РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_10_klass_2015-16_g.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налимская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено:

на заседании методического объединения

учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ

протокол №___________

от «_____» сентября 2015 г.

руководитель МО

_________________/В.И. Еремеева/

Согласовано:

Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ

____________________/С.А.Бережнова/

«_____» сентября 2015 г.

Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ

________________/Л.Е.Бубякина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

на 2014-2015 учебный год

10 класс

составитель: учитель биологии и химии

МБОУ «Налимская СОШ»

Винокуров Иннокентий Владимирович

2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделе.

       

        Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

         Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.

2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. - 254с.

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
  •  Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.  
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
  • Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.Б Захарова, С.Г. Мамонтова, В.И. Сонина – М.: Дрофа, 2009.

3. Цели изучения курса

     Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

4. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

      В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/ понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

5. Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:

  • Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.Б Захарова, С.Г. Мамонтова, В.И. Сонина – М.: Дрофа, 2009.
  • Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.Б Захарова, С.Г. Мамонтова, В.И. Сонина автор Чайка Т.И. – Волгоград: «Учитель», 2007.

Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240.  
  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

урока

Наименование разделов и тем

Цели урока

Элементы содержания

Календ.сроки

Введение в биологию (2 ч)

1

Курс «Общая биология» в системе биологических наук

1

. Отрасли биологии и ее связь с другими науками

Биология как наука. Отрасли биологии и ее связь с другими науками.

2

Задачи и цели курса. Значение предмета для понимания единства всего живого

1

Познакомиться с  объектами изучения биологии ,общими признаками биологических систем

Объект изучения биологии- биологические системы. Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.

Глава 2 Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (3 ч)

3

3Основные свойства живой материти

1

Клеточное строение живой материи

4

Уровни организации живой природы.

1

уровни организации живой матери

: уровни организации живой материи

5

Многообразие живого мира

1

 основные свойства живых организм

основные свойства живых организмов

Глава 3 Химическая организация клетки (8 ч)

6

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

особенности химической организации клетки

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических веществ

7

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

1

 особенности и строение белков, их функции

Строение и функции молекул органических веществ. Взаимосвязь строения и функций молекул

8

Биологические катализаторы – ферменты. Их классификация и роль в жизнедеятельности клетки.

1

 особенности и строение белков, их функции

 Строение и функции белковых молекул, ферменты - белковые молекулы малой молекулярной массы

9

Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы.

1

: особенности и строение углеводов, их функции

особенности и строение углеводов, их функции

10.

Органические молекулы - жиры и липоиды. основной структурный  компонент клеточных мембран

1

особенности и строение углеводов, жиров и лип

Знать: особенности и строение углеводов, жиров и липоидов

   11

  ДНК- Биологические полимеры

1

 названия и особенности строения нуклеиновых кислот

Строение ДНК.   ДНК- носитель наследственной информации. Синтез  белков- основа жизни

  12

 РНК : строение и функции

1

особенности РНК, генетического кода

особенности РНК, генетического кода

Глава 2 Возникновение жизни на Земле (6 ч)

13

История представлений о возникновении жизни. История представлений о возникновении жизни. Работы Л. Пастера.

1

: историю представлений о возникновении жизни на Земле

: историю представлений о возникновении жизни на Земле

14

Теории вечности жизни. Материалистические теории происхождения жизни.

1

: историю представлений о возникновении жизни на Земле

Теории возникновения жизни. Теория панспермии, теория Опарина. Вечности жизни

15

Современные представления о возникновении  жизни.

1

 историю представлений о возникновении жизни на Земле

историю представлений о возникновении жизни на Земле

16

Теории происхождения протобиополимеров.

1

 теорию происхождения. протобиополимеров

историю представлений о возникновении жизни на Земле

17

Эволюция протобионтов

1

 особенности эволюции  протобионтов

особенности эволюции  протобионтов

18

Начальные этапы биологической эволюции.

1

основные этапы биологической эволюции

основные этапы биологической эволюции

Глава 5 Строение и функции клеток (9 ч)

19

 Строение и функции прокариотической клетки

1

 особенности организации

прокариотической клетки

Многообразие клеток. Прокариоты

20

Эукариотическая клетка.  Мембранный принцип организации Цитоплазма.

1

 особенности организации  цитоплазмы

Строение и функции частей клетки: ядро, цитоплазма и плазматическая мембрана

21

 Органеллы цитоплазмы.

1

 особенности организации  цитоплазмы

Строение и функции органоидов клетки. Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки

22

Структуры  клеточного ядра.

1

 особенности строения ядра, его функции

Химический состав , строение и функции хромосом

23

Жизненный цикл клетки. Деление клеток:  митоз

1

 особенности деления клетки

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза

24

Особенности строения растительной и животной  клеток

1

  особенности  строения растительной клетки

 особенности  строения растительной клетки

Глава 4 Метаболизм - основа существования живых организмов (3 ч)

25

Анаболизм

1

 особенности процесса биосинтез белка

особенности процесса биосинтез а белка. Пластический  обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Матричный характер реакций биосинтеза.

26

Энергетический обмен - катаболизм.

