Тематическое планирование по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) на тему

Тематическое планирование по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_po_biologii_11_klass_2010-2011.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения

Вид урока

Требования к уровню подготовки

1

Введение.

1.1

История эволюционных идей

5

1

История эволюционных идей

1

КУ

Макроэволюция, микроэволюция, эволюция

Объяснять сущность эволюционных преобразований

2

Развитие биологии в додарвинский период

1

КУ

Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции

Давать определение понятию- креационизм.

3

Предпосылки возникновения учения  

Ч. Дарвина

1

КУ

Значение  работ К. Линнея

Определять характер мировоззрений К.Линнея

Значение учения. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий среды

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина

1

КУ

Экспедиционный материала Ч.Дарвина

Выделять предпосылки эволюционной теории

5

Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картине мира.

1

КУ

Искусственный отбор. Формы искусственного отбора. Давать определение понятию - искусственный отбор. Описывать механизм искусственного отбора

1.2

Современное эволюционное учение

15

6

Вид,  его критерии.

Практическая  работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

Практикум

Вид. Критерии вида: морфологический, генетический, эколого-географический; репродуктивная изоляция.

Назвать критерии вида и обосновать важность  критериев для определение вида.

7

Движущие силы эволюции

Практическая  работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

Практикум

Значение для эволюции мутагенеза. Источники наследственной изменчивости в популяции

Характеризовать эволюционную роль мутаций

8

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

1

КУ

Дрейф генов, микроэволюция, популяция.

Популяция элементарная единица эволюции

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях

9

Движущий и стабилизирующий отбор

1

КУ

Современные представления, о естественном отборе как направляющем факторе эволюции

Называть условия действия естественного отбора

10 - 12

Адаптация организмов к условиям обитания как результат Действия естественного отбора

3

КУ

Адаптация физиологическая Маскировка, мимикрия, покровительственная окраска

Давать определения ключевым понятиям

13

Видообразование, как результат эволюции

1

Практикум

Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция.

Видообразование – результат микроэволюции.

Давать определения ключевым понятиям. Называть эволюционно значимые результаты видообразование.

14

Практическая  работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

Практикум

Выявлять приспособление организмов к различным средам обитания

15

Сохранение многообразия  видов как основа устойчивого развития биосферы

1

КУ

Биологические последствия, приобретение приспособлений.

16

Главные направления эволюционного процесса

1

КУ

Приводить примеры и описывать идиоадаптации  у растений. Объяснять значение идиоадаптации

17

Биологический прогресс. Биологический регресс.

1

КУ

Арогенез Аллогенез Катагенез

Основные закономерности эволюционного прогресса.

18

Причины вымирания видов, доказательства эволюции органического мира

1

КУ

Дивергенция  Конвергенция Параллелизм

Формы эволюции условия проявления. Филогенез

19-20

Урок повторения по темам «История эволюционных идей. Современное эволюционное учение.

2

Урок повторения

Знать основные понятия по данным темам

Уметь их применять на практике

1.3

Происхождение жизни на Земле

9

21-22

Развитие представлений о возникновении жизни

2

КУ

Факт

Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза.

Описать живой мир в архейскую и протерозойскую эру.

23

Гипотеза происхождения жизни

1

КУ

Факт

Климатические изменения. Активное горообразование.

Главные эволюционные события.

Называть период появления наземных растений.

Описывать климатические изменения в раннем палеозое.

24

Современные взгляды на возникновение жизни.

1

КУ

Уметь анализировать  гипотезы происхождения жизни.  

25

Практическая  работа №4  «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

Практикум

Теория Опарина – Холдейна.  

Опыты Ф. Реди, Л. Пастера

26-28

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

3

КУ

Факт

Климатические изменения.

Главным эволюционным событиям.

Называть период появления наземных позвоночных животных.

Описывать климатические изменения в позднем палеозое.

Факт климатические изменения. Главным эволюционным событиям.

Назвать период возникновения цветочных растений.

Назвать период возникновения млекопитающих и птиц. Описать климатические изменения в мезозое

Факт

Климатические изменения.

Главные эволюционные события.

Описывать климатические изменения в кайнозое.

29

Урок повторения по теме «Происхождение жизни на Земле»

1

Урок повторения

Геохронологическая таблица.

Уметь работать по данной таблице.

Знать основные понятия и термины по данной теме.

1.4

Происхождение человека

5

30

Гипотезы происхождения человека

1

КУ

Эволюционные представления

 о происхождении человека, антропология

31-32

Положение человека в системе животного мира.

