Урок на тему: "Класс Брюхоногие".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок на тему: "Класс Брюхоногие".21.18 КБ

Предварительный просмотр:

        

Открытый урок по теме: «Класс Брюхоногие»

Цели урока:

  1. Обучающая -  научить учащихся различать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.
  2. Воспитательная -  способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе .
  3. Развивающая – развивать умения самостоятельной деятельности: работы с живыми объектами;  с дополнительной литературой.

Учащиеся должны знать:

Признаки строения характерные для брюхоногих моллюсков, их образ жизни. Особенности внутреннего строения  и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснить внешнее строение моллюсков
  2. Объяснить  внутреннее строение моллюсков
  3. Отвечать на вопросы учителя емко и лаконично

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: Объяснения учителя, конспектирование материала по ходу объяснения.

Средства обучения: ТСО(ноутбук, видеопроектор, медиа-экран), компьютерная презентация фотографий класса брюхоногих, плакаты моллюсков.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветственное слово учителя. (1-2 мин.)

2. Объяснение нового материала (25 мин).

3. Закрепление знаний (5-7 мин.)

4. Рефлексия. Подведение итогов урока. (2-3 мин.)

5.  Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания (2-3 мин.)

1.Организационный момент. Приветственное слово учителя.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация. (приложение 1)

2. Объяснение нового материала

Общие черты типа.

На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)

Среда обитания.

Брюхоногие обитают  преимущественно в морях, пресных водоемах (прудовики), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)

Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9) 

Определите по рисунку общие части тела брюхоногих и отличительные особенности. Сделайте вывод.

Вывод: Тело брюхоногих в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.
  2. Туловище.
  3. Нога.
  4. Мантия (мантийная полость)
  5. Раковина.

Брюхоногие моллюски – асимметричные. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

Внутреннее строение.

1. Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость, имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)

2. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.  (слайд № 14)

3. Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)

4. Выделительная система.

Ненужные для организма продукты обмена веществ поступают из крови в почку, проток от которой открывается в мантийную полость. Освобождение крови от углекислого газа и обогащение кислородом происходит в жабрах или легком.  (слайд № 14)

5. Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, соединенных нервами. От нервных узлов отходят нервы к голове, ноге, мантии, внутренним органам, органам чувств.  (слайд № 14)

6. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами  равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)

7. Размножение.

Большинство брюхоногих моллюсков – раздельнополые. Прудовики, слизни- гермафродиты. Оплодотворенные яйца обычно откладывают на листья растений и различные водные предметы. Из яиц выходят маленькие улитки. Морские брюхоногие развиваются с личиночной стадией- парусником.

3.Закрепление знаний.

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18).

Вопросы слайда:

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

Двусторонняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:

Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:

Мантией.

 5. Между телом и мантией находится:

Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

Незамкнутая.

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

Почки.

11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам” (приложение 4)

Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)

Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. (приложение 7).

4.Рефлексия. Итоги урока. 

В качестве закрепления, ответьте на вопросы: Тест “Выбери правильный ответ” (приложение 5)

5.Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания. 

Домашнее задание: выучить конспект урока, подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

План урока по теме "Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме "Тип Моллюски"".

План разработан  по учебнику "Биология 7 класс" под редакцией В.М.Константинова, может применяться и для других учебников, нужно только изменить страницы и параграф. Содержит как основные пункты ...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....

Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»

ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий.  По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений;  По этапу формирования навыка: ит...