Конспекты уроков.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Представленны конспекты уроков в форме игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Ох, уж эти членистоногие!»

Цели игры:

Образовательные: расширить знания учащихся о многообразии типа Членистоногих;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, пользоваться литературой, применять полученные  теоретические знания на практике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные: продолжить формирование умений работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать работу товарища.

Оборудование: карточки из цветной бумаги.

Форма проведения: игра-конкурс

Ход игры:

I Переключить внимание детей на игру, вызвать интерес и положительные эмоции. Объявить тему и цели игры.

II Вводная часть

Предлагаю ребятам поделиться на три группы и занять места за игровыми столами. Затем группы совещаясь, выбирают капитана и придумывают название команды.

III Основная часть.

1 этап «Разминка».

Кроссворд на доске.

По горизонтали:

  1. Этот пучок узких длинных трубочек назван по имени итальянского ученого 17в, изучавшего строение насекомых.
  2. Одна из 4-х стадий развития бабочки.
  3. В большой пчелиной семье она самая крупная самка.
  4. Орган равновесия у рака.
  5. Орудие для размельчения и раздавливания пищи

По вертикали:

  1. Самый большой по численности класс типа Членистоногих.
  2. Членистоногие
  3. Твердый покров  членистоногих, органическое вещество.
  4. Самка этого представителя паукообразных после оплодотворения убивает самца.

За каждое правильно угаданное слово присуждается одно очко.

2 этап Викторина «Разноцветные заморочки»

На столе раскладываю три вида цветных карточек (Приложение 1). Уровень сложности определяется цветом: желтые карточки простейшие вопросы по изученному материалу, за каждый правильный ответ присуждается пять баллов; синие карточки, более сложные вопросы, за каждый правильный ответ десять баллов; красные карточки вопросы повышенной сложности, за каждый правильный ответ пятнадцать баллов. В процессе обсуждения команда решает, на сколько баллов взять вопрос.

Вопросы на пять баллов, карточки желтого цвета.

  1. Назовите не менее пяти отрядов класса Насекомых.
  2. Назовите семь признаков класса Насекомых.
  3. От кого берут свое начало членистоногие?
  4. Какое размножение характерно для членистоногих?
  5. Чем образовании наружный скелет членистоногих?
  6. Представители какого типа и класса являются скорпионы?
  7. Укажите способы борьбы с насекомыми вредящими с/х?
  8. Назовите стадии развития с неполным превращением.
  9. Каково строение нервной системы ракообразных?
  10. Что такое паутина?
  11. Что такое гемолимфа? Её функция?
  12. Что такое мальпигиевы сосуды?
  13. Каково значение хелицер?
  14. Опишите органы дыхания у паукообразных.
  15. Краб, креветка, дафния, циклоп — представители какого класса?
  16. Сколько пар дыхалец на сегментах брюшка у майского жука?
  17. Назовите постэмбриональное развитие бабочки.
  18. Назовите касты термитов.
  19. Органы зрения у паукообразных?
  20. Назовите классы типа Членистоногих.

Вопросы на десять баллов, карточки синего цвета.

