Экологическое воспитание
статья по биологии на тему

Иванова Светлана Владимировна

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках биологии с использованием ИКТ.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению биосферы. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. При этом максимальными потенциальными возможностями для экологизации обладает такая учебная дисциплина, как биология, что определяется в первую очередь содержанием научных знаний о живых системах различного уровня.  Биология  – наука разносторонняя, прикладная. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. Знания в области биологии необходимы, чтобы понять, что жизнь – величайшая ценность, а любовь к окружающей природе – важнейшее нравственное качество Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает исследовательскую деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат .

 На уроках биологии перед учащимися ставится вопрос о здоровом образе жизни, что заставляет задуматься о сохранении своего здоровья. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация  образования, основная задача которого — воспитание нравственности у учащихся,  его отношение к природе, частью которой он является сам. Зачастую в работе с учащимися  возникает проблема в том, что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым. Наша задача сделать компьютер помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

На уроках биологии у учащихся формируются основы экологии. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней. Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования основных понятий можно использовать информацию об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры, ребусы, составление таблиц,  загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. На уроках анатомии  можно проводить практические работы с использованием ИКТ, где учащиеся видят физиологические процессы , проходящие в организме человека.  Проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии. На своих уроках я добавляю элементы экологических знаний,  и часть времени отвожу на решение биологических задач с экологическим содержанием. Так для формирования основных экологических понятий в 5 классе предлагаю учащимся творческие задания, например, "Что произойдет в природе, если исчезнут листья на деревьях?", нарисуйте " Клетку-город", где будут отображены органоиды клетки и их функции. Ребята готовят презентации о редких и исчезающих видах растений и животных. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. При помощи ИКТ на уроке можно смоделировать экологическую ситуацию, показать  последствия экологических и техногенных катастроф.  Так программа 9 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. В данном случае тему " Биогеоценоз"я стараюсь рассматривать на примерах нашей республики, нашего района, применяя фрагменты видеофильмов о природе Якутии. Влияние радиации на живые организмы -эту тему можно связать с законами физики и показа строения радиоактивной частицы.  Провожу практические работы, связанные с изучением абиотических факторов данной местности, используя  разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

Но не только на уроках можно развивать экологическую культуру, но и во внеклассной деятельности. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий собственной деятельности.

Литература

1. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

2.Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений. – М., 2003 11.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

3..Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс , В. Н. Подковырова , Е. И. Апольских , М. В, Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006

4.Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...