Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, УМК "Живой организм", линейный курс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Коновалова Людмила Александровна

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, УМК  "Живой организм", линейный курс составлено в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_7_kl_bio_17-18.doc336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по  УМК Н.И.Сонина «Многообразие живых  организмов. Бактерии. Грибы. Растения» 7 класс (2 часа в неделю).

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные предметные знания

Планируемые результаты

Виды деятельности, форма работы

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Универсальные учебные действия   (УУД)

Предметные умения:

Метапредметные универсальные действия (УУД):

Раздел 1. От клетки до биосферы (11ч)

Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 ч)

1

Введение. Разнообразие форм живого.

Биология- наука о живых организмах, общие признаки живого

Определяют и анализируют понятия «биология», значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

познавательные: общеучебные- использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации. Систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; регулятивные: осуществление учебных действий: отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

Личностные умения: самоопределение - 

демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Выделяют основные признаки живых организмов; работают с учебником. Беседа, решение проблемных задач.

Фронтальный  опрос по теме.

Стр. 3-4

2

Уровни организации жизни

Основные уровни организации живого:молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный.

Определяют и анализируют понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм»

Выделяют основные уровни организации, составляют таблицу

Индивидуальный опрос.

Стр. 5-6, таблица в тетради

3

Надорганизменные уровни организации жизни

Основные уровни организации живого: популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Определяют и анализируют понятия «популяция», «вид», «экосистема», «биосфера»

познавательные: общеучебные - демонстрировать приемы работы с информацией, систематизировать информацию; логические- подводить итоги работы, делать вывод; коммуникативные:  уметь корректно вести диалог; регулятивные: составлять план работы, планировать алгоритм действия, выполнять работу согласно поставленной цели.

Личностные умения: осуществлять оценку изучаемого материала.

Выделяют основные признаки уровней организации живого, сравнивают, выявляют закономерности выделения уровней организации, составляют таблицу

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Стр.6-8

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов (2 часа)

4

Ч.Дарвин о происхождении пород домашних животных и сортов культурных растений

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растени

Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту.

познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их; 

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных  наук.

 Объясняют причины эволюционных измкнений

Индивидуальный опрос

Стр.9-10, вопросы 1,5

5.

Ч.Дарвин о происхождении видов

Понятие о борьбе за существование и естественном отборе

Объясняют причины многообразия видов, выявляют причины эволюции

Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развёрнутый план урока

Индивидуальный опрос

Стр.11-12,

Вопросы 2-4  

Тема 1.3. История развития жизни на Земле (3 часа)

6

История развития жизни на Земле. Архейская и протерозойская эра

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм

Давать определение «эра»; называть основные группы растений и животных  разных эр, устанавливать соответствие между условиями жизни и особенностями организации живых существ.

познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные  вопросы

Личностные умения: смыслообразование: понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя.

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: распознают описывают жизнь разных эр, сравнивают разные этапы развития жизни

Индивидуальный и фронтальный опрос, составление конспекта

Стр.13-14

7.

Палеозойская эра

Стр.14-15

8.

Мезозойская и кайнозойская эра

Стр.15-16.

Тема 1.4. Систематика живых организмов (2ч)

9.

Становление систематики. Систематика К. Линнея

Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея.

Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту.

познавательные:

общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

 планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на научное мировоззрение

Работа с информационными ресурсами, учебником, решение проблемных задач

Фронтальный опрос.

Стр.17

10

Современная систематика. Вид - основная единица классификации

Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике

Определяют понятия основных таксонов,

Учат определение «вид»,  критерии вида

Работа с информационными ресурсами, учебником, классификация организмов

Индивидуальный опрос.

Стр.18-19, учить определение «вид»

11.

Обобщение и систематизация знаний по теме "От клетки до биосферы"

Повторение знаний об уровнях организации, причинах эволюции, принципах систематик, признаках вида, развитии жизни.

должны знать:

— основные понятия и термины темы, основные уровни организации живой материи, подразделение истории Земли на эры и периоды; принципы построения естественной системы живой природы.

познавательные:

общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

 регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

 планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на качественное получение образования

Определять аспект классификации и проводить классификацию;

выстраивать причинно следственные связи.

Тест.

Стр.5-20

Раздел 2. Царство Бактерии (4 часа)

12.

Строение прокариотической клетки

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки.

Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот.