  1. О каком насекомом идет речь?
  • длинные тонкие усики заходят за половину длины тела;
  • все лапки 4-х члениковые;
  • у самок на конце брюшка саблевидный яйцеклад, с помощью которого яйца откладывают в почву;
  • звуковой аппарат у самцов расположен на надкрыльях, звуки издают трением надкрыльев друг о друга.
  • на правом надкрылье имеется тонкая прозрачная перепонка — «зеркальце», на левом — зазубренная уплощенная жилка — «смычок».
  1. Жук, саранча, бабочка, муравей — подумайте и назовите из перечисленных насекомых не вписывающегося в этот ряд.
  2. Дано: планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06см; рак и беззубка имеют жабры; у пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по этим данным.
  3. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах?
  4. Назовите признаки приспособленности речного рака к среде обитания?
  5. Какой процесс, характерный для членистоногих, называют линькой?
  6. Чем отличается развитие насекомых с полным превращением от развития насекомых с неполным превращение?
  7. Как называется развитие насекомых со сменой 4-х стадий?
  8. Сколько ходильных ног у рака?
  9. Где располагаются органы чувств речного рака?
  10. У паука –крестовика имеются ногощупальцы и ходильные ноги. Отличаются ли они по строению и функции?
  11. Почему нельзя уничтожить всех насекомых вредителей, не смотря на огромный вред, который они наносят с/х?
  12. Укажите общие признаки общественной жизни медоносной пчелы и лесного муравья?
  13. Какие органы можно рассмотреть на голове паука?
  14. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
  15. Загадка: нос долог, голос тонок, летит пищит, сядет – молчи. Кто его убьет – свою кровь прольет?
  16. Из каких отделов состоит тело майского жука?
  17. Каким образом паук питается насекомыми?
  18. Муха ЦЕЦЕ не ядовитое насекомое, однако, её укус вызывает болезнь. Объясните это явление?
  19. Если побеспокоить упавшую вверх брюшком  божью коровку, то на ножках у нее появляются ярко – желтые капельки, обладающие ядовитым свойством. Объясните этот процесс?

Вопросы на пятнадцать баллов, карточки красного цвета

  1. Какой должна быть дыхательная поверхность, для того чтобы могла происходить диффузия?
  2. Какой болезнью может заразить таежный клещ?
  3. Какие признаки биологического прогресса свойственны классу Насекомых?
  4. В океанах обитает много красноногих рачков калянусов, составляющих пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?
  5. Головоломка: вычеркните букву в названии рычажного инструмента – узнаете название животного из класса паукообразных.
  6. Весной, когда капуста еще не высажена, гусеницы белянок кормятся сорняками из семейства крестоцветных. Почему хороший хозяин их выкапывает?
  7. Кого из класса Насекомых называют «крылатыми фармацевтами»?
  8. Какое преимущество дает некоторым насекомым общественный образ жизни?
  9. Объясните, почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы. Хуже стали расти деревья.
  10. Один ученик утверждает, что скорпионы паукообразные, а другой что ракообразные. Кто прав? Докажите?

3 этап «Загадки»

  1. Я с пилой не расстаюсь,

Суечусь, мечусь, верчусь:

Объедаю листья ртом,

А пилою строю дом.  

(пилильщик)

  1. Вдруг появляется черная туча,

ветер не дует, но туча летуча,

дождик с неё урожай не умножит,

ливень живой все вокруг уничтожит.

(саранча)

  1. Всю ночь работали ткачи

по кружевам бегут лучи.

(паук-крестовик)

III Заключительная часть.

Подведение итогов, выставление оценок.


Приложение №1(разноцветные фигуры)












Предварительный просмотр:

                                                                      Подготовила: Клименко Г.А.

                                                                                      учитель химии и биологии

                                                                                       МБОУ БООШ №13

х. Таганрогский

Урок – конференция по теме «Насекомые – вредители культурных растений, переносчики заболеваний человека, паразиты».

Цели:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся;
  • развивать умения выступать на публике, поддерживать диалог;
  • внимательно слушать товарища, анализировать, обобщать, сопоставлять и делать выводы;
  • прививать интерес к предмету;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • воспитывать чувства ответственности.

Оборудование: фотографии насекомых,  мультимедийный  проектор.

Ход урока

       Ведущий 1. Приветствую вас на конференции «Насекомые – вредители культурных растений, переносчики заболеваний человека, паразиты». Насекомые – удивительные существа. Кому - то  они кажутся красивыми, кому - то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи. Но такие уж и маленькие? Существуют  насекомые – великаны. Самый крупный жук в мире – африканский голиаф (показывает фотографии). Длина его тела достигает 11см., а весит голиаф до 100г. Южноамериканский жук – геркулес достигает в длину 12см., правда, большая часть этой длины приходится на его рог.

