Вопросы единого государственного экзамена
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Белова Светлана Васильевна

Сложные вопросы ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege.docx256.16 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

С1Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) испарение, обеспечивающее передвижение воды и растворённых веществ и защиту от перегрева;
  2. 2) фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества и выделяется кислород

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2Определите зоны корня, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 4, и укажите их функции.

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\1306548130_22.gif

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) 1 – корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений;
  2. 2) 2 – зона деления, обеспечивает рост корня в длину за счет деления клеток;
  3. 3) 4 – зона всасывания, зона корневых волосков, обеспечивает всасывания воды и минеральных веществ.

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С3 По каким можно отличить растительную клетку от животной? Укажите не менее 3-х признаков.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) имеет полную клеточную стенку из целлюлозы (клетчатки);
  2. 2) содержит хлоропласты;
  3. 3)содержит одну или несколько вакуолей с клеточным соком.

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;
  2. 2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;
  3. 3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5В молекуле ДНК находится 1400 нуклеотидов с тимином, что составляет 5% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с гуанином (Г), цитозином (Ц), аденином (А) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученные результаты.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) аденин (А) комплементарен тимину (Т) и составляет 1400, их сумма (А+Т) – 2800 нуклеотидов;
  2. 2) общее число нуклеотидов с аденином и тимиом составляет 10%, а гуанина и цитозина – 90%;
  3. 3) сумма нуклеотидов с гуанином (Г) и цитозином (Ц) равна 25200 нуклеотидов, так как нуклеотиды с гуанином и цитозином комплементарны, их количество в отдельности составляет по 12600.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6У кур простой (листовидный) гребень (r) рецессивен по отношению к розовидному (R), оперённые ноги (А) доминируют над голыми (а). Гены не сцеплены. Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Составьте схему решения задачи. Определите генотип родителей, генотип и фенотип гибридов первого поколения, число потомков с фенотипом матери (в %)

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\0015-015-Kuritsa-i-petukh.jpg

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) Р: самка rraa (гаметы ra) х самец RrAa (гаметы RA, Ra, rA, ra);
  2. 2) F1: 1 rraa(листовидный гребень, голые ноги), 1RrAa (разовидный гребень, оперённые ноги), 1 RRraa (розовидный гребень, голые ноги), 1rrAa (листовидный гребень, оперённые ноги);
  3. 3) 25% потомства имеют фенотип матери (листовидный гребень и неоперенные ноги – 1 rraa).

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Единый государственный экзамен,                БИОЛОГИЯ,  11 класс              

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

C1 Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму короны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму короны. Объясните эти явления.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) флагообразная корона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;
  2. 2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная корона.

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Клеточные организмы делят на две группы. 2. Прокариоты – доядерные организмы. 3. К прокариотам относят одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие. 4. К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 5. Прокариоты, как и эукариоты, имеют митохондрии. 6. Группа прокариот – Цианобактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) 3 – к прокариотам относят бактерии, но не относят водоросли и простейших;
  2. 2) 4 – к эукариотам относят как одноклеточные, так и  многоклеточные;
  3. 3) 5 – упрокариот нет митохондрий.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации

3

В ответе указаны 2 – 3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

2

В ответе указаны 1 – 3 ошибки, но исправлены только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

С3В чём проявляется сходство и отличие в размножении современных птиц и пресмыкающихся? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

сходство:

  1. 1) внутреннее оплодотворение, размножение на суше яйцами;
  2. 2) яйца покрыты плотными защитными оболочками, с большим запасом питательных веществ;
  3. различия;
  4. 3) птицы строят гнезда, насиживают яйца и заботятся о потомстве, для пресмыкающихся эти процессы не характерны;
  5. 4) для некоторых пресмыкающихся характерно яйцеживорождение – детеныши выходят из яиц сразу после откладки, у птиц такого явления не наблюдается.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 – 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4Как происходит экологическое видообразование в природе?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего ареала;
  2. 2) естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определённых экологических условиях;
  3. 3) из поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5 Информационная часть иРНК содержит 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул тРНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, число триплетов в участке гена, кодирующих первичную структуру этого белка (следует учитывать, что одна тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту). Объясните полученные результаты.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает

  1. 1) аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, следовательно, белок содержит 120 : 3 = 40 аминокислот;
  2. 2) поскольку тРНК транспортирует одну аминокислоту, для трансляции понадобилось 40 тРНК;
  3. 3) иРНКяавляется копией гена, кодирующего данный белок, поэтому ген содержит 120 : 3 = 40 триплетов.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения детей-дальтоников (в %). Ген дальтонизма – d – рецессивный, находится в Х-хромосоме.