познавательные: общеучебные- демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

логические-подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, опытом межличностной коммуникации;. Уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии;

регулятивные: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,

Личностные умения: самоопределение-проявлять интеллектуальные и творческие способности

Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «общая характеристика прокариот»

Индивидуальный опрос

Стр.22-25

13

14

Способы питания и дыхания бактерий

Многообразие и роль настоящих бактерий

Понятия

«гетеротрофы», «автотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «симбионты», «аэробы и анаэробы».

Характеризуют понятие «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии», «бактерии деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия».

Научатся  выявлять признаки  способов питания и дыхания  бактерий, давать определения способов питания и дыхания бактерий.

 Научатся объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию;

 взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно, и того,  что еще не известно

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных  наук

Работа с учебником: описывают особенности питания  и дыхания бактерий.

Оценивают роль бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов»

Биологический диктант.

Индивидуальный опрос

Стр.25-26, работа с терминами

Стр.22-26.Подготовить сообщение

на тему

«Как человек борется с бактериями»

15

Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии

Характеризуют понятия хемосинтез, цианобактерии или синезеленые водоросли

Научатся понимать,  что бактерии способны к процессу фотосинтеза и  хемосинтеза

познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию;

 взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

 регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно, и того,  что еще не известно

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных  наук

Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии»

Фронтальный опрос, Индивидуальный опрос.

Подготовка к проверочной работе.

Стр.27-29. Вопросы 6,8,10,11.

Раздел 3. Царство Грибы (8 часов)

Тема 3.1. Строение и функции грибов (4 часа)

16

Характеристика Царства Грибы

Признаки  Царства Грибы. Понятия:микология, мицелий, плодовое тело, микориза

Научатся объяснять различия и сходство грибов с растениями и животными; выделять признаки грибов,

 делать выводы на основе сравнения.

Называют основные признаки Царства Грибы.

Устный опрос.

Стр.32-35, вопросы 1-3

17

Шляпочные грибы. Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Особенности организации шляпочного гриба;

Научатся определять несъедобные шляпочные грибы;

Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Устный опрос. Выполнение

лабораторной работы

Стр.33-35, 39-40. Вопросы 8-9

18

Плесневые грибы. Дрожжи.

Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора».

Особенности организации плесневых и одноклеточных грибов, способы их питания и значение

Научатся

Характеризовать особенности плесневых и одноклеточных грибов,

работать с микроскопом.

Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа

Устный опрос. Выполнение

лабораторной работы

Стр.36-38, 40-41

19

Грибы-паразиты.

Особенности организации паразитических грибов, способы их питания и значение

Научатся

объяснять роль грибов- паразитов в природе и жизни человека,  меры профилактики грибковых заболеваний.

Дают определение понятия «грибы-паразиты растений и животных» (головня, спорынья и др.)

Устный опрос.

Стр.36, 38, 41.

Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (2 ч)

20

 Многообразие грибов.

Обобщение знаний о признаках и

многообразии грибов. 

Научатся: давать определения понятий по теме;

Характеризовать: особенности строения и питания грибов, выявлять экологические факторы, влияющие на развитие грибов.

познавательные:

Общеучебные: организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; формулировать ответы на вопросы учителя; применять знания при решении биологических задач;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

регулятивные:

осуществление учебных действий-отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентам; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Личностные умения:  

самоопределение - проявлять  любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала.

Обзорная презентационная лекция.

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником: определяют общие признаки царства Грибы, сравнивают представителей отделов, называют органы грибов.

Фронтальный опрос.

Составление таблицы.

Стр.36-41, таблица, вопрос 4.

21

Роль грибов в природе и жизни человека

Роль грибов в биоценозах и хозяйствен ной деятельности человека

Научатся объяснять

роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека 

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа, готовят сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

Устный опрос.

Стр.35, сообщение по теме.

Тема 3.3.Группа Лишайники (2 ч)

22

Группа Лишайники

Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности. 

Предметные умения:

 Научатся объяснять понятия симбиоз, миксотрофное питание, слоевище.

 

познавательные:

 общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

 взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

 регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание:  формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Личностные умения:  демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку

Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Проводят анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников.

Фронтальный опрос. Составление отчета о проделанной работе.

Стр.43-45, вопросы

1-6

23

Многообразие лишайников, их роль в природе

Распространённость и экологическая роль лишайников

научатся: распознавать и описывать  лишайники различных экологических групп; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; описывать значение

лишайников как биоиндикаторов.

Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план — конспект сообщения «Лишайники».

Индивидуальный опрос, работа по карточкам.

Стр.46-47, вопросы 7-8

Раздел 4. Царство Растения (36 часа)

Тема 4.1.Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология (6 ч)

24

Основные признаки растений

Основные черты организации растительного организма.

Научатся давать общую характеристику царства Растения;

узнавать их на таблицах; находить в тексте учебника и других источниках информацию о Царстве Растения

познавательные:

 общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

 взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

 регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

  Личностные умения:  демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами: 

характеризуют основные черты организации растительного организма.

Фронтальный опрос.

Стр.50-51. Учить признаки растений наизусть. Уметь объяснять все термины.

25

Группа отделов Водоросли. Строение и питание.

Лабораторная

работа «Изучение внешнего вида и строения водорослей»

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах.

Устный опрос.

Составление отчета о проделанной работе.

Стр. 52-54

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела.

Научатся давать общую характеристику водорослей как низших растений,

узнавать их на таблицах и гербарных образцах.

26

Размножение водорослей

Бесполое и половое размножение.

Смена поколений: чередование спорофита и гаметофита.

Научатся: характеризовать понятия бесполого и полового размножения,

 значение

чередования спорофита и гаметофита.

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией:

осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: ответственное отношение  к природе, осознавать необходимости защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных  наук

Обзорная презентационная лекция,

работа с учебником: выясняют признаки и  функции бесполого и полового поколений.

Устный опрос, выполнение рисунка схем размножения хламидомонады.

Стр.54-55

27

Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли

Признаки отдела Зеленые водоросли

Предметные умения:

 научатся называть Признаки отдела Зеленые водоросли, характеризовать представителей одноклеточных, колониальных, многоклеточных Зеленых водорослей, их экологию, значение.

Обзорная презентационная лекция. Называют и описывают

Признаки отдела Зеленые водоросли. Заполняют таблицу.

Биологический диктант, фронтальный опрос.

Стр. 58, подготовить сообщение о значении Зеленых

водорослей.

28

Красные и бурые водоросли

Признаки отдела Бурые водоросли,

отдела Красные водоросли

Научатся: называть Признаки отдела Бурые водоросли, 

Красные водоросли, характеризовать представителей отдела Бурые водоросли, 

Красные водоросли, 

их экологию, значение.

Обзорная презентационная лекция. Называют и описывают

Признаки отдела

Бурые водоросли,

отдела Красные водоросли Заполняют таблицу.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Проверка таблицы.

Стр. 59- 61.

Подготовить сообщение о значении

представителей отдела Бурые водоросли, 

Красные водоросли, 

29

Значение водорослей

Области применения водорослей человеком.

Значение водорослей в природе.

Научатся: объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах.

Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос. Тестирование

Стр.55-57

Высшие растения.

Тема 4.2. Отдел Моховидные (4 часа)

30

Высшие растения.

Характеристика высших растений. Признаки и представители Высших растений.

Научатся: называть признаки высших растений, представителей крупных таксонов, выявлять уровни организации высших растений

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять лабораторную работу целеполагание - осуществлять постановку  учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Личностные умения: самоопределение –осознавать значение ответственного  отношение  к природе,  необходимость защиты окружающей среды

Называют и описывают

признаки высших растений. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей отделов Высших растений

Устный опрос.

Стр.63, повторить ткани растений.

31

Отдел Моховидные, их строение и жизненный цикл. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и строения мхов».

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла.

Научатся: давать общую характеристику мхов. Объяснять стадии жизненного цикла. Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научатся пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.

Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнительный анализ организации различных моховидных.

Письменный отчет по проделанной работе

Стр.64 -67, вопросы 2,5, 8 письменно

Подготовка к итоговому тестированию.

32

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Признаки Бактерий, Грибов, Лишайников, Водорослей.

Научатся: обобщать, сравнивать, выявлять признаки различных Царств.

Выполняют

итоговую контрольную работу

Итоговый контроль.

33

Многообразие и значение мхов

Распространение и роль в биоценозах.

Применение мхов человеком.

научатся распознавать и описывать на таблицах представителей отдела Моховидные; объяснять хозяйственное значение мхов, их роль в экосистемах.

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию;

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: смыслообразование-понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя: как надо учиться  и чему

Работа с информационными ресурсами.

