Рабочая программа курса «Общая биология» для 10-11 класса (для обучающихся с нарушениями слуха)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Иванова Ольга Васильевна

Рабочая программа курса «Общая биология»

для 10-11 класса

(для обучающихся с нарушениями слуха)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

Колледж малого бизнеса № 4

115054, г. Москва, Дубининская ул., д.25, стр.1

Тел./факс: 8 (499) 235-52-94;   e-mail: spo-4@edu.mos.ru 

     

Рабочая программа курса «Общая биология»

для 10-11 класса

(для обучающихся с нарушениями слуха)

                                                          Автор: учитель биологии

                                       высшей категории

                                                      Иванова Ольга Васильевна

          Москва, 2016

Пояснительная  записка

        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) по учебнику «Общая биология. 10-11 классы» (В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин)., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану в 10 классе выделено 105 часов

(3 часа в неделю), в 11 классе 105 часов (3 часа в неделю).

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психофизиологических возможностей и особенностей учащихся с нарушениями слуха (слабослышащих и глухих обучающихся).

        Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся с нарушениями слуха средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся с нарушениями слуха.

        Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, с авторским выбором вариативной составляющей содержания образования.

Структура документа

        Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Ряд представленных в        рабочей программе лабораторных и практических работ не являются фрагментами уроков, и для их проведения требуются дополнительные учебные часы. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного процесса обучающихся с нарушениями слуха.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на III ступени среднего (полного) общего образования  на профильном уровне направлен на формирование у глухих и слабослышащих обучающихся  знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программная разработка включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на профильном уровне в рабочей программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на профильном уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности компонентов живой природы, ее уровневая организация, передача наследственной информации, явления изменчивости организмов и процесс эволюции органического мира.

    Данная рабочая программа учитывает коррекционный компонент образовательного процесса,  в связи с чем предусматривается вариативное изменение временного распределения и объёма изучаемого материала в рамках изучаемых тем.

В данной рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (3 часа в 10-м классе и 2 часа в 11-м классе) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ) и внедрения современных педагогических технологий. 

Специфика данной программы

 Данная рабочая  программа создана и апробирована при обучении учащихся старших классов с нарушениями слуховой функции. Старшеклассники с нарушением слуха имеют определенные особенности психического и речевого развития, в связи с этим недостаточно хорошо владеют словесной речью, лексический запас у некоторых учеников ограничен (индивидуальные особенности). В связи с этими особенностями рабочая  программа основывается  на принципе единства обучения биологии в процессе формирования словесной речи. Для достижения эффективных результатов при усвоении учебного материала значительное время отводится на повторение и закрепление изученных тем (коррекционный компонент урока); особенности памяти, внимания и мышления старшеклассников таковы, что для усвоения программного материала требуется словарная работа на каждом уроке, вариативное объяснение (различными визуальными и техническими средствами) и разъяснение биологических терминов, понятий, законов. В ходе изучения биологии время, отведённое на изучение определённой темы приходится увеличивать и, соответственно, объём изучаемого материала отличается от предусмотренного объёма материала в программе по биологии профильного уровня, предназначенного для изучения в старших классах в средней общеобразовательной школе (для учащихся, не имеющих сенсорных нарушений по слуху). С учётом всех особенностей и возможностей старшеклассников с нарушениями слуха фактический объем программного материала разработан на 3 часа в неделю.

Коррекционные задачи курса:

  • развитие  умения  планирования  схемы  высказывания;
  • способность  выделять  значимые   и  существенные  параметры объектов и явлений окружающей среды;
  • поиск объектов, их структурных и функциональных компонентов по схожим  признакам;  
  • коррекция фонетико-фонематической  и лексико-грамматической речи;
  • формирование диалогической  и  монологической речи;
  • развитие  наглядно-образного  и  словесно-логического  мышления;
  • развитие  осознанности в выполнении заданий, уверенности в себе.

Цели:

Изучение биологии на  III ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • коррекция  индивидуальных образовательных особенностей учащихся с нарушениями слуха;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
  • способствование профессиональному самоопределению обучающихся с нарушениями слуха в выборе образовательного учреждения для продолжения обучения после окончания школы (для поступления в учреждения, в которых биология является профилирующим предметом: медицинское училище, медицинский колледж, педагогические, медицинские и спортивные ВУЗы)
  • подготовка к выпускным и вступительным испытаниям (как в традиционной форме, так и форме ЕГЭ)

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая  программа основывается на федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов, в 11 классе – 105 часов.

Учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся с нарушениями слуха

Рабочая  программа предусматривает   формирование    у  обучающихся с   нарушениями  слуха  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  предметной компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования учащихся с нарушениями слуха  на профильном уровне являются:  формирование представлений об объектах, их свойствах и явлениях окружающей действительности, отражающих биологическую картину окружающего мира;  сравнение и определение взаимосвязей объектов, их структурных и функциональных компонентов;  анализ объектов, явлений; выделение результатов проводимых аналитико-синтетических сравнений;  умение работать с разными литературными источниками и поиск информации в различных источниках (печатных источников и сети Интернет).