1

 особенности энергетического обмена

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание

27

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

 особенности автотрофного и гетеротрофного типов обмена веществ

Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

28

 Обмен веществ и энергии в клетке

1

29

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

 особенности строения вирусов, их значение в природе

особенности строения вирусов, их значение в природе

30

 Клеточная теория строения организмов

1

  основные положения клеточной теории

31

Контрольная работа по теме: «Строение и функции клетки»

1

Уметь применять полученные знания

Глава 6 Размножение организмов (5 ч)

32

Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение.

1

 способы бесполого размножения, приводить примеры

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы и системы органов. Их взаимосвязь., как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Автотрофы способы бесполого размножения, приводить примеры

Воспроизведение  организмов

33

Половое размножение. Его формы.

1

Половое размножение. Оплодотворение у цветковых растений и у позвоночных животных, Внешнее и внутреннее оплодотворение

 Воспроизведение организмов. Его значение, Половое размножение. Оплодотворение у цветковых растений и у позвоночных животных, Внешнее и внутреннее оплодотворение

34

Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

1

Соматические и половые клетки. Мейоз и его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных

Соматические и половые клетки. Мейоз и его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных

35

Развитие половых клеток у высших растений

1

определение полового размножения, особенности мейоза

Развитие половых клеток и  высщих  растений. Двойное оплодотворение

36

Контрольная работа по теме: «Размножение организмов»

1

Уметь применять научные знания

Глава 7 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

37

Эмбриональный период развития. Краткие исторические сведения.

1

особенности эмбрионального развития

Эмбриональное развитие организмов

38

Органогенез

1

 особенности закладки органов

Индивидуальное развитие организмов

39

Постэмбриональный период развития.

1

особенности постэмбрионального развития

Постэмбриональное развитие организмов, Причины нарушения развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

40

Онтогенез высщих растений

Жизненные циклы и чередование поколений

41

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

1

 особенности сходства зародышей и эмбриональной дивергенции  признаков

особенности сходства зародышей и эмбриональной дивергенции  признаков

Глава 8 Основные понятия генетики (1 ч)

42

История развития генетики

1

Становление генетики как науки

43

Основные понятия генетики.

1

 генетические  термины, генетические символы

Наследственность и изменчивость-свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика

Глава 9 Закономерности наследования признаков  (12 ч)

  44

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Первый и второй закон Менделя.

1

 особенности гибридологического метода

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем , их цитологические основы.

45

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет

1

 особенности гибридологического метода

Закономерности наследования,

46

 Анализирующее скрещивание

1

 анализирующее скрещивание

анализирующее скрещивание

47

Решение задач на первый и второй законы Менделя. 

1

 способы решения задач

  генетические символы при решении задач

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем , их цитологические основы.

48

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

 особенности  дигибридного скрещивания решать задачи, применяя генетические символы

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем , их цитологические основы.

49

Решение задач

1

 способы решения задач

50

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана –сцепленное наследование генов

1

 особенности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования генов

Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана

51

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

: способы решения задач генетические символы

Наследование признаков сцепленных с полом Определение пола

52

Решение задач

 способы решения задач

53

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов

1

 особенности генотипа как целостной системы

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Хромосомная  теория наследственности

54

Решение генетических задач и составление родословных

1

 способы решения задач

55

Контрольная работа по теме: «Закономерности наследования признаков »

1

 способы решения задач  применять генетические символы при решении задач

Глава 10 Закономерности изменчивости (6 ч)

56

Наследственная изменчивость (генотипическая)

1

 особенности генотипа как целостной системы

 

Закономерности изменчивости

57

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1

 особенности наследственной изменчивости

Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная, Виды мутаций и причины, Последствия влияния мутагенов на организм

58

Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова

1

Норма реакции. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Вклад Вавилова в развитие селекции Учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений

Норма реакции. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Вклад Вавилова в развитие селекции Учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений

59

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Фенотипическая изменчивость

1

 особенности фенотипической изменчивости

,Последствия влияния мутагенов на организм Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

60

Лабораторная работа: «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» 

1

 особенности фенотипической изменчивости

61

Обобщающий урок по теме: «Закономерности изменчивости»

1

Глава 11 Основы селекции (7 ч)

62

Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных растений, их многообразие

1

 особенности создания пород животных, сортов растений

Методы селекции, их генетические основы

63

Методы селекции растений и животных

1

 особенности методов селекции растений и животных

 

 Особенности селекции растений и животных и микроорганизмов

64

Методы селекции растений и животных

1

 особенности методов селекции растений и животных

 

особенности методов селекции растений и животных

65

Селекция микроорганизмов.

1

 особенности селекции микроорганизмов

66

Достижения и основные направления современной селекции.

1

 особенности достижения и основные направления современной селекции

Биотехнология и ее направления, Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии( клонирование человека, направленное изменение генома)

67

Основные биологические закономерности

1

 особенности достижения и основные направления современной селекции

68

Итоговая контрольная работа

1

Уметь применять полученные знания, логически мыслить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС

Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

рабочая программа по обществознанию на 2014-2015 уч.год (10 класс, базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на учебник  " Обществознание. 10 класс.Под ред. Л.Н. Боголюбова."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 11 класс

Рабочая  программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, авторами которой являются И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазов. (Базовый уров...