Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми "группы риска".
материал по биологии на тему

Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми" группы риска". Суицидальные склоннсти подростка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми «группы риска». Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

1.  Ответственность  педагога  в  решении  этой  проблемы  особенно  велика,

поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка  (например,  о  необходимости  обращения  к  другим  специалистам  за  помощью)должна быть тщательно проверена.

2. Необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать

другим  людям  о  проблемах  ребенка.  При  этом  следует  отказаться  от  клинико-психологической  терминологии  и  использовать  лишь  обыденно-житейскую  лексику. Необходимо  давать  родителям  и  другим  учителям  ясные  и  точные  рекомендации,  как

помочь ребенку, испытывающему трудности.

3. Следует обращать внимание  на  особенности семейной ситуации. Работа  с

семьей  ребенка  "группы  риска"  оказывается  зачастую

более  важным  средством психопрофилактики,  чем  работа  с  группой  учеников  и  с  учителями.  Соблюдение  этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении подростка ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

• недостаток сна или повышенная сонливость

• нарушение аппетита

• признаки беспокойства, вспышки раздражительности

• усиление чувства тревоги

• признаки вечной усталости, упадок сил

• неряшливый внешний вид

• усиление жалоб на физическое недомогание

• склонность к быстрой перемене настроения

• отдаление от семьи и друзей

• излишний риск в поступках

• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах

• открытые заявления: Ненавижу жизнь; Не могу больше этого выносить; Жить не хочется; Никому я не нужен.

.Профилактика суицидального поведения:

•         Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.

•        Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

•        Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

•        Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.

•        Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.

•        Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

•        Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.



Предварительный просмотр:

Условия успешной деятельности классного руководителя.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

Деятельность классного руководителя будет считаться эффективной при выполнении следующих задач:

1)формирование и развитие коллектива класса;

2)создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

3)формирование здорового образа жизни;

4)организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

5)защита прав и интересов обучающихся;

6)организация системной работы с обучающимися в классе;

7)гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

8)формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

9)организация социально значимой, творческой деятельности

Средства общения классного руководителя с обучающимися.

Вербальным средством общения классного руководителя с учениками является речь. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Вербальная культура общения  определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной

 группе.

Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное. К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Взглядом можно оповестить о вокальном вступлении, выделить акценты, продемонстрировать расположение, осуждение, иронию или недоумение. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый – настораживает и отталкивает.

.«Я-высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку или любому другому человеку  о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нём и не о его поведении, которое это переживание вызвало

Когда мы говорим о своих чувствах ребенку,нужно говорить от первого лица,сообщить о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. «Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением». Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Использование ТРКМЧП в деятельности классного руководителя.Работа с родителями

Тема родительского  собрания «Отцы и дети» - это тема взаимоотношений, общения, взросления, развития личности не только ребенка, но и родителей....

Развитие познавательной мотивации как условие успешной деятельности учащихся.

Знание иностранных языков сегодня особенно важно. Вообще, знание иностранного языка во все времена являлось показателем уровня образованности человека. В нашей работе, естественно, приходитс...

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя

Выступление на педагогическом совете: Холопова Т.П. 29.03.2012...