Содержание программы 3 часа в неделю – 210 часов.

              Программа: Дымшиц Г. М., Саблина О. В. Биология 10-11 классы: базовый и профильный уровни: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Профильный уровень

Распределение учебного материала по темам и часам (3 ч в неделю):

№ темы

Название темы

Количество часов

10 класс  (105 ч, 3 ч в неделю; 5 ч — резервное время)

Введение

2

                  БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (54 ч)

I полугодие

II полугодие

Молекулы и клетки

12

Клеточные структуры и их функции

6

Обеспечение клеток энергией

8

Наследственная информация и реализация ее в клетке

14

Индивидуальное развитие и размножение организмов

12

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

(46 ч)

II полугодие

Основные закономерности явлений наследственности

14

Основные закономерности явлений изменчивости

12

Генетические основы индивидуального развития

10

Генетика человека

10

                               11 класс (105 ч, 3 ч в неделю; 3 ч — резервное время)

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА  (66 ч)

I полугодие

Возникновение и развитие эволюционной биологии

10

Механизмы эволюции

28

 Возникновение и развитие жизни на Земле

10

II полугодие

Возникновение и развитие человека — антропогенез

10

Селекция и биотехнология

8

                         ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ   (36 ч)

II полугодие

Организмы и окружающая среда

14

Сообщества и экосистемы

12

Биосфера

6

Биологические основы охраны природы

4

Резерв (3 часа)

3

Итого за 2 года обучения

210

        - 10 класс        - 11 класс

Распределение учебного материала по темам и часам  в школе I-II вида

№ темы

Название темы

Количество часов

10 класс  (105 ч, 3 ч в неделю; 3 ч — резервное время)

Введение

4

                  БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (50 ч)

I полугодие

II полугодие

Молекулы и клетки

14

Клеточные структуры и их функции

10

Обеспечение клеток энергией

5

Наследственная информация и реализация ее в клетке

11

Индивидуальное развитие и размножение организмов

10

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ  (48 ч)

II полугодие

Основные закономерности явлений наследственности

20

Основные закономерности явлений изменчивости

9

Генетические основы индивидуального развития

6

Генетика человека

13

                               11 класс (105 ч, 3 ч в неделю; 3 ч — резервное время)

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА  (66 ч)

I полугодие

Возникновение и развитие эволюционной биологии

10

Механизмы эволюции

25

 Возникновение и развитие жизни на Земле

15

II полугодие

Возникновение и развитие человека — антропогенез

8

Селекция и биотехнология

8

                         ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ   (36 ч)

II полугодие

Организмы и окружающая среда

14

Сообщества и экосистемы

12

Биосфера

6

Биологические основы охраны природы

4

Резерв: 3 часа

3

Итого за 2 года обучения

210

                Содержание рабочей программы 10 класс

(3часа в неделю – 105 часов в год)

  1.  Введение. Биология как наука (4 ч.) Значение биологии. Связь биологии с другими науками. Уровни организации живых организмов.   Методы познания живой природы.

Основные понятия (словарь):

Биология как наука; свойства живых организмов: рост, дыхание, питание, размножение, раздражимость, обмен веществ и энергии; уровни структурной организации природы: молекулярный, клеточный, тканево-органный, организменный, популяционно-видовой, уровень биоценозов, биосферный; методы изучения биологии;  связь биологии с другими предметами;

  1. Молекулы и клетки  (14 ч.)

Химический состав клетки. Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки: состав, функции белков, структура белков. Нуклеиновые кислоты: структура, функции, значение. Открытие нуклеиновых кислот. АТФ: структура, функции, значение.

Лабораторные работы:

Л/р № 1 «Денатурация белков»

Л/р № 2 «Каталитическая  активность ферментов»

Л/р №3 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

Практические работы:

П/р №1«Извлечение ДНК из растительных клеток»

Основные понятия (словарь):

Химический состав клетки, органические, неорганические соединения, макроэлементы, микроэлементы, мономеры, биополимеры, пептиды, полипептидная связь, денатурация, ренатурация, глобула, структура белков: первичная, вторичная, третичная, четвертичная, функции белков, фермент, «ключ-замок»; нуклеиновые кислоты: ДНК,РНК; нуклеотид, состав нуклеотида: азотистое основание, остаток фосфорной кислоты рибоза или дезоксирибоза, азотистые основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин и урацил; репликация, принцип комплементарности, кодирование, генетический код, триплет, кодон, антикодон,  транскрипция, трансляция.

  1. Клеточные структуры и их функции (10 ч.)

Клетка. Типы клеток. Структура эукариот. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Сравнение растительной и животной эукариот. Органоиды животной клетки.