Ответа:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) генотипы родителей:
  2.                       мать – ХdХd(гаметы Хd); отец – XDY (гаметыXD,Y);
  3. 2) генотипы потомства:
  4.                       мальчики                         девочки
  5. ХdYXDХd;
  6. 3) вероятность рождения детей-дальтоников – 50% от всех детей.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Единый государственный экзамен,.                БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
  2. 2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного итого же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течении одного лета, представляет собой популяцию.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 1) 2 – популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться;
  2. 2) 3 – генофонды разных популяций одного вида отличаются;
  3. 3) 5 – группа лягушек не является популяцией, т.к. группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство .

В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации

3

В ответе указаны 2 – 3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

2

В ответе указаны 1 – 3 ошибки, но исправлены только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

С3 Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем отличаются врождённая и приобретённая формы близорукости?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) близорукость – это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы;
  2. 2) у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
  3. 4) приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементы, не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 – 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) полное разделение потоков артериальной и венозной крови;
  2. 2) повышение уровня обмена веществ;
  3. 3) возникновение теплокровности.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5 Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в блоке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-АТ-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) произойдёт генная мутация – могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;
  2. 2) может измениться первичная структура белка;
  3. 3) мутация может привести к появлению нового признака у организма.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6 по изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.

                                                              Условные обозначения:C:\Users\Света\Desktop\фото лили\205px-127atlas.jpg

                                                                                                __женщина                      

                                                                                               __ мужчина                                                                                                                            

                                                                                                          ___Брак                                                                                                  

                                                                                                       ___проявление исследуемого

                                                                                                             признака                

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) признак рецессивный;
  2. 2) генотип первого поколения: сын – аа;
  3. 3) генотипы детей второго поколения: дочь и сын гетерозиготы – Аа, признак не проявился. (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Единый государственный экзамен,              БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните почему.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется;
  2. 2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кишечнополостные – это трёхслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 1 – кишечнополостные – это двухслойные животные;
  2. 2) 3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;
  3. 3) 5 – среди кишечнополостных есть прикреплённые формы.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней нервной информации

3

В ответе указаны 2 – 3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

2

В ответе указаны 1 – 3 ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и справленные ошибки баллы не снижаются

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С3 Чем бактерии отличаются организмов других царств живой природы?  Укажите не менее 3-х отличий.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
  2. 2) отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
  3. 3) имеют одну кольцевую хромосому.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4 Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее   3-х признаков.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) большим разнообразием популяций и видов;
  2. 2) широким расселением на земном шаре;
  3. 3) приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5 Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов иРНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул тРНК, учавствующих в биосинтезе этого полипептида (следует учесть, что одна тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту). Ответ поясните.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) генетический код ДНК триплетен, поэтому участок гена ДНК, кодирующий полипептид из 20 аминокислот, содержит 20 х 3 = 60 нуклеотидов;
  2. 2) информационная часть иРНК содержит 20 кодонов;
  3. 3) для биосинтеза данного полипептида понадобится 20 молекул тРНК.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А), хохлатость (В).

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) генотипы родителей (Р): курица АаBb (гаметыAB, Ab, aB, ab) х петухAaBb (гаметы AB, Ab, aB, ab);
  2. 2) А_В_ - 10  - чёрных хохлатых
  3. ааВ_ - 5 - бурых хохлатых
  4. A_bb – 3 – чёрных без хохла
  5. Aabb – 2 – бурых хохла
  6. 3) гены окраски оперения и хохлатости расположены в разных хромосомах, при мейозе эти хромосомы расходятся в разные гаметы независимо друг от друга, что приводит к появлению четырёх типов гамет.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Единый государственный экзамен,               БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
  2. 2) бактерии-автотрофы (фото, хеметрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов,ИЛИ ответ включает 2 названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\сердце.jpg

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;
  2. 2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из лёгочных вен;
  3. 3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;
  4. 4) камера сердца, обозначенная цифрой 5 связана с малым кругом кровообращения.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 – 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С3Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее 3-х функций.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) секрет слюнных желёз смачивает и обеззараживает пищу;
  2. 2) слюна участвует в формировании пищевого комка;
  3. 3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4Чем характеризуется в природе биологический прогресс?

Ответ:

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) возрастанием числа особей в популяции;
  2. 2) расширением ареала вида;
  3. 3) большим числом популяций, составляющих один вид.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5 Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность  участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК   ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА;
  2. 2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА (третий триплет) соответствует кодону на и РНК ГЦУ;
  3. 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота АЛА, которую будет переносить данная тРНК.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и aabb (гаметыab);
  2. 2) генотипы и фенотипы потомства первого поколения (F1):
  3. AaBb – томаты со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами                                                                    (единообразие), гаметы: AB,Ab,aB,ab;
  4. 3) 9А_В_(нормальная высота стебля, гладкие плоды)
  5.     3А_bb (нормальная высота стебля, ребристые плоды)
  6.     3 ааВ_(карликовый рост, гладкие плоды)
  7.     1 ааbb (карликовый рост, ребристые плоды).