Называют и определяют  представителей отдела Моховидные;

Устный опрос.

Стр.67-68.

Вопросы 7, 9.

 Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папортниковидные (6 часов)

34

Споровые сосудистые растения. Отдел Плауновидные

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Давать определение споровые сосудистые растения,

 распознавать и описывать на таблицах  представителей Отдела Плауновидные

познавательные:

общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; 

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника проявлять интеллектуальные и творческие способности

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией.

Фронтальный опрос.

Стр.70-73

35

Отдел Хвощевидные

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Научатся распознавать и описывать на таблицах  представителей Отдела Хвощевидные

Работа с учебником. Сравнивают  строение  плаунов и хвощей, объясняют жизненный цикл высших споровых растений.

Устный опрос.

Стр.73-74.

Вопросы 5-7.

36

Отдел Папоротниковидные. Строение папоротников. Лабораторная работа «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников»

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации.

Научатся распознавать и описывать на таблицах  представителей Отдела Папоротниковидные.

познавательные:

общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; 

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией.

Устный опрос, письменный отчет по лабораторной работе.

Стр.76, вопросы 1, 3.

37

Размножение папоротников

Жизненный цикл папоротников.

Научатся распознавать и описывать на таблицах  этапы жизненного цикла папортников.

Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений.

Устный опрос.

Стр.77-78.

Вопросы 2,4.

38

Многообразие и значение папоротников

Многообразие, распространение и их роль в биоценозах, использование человеком.

Научатся распознавать и описывать на таблицах представителей отдела, объяснять роль высших споровых растений в формировании залежей каменного угля.

Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план-конспект «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»

Устный опрос.

Стр.77-80, вопрос 5.

Повторить признаки

Низших и Высших споровых растений.

39

Обобщение и систематизация знаний по теме "Водоросли и высшие споровые растения"

Признаки Низших и высших споровых растений. Общую характеристика водорослей ,хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных.

Научатся распознавать и описывать на таблицах представителей отделов, сравнивать, выявлять черты сходства и различий строения, циклов развития.

Составляют сравнительную характеристику споровых растений.

Письменный отчет. Фронтальный опрос.

Повторить циклы развития.

Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 часов)

40

Семенные растения. Отдел Голосеменные

Общая характеристика Голосеменных растений, прогрессивные черты сопровождавшие их появление.

научаться: давать определение понятий «семенные растения, голосеменные»;  выделять отличительные особенности Голосеменных,

приводить примеры представителей отдела Голосеменных

познавательные:

общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; 

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника проявлять интеллектуальные и творческие способности

Дают общую характеристику Голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты сопровождавшие их появление.

Фронтальный опрос.

Стр.82-83

41

Происхождение и особенности строения голосеменных

Строение тела, жизненные формы голосеменных.

Научатся: выявлять особенности строения тела Голосеменных, определять на таблицах и гербарных экземплярах представителей отдела Голосеменные.

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией.

Определяют особенности строения тела Голосеменных.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 Стр.84., вопросы 1-4.

42

Размножение хвойных

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цикл развития сосны. Смена поколений.

 

научатся  объяснять суть чередования бесполого и полового поколений у семенных  растений, особенности полового размножения  семенных растений; давать: определения понятиям: оплодотворение, микро и мега спора,

 семязачаток. Уметь: приводить примеры голосеменных растений 

Называют и описывают  этапы цикла развития сосны. Делают выводы о биологическом семени. Зарисовывают схему цикла развития сосны

Устный опрос,  работа с таблицей

Стр.84-85, 88, вопросы 5-7

43

Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия  голосеменных растений».

Строение шишки, семя, хвои, многообразие Голосеменных.

Научатся получать информацию в ходе лабораторной работы, зарисовывать, сравнивать, делать вывод, оформлять письменный отчет

Выполняют

лабораторную работу.  

Письменный отчет.

Стр.84-85, 88, повторить

44

Многообразие голосеменных

Представители отдела Голосеменные, Многообразие,распространённость голосеменных,

Научатся работать с информацией о

vногообразии, распространённости голосеменных..

Описывают представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы.

Индивидуальный опрос

Стр.83, 86-87

45

Значение голосеменных в природе и жизни человека

Роль в биоценозах и практическое значение

Научатся объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

Рассказывают о значении Голосеменных в природе и жизни человека, заполняют таблицу

Письменный отчет.