Лабораторные работы:

Л/р № 4 «Изучение  под микроскопом клеток растений, животных»

Л/р №5 «Растительная клетка» (на примере элодеи зелёной)

Л/р№6 «Плазмолиз и деплазмолиз в кожице лука»

Практические работы:

П/р №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Основные понятия (словарь):

     Клетка, прокариот, эукариот, клеточная теория, микроскоп, микроорганизмы, протисты, положение клеточной теории, органоиды клетки: цитоплазма, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс (аппарат) Гольджи, рибосома, вакуоль, центриоль (клеточный центр), вакуоль, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), ядерный аппарат, ядро, ядрышко, кариоплазма, хромосомы.

  1. Обеспечение клеток энергией (5 ч.)

Метаболизм: ассимиляция, диссимиляция. Фотосинтез: фазы фотосинтеза, биологическое значение фотосинтеза. Хемосинтез.

Лабораторные работы:

Л/р №7 «Фотосинтез – процесс превращения энергии солнца в энергию химических связей» (работа с видеодемонстрацией)

Основные понятия (словарь):

Ассимиляция, диссимиляция; метаболизм, фотосинтез, автотрофные, гетеротрофные организмы; превращение энергии, распад сложных соединений, синтез сложных веществ, хемосонтез, хемосонтезирующие организмы.

  1. Наследственная информация и реализация ее в клетке (11ч.)

Репликация ДНК. Генетический код и его свойства. Биосинтез белков. Строение и функции хромосом. Вирусы –неклеточные формы жизни. Болезнетворные вирусы (вирусные заболевания, СПИД). Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.  Биотехнологии. Генная и клеточная инженерия.

Основные понятия (словарь):

   Репликация (редупликация) ДНК, полимерная цепь, цепочка ДНК комплементарная данной, генетический код, триплёт, кодон, антикодон, нуклеотид, закодированная последовательность аминокислот,  свойства генетического кода (триплётность, однозначность, неперекрываемость, универсальность), биосинтез белка, трансляция, транскрипция, структура молекулы; вирус, капсид, вибрион, бактериофаг, болезнетворные вирусы, профилактика вирусных заболеваний; биотехнология, клеточная инженерная, генная и хромосомная инженерия, клонирование.

  1. Индивидуальное развитие и размножение организмов (10 ч.)

Размножение – процесс жизнедеятельности. Деление клеток. Клеточный цикл. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое деление. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Оплодотворение у цветковых растений.  Онтогенез: этапы онтогенеза. Виды постэмбрионального развития. Целостность организма.

Лабораторные работы:

Л/р№8: «Митоз в корешке лука»

Экскурсия:

Экскурсия №1 «Размножение у организмов» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. К.А. Тимирязева)

Основные понятия (словарь):

   Размножение: бесполое (бинарное деление клетки, вегетативное размножение, почкование, размножение спорами, фрагментация); половое (половой диморфизм), яйцеклетка, сперматозоид; образование гамет – гаметогенез: овогенез и сперматогенез.

Партеногенез, гермафродитизм у многоклеточных животных. Жизненный цикл клетки. Митоз: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза телофаза. Мейоз: образование гамет. Значение размножения организмов; Онтогенез. Этапы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление зиготы, бластула, гаструла, нейрула, органогенез.   Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни; близнецы: однояйцовые, двуяйцовые.

  1. Основные закономерности явлений наследственности (20 ч.)

    Г.Мендель – основоположник генетики. Основные понятия генетики. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Альтернативное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Теории наследственности: молекулярная, хромосомная. Генетика пола.

Практические работы:

П/р №3 работа проводится на основе демонстрируемых  в учебном фильме «Генетика» экспериментов (моногибридное и дигибридное скрещивание)

Основные понятия (словарь):

Наследственность, наследование, изменчивость; законы наследования; генная карта, ген, генотип; признак, свойство, фенотип; закономерности наследования, выявленные Г.Менделем; хромосомная теория, сцепленное наследование; определение пола. Изменчивость: наследственная и ненаследственная; мутационная и комбинативная; модификации; норма реакций.

  1. Основные закономерности явлений изменчивости (9 ч.)

Изменчивость и её цитологические основы. Модификационная изменчивость.

Мутационная изменчивость: мутации, мутагенез, мутагены. Комбинативная изменчивость. Генотипическая  и фенотипическая изменчивость в многоклеточном организме.

Лабораторные работы:

Л/р №9 «Изменчивость организмов»

Л/р №10 «Фенотипы местных сортов растений» (гербарные модели)

Экскурсия:

Экскурсия №2 «Закономерности и явления изменчивости у организмов» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. Ч. Дравина)

Основные понятия (словарь):

   Изменчивость, виды изменчивости организмов, наследственная и ненаследственная изменчивость; комбинативная изменчивость, комбинации генов; мутационная изменчивость, мутация, мутант, мутаген, влияющий фактор, генотипическая и фенотипическая изменчивость; модификационная изменчивость, модификации; закономерности изменчивость; хромосомные, генные и геномные мутации.