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный ответ

3

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Единый государственный экзамен,               БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зёрнами?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды – зерновки, метёлка состоит из мужских цветков;
  2. 2) не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту стадию. Ответ поясните.

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\сердце.jpg

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) метафаза митоза, так как все хромосомы выстраиваются в одной плоскости экватора;
  2. 2) хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, заканчивается формированием веретена деления;
  3. 3) количество хромосом диплоидное (2n) – 4; поскольку хромосомы состоят из двух сестринских хроматид, то количество молекул ДНК в два раза больше, чем хромосом – 8.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С3Какое значение в природе имеют бактерии? Укажите не менее 4-х значений

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) участвуют в круговороте веществ, выполняя роль всех функциональных групп биосферы;
  2. 2) участвуют в почвообразовании и поддержании плодородия почвы;
  3. 3) являются возбудителями болезней растений и животных;
  4. 4) вступают в симбиоз.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 – 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) ороговевшие покровы препятствовали испарению;
  2. 2) органы дыхания – лёгкие, усваивали кислород из атмосферного воздуха;
  3. 3) прочный скелет и пятипалые (рычажные) конечности способствовали движению по твёрдой поверхности;
  4. 4) веки и секреты желез защитил роговицу глаз от высыхания.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 – 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5В последовательности одной из исходных цепей ДНК  АГЦАГГТАА произошла мутация – выпадение второго нуклеотида в третьем триплете.

Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение?

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) последовательность нуклеотидов на иРНК – УЦГУЦЦАУУ,                     последовательность аминокислот в исходной цепи: Сер-Сер-Иле;

2) В случае мутации произойдёт укорочение участка полипептидной цепи на  одну аминокислоту – Иле, далее может измениться вся аминокислотная   последовательность белка;

  1. 3) генная (точечная) мутация.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и чёрным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) генотипы родителей: самкаAaBb (гаметы AB, ab,Ab, aB), самец aabb (гаметы ab);
  2. 2) генотипы потомства: AaBb – серое тело, нормальные крылья, aabb – чёрное тело, укороченные крылья, Aabb – серое тело, укороченные крылья, aaBb – чёрное тело, нормальные крылья;
  3. 3) так как гены сцеплены, то у самки должно образоваться два типа гамет AB, ab, а у самца -–один тип гамет ab. Появление в потомстве других генотипов объясните кроссинговером при образовании половых клеток у самки и образованием дополнительно гамет Ab, aB.
  4. (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Единый государственный экзамен,              БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) ночью с прекращением фотосинтеза выделения кислорода прекращается;
  2. 2) в процессе дыхания растений (они дышат постоянно) уменьшается концентрация кислорода и повышается концентрация кислорода и повышается концентрация углекислого газа.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция – это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1) 1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;

2) 3 – популяции являются структурной единицей вида;

3) 5 – личинки насекомых не представляют собой популяцию, т.к. принадлежит к разным видам.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации

3

В ответе указаны 2 – 3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

2

В ответе указаны 1 – 3 ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них.

0

Максимальный балл

3

С3  Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию и какие вещества они выделяют?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) лёгкие – через них из организма человека выводятся углекислый газ, пары воды;
  2. 2) потовые железы кожи – через них удаляются вода, соли и небольшое количество мочевины;
  3. 3) почки – через них происходит удаление конечных продуктов белкового обмена (мочевины).

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4В чём проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 1) поверхностное расположение корней;
  2. 2) опушение и восковой налёт на листьях;
  3. 3) низкорослость;
  4. 4) короткий вегетационный период.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 – 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 – 4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С5В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. 1) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется с образованием 2-х молекул пировиноградной кислоты (ПВК), следовательно, гликолизу подверглось: 42 : 2 = 21 молекула глюкозы;
  2. 2) при полном окислении одной молекулы глюкозы (бескислородный и кислородный этапы) образуется 38 молекул АТФ;
  3. 3) при окислении 21 молекулы образуется: 21 х 38 = 798 молекул АТФ.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6У человека ген вьющихся волос (А) доминирует над геном гладких волос, а глухота является рецессивным признаком (b). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребёнок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления глухих детей с гладкими волосами в семье.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи:

  1. 1) генотипы родителей: aaBb(гаметыaB, ab), AaBb(гаметыAB, Ab, aB, ab);
  2. 2) ребёнок с нормальным слухом и вьющимися волосами – AaBB или AaBb, ребёнок глухой с гладкими волосами – aabb;
  3. 3) возможные генотипы детей: AaBB, 2AaBb, aaBB, 2aaBb, Aabb, aabb, вероятность появления глухих детей с гладкими волосами – 12,5%.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Единый государственный экзамен,             БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

С2Определите зоны корня, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 4, и укажите их функции.