       Ведущий 2. Насекомые – самый многочисленный класс царства животных. Насекомых не менее миллиона видов, а по некоторым данным 30 миллионов. Самые многочисленные отряды класса насекомых: жуки (250 тысяч видов), бабочки (140 тысяч видов), перепончатокрылые (80 тысяч видов). Характерная особенность всех насекомых – наличие 3 пар ног, за что насекомых называют шестиногими. Свое название этот класс получил от слова «насекать», так как тело насекомых делится на сегменты, границы между которыми похожи на насечки. А теперь послушаем рассказ о зарождении энтомологии.

       Докладчик 1. Когда в ХYII веке был изобретен микроскоп, ученые с удивлением узнали, что крошечные насекомые имеют очень сложное но интересное строение. Они казались исследователям страшными чудовищами. Ученые всерьез принялись за изучение животных, которые раньше не представляли для них интереса. Например, швейцарец Шарль Боннэ выяснил ,что всем известные тли целые поколения состоят только из самок, размножающихся бесполым путем. Французский ученый Ренэ Реомюр написал шести – томный труд «Мемуары, относящиеся к истории насекомых». К концу ХVIII века в России тоже заинтересовались энтомологией. В «Трудах Вольного экономического общества» печатаются статьи «О предохранении яблонь от червей».

       Ведущий 1. Первым исследователям насекомых они показались монстрами. Но есть и признанные всеми насекомые – красавцы. Это бабочки, пчелы… Древние египтяне поклонялись скарабеям, роду навозных жуков, как одной из форм солнечного божества. Украшения в виде этих насекомых носили как амулеты. Красивым жуком считается златка (показывает фотографию). Из них изготовляют брошки и браслеты. А египтяне наряду с драгоценными камнями украшали саркофаги надкрыльями златок.

       Ведущий 2. Но обратимся к теме нашей конференции. Насекомые приносят немало пользы, но вреда от этих животных не меньше. Самым известным иностранцем – вредителем является этот красивый полосатый жук (показывает фотографию колорадского жука).

       Докладчик 2. Действительно, колорадский жук очень красив. Он небольшой – 7-12 мм, а на желтых надкрыльях 10 черных полос. Этот жук – великолепный летун, за 24 часа он способен пролететь 1 км. Жук очень живуч, вынослив, не тонет в воде, может долго обходиться без пищи. Этот иностранец очень плодовит: откладывает до 700 яиц. Большинство колорадских жуков живут один год, но некоторые из них проживают 2-3 года. При опасности жук выделяет пахучую жидкость, отпугивающую врагов, поэтому его не клюют птицы. У жуков есть своя тактика захвата полей. Летом они много едят, а осенью прячутся в почве и впадают  в оцепенение. Весной колорадские жуки выбираются не все сразу: часть – весной, часть – во второй половине лета. Некоторые из них могут спать по 2-3года, и, когда, казалось бы, с вредителем покончено, новые силы жуков принимаются за уничтожение растений. Жук приносит огромный вред культурным растениям: картофелю, баклажанам, томату, табаку, перцу.

       Интересно, что сами люди приучили жука к вредительской жизни. Раньше не существовало колорадского жука, а был десятилинейный листоед, который питался листьями дикорастущих растений на западе нынешних США. Дикий картофель имел грубые, жесткие листья. В результате селекции человек стремился получить картофель с более крупными и вкусными клубнями. Этого селекционеры добились, но вместе с тем листья картофеля стали мягче, сочнее, то есть вкуснее для колорадского жука. Когда американцы засеяли огромные площади земли картофелем, жуки распробовали новое лакомство, картофель пришелся им по вкусу. Постепенно жуки переквалифицировались на вредителей.

      В  1895году в штате Колорадо жуки истребили весь урожай картофеля. Прошло 5 лет, и колорадский жук перебрался через Миссисипи, а через 10лет оказался у берегов Атлантического океана. Вскоре он захватил США, потом покорил Европу и Россию.