  1. Генетические основы индивидуального развития (19ч (6+13 ч.)

   Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Наследование группы крови по системе АВО. Наследственные заболевания. Генные и хромосомные абберации в генетике млекопитающих. Решение задач на изменчивость организмов (задача Т. Моргана, выделение качественно-количественных модификаций). Разные типы наследования (моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, наследование сцепленное с полом). Задачи на разные типы наследования. Наследование генетических нарушений.

Практические работы:

П/р №4 «Составление генеалогической родословной»

Основные понятия (словарь):

    Генетика человека, методы изучения генетики человека (цитологические, биохимические, близнецовые и генеалогические); наследование группы крови и резус-фактора (Rh+ или Rh-); наследственные заболевания (хромосомные, геномные); хромосомные или генные абберации в генотипе человека (синдромы); теория Моргана при решении задач.

Резервное время – 3 часа

        

                              Содержание рабочей программы  11 класс

  1. часа в неделю – 105 часов в год

  1. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч.)

   Эволюция. Направления эволюционных представлений. Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.  Эволюционное учение К.Линнея. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционное учение Ч.Дарвина Положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Борьба за существование. Доказательства эволюции (эмбриологические, палеонтологические, морфологические). Вид. Критерии вида.

Лабораторные работы:

Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Основные понятия (словарь):

  Эволюция. Креационизм, эволюционизм; Ж.Б. Ламарк, К.Линней, Ч.Дарвин, Предпосылки эволюции, движущие силы эволюции; борьба за существование, естественный отбор, наследственность, изменчивость; вид, критерии вида, видообразование; популяция, структура популяций; доказательства эволюции: палеонтологические, морфологические, эмбриологические.

  1. Механизмы эволюции (25 ч.)

   Роль изменчивости в эволюционном процессе. Популяции как структурная единица вида. Популяции как единица эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, дрейф генов, изоляция, миграция особей.  Естественный отбор; формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания Относительный характер приспособленности организмов.  Видообразование (географическое и экологическое). Направления эволюционного процесса (биологический прогресс, биологический регресс, дегенерация; конвергенция, дивергенция).

Лабораторные работы:

Л/р № 1 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Л/р № 2 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Л/р № 3 «Фенотипы местных сортов растений»

Основные понятия (словарь):

       Изменчивость как фактор эволюции, популяция, виды популяций (прайд, стая, стадо, под, колония и др.); вид, факторы эволюции: миграция особей, биогенная миграция атомов, изоляция (географическая, экологическая, генетическая), естественный отбор, формы естественного отбора (движущая, стабилизирующая и дизруптивная), приспособленность организмов (предостерегающая или угрожающая окраска, маскировка, покровительственная окраска, мимикрия и забота о потомстве); видообразование (географическое и экологическое); направления эволюционного процесса (биологический прогресс, биологический регресс, дегенерация; конвергенция, дивергенция).

  1.  Возникновение и развитие жизни на Земле (15 ч.)

Гипотезы возникновение жизни на Земле. Этапы формирования и развития Земли. Теории развития жизни на Земле (Аристотель, Ф.Реди. Парацельс,  Л.Пастер,  Спаланцани, А.И. Опарин). Современные представления возникновения жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле(Архей, Протерозой, Палеозой, Мезозой, Кайнозой).  Систематика организмов.

Основные понятия (словарь):

Жизнь, зарождение жизни на Земле, условия для зарождения жизни; коацерватные капли,

«первичный бульон»,  Гипотезы: партеногенез, самозарождения, абиогенез, биогенез, А.И. Опарин, Л.Пастер, Ф. Реди. Эра, период, век. Прокариоты, эволюция прокариот, эволюция одноклеточных эукариотов; флора, фауна. Архей, Протерозой, Палеозой, Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, Мезозой, Триас, Юра, Мел, Кайнозой; трилобит, археоптерикс.

  1. Возникновение и развитие человека — антропогенез (8 ч.)

Антропоген. Происхождение человека. Систематическое положение человека. Сходства в строении человека и высших приматов.  Эволюция гоминид, гоминизация. Австралопитеки, Человек Умелый, Человек Прямоходящий, Человек Разумный. Расы.

Экскурсия:

Экскурсия №1 «Этапы развития жизни на Земле. Этапы антропогенеза» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. К.А. Тимирязева)

Основные понятия (словарь):

   Антропогенез. Палеонтологические доказательства происхождения человека. Австралопитеки, Человек умелый, Олдувайская культура, загонная охота, собирательство, стадный образ жизни, древнейшие люди, архантропы, неандертальцы, неоантропы, современный человек. Расы: монголоидная, негроидная, европеоидная. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

  1. Селекция. (8 ч.)

