РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая  программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, авторами которой являются И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазов. (Базовый уровень)// Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы, Москва, Дрофа,2009 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_11_klass_2015-16_g.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налимская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено:

на заседании методического объединения

учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ

протокол №___________

от «_____» сентября 2015 г.

руководитель МО

_________________/В.И. Еремеева/

Согласовано:

Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ

____________________/С.А.Бережнова/

«_____» сентября 2015 г.

Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ

________________/Л.Е.Бубякина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

на 2014-2015 учебный год

11  класс

составитель: учитель биологии и химии

МБОУ «Налимская СОШ»

Винокуров Иннокентий Владимирович

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая  программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы, авторами которой являются И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазов. (Базовый уровень)// Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы, Москва, Дрофа,2009 год

На изучение курса биологии в 11 классе выделяется 2 часа в неделю (1 ч. из федерального компонента + 1 ч. компонента ОУ). Выделение 1 часа компонента связано ОУ с тем, что учащиеся ежегодно  выбирают для сдачи экзаменов биологию в форме ЕГЭ. Поэтому в рабочей программе добавлены часы на расширение некоторых тем, отведены часы для контроля знаний по изученным темам. В связи с этим внесены некоторые изменения в программу: Раздел IV, Вид; Тема «Современное эволюционное учение» разделена на две темы: «Закономерности микроэволюции» и «Закономерности макроэволюции». Тема расширена и конкретизирована.

     В 10 классе на изучение биологии также отводилось 2 часа, поэтому разделы: Биология как наука. Методы научного познания, Клетка, Организм изучены в 10 классе. В 11 классе изучаются разделы: Вид, Экосистема.

    Изучение биологии в 11 классе осуществляется по учебнику Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10-11 классы: учебник для базового уровня. М.:Дрофа,2008.

Таблица тематического распределения часов:

п/п

Разделы,темы

Количество часов

Количество часов по программе

Количество часов по ка-лендарно-тематическому планированию

Рабочая  программа

4

Вид

39

4.1

История эволюционных идей

8

4.2

Современное эволюционное учение

19

4.2.1

Закономерности микроэволюции

13

4.2.2

Закономерности макроэволюции

6

4.3

Происхождение жизни на Земле

5

4.4

Происхождение человека

7

5

Экосистемы

26

5.1

Экологические факторы

9

5.2

Структура экосистем

9

5.3

Биосфера – глобальная экосистема

4

5.4

Биосфера и человек

4

Итоговая контрольная работа

2

Заключение

1

Резерв

-

ВСЕГО

68

Лабораторных работ

4

Практических работ

7

Экскурсий

4

Содержание курса

Раздел 4

Вид

Тема 4.1

История эволюционных идей (8 часов )

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений  и пород домашних животных.
  • Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2

Современное эволюционное учение(19 часов )

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

  • Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
  • Лабораторные и практические работы.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

  • Экскурсии Многообразие видов. (окрестности школы)
  • Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 4.3        

Происхождение жизни на Земле(5 часов )

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

  • Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
  • Лабораторные и практические работы.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

  • Экскурсии История развития жизни на Земле (краеведческий музей)
  • Основные понятия. Теория Опарина-Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4.4        

Происхождение человека(7 часов )

Гипотезы о происхождении человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

  • Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
  • Лабораторные и практические работы.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

  • Экскурсии Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей)
  • Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

Раздел 4

Экосистемы

Тема 5.1

Экологические факторы(9 часов )

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды( абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

  • Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
  • Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2

Структура экосистем(9 часов )

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

  • Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
  • Лабораторные и практические работы.

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач.

  • Экскурсии Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
  • Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. пищевые цепи и сети.

Тема 5.3

Биосфера – глобальная экосистема(4 часа )

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)

  • Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
  • Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 5.4

Биосфера и человек(4 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

  • Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
  • Лабораторные и практические работы.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

  • Основные понятия.Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение 1 час

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 1 Описание особей вида по морфологическому критерию

Лабораторная  работа № 1 Выявление изменчивости у особей одного вида

Лабораторная  работа № 2 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Лабораторная  работа № 3 Выявление признаков сходства зародышей человека и животных.