        Ведущий 1. А вы можете сказать, как бороться с этим вредителем?

        Докладчик 2. С колорадскими жуками борются с помощью ядохимикатов, собирают их вручную. Человек научился бороться с ним и биологическими методами. Например, в Северной Америке его уничтожают хищные клопы: периллюс и подизус. В нашей стране они не прижились, так как плохо переносят холод. Но и местные насекомые способны сдерживать натиск колорадских жуков. Это богомолы, кузнечики, жужелицы, златоглазки, клопы и божьи коровки.

        Ведущий 2. Есть ли вопросы к докладчику? Еще один любитель культурных растений – саранча. Расскажите об этом вредителе.

       Докладчик 3. Издревле это насекомое, собираясь в стаи, уничтожало урожаи людей. После саранчи не оставалось ничего: ни травинки, ни листа. Миллионы насекомых в полете затмевали собой солнце. Древние арабы описывали саранчу так: «И двинулась могучая рать, она может пожрать всю землю. У нее голова лошади, глаза слона, шея быка, грудь льва, крылья орла, брюхо скорпиона, бедра верблюда, голени страуса и хвост змеи». В библейской книге Иоиля говорится: « Перед ним пожирает все огонь, а за ним палит пламя, перед ним Земля, как сад Эдемский, позади него будет голая степь и никому не будет спасения». Вспомните, именно нашествие саранчи называли 8-й казнью египетской. В ХХ веке ученые разгадали загадку, почему саранча собирается в стаи. У саранчовых,  как выяснилось,  есть две формы: одиночная и стайная. Одна такая стая весит до 45 миллионов тонн. Кстати, жители некоторых стран с удовольствием едят саранчу как лакомство. В Ливии из нее делают муку, японцы любят консервированную саранчу , даже в Америке устраивают саранчовые дни в память о христианских отшельниках, питавшихся в давние времена саранчой. В эти дни  американцы едят блюда из этих насекомых.

      Ущерб от саранчи огромен. Вообще, ежегодные убытки, наносимые насекомыми, колоссальны. Насекомые уничтожают 1/5 урожая пшеницы, 1/6 урожая картофеля.

        Ведущий 1. Среди насекомых встречаются  и паразиты. Они представляют опасность для нашего здоровья. Расскажите про блох.

       Докладчик 4. Блохи это насекомые – паразиты. Они питаются кровью. Блохи больно кусаются и от них трудно избавиться. В прежние времена эти насекомые досаждали даже королям и их двору. Блохи лишены крыльев, но у них мощные задние ноги, приспособленные для дальних прыжков. Блоха способна прыгать на 1/3м в высоту и на 0.5м в длину. Это расстояние превышает ее размер ( 3-4мм) в сотни раз.

     Эти паразиты живут недолго – 3-4месяца. Самка « выстреливает» свои яйца во внешнюю среду. Личинки развиваются в мусоре или во влажной почве. Через несколько недель из коконов появляются взрослые блохи. Кроме человека, паразиты обитают на диких и домашних зверях и птицах.

      Блохи как ни странно, легко поддаются дрессировке. В начале ХХ века выступал блошиный цирк Реймунда Отавы. Блохи в его цирке скакали под музыку, жонглировали мячами. Эти маленькие насекомые являются еще и разносчиками чумы, сыпного тифа, туляремии. В Средневековье от чумы погибло огромное количество людей.

       Ведущий 2. Вши тоже немало досаждают человеку. Что вы можете рассказать об этих вредителях?

      Докладчик 5. Вши – довольно мелкие, лишенные крыльев кровососущие насекомые. Эти насекомые паразитируют на млекопитающих животных и человеке. Их ротовые органы похожи на острую иглу, с ее помощью вши прокалывают кожные покровы. Вещество, содержащее в слюне паразитов, препятствует свертыванию крови. Своими особыми коготками на ногах вошь прикрепляется к волосу человека.