Селекция как наука. Методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений. Одомашнивание животных. Современные методы селекции животных. Достижения селекции животных. Селекция микроорганизмов. Успехи современной селекции.

Основные понятия (словарь):

      Селекция, порода, сорт,  гибридизация, естественный и искусственный отбор, гетерозис и полиплоидия, порода, сорт, штамм.

  1. Организмы и окружающая среда (14 ч.)

Взаимодействие организмов с окружающей средой. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Организмы и среда обитания. Жизнедеятельность организмов. Значение жизнедеятельности организмов для природы.  Изменение окружающей среды. Компоненты окружающей среды. Охрана окружающей среды.

Практические работы:

П/р №1 «Воздействие человека на водную среду и загрязнение водоёмов»

Основные понятия (словарь):

  Взаимодействие организмов (симбиоз, хищничество, квартиранство, паразитизм и тд.); влияние деятельности человека; среда обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная); организмы (гидробионты, геобионты, эндобионты), пищевые цепочки, пищевые пирамиды; редуценты, продуценты, консументы; процессы жизнедеятельности организмов; компоненты окружающей среды; охрана окружающей среды.

  1. Сообщества и экосистемы (12 ч.)

Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Сообщества. Экосистемы: компоненты и свойства. Смена экосистем.  Биогеоценоз. Агроценоз. Экологические знания в деятельности человека Общество и окружающая среда.

Практические работы:

П/р №2 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Москвы и Московской области»

Экскурсия:

Экскурсия №2 «Взаимодействие организмов с окружающей средой. Экосистема жилища человека» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. Ч. Дравина)

Основные понятия (словарь):

Экологические факторы, средовые факторы, биотические, абиотические , антропогенные. Природные ресурсы: водные, ископаемые ресурсы, почвенные ресурсы. Вред деятельности человека для природы.

  1. Биосфера (6+ 4 ч.)

Биосфера. Оболочки биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. Круговорот веществ в биосфере (круговорот кислорода, круговорот азота, круговорот углерода). Глобальные экологические проблемы.

Основные понятия (словарь):

       Биосфера, биомасса, биологический оптимум; оболочки Земли: гидросфера, литосфера, атмосфера;  круговорот веществ; компоненты биосферы: косное вещество, биокостное вещество; ископаемые организмы; загрязнение биосферы; создание биосферных заповедников; заказники, природные парки и т.д.

Резервное время – 2 часа

Тематическое планирование

  1. 10 класс

урока

Тема

Кол-во часов

1-2

Введение.

Биология как наука. Методы изучения биологии. Значение биологии.

2 ч.

3-4

Уровни организации живых организмов

2 ч.

  1. Молекулы и клетки  (13 ч. +1ч.)

1-2

(5-6)

Химический состав клетки.

Неорганические соединения

2 ч.

3-4

(7-8)

Биополимеры. Углеводы.

Липиды

2 ч.

5-6-7-8

(9-12)

Белки.

Состав. Функции белков, Структура белков: денатурация.

Белки – ферменты.

Л/р № 1"Денатурация белков"

Л/р № 2 «Каталитическая  активность ферментов»

4 ч.

9-10-11-12

(13-16)

Нуклеиновые кислоты Открытие НК.

ДНК: структура  Принцип комплементарности, репликация.

РНК: виды, местонахождение, значение

П/Р №1«Извлечение ДНК из растительных клеток»

Л/Р №3«Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

4 ч.

13

(17)

АТФ: строение молекулы, функции.

1 ч.

14

(18)

Диагностическая  работа №1 по теме: «Молекулы клетки».

1 ч.

  1. Клеточные структуры и их функции (9 ч. + 1ч.)

1

(19)

Клетка. Типы клеток. Структура эукариот (общий план строения).

Л/р № 4«Изучение под микроскопом клеток растений, животных»

1 ч.

2-4

(20-22)

Клеточная теория. История открытия клетки: зарубежные и отечественные ученые

3 ч.

5-6

(23-24)

Сравнение растительной и животной эукариот

Л/р №5 «Растительная клетка»(на примере элодеи зелёной)

П/р №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

2 ч.

7-9

(25-27)

Органоиды эукариотической клетки

Л/р №6 «Плазмолиз и деплазмолиз в кожице лука»

3 ч.

10

(28)

Диагностическая работа№2 по теме: «Клеточные структуры и их функции»

1ч.

  1. Обеспечение клеток энергией (4ч.+1 ч.)

1

(29)

Метаболизм: ассимиляция, диссимиляция.

1ч.

2-4

(30-32)

Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Л/р №7 «Фотосинтез–процесс превращения энергии солнца в энергию химических связей» (работа с видеодемонстрацией)

3 ч.

5

(33)

Диагностическая работа№3 по теме: «Обмен веществ и энергии»

1ч.

  1. Наследственная информация и реализация ее в клетке (10 ч.+1ч.)

1

(34)

Репликация ДНК

1 ч.

