы к проведению круглого стола

66-67

Роль биологии в будущем. Круглый стол

68

Резерв

Перечень лабораторных и практических работ

КЛЕТКА

№.

Название лабораторной работы

Название практической работы

1.

Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

1.

Сравнение строения клеток растений, животных.

2.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

ОРГАНИЗМ

3.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих   как доказательство их родства.

2.

Составление простейших схем скрещивания.

3.

Решение простейших генетических задач.

4.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм.

5.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

вид

4.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

6.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.

5.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

7.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

6.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Экосистемы

7.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

8.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

8.

Выявление  антропогенных  изменений  в экосистемах своей местности.

9.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

10.

Решение экологических задач.

11.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Итого: 8 лабораторных работ.

Итого: 11 практических работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...