       У этих животных плохо развито зрение, но великолепное обоняние. С его помощью они выбирают наиболее «аппетитного» «хозяина».

       Всего 100лет назад у шведов в Граденбурге необычно проходили выборы бургомистра. Посередине стола сажали вошь. Претенденты на должность усаживались вокруг стола и клали на него свои бороды. Тот, на чью бороду заползала вошь, и становился бургомистром.

       Вши живут несколько месяцев, но очень быстро размножаются. Самки откладывают сотни яиц («гнид»), которые тоже прикрепляются к волосам. Интересен факт, что вошь, снятая с головы человека, всегда к нему возвращается.

       Вши – переносчики сыпного и возвратного тифа. Биолог Меркурий Гиляров писал, что в русско – турецкую  войну 1768-1774 годов от сыпного тифа погибло больше людей, чем от ранений.

        Ведущий 1. Мы говорили о насекомых -  паразитах, но есть еще весьма неприятные «соседи» человека. Самые известные из них – тараканы. Расскажите о них.

      Докладчик 6. Тараканы – невероятно древние животные. Они ползали среди огромных плаунов и хвощей 300миллионов лет назад. Эти насекомые днем прячутся в щелях, а по ночам выползают за пропитанием. Кроме хлебных крошек, кухонных отбросов, не брезгуют тараканы сапожным кремом, чернилами, могут сгрызть ткань и мыло. В кишечнике тараканов живут простейшие, которые помогают им переваривать практически любую пищу. Наиболее распространенные наши «соседи» - рыжий таракан (прусак) и черный таракан.

     Эти насекомые своими экскрементами загрязняют и портят продукты. Они также способны переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Довольно часто выделения тараканов вызывают у людей аллергию.

      Всего же Таракановых насчитывают около 2500 видов. В Колумбии обитают самые большие тараканы, они достигают в длину 97мм. А в ширину – 45мм. Скорость этих насекомых огромна – свыше 4км/ч.

      Ведущий 2. Согласно памятникам письменности ассирийцев и вавилонян, индусов, трудам Аристотеля, люди пытались бороться с насекомыми – вредителями.   Из – за  них погибал урожай, возникали целые эпидемии и пандемии. Так, в YI веке пандемия длилась 500 лет и унесла 100млн жителей; в  ХIY веке в Европе, Азии, Африке погибло 2/3 человечества. К сожалению, люди не догадывались, что виной всему несоблюдение правил гигиены и, как следствие, грызуны и паразиты. Насекомыми переносятся около 80 заболеваний.

  ( В конце конференции ведущий просит одного или нескольких учащихся сделать вывод о пользе и вреде насекомых.)

           Домашнее задание: Письменно ответить на вопросы.

  1. Назовите основных вредителей культурных растений. Какие меры принимаются для борьбы с ним?
  2. Назовите основных переносчиков заболеваний человека. Какие меры принимаются для борьбы с ними?

     



Предварительный просмотр:

Викторина «Я и экология»

Подготовка: зал оформлен изображениями птиц, цветов, животных, насекомых;2 столика для команд. 1 столик для ведущей. Диск, состоящий из 6 секторов. На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: синего, красного, желтого, зеленого, белого, оранжевого. В них карточки с вопросами. Цвет конверта определяет цвет сектора.

Птицы - синий.
Животные - красный.
Насекомые – желтый.
Цветы – зеленый.
Экология и здоровье - белый.
Народные приметы - оранжевый.

Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в игре “Экологическое ассорти”.Для того чтобы игра получилась азартной и веселой, вам нужно разделиться на две команды. Каждая команда придумывает себе название и вступает в игру.