Практическая работа № 3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Практическая работа № 4 Составление цепей питания.

Практическая работа № 5Решение экологических задач

Лабораторная  работа № 4Исследование изменений в экосистемах (на примере биологической модели аквариум).

Лабораторная работа № 5Сравнительная характеристика природных экосистем (луг) и агросистем (пшеничное поле).

Практическая работа № 6Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Лабораторная работа № 6 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения

Практическая работа № 7Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСКУРСИЙ

Экскурсия №1  Многообразие видов (окрестности школы)

Экскурсия № 2 История развития жизни на Земле (краеведческий музей)

Экскурсия № 3 Происхождение и эволюция человека (исторический музей)

Экскурсия № 4 Естественные и искусственные экосистемы

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Зачет «Закономерности микроэволюции».

Зачет «Закономерности макроэволюции».

Зачет «Теория антропосоциогенеза»

Зачет «Экологические факторы и экосистемы»

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Список учебно-методической литературы

  1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10-11 классы: учебник для базового уровня. М.:Дрофа,2008.
  2. ЕГЭ – 2010: Биология /ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова – Астрель, 2009.
  3. ЕГЭ – 2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология /ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
  4. Интернет ресурсы.

1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

  1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
  2. Биология. 1С: Репетитор.
  3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. (http://school-collection.edu.ru/)


урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Лабораторные

работы

Экскурсии

Оборудование

план

факт

Раздел 4

Вид

39

Тема 4.1

История эволюционных идей

8

1

История представлений об эволюции живой природы

1

Электронное пособие Эволюция, презентация, электронное пособие уровни организации живой природы

2

Работы К.Линнея по систематике растений и животных

1

3

Развитие эволюционных идей в период трансформизма

1

4

Эволюционная  теория Ж.-Б. Ламарка

1

5

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1

6

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

7

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

8

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

Тема 4.2

Современное эволюционное учение

19

Тема 4.2.1. Закономерности микроэволюции.

13

9

Вид, его критерии.

1

Практическая работа № 1 Описание особей вида по морфологическому критерию

Презентация ,а/а доска, электронное пособие уровни организации живой природы, гербарий  дикорастущих растений

10

Популяция – структурная единица вида

1

11

Популяция как единица эволюции

1

12

 «Многообразие видов»

1

Многообразие видов (окрестности школы)

Инструктивные карточки

13

Наследственная изменчивость и ее роль  в эволюции.

1

Лабораторная  работа № 1 Выявление изменчивости у особей одного вида.

презентация, электронное пособие уровни организации живой природы, CD лабораторный практикум, инструктивные карточки к л/работам

14

Популяционные волны, генный поток, дрейф генов и их роль в эволюции.

1

15

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

16

Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора.

1

17

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

1

18

Лабораторная  работа № 2 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

1

Лабораторная  работа № 2 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

презентация, и/а доска

19

Изолирующие механизмы. Виды изоляции.

1

20

Видообразование как результат микроэволюции.

1

21

Зачет «Закономерности микроэволюции».

1

Контрольно-измерительные материалы

Тема 4.2.2. Закономерности макроэволюции.

6

22

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

1

Презентация, электронное пособие «Эволюция», и/а доска

23

Пути достижения биологического прогресса.

1

24

Основные закономерности эволюции.

1

25

Результаты эволюции.

1

26

Доказательства эволюции органического мира

1

27

Зачет «Закономерности макроэволюции».

1

Контрольно-измерительные материалы

Тема 4.3        

Происхождение жизни на Земле

5

28

Гипотезы происхождения жизни.

1

Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Презентация, электронное пособие «Эволюция», и/а доска

29

Современные представления о происхождении жизни.

