Методический семинар
материал по биологии на тему

Задание "Методический семинар" для конкурса "Учитель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя географии и биологии МБОУ Щенниковская ОШ

Колбиной Ольги Сергеевны

на тему

«Использование ИКТ в современном уроке»

Я преподаю в школе два интереснейших, удивительных и увлекательных предмета – это биология и география.

        В последнее время у учащихся значительно упал интерес к многим школьным предметам. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя в школе.

        Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта нового образования направленно прежде всего на повышение качества учебно-воспитательной работы.

        Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.  Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса. Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках.

        Цель моей педагогической деятельности – создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии и географии посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

        Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • формировать у учащихся самостоятельную творческую деятельность;
  • обеспечить всестороннее понимание окружающего мира;
  • развивать пространственное и логическое мышление учащихся, смысловую и механическую память, воображение, способность восприятия различных видов наглядности;
  • формировать компетенций в области информационной деятельности учащихся.

        Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину размышляя. Ж.-Ж. Руссо говорил, что для того, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, необходимо, чтобы учитель создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску.

        В нашей современной жизни нас и наших учащихся окружает огромное море информации с биологическим и географическим содержанием, которое скрыто в компьютерных сетях. Мы не можем её просто не замечать и не применять в полезных для образовательного процесса целях. Несомненно, информационно-коммуникационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей. Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Совместимость компьютерных технологий и их оптимальное сочетание с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших принципов их применения.

        Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, дополнительной информацией, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках.        

        Я работаю учителем 11 лет. В своей деятельности я использую мультимедийные образовательные программы, которые позволяют одновременно изучать новый и повторять пройденный материал. Такие уроки привлекают учащихся, создают положительный эмоциональный настрой к учёбе, при этом развивается гибкость и целостность мышления детей, осознанность мыслительной деятельности. Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа географа – исследование различных источников информации: карт, археологических находок.

        Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Это относится к истории и географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Мне в учебном процессе, наиболее часто удаётся использовать такие элементы ИКТ, электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.

        Информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности применяю поэтапно.

        1 этап. На начальном этапе урока, призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Например, урок по теме «Физико-географическое положение Австралии» даю анограмму разгадав которую учащиеся узнают тему урока.

        Во время обобщения и закрепления знаний, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации, при демонстрации которых учащийся сам может оценить свои успехи, определить ошибки. В своей работе использую различные варианты оценивания, от «Своей игры», особенно удобной при организации групповой работы, до графических и географических диктантов и небольших тестов, в которых варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.

        Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.  

        Использую видеофильмы и видеофрагменты, например, демонстрируя различные явления природы: северное сияние, образование облаков, выпадение осадков, извержение вулканов, кругосветное путешествие Магеллана и т.д.

        Подбираю научно-популярные фильмы, видеофрагменты изучаемых географических объектов (гор, материков, океанов, озёр и т. д.), чтобы дети могли наглядно себе представить особенности каждого географического объекта природы, знать о его свойствах. Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны учащимся непосредственно. Поэтому используя на уроках слайды, картины, анимации, видеозаписи, я способствую формированию у учащихся образных представлений, а на их основе – понятий. Причём эффективность работы с демонстративными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т.д.

        На уроках обобщения знаний использую мультимедийные тесты. Это позволяет экономить время, позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся. Для активизации знаний использую на уроке игровые моменты (разгадывание кроссвордов), что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности. Также предлагаю учащимся сопоставить карты, заполнить таблицы, составить схемы, делать выводы, работая со статистическими материалами, представленными на слайдах.

        2 этап. В 7-9 классах, наряду с использованием мультимедийных презентаций, словарей географических и исторических терминов, географических диктантов, видеофрагментов предлагаю учащимися готовить рефераты по выбранной теме, используя в качестве его защиты краткий рассказ с использованием созданной самими учащимися презентаций.

        3 этап. Особую роль в качестве ИКТ занимает использование интерактивных электронных карт. Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

        Организация самостоятельной работы на уроках с применением ИКТ показывает, что:

1. Повысился познавательный интерес учащихся: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.

2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования.

3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».

4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.

5. Применение информационных технологий в преподавании истории и географии на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.