“Лицом к лицу – лица не увидать. Большое видится на расстоянии”,-писал гениальный певец российской природы Есенин. Нам посчастливилось – мы живем в живописнейших местах. Один богатый бизнесмен из Египта в этом году оказался по делам в Татарстане. Для него устроили экскурсию на природу. Он был восхищен её красотой. Этот бизнесмен сказал, что отдал бы все свои сбережения за возможность жить на одной из полянок, ходить босиком по росистой траве, вдыхать ароматы леса, слушать трели соловья.

Прислушаемся к своей планете, голосам зверей и птиц, цветов и деревьев…Это только в сказках они говорят на человеческом языке. Слышать и понимать природу можно сердцем. Видеть и понимать прекрасное – качество для человека очень важное. Только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающего мира, природы, способен дорожить этим чудом мироздания – нашей живой планетой.

Вопросы синего сектора: “Птицы”. 

  1. Чем вылупляющийся птенец пробивает скорлупу яйца? (специальным твердым наростом на клюве).
  2. Почему птицы, попав в глубокий колодец, не могут вылетать из него? (птицы не могут лететь вверх по прямой линии.)
  3. По каким признакам мы узнаем водоплавающую птицу? (по перепонке на лапах.)
  4. От чего чаще всего гибнут птицы в полете? (от столкновения с линиями электропередачи, телевизионными вышками, маяками, самолётами.)
  5. Эта птица охотно поедает кости крупных животных. Порой можно только удивляться тому, как она умудряется проталкивать в свою глотку такие крупные предметы. Что это за птица? (бородач, или ягнятник.)
  6. Какая птица дважды в год совершает перелет с одного конца света на другой? (крачка.)
  7. Для чего служит птицам способность к машущему полёту? (чтобы набирать высоту.)
  8. Какую температуру выносят утки и гуси в зимний период? (до 110-120 градусов).
  9. Какие птицы повисают на деревьях зимой кверху ногами, вниз спиной? Зачем? (Синицы. Сверху ветки покрыты снегом, поэтому синица добывает насекомых, их яйца и личинка на нижней стороне веток.)
  10. Зачем воробьи принимают “песочные ванны”? (Купание птиц помогает им избавиться от паразитов – блох, вшей, пухоедов, клещей, которые поселяются на поверхности кожи и перьев.)

Вопросы красного сектора : “Животные” 

  1. Как называют маленьких оленей? (пыжиками до 1 месяца)
  2. Чем питается голубой кит? (планктоном).
  3. Одно хорошо известное вам животное оказалось невольным соучастником открытия йода. Кто он? (Кот. Он случайно опрокинул колбы с серной кислотой и спиртовым настоем морских водорослей.)
  4. Почему укус хомяка страшнее укуса других, более крупных и сильных зверей? (длинные и тонкие резцы хомяка в момент укуса слегка отклоняются в стороны и наносят не только глубокую, но и болезненную, рваную рану.)
  5. Кто является врагом моржей, кроме человека? (Белые медведи, касатка.)
  6. Какие млекопитающие живут в морях? (Тюлени, моржи, усатые, зубатые киты, каланы, сирены.)
  7. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России.(Мехом соболя.)
  8. Изображение этого симпатичного и очень редького зверя стало эмблемой Всемирного фонда охраны животных. (Большая панда.)
  9. Ни в одной стране не сохранилось даже его чучела. Кто этот зверь, ставший родоначальником крупного рогатого скота? (Тур.)
  10. Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как ее звали? (Лайка.)

Вопросы желтого сектора : “Насекомые” 

  1. Какое насекомое поедает собственных самцов? (богомол)
  2. Какое насекомое является страшным врагом верблюда? После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным.( ядовитый паук каракурт).
  3. Какое насекомое может поедать пластмассовую проводку? (термит)
  4. Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень, жук-носорог, слоники.)
  5. Это небольшое насекомое из отряда двукрылых является важнейшим объектом исследований в генетике – науке о наследственности и изменчивости. Что это за насекомое? (Плодовая мушка дрозофила.)
  6. Именно этот биолог дал пчеле научное название: пчела медоносная. Кто он? (Карл Линней.)
  7. Этих личинок комаров – звонцов очень любит рыба. Как они называются? (Мотыль)
  8. Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. Как он называется? (Скарабей)
  9. От этого насекомого получают краску кармин, ее используют для окраски шерстяных тканей в красный цвет. Вы знаете это насекомое? (Червец кошениль.)
  10. Бывают ли ядовитые бабочки? (Да, златогузка, пестрянка.)