Стр.88

46

Сравнительная характеристика споровых и голосеменных растений

Признаки споровых и семенных растений

Научатся составлять

сравнительную характеристику споровых и голосеменных растений , выявлять прогрессивные черты семенных растений.

Заполняют таблицу

Письменный отчет

Стр. 76-80 и 82-88

47

Обобщение и систематизация знаний по теме "Отдел Голосеменные"

Признаки

отдела Голосеменные.

Научатся определять и называть признаки голосеменных растений.

Систематизируют знания об отделе

Голосеменные.

Выполняют контрольную работу

контрольная работа

Стр. 82-88

 

Тема  4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (10  ч)

48

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. ПроисхождениеОбщая характеристика

Происхождение и особенности организации Покрытосеменных растений

научатся различать изученные объекты в природе,  на таблицах;  давать определения понятиям:  цветок, плод, семя.

Познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации дополняющей и расширяющей представления о цветковых растениях

 коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

 регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения проявлять  любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала.

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. Объясняют особенности  цветковых растений.

Фронтальный опрос

Стр.90-92, вопросы 1-5

49

Строение и жизненные формы покрытосеменных

Oсобенности организации Покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы

научатся различать

жизненные формы покрытосеменных, особенности строения. 

Описывают представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы.

Индивидуальный опрос

Стр.93 -95

Вопр.6.

50

Размножение покрытосеменных

Цветок, плод, семя, двойное оплодотворение, жизненный

Цикл Цветковых.

научатся объяснять особенности размножения  покрытосеменных

Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения.

Индивидуальный опрос

Стр.95-98

вопросы 2-5

51

Классификация Покрытосеменных. Признаки классов двудольных и однодольных.

Систематика Цветковых растений.

Признаки Классов Однодольные и Двудольные

научатся различать

 признаки классов Однодольные и Двудольные

Описывают представителей

классов Однодольные и Двудольные используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных».

Письменный отчет

Стр.98-99

Вопросы 7-8

52

Семейство Розоцветные. Л.Р. "Изучение строения покрытосемненных растений"

Признаки  Семейства Розоцветные: формула цветка, типы плодов, значение и применение

научатся различать представителей семейства

Описывают представителей

Семейства, выполняют лабор работу

Письменный отчет

Стр.100. подготовить сообщение о семействе

53

Семейства Бобовые и Крестоцветные

Признаки  Семейств

Бобовые и Крестоцветные: формула цветка, типы плодов, значение и применение

научатся различать представителей семейства

Описывают представителей

Семейства, различают их на таблицах, гербарии

Устный опрос

Стр.100. подготовить сообщение о семействе

54

Семейства Пасленовые и

Сложноцветные.

Признаки  Семейств: формула цветка, типы плодов, значение и применение

научатся различать представителей семейства

Описывают представителей

Семейства, различают их на таблицах, гербарии

Устный опрос

Стр. 101

подготовить сообщение о семействе

55

Семейства Злаковые и Лилейные

Признаки  Семейств: формула цветка, типы плодов, значение и применение

научатся различать представителей семейства

Описывают представителей

Семейства, различают их на таблицах, гербарии

Устный опрос

Стр.98-99.

56

Многообразие жизненных форм и роль цветковых растений

Многообразиераспространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Научатся различать жизненные формы растений, объяснять роль цветковых растений.

Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека

тест

Стр.90-102

Повторить, сообщение по теме

57

Обобщение и систематизация знаний по теме "Отдел Покрытосеменные". Пр. работа "Распознавание наиболее распространенных растений своей местности"

Прогрессивные черты организации

Цветковых растений.

Научатся выявлять главные признаки растений отдела Цветковые, распознавать представителей отдела на  фото, рисунках.

Проектная деятельность, выполняют пр.

работу.

Письменный отчет

Повторить признаки семейств.

Тема 4.6. Эволюция растений (2 ч)

58

Возникновение жизни и появление первых растений

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания

Научатся объяснять возникновение жизни на Земле с научной точки зрения.

познавательные:

общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;  коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; 

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

планирование -  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника, проявлять интеллектуальные и творческие способности

Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. Характеризуют развитие растений в водной среде обитания.

Устный опрос

Стр.103-104, вопр. 1-3

59

Эволюция растений на суше. Пр.работа "Построение родословного древа царства Растения"

Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше

Научатся объяснять понятия

«риниофиты», «псилофиты», сотявлять эволюционное древо 

Объясняют причины выхода растений на сушу. Дают определение понятию «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растений на суше.