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\1306548130_22.gif

С3По каким можно отличить растительную клетку от животной? Укажите не менее 3-х признаков.

С4Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

С5В молекуле ДНК находится 1400 нуклеотидов с тимином, что составляет 5% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с гуанином (Г), цитозином (Ц), аденином (А) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученные результаты.

С6У кур простой (листовидный) гребень (r) рецессивен по отношению к розовидному (R), оперённые ноги (А) доминируют над голыми (а). Гены не сцеплены. Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперённые ноги. Составьте схему решения задачи. Определите генотип родителей, генотип и фенотип гибридов первого поколения, число потомков с фенотипом матери (в %)


C:\Users\Света\Desktop\фото лили\0015-015-Kuritsa-i-petukh.jpg

Единый государственный экзамен,               БИОЛОГИЯ,  11 класс                

C1 Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму короны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму короны. Объясните эти явления.

С2Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Клеточные организмы делят на две группы. 2. Прокариоты – доядерные организмы. 3. К прокариотам относят одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие. 4. К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 5. Прокариоты, как и эукариоты, имеют митохондрии. 6. Группа прокариот – Цианобактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования органических веществ из неорганических.

С3В чём проявляется сходство и отличие в размножении современных птиц и пресмыкающихся? Укажите не менее 4-х признаков.

С4Как происходит экологическое видообразование в природе?

С5 Информационная часть иРНК содержит 120 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул тРНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, число триплетов в участке гена, кодирующих первичную структуру этого белка (следует учитывать, что одна тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту). Объясните полученные результаты.

С6Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения детей-дальтоников (в %). Ген дальтонизма – d – рецессивный, находится в Х-хромосоме.

Единый государственный экзамен,         БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного итого же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течении одного лета, представляет собой популяцию.

С2Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного итого же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течении одного лета, представляет собой популяцию.

С3 Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем отличаются врождённая и приобретённая формы близорукости?

С4Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

С5 Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в блоке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-АТ-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

С6 по изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.

Единый государственный экзамен, БИОЛОГИЯ,  11 кл.

С1Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните почему.

С2 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кишечнополостные – это трёхслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

С3 Чем бактерии отличаются организмов других царств живой природы?  Укажите не менее 3-х отличий.

С4 Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее   3-х признаков.

С5 Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов иРНК, соответствующее этим аминокислотам, и число молекул тРНК, учавствующих в биосинтезе этого полипептида (следует учесть, что одна тРНК доставляет к рибосоме одну аминокислоту). Ответ поясните.

С6Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А), хохлатость (В).

Единый государственный экзамен, БИОЛОГИЯ,  11 кл.

С1В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\сердце.jpg

С3Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее 3-х функций.

С4Чем характеризуется в природе биологический прогресс?

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота

С6Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

Единый государственный экзамен               БИОЛОГИЯ,  11 класс              

С1Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зёрнами?

С2Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту стадию. Ответ поясните.

C:\Users\Света\Desktop\фото лили\сердце.jpg

С3Какое значение в природе имеют бактерии? Укажите не менее 4-х значений

С4Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4-х признаков.

С5В последовательности одной из исходных цепей ДНК  АГЦАГГТАА произошла мутация – выпадение второго нуклеотида в третьем триплете.

Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение?

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

С6При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и чёрным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и чёрным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

Единый государственный экзамен,              БИОЛОГИЯ,  11 класс               

С1В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

С2Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция – это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.

С3  Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию и какие вещества они выделяют?

С4В чём проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее 4-х признаков.

С5В процессе гликолиза образовалось 42 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении?

С6У человека ген вьющихся волос (А) доминирует над геном гладких волос, а глухота является рецессивным признаком (b). Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребёнок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления глухих детей с гладкими волосами в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году...

Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 9-х и 11-х классов "Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации". Данный материал аппр...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....

Актуальные вопросы содержания контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена в 2019 году

Актуальные вопросы содержания контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена в 2019 году...

Сравнительный анализ Единого государственного экзамена по английскому языку и Государственного национального экзамена в Нидерландах по английскому языку

Статя написана на английском, в ней представлен взгляд на две  различные системы националных экзаменов по английскому языку. Представляет интерес для учителей -предметников....