Урок. Повторение и обобщение по теме: «Живой организм строение и изучение"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Иванова Галина Серафимовна

Разработка урока -рефлексии по теме : «Живой организм: строение и изучение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Повторение и обобщение по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Цель: 

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления). создать условия для повторения изученного материала.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

 будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук;  проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: 

научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем товарищами.

Познавательные УУД:

научится: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемой теме; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию;

получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

применять приемы работы с информацией - перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:

научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости;

получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии (аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: основные признаки живой природы; устройство светового микроскопа;  основные органоиды клетки;  основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;   ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;  характеризовать методы биологических исследований;  работать с лупой и световым микроскопом;  узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;  объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;  соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тип урока: урок-рефлексия

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, презентация

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 

 

Создает спокойную деловую обстановку, необходимую для работы учащихся

Приветствует учащихся.  

Отмечает отсутствующих.

Настраивает класс на продуктивную деятельность

1.Готовят рабочее место к уроку.                                   2. Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

3.Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.

4.Настраиваются на предстоящую работу

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и исправлению собственных ошибок.

Учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания.

Сопоставление учащимися своих работ по эталону с фиксацией результатов;

Блиц - опрос

  1. Наука о живой природе - ……..
  2. Процесс поступления кислорода и выделения  углекислого газа……
  3. Один из способов изучения природы с использованием  бинокля……
  4. Для определения веса объекта используются ……..
  5. Главная часть увеличительных приборов -
  6. Все живые организмы состоят из ……
  7. Снаружи клетка покрыта ………….
  8. Самое распространенное вещество в теле живых организмов –………
  9. Стеклянный стакан–это  ……
  10. Горение дров - пример …………..  явления.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.

- выполняют индивидуальную самостоятельную работу, сопоставляют по эталону, фиксируя результат;

- демонстрируют знания, умения по теме;

- заполняют оценочные листы;

Самопроверка

III.  Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений 

Цель: постановка целей коррекционной деятельности на этой основе - выбор способа и средств их реализации. 

Какую большую тему мы с вами уже изучили?

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

Повторение и обобщение темы:

 «Живой организм: строение и изучение»

                   Биология

Что изучает?      Как изучает?       Кто          

                                                         изучает            

                                                        организмы ?

Живые организмы     наблюдение                          

                                                           биолог, ботаник

Клеточное строение   измерение                          

                                                                    зоолог

Химический состав     эксперимент                  

                                                                 анатом и др.

        

Отвечают на вопросы учителя,

 

выявляют затруднения

 

IV. Этап реализации построенного проекта (10 мин)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Работа в группах.

 У каждой группы на столах задания на выполнение которых отводится

10 минут;

Ответьте на вопросы:

Назовите живой организм.

Какие признаки характерны?

Наука, изучающая этот живой организм.

Какие методы и оборудования используются для изучения данного организма? http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2006/05/16/617546.jpghttp://vipaquarium.okis.ru/img/vipaquarium/callapalustris.jpghttp://nevsedoma.com.ua/images/2011/121/4/31200001.jpg

http://dacnye-hitrosti.ru/wp-content/uploads/2016/05/2.jpeghttp://www.honeybuy.com/image/Notch_Lapel_Two_Buttons_Black_Wedding_Gent_Suits__3__6864240682824226.jpg

учащиеся работают в группе и выполняют задания

 

V.

Этап обобщения затруднений во внешней речи 

цель закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Что общего у всех организмов?

Делают выводы:

Для всех живых организмов характерны основные признаки.

Для изучения живых организмов используются методы наблюдения, измерения, эксперимента.

Все они имеют клеточное строение,

одинаковый химический состав.        

Физкультминутка

Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимайте руки
По команде “раз”.
А над нами весело
Шелестит листва.

Опускаем руки мы
По команде “два”.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

VI. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного

        Дает инструктаж по выполнению заданий в  интерактивном режиме

Парная работа в интерактивном режиме (ноутбук)

Устройство микроскопа

Строение растительной и животной клеток

Вещества в продуктах питания

                                 

Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой

 

 Выполняют задания в ноутбуках.                                                                                                    

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания

5 – я дал ответы на все вопросы

4 – я дал ответы почти на все вопросы

3 - я смог ответить только на половину вопросов

2 – я смог ответить только на некоторые вопросы

1 – я должен изучать тему с самого начала

Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то   если не понравился – синий.

Какое у вас настроение после урока? (смайлики)

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
оценивают собственную деятельность на уроке;

1.Выставляют себе оценку и рисуют смайлики                                                             2. Обсуждают в группах участие каждого ученика и оценивают его деятельность.                            

3. Задают вопросы учителю по теме урока.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Повторить параграфы 1-8, тест в рабочей тетради стр. 26-27

Записывают домашнее задание