1

30

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

Презентация, электронное пособие «Эволюция», и/а доска

31

Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

 

32

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

Инструктивные карточки

Тема 4.4        

Происхождение человека

7

33

Положение человека в системе животного мира.

1

Презентация, электронное пособие «Эволюция», и/а доска, инструктивные карточки

34

Гипотезы о происхождении человека.

1

Практическая работа № 3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

35

Доказательство происхождения человека от животных.

1

Лабораторная  работа № 3 Выявление признаков сходства зародышей человека и животных.

36

Основные стадии антропогенеза.

1

Инструктивные карточки

37

Движущие силы антропогенеза.

1

Презентация, электронное пособие Эволюция

38

Человеческие расы и их происхождение. Видовое единство рас.

1

39

Зачет «Происхождение человека»

1

Контрольно-измерительные материалы

Раздел 5

Экосистемы

26

Тема 5.1

Экологические факторы

9

40

Предмет, задачи и методы экологии.

1

Презентация, и/а доска, электронное пособие «Уровни организации живой природы»

41

Среда обитания организмов, экологические факторы и их классификация.

1

42

Закономерности и действия экологических факторов на живые организмы.

1

43

Абиотические факторы среды

1

44

Биотические факторы среды. Типы межвидовых отношений в природе.

1

45

Позитивные отношения между организмами

1

46

Антибиотические отношения между организмами

1

Презентация, и/а доска, электронное пособие «Уровни организации живой природы»

47

Формы взаимоотношений между организмами. Конкуренция, нейтрализм

1

48

Антропогенные факторы. Влияние загрязнений на живые организмы.

1

Тема 5.2

Структура экосистем

9

49

Биогеоценоз. Экосистема. Классификация экосистем.

1

электронное пособие «Уровни организации живой природы»

50

 «Естественные и искусственные экосистемы».

1

Инструктивные карточки

51

Взаимосвязь организмов в сообществах. Компоненты экосистем.

1

Инструктивные карточки, презентация, электронное пособие «Уровни организации живой природы»

52

Пищевые цепи и сети. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

Практическая работа № 4 Составление цепей питания.

53

Экологические пирамиды. Правила экологических пирамид.

1

Практическая работа № 5

Решение экологических задач.

54

Динамика сообществ. Экологические сукцессии.

1

Лабораторная  работа № 4

Исследование изменений в экосистемах (на примере биологической модели аквариум).

55

Агроценозы как экологические системы. Отличия естественных и искусственных экосистем.

1

Лабораторная работа № 5

Сравнительная характеристика природных экосистем (луг) и агросистем (пшеничное поле).

56

Основы рационального природопользования.

1

Практическая работа № 6

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

57

Зачет «Экологические факторы и экосистемы»

1

Контрольно-измерительные материалы

Тема 5.3

Биосфера – глобальная экосистема

4

58

Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

1

презентация, электронное пособие «Уровни организации живой природы», CD  диск «Лабораторный практикум» 6-11, и/а доска

59

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.

1

60

Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания.

1

61

Биологический круговорот химических элементов и веществ в биосфере.

1

Тема 5.4

Биосфера и человек

4

62

Антропогенные воздействия на биосферу.

1

презентация, электронное пособие «Уровни организации живой природы»

63

Глобальные экологические проблемы

1

64

Пути решения экологических проблем

1

Лабораторная работа № 6 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения.

65

Правила поведения в природной среде. Охрана природы.

1

Практическая работа № 7

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

66-67

Итоговая контрольная работа

2

Контрольно-измерительные материалы

68

Заключение.

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС

Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочие программы по математике на 2014 - 2015 учебный год

Рабочие программы по математике 6 класс по учебнику Виленкина, по алгебре в 9 классе по учебнику Макарычева, по геометрии в 9, 10 классах по учебнику Атанасяна, по алгебре и началам анализа в 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2014-2015 учебный год 10 класс

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику:  В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин. Биология. О...