Устный опрос,

письменный отчет по пр.работе

Стр.104-105, вопр. 4-9

60

Контрольная работа по теме "Растения"

Растения. Группы растений, особенности строения  и их представители

Научатся обобщать знания о царстве Растения, выявлять признаки растений.

Выполняют

Контрольную работу по теме "Растения"

письменный отчет

Повторить стр.50-51, 63, 105.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 ч)

61

Растительные сообщества

Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность.

научатся  давать определения понятиям:  фитоценоз, ярусность

Дают определение понятия «фитоценоз». Объясняют причины и значение ярусности.

Устный опрос

Стр.108-110, вопросы 1-4.

62

Многообразие фитоценозов: еловый лес, сосновый лес, дубрава.

Характеристика  различных фитоценозов.

Научаться объяснять сущность взаимосвязи растений в сообществе, устанавливать связи между биологическими процессами, различать изученные объекты

познавательные общеучебные: использовать приемы работы с информцией, выполнять поиск и отбор необходимой информации, систематизировать ее, формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации, расширяющей представления о жизнедеятельности живых организмов; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Называют  видовой состав фитоценозов. Выявляют взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания.

Фронтальный опрос.

Стр. 11-113, вопросы 1-3  с. 117. Подготовить сообщение о фитоценозе леса.

63

Многообразие фитоценозов: луг, болото.

Характеристика  различных фитоценозов.

Роль отдельных растительных форм в сообществе.

научаться применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять роль растений и животных в жизни человека.

познавательные: владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу, планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи. Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности.

Называют  видовой состав фитоценозов. Выявляют взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания.

Устный опрос

Стр.114-115, Подготовить сообщение о фитоценозе

64

Агроценозы, их роль в жизни человека Пр.работа "Сравнительная характеристика  фитоценозов"

Признаки агроценозов.

Научаться выявлять признаки агроценозов,  сравнивать естественные и искусственные фитоценозы.

Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений.

Письменный отчет по пр.работе

Стр.116, вопросы 6-7 на стр.117

Тема 5. 2. Растения и человек (1 ч)

65

Растения и человек

Значение растений в жизни планеты и человека

научаться применять полученные знания ,объяснять роль растений и животных в жизни человека.

познавательные:

общеучебные – использовать приемы работы с информацией:  отбор, систематизацию, обобщение; логические – устанавливать причинно-следственые связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные – ориентироваться   в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные: владеть способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку.

Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека.

Беседа.

Стр.118-120, вопр.5 письм.

Тема 5. 3. Охрана растений и растительных сообществ (2 ч)

66

Охрана растений и растительных сообществ

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений

Научатся обяснять необходимость охраны растений

познавательные:

общеучебные – использовать приемы работы с информацией:  отбор, систематизацию, обобщение; логические – устанавливать причинно-следственые связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные – ориентироваться   в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные: владеть способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку.

Обосновывают необходимость охраны растений, анализируют свое поведение в природе.

беседа

Стр.121-125, вопр.4 письм.

67

Редкие и охраняемые виды растений и растительных сообществ

Редкие и охраняемые виды растений и растительных сообществ нашей местности

Научатся определять охраняемые виды растений

Готовят сообщения , презентации о редких видах ратений.

Индивидуальны опрос

Подготовить сообщение

о редких видах растений.

68

Заключительный урок по курсу биологии 7 класса

Многообразие живых организмов.

Научатся обобщать полученные знания о царствах Бактерии, Грибы, Растения.

Итоговая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида:

- с выбором одного правильного ответа

- на соответствие

-на заполнение сравнительных таблиц

- на нахождение ошибок в приведенном тексте

- выполнение задания с развернутым ответом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"

Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные  и практические работ...

Итоговый тест по курсу биологии 6 кл "Живой организм"

Тест для промежуточного экзамена по предмету...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...

Итоговое тестирование по биологии 6 класс к учебнику Сонин Н.И. "Биология. Живой организм".Линейный курс.

Итоговое тестирование по биологии 6 класс к учебнику Сонин Н.И. "Биология. Живой организм". Линейный курс....

Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"

Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить...

Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК "Живой организм", линейный курс, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

Рабочая программа по биологии для 7 класса  составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"

Презентация к уроку биологии в 5 классе "Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого"...