Вопросы зеленого сектора: “Цветы” 

  1. За цветками какого растения в джунглиях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (орхидеи).
  2. При составлении букетов ни в коем случае нельзя в одну вазу помешать вместе розы и гвоздики, нарциссы и незабудки, розы и резеду, так как цветы теряют аромат, быстро вянут; ландыши в букетах губят многие растения. Чем объяснить подобные факты? Какое значение имеют данные особенности в жизни растений? (Растения выделяют фитонциды-летучие вещества, воздействующие на другие организмы, позволяя лучше адаптироваться к жизни в сообществе.)
  3. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет весенний, и др.)
  4. У какого декоративного растения съедобны цветки? (У цветной капусты).
  5. У какого растения окраска венчика цветков в соцветии изменяется в течение нескольких дней? (У медуницы.)
  6. Из каких цветов делают лекарство, помогающее при заболеваниях сердца? (Ландыш).
  7. Какое растение получило прозвище “полевая рябинка”? (Пижма.)
  8. Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак.)
  9. Как называется небольшой милый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик.)
  10. Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивается на полях и помогает нам одеваться? (Лен.)

Вопросы белого сектора: “Экология и здоровье” 

  1. Почему в городе нельзя сжигать мусор ? (Потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.)
  2. Назвать две причины экологического голодания воздуха в городе. (Загазованность в атмосфере, пыль)
  3. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? (Можно отравиться ботулизмом.)
  4. Из повседневных продуктов питания какие самые опасные для здоровья? (Соль и сахар.)
  5. Что такое радиационный фон, из чего он складывается? (Это естественное радиоактивное излучение, складывающееся из космического излучения и природных радиоактивных веществ, находящихся в почве, породе, газе, воде.)
  6. Почему не рекомендуется употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог? (Они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.)
  7. Какой источник загрязнения воздуха является причиной смерти 2 млн. человек ежегодно, среди которых мужчин больше, чем женчин? (Сигареты.)
  8. Назовите лекарственные растения и их назначение. (Шалфей – ОРЗ, дубовая кора –укрепление десен, цикорий – повышение аппетита, календула - ОРЗ , шиповник – низкий гемоглобин, чистотел – диатез, аллергия, экзема (череда), чеснок – широкое применение в лечебных целях и др.)
  9. Какое воздействие оказывает шум на человека? Приведите примеры.(Влияние шума становится опасным при 75 децибелах, болезненным –при 120 дБ и смертельным – при 180 дБ. 75 дБ-уборка мусора, стиральная машина, товарный поезд,посудомоечная машина; 120 дБ- удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, реактивный двигатель.)
  10. Что такое медицинская экология? (Медицинская экология изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, а также способы их предупреждения и лечения. Здоровье населения любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.)

Вопросы оранжевого сектора: “Народные приметы“. 

  1. Вечером громко стрекочут и….(к хорошей погоде)
  2. Пчелы толкутся…(к дождю.)
  3. Бабье лето ненастно – ..(осень сухая.)
  4. Комары в ноябре -…(быть легкой зиме.)
  5. Гуси летят высоко -…(будет много снега, низко –мало.)
  6. Пауков видно много…( к хорошей погоде.)
  7. Воронье под тучи взбирается …(к дождю.)
  8. Перед ненастьем муравьи …(уползают в муравейник и закрывают вход.)
  9. Лягушки квакают -…(к дождю.)
  10. Туман над лесом стоит…(к дождю.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...