2-3

(35-36)

Генетический код и его свойства

2 ч.

4-6

(37-39)

Биосинтез белков

3 ч.

7-8

(40-41)

Вирусы – неклеточные формы жизни.

Болезнетворные вирусы (вирусные заболевания, СПИД)

2 ч.

9-10

(42-43)

Биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия.

2 ч.

11

(44)

Диагностическая  работа№4 по теме: «Реализация наследственной информации в клетке»

1ч.

  1. Индивидуальное развитие и размножение организмов (9 ч. + 1ч.)

1

 (45)

Размножение – процесс жизнедеятельности. Деление клеток. Клеточный цикл.

1 ч.

2

(46)

Митоз

Л/р№8: «Митоз в корешке лука» (изучение  готового микропрепарата)

1 ч.

3-4

(47-48)

Мейоз

2 ч.

5

(49)

Половое и бесполое деление. Виды бесполого размножения.

Половое размножение.

1 ч.

6

(50)

Виды постэмбрионального развития

1 ч.

7

(51)

Оплодотворение у цветковых растений

1 ч.

8

(52)

Онтогенез. Этапы онтогенеза.

1 ч.

9

(53)

Целостность организма

Экскурсия №1 «Размножение у организмов» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. К.А. Тимирязева)

1 ч.

10

(54)

Диагностическая работа №5 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1 ч.

  1. Основные закономерности явлений наследственности (19 ч.+1ч.)

1-2

(56-57)

Г.Мендель – основоположник генетики. Основные понятия генетики.

2 ч.

3-11

(58-66)

Законы Г. Менделя и их цитологические основы.

Моногибридное скрещивание. Альтернативное скрещивание.

Дигибридное скрещивание

П/р № 3 на основе демонстрируемого в учебном фильме «Генетика»

Эксперимент «Моногибридное скрещивание

4ч.+

5 ч (задачи)

12-13

(67-68)

Сцепленное наследование генов

2ч.

14-18

(69-73)

Теории наследственности: молекулярная, хромосомная

5 ч.

19

(74)

Генетика пола

1ч.

20

(75)

Диагностическая  работа №6 по теме: «Основные закономерности явлений наследственности»

1ч.

7.Основные закономерности явлений изменчивости (8 ч.+1ч.)

1-4

(76-79)

Изменчивость и её цитологические основы.

Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость.

Комбинативная изменчивость.

Л/р №9 «Изменчивость организмов»;

Л/р №10 «Фенотипы местных сортов растений» (гербарные модели)

4 ч.

5-6

(80-81)

Мутации. Мутагенез. Мутагены.

2 ч.

7-8

(82-83)

Генотипическая  и фенотипическая изменчивость в многоклеточном организме.

Экскурсия №2 «Закономерности и явления изменчивости у организмов» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. Ч. Дравина)

2 ч.

9

(84)

Диагностическая работа №7 по теме: «Основы генетики»

1ч.

8.Генетические основы индивидуального развития (5 ч.+1 ч.)

1-2

(85-86)

Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

Наследование группы крови по системе АВО.

Наследственные заболевания.

№4«Составление генеалогической родословной»

2ч.

3

(87)

Генные и хромосомные абберации в генетике млекопитающих.

1 ч.

4-5

(88-89)

Решение задач на изменчивость организмов (задача Т. Моргана, выделение качественно-количественных модификаций).

2ч.

6

(90)

Диагностическая  работа №8 по теме: «Генетические основы индивидуального развития»

1ч.

  1. Генетика человека ( 8 ч. + 4 ч.)

1-2

(91-92)

Генетика человека.

Методы изучения генетики человека.

2 ч.

3 - 8

(93-98)

Решение задач:

Разные типы наследования (моногибридное, дигибридное, сцепленное с полом);

по наследованию генетических нарушений.

6 ч.

9-10
(99-100)

Подготовка к итоговой диагностической работе

2 ч.

11-12

(101-102)

Итоговая диагностическая работа

2ч.

13-15

(103-105)

Итоговый урок (резервное время).  Летнее задание

3 ч.

Итого: а) диагностические работы – 9;

             б) экскурсии – 2;

             в) Л/р (лабораторные работы) – 10;  

             г) П/р (практические работы) -  4;  

             д) резервное время – 3 часа

  1.  11 класс: 3 часа в неделю

урока

Тема

Кол-во часов

  1. Возникновение и развитие эволюционной биологии (9 ч.+1ч.)

1-2

(1-2)

Повторение изученного в 10-м классе

2 ч.

3-4

(3-4)

Тема: «Эволюция»

Эволюция. Направления эволюционных представлений.

2 ч.

5-6

(5-6)

Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка и К.Линнея

2 ч.

7

(7)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Эволюционное учение Ч.Дарвина

Положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1ч.

8

(8)

Борьба за существование.

1 ч.