6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении

         Следует отметить, что все информационные материалы, используемые на уроках и подготовленные учащимися при изучении тем с 5 по 9 класс, я сохраняю и систематизирую.

        ИКТ помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

        Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические работы и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций, которые я в дальнейшем использую на своих уроках и в разных классах. Также мои коллеги, учителя других предметов, иностранного языка, литературы, используют эти презентации на своих уроках.

        Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.

        Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

        Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

        В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта работы Ольга Сергеевна Колбина учитель географии, биологии МБОУ Щенниковской ОШ

Слайд 2

Ольга Сергеевна Колбина Образование высшее, Нижегородский государственный педагогический университет, учитель математики,2010 год Дата рождения 23.06.1986 года Место работы МБОУ Щенниковская ОШ Педагогический стаж 11 лет В данном образовательном учреждении 11 лет Квалификационная категория: первая Предмет: география, биология, экология Общие сведения

Слайд 3

Педагогическое кредо Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя в школе.

Слайд 4

Повышение квалификации 1.Теория и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла (144 часа) 14 февраля 2011 года по 26 ноября 2011 года 2. Практика проектирования учебно – воспитательного процесса в творческих объединениях дополнительного образования детей (72 часа) 25 ноября 2013 года по 3 декабря 2013 года 3. Подготовка и планирование учебного занятия в контексте ФГОС (72 часа) 25 января 2016 года по 10 марта 2016 года 4 . Дистанционные модульные курсы (48 часов) с января 2015 по декабрь 2015 года: Тайм – менеджмент, или Как эффективно организовать своё время Школа оптимизма, или Как найти заряд позитивной энергии внутри себя Мир детских игрушек, или Как выбрать ребенку хорошую игрушку Инклюзивное образование: история и современность Основные педагогические технологии инклюзивного образования Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты Специальные образовательные условия инклюзивной школы Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма 5. Проектирование современного урока географии в информационно – образовательной среде (72 часа) с 16 апреля 2018 года по 8 июня 2018 года

Слайд 5

Методическая тема Ис пользование ИКТ в современном уроке

Слайд 6

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии и географии посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать у учащихся самостоятельную творческую деятельность; обеспечить всестороннее понимание окружающего мира; развивать пространственное и логическое мышление учащихся, смысловую и механическую память, воображение, способность восприятия различных видов наглядности; формировать компетенций в области информационной деятельности учащихся.

Слайд 7

Качество успеваемости по Географии

Слайд 8

Качество успеваемости по Биологии

Слайд 9

Информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности применяю поэтапно: На каком – либо этапе урока Рефераты по выбранной теме, используя в качестве его защиты краткий рассказ с использованием созданной самими учащимися презентаций Электронные карты

Слайд 10

Организация самостоятельной работы на уроках с применением ИКТ показывает, что: 1. Повысился познавательный интерес учащихся: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности. 2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования. 3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других». 4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения. 5. Применение информационных технологий в преподавании истории и географии на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями. 6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении

Слайд 11

Копилка презентаций учащихся Презентация «Долина смерти» Презентация «Курение – опасно для здоровья» Презентация «Барсук» Презентация «Гиподинамия» Презентация «Лев» Презентация «Ежи» Презентация «Следы животных» Презентация «Тула» Презентация «Санкт - Петербург» Буклет «Село Щенники» Буклет «Свалки нашего села» Сообщения «Желтый арбуз» Сообщение «Лемур» Сообщение « Орангутан »

Слайд 12

Участие детей в конкурсах Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Природные явления» Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!»» Участие в школьных и районных олимпиадах

Слайд 13

Открытые уроки Открытый урок по математике 5 класс «Деление чисел» (2012 год) Открытый урок по биологии 5 класс «Строение клетки» (2016 год) 3. Открытый урок по биологии 6 класс «Внешнее строение листа» (2017 год)

Слайд 14

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению; активизировать познавательную деятельность; развивать мышление и творческие способности учащихся; формировать активную жизненную позицию; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а, не списывая с доски ; повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.); реализовать межпредметные связи географии и биологии с другими учебными предметами.

Слайд 15

Классное руководство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...