2

КУ

Ключевые понятия

Атавизмы Антропология Рудименты.

Давать определение ключевым понятиям.

33- 34

Эволюция человека, основные этапы.

2

Факт

Происхождение человекообразных обезьян от человека.

Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд Примат.

35

Практическая  работа №5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих, как доказательство их родства

1

Практикум

Перечислять биологические особенности человека, связанные с происхождением.

36

Видовое единство человечества.

1

КУ

Факт

Расы человека; негроидная, европеоидная, монголоидная.

Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

37

Практическая  работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождений человека».

1

Практикум

Гипотеза происхождения человека. Уметь  анализировать различные гипотезы

38

Урок повторения по теме «Происхождение человека»

1

Урок повторения

Эволюция человека, основные этапы.

II

Экосистемы

30

2.1

Экологические факторы

10

39

Организм и среда

1

КУ

История формирования сообществ живых организмов

40

Предмет и задачи экологии

1

КУ

Ключевые понятия.

Биомы.

Факт

Причины различных животного и растительного мира.

Давать определение ключевым понятиям.

41-42

Экологические факторы среды (абиотические).

2

КУ

Ключевые понятия

Абиотические факторы Гомойотермные организмы.

Пойкилотермные организмы.

Факт

Воздействие температуры на живые организмы.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.

43-44

Экологические факторы среды (биотические и антропогенные)

2

Ключевые понятия

Биотические факторы Гомойотермные организмы.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям окружающей среды.

45

Взаимоотношения между организмами

1

КУ

Позитивные отношения

46-47

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

2

КУ

Знать основные понятия

паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

48

Урок повторения по теме «Экологические факторы»

1

Урок повторения

Знать основные понятия по теме, уметь работать с тестами

2.2.

Структура экосистем

6

49

Структура экосистем

1

КУ

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы

50

        Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

КУ

Видовое разнообразие биоценозов .Цепи питания. Биотические факторы среды.

51

Практическая работа №7: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме»

1

Практикум

Составление цепей питания

52

Влияние человека на экосистемы. Практическая работа№8: «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем  своей местности »

1

Практикум

Выявить антропогенные изменения в экосистеме своей местности. Давать сравнительную характеристику экосистем и агроэкосистем.

53

Практическая работа №9: «Исследование изменений в экосистемах на биологических модулях. Решение экологических задач ».

1

Практикум

Уметь решать экологические задачи, работать с тестами.

54

Урок повторения по теме «Структура экосистем»

1

Урок повторения

Знать основные понятия по теме.

Уметь составлять цепи питания решать задачи.

2.3

Биосфера – глобальная экосистема

55

Биосфера – глобальная экосистема.

1

КУ

Ключевые понятия. Биосфера  Экология.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

56

Состав и структура биосферы.

2

КУ

Ключевые понятия.

Живое вещество

Факт

Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая.

Приводить примеры проявления функций живого вещества. Характеризовать компоненты биосферы.

57

Биологический круговорот веществ

2

КУ

Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, снеговые шапки и ледники, атмосфера, реки, болота. Почвенная влага, озера.

Описывать круговорот воды в природе.

Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты).

58

Урок повторения по теме «Биосфера глобальная экосистема».

1

Урок повторения

Законы и правила.  Закон биогенной миграции атомов. Описывать круговорот углевода.

Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода. Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота, синтеза нитратов. Роль микроорганизмов в круговороте азота.

Описать круговорот азота в природе.  Объяснять роль живых организмов в круговороте азота.

2.4.

Биосфера и человек

10

59- 60

Биосфера и человек

2

КУ

Знать понятие биосферы. Влияние человека на биосферу.

61-62

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2

КУ

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод, почвы… Объяснять последствия загрязнения.

63

Последствия деятельности человека для окружающей среды.

1

КУ

Деятельность человека.  Уметь оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу.

64

Практическая работа № «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».

1

Практикум

Уметь анализировать собственную деятельность в окружающей среде.

65

Охрана природы и рациональное  использование природных ресурсов.

1

КУ

Охрана природы рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

66

Практическая работа № «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

Практикум

Уметь оценивать глобальные экологические проблемы, предлагать пути их решения.

67-68

Урок повторения по разделам «Вид. Экосистемы».

2

Урок повторения

Знать и понимать основные положения биологических теорий строение биологических объектов: вида и экосистем. Сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...