9

(9)

Доказательства эволюции (эмбриологические, палеонтологические, морфологические)

1ч.

10

(10)

Диагностическая работа №1 по теме: «Возникновение и развитие эволюционной биологии»

1ч.

2. Механизмы эволюции (24 ч. +1ч.)

1-4

(11-14)

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Популяции как структурная единица вида.

Популяции как единица эволюции

Л/р № 1«Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

4ч.

5-7

(15-17)

Факторы эволюции: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция, миграция организмов

3ч.

8 -10

(18-20)

Естественный отбор: формы естественного отбора

3ч.

11-12

(21-22)

Вид. Критерии вида.

2ч.

13-16

(23-26)

Дрейф генов. Изоляция: виды изоляции, эволюционное значение изоляции организмов в природе.

4ч.

17-21

(27-31)

Приспособленность организмов к среде обитания, изоляция

Л/р № 2 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Л/р № 3 «Фенотипы местных сортов растений»

5ч.

22-24

(32-34)

Видообразование. Направления эволюционного процесса.

3ч.

25

(35)

Диагностическая работа №2 по теме: «Механизмы эволюции»

1ч.

  1. Возникновение и развитие жизни на Земле (14 ч. +1ч.)

1-2

(36)

Гипотезы возникновение жизни на Земле.

Развитие Земли

2 ч.

3-4

(37-38)

Теории развития жизни на Земле.

Ф. Реди. Парацельс, Л.Пастер,  Спаланцини, А.И. Опарин

2ч.

5

(39)

Современные представления возникновения жизни на Земле.

1 ч.

6

(40)

Диагностическая работа № 3по теме «Возникновение жизни на Земле»

1ч.

7-8

(41-42)

Развитие жизни на Земле.

Архей и Протерозой

2ч.

9-12

(43-46)

Этапы развития жизни на Земле.

Ранний и поздний Палеозой.

Мезозой.

Кайнозой

4 ч.

13-14

(47-48)

Систематика организмов.

2ч.

15

(49)

Диагностическая работа №4 по теме: «Развитие жизни на Земле»

1ч.

4.Возникновение и развитие человека — антропогенез (7 ч. +1ч.)

1-7

(50-56)

Антропоген. Происхождение человека. Сходства в строении человека и высших приматов.

Австралопитеки, Человек Умелый, Человек Прямоходящий, Человек Разумный. Эволюция гоминид

Экскурсия №1 «Этапы развития жизни на Земле. Этапы антропогенеза» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. К.А. Тимирязева)

7 ч.

8

(57)

Диагностическая работа № 5 по теме «Возникновение и развитие человека — антропогенез»

1ч.

  1. Селекция и биотехнология  (7  ч.+1ч.)

1

(58)

Селекция как наука. Селекция растений.

1ч.

2-3

(59-60)

Методы селекции растений.

Центры происхождения культурных растений.

2ч.

4-5

(61-62)

Одомашнивание животных. Современные методы селекции животных. Достижения селекции животных.

2 ч.

6-7

(63-64)

Успехи современной селекции

2ч.

8

(65)

Диагностическая работа № 6 по теме: «Селекция»

1ч.

ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ   (36 ч)

6.Организмы и окружающая среда (13 ч.+1ч.)

1

(66)

Взаимодействие организмов с окружающей средой.

1ч.

2

(67)

Влияние деятельности человека на окружающую среду

1 ч.

3-5

(68-70)

Организмы и среда обитания

3ч.

6-9

(71-74)

Жизнедеятельность организмов. Значение жизнедеятельности организмов для природы.

4ч.

10-11

(75-76)

Изменение окружающей среды

2ч.

12-13

(77-78)

Компоненты окружающей среды

П/р №1 «Воздействие человека на водную среду и загрязнение водоёмов»

2ч.

13

(79)

Охрана окружающей среды

1ч.

14

(80)

Диагностическая работа № 7 по теме: «Организмы и окружающая среда»

1ч.

7.Сообщества и экосистемы (15 ч. +1ч.)

1-2

(81-82)

Экологические факторы среды

2ч.

3-5

(83-85)

Взаимодействие популяций разных видов.

Пищевые цепи. Экологическая пирамида.

4ч.

6-7

(86-87)

Сообщества. экосистемы

2ч.

8-9

(88-89)

Свойства экосистем. Смена экосистем.

2ч.

10-11

(90-91)

Агроценозы

Экскурсия №2 «Взаимодействие организмов с окружающей средой. Экосистема жилища человека» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. Ч. Дравина)

2ч.

12-13

(92-93)

Экологические знания в деятельности человека

П/р №2 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Москвы и Московской области»

2 ч.

14

(94)

Диагностическая работа № 8 по теме: «Сообщества и экосистемы»

1 ч.

8.Биосфера (5 ч.+ 1ч.)

1

(95)

Биосфера. Оболочки биосферы.

1ч.

2-3

(96-97)

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

2ч.

4-5

(98-99)

Круговорот веществ в биосфере

2ч.

6

(100)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда

1 ч.

6

(101)

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1 ч.

7-8

(102-103)

Итоговая диагностическая  работа - зачёт

2 ч.

104-105

Экскурсия в музей им Дарвина

2 ч.

Итого: а) диагностические работы – 9;

             б) экскурсии – 2;

             в) Л/р (лабораторные работы) – 3;  

             г) П/р (практические работы) -  2;  

             д)  резервное время – 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик с нарушенным слухом должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Литература:

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Профильный уровень. В 2 ч. Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М. 10-е изд. - М.: 2012. - Ч.1 - 303с., Ч.2 - 287с.  
  2.  Биология.10-11 класс. Учебник. Общая биология. Базовый уровень. Сивоглазов В.И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. (-М.: Дрофа, 2014 г)

Дополнительная литература:

дополнительной литературы для учителя:

 1) М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: Учитель, 2007.- 167с.;

2) А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2010.-304с.;

 3) Н.А. Лемеза. Тесты по биологии для старшеклассников и абитуриентов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.- 272 с.;

4) Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 191 с.-ФИПИ; 5) Под редакцией В.Н. Ярыгина. Биология. Для поступающих в вузы.- М.: Высшая школа, 2005,-492 с.

6) Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.: Оникс, 2008;

7) Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике. – Саратов: Лицей, 2007;

8) Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981

9) Сивоглазов В. И. Биология .Общие закономерности. Книга для учителя, М.: Школа-Пресс, 1996;

для обучающихся:

1) А.С. Батуев, М.А. Гуленкова. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 2004;

2) Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира: Факультатив.курс.: Учеб. пособие.- М.: Просвещение, 1991.-223 с.;

3) В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.- М.: Дрофа, 2004.- 216с. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.га для самообразования. М. Просвещение 1992г.

4) Биология. Большой справочник для учащихся и абитуриентов. М. Дрофа.2008г.

5) Общая биология. М.Г. Левитин, Т.П. Левитина    В помощь выпускнику школы и абитуриенту.    СПб. Паритет 2000г.

6) Эволюционная биология. В.А. Кац  Учебное пособие для 10-11(12)  классов  

      специальных школ и лицеев с медико-биологическим  уклоном, для  

       абитуриентов.  М. Новый индекс 2002г.

7) Справочник для учителей и абитуриентов.  М. Айрис-пресс,  2003г.

Лицензионные электронные образовательные ресурсы:

  1.  Биология: Молекулярная и клеточная биология  10-11 классы

ООО «Физикон»;

  1. Биология: Теории эволюции, основы экологии 10-11классы

ООО «Физикон»;

  1. Виртуальная лаборатория по генетике «БиоЛогика» (институт новых технологий)
  2. Интерактивное наглядное пособие Общая биология: Эволюция (Дрофа)
  3. Интерактивное наглядное пособие Общая биология: Закономерности наследования, взаимодействие генов (Дрофа)
  4. Интерактивное наглядное пособие Биология: Строение и  жизнедеятельность организма человека (Дрофа)
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия: Уроки Биологии Кирилла и Мифодия.  Общая биология
  6. Интерактивные творческие задания   Биология («Новый Диск»)
  7. ЕГЭ 2011. Биология. Подготовка к экзамену  («Открытая Биология 2.6»)

Интернет – ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org - википедия
  2. http://b-energy.ru/biblioteka/biologiya-terminologicheskii-slovar - словарь биологических терминов
  3. http://www.megabook.ru – энциклопедия Кирилла и Мифодия
  4. http://bio-x.ru – каталог электронных книг по биологии
  5. http://www.factruz.ru/genetic_mistery/genes_and_sicknesses.htm -тайны генетики человека
  6. http://video.yandex.ru – видеоматериалы по биологии
  7. http://www.virtulab.net – виртуальная образовательная лаборатория
  8. http://www.darwin.museum.ru – справочная программа: этапы познания живой природы
  9. http://www.teosofia.ru/biologos - занимательная биология
  10.  http://www.ebio.ru/index.html - биология электронный учебник
  11. http://www.nazdar.ru –интересный мир биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....

Рабочая программа по курсу общей биологии для 10-11 классов

Рабочая программа, пояснительная записка и тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....

Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...

Тематический план по___БИОЛОГИИ_ в 10-м классе (для обучающихся с нарушениями слуха)

Тематический план  по___БИОЛОГИИ_ в 10-м классе (для обучающихся с нарушениями слуха)...

Тематический план по__БИОЛОГИИ_ в 11-м классе (для обучающихся с нарушениями слуха)

Тематический план по__БИОЛОГИИ_ в 11-м классе (для обучающихся с нарушениями слуха)...

Развитие речи, 11 класс (для обучающихся с нарушением слуха)

Данный материал может использоваться в работе с обучающимися с нарушениями слуха....