Конспект урока
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Фомина Ольга Андреевна

Тема урока: Цветок – генеративный орган, его значение и строение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_-_koren_pobeg_list.docx23.87 КБ
Файл plan_konspekt.docx25.75 КБ
Файл tsvetok.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Проверочный тест

Тема: Корень, лист, стебель

Выберите один правильный ответ:

1. Как называют участки стебля, на которых развиваются листья?

  1. конусы нарастания
  2. зоны роста
  3. узлы
  4. пазухи

2. Каким термином называют расположение листьев цветковых растений, для которого характерно следующее: листья растут по одному в узле и располагаются на стебле друг за другом по спирали?

  1. винтовое
  2. очередное
  3. круговое
  4. мутовчатое

3. Что такое пазуха листа?

  1. пространство внутри свернутой листовой пластинки
  2. расстояние между стеблем и листовой пластинкой
  3. угол между листом и расположенной выше частью стебля
  4. угол между листом и расположенной ниже частью стебля

4. Почка по своему строению является зачатком одного из органов. Назовите этот орган растений.

  1. семя
  2. побег
  3. стебель
  4. корень

5. Укажите одну из научных классификаций почки цветковых растений.

  1. главные и второстепенные
  2. листовые и корневые
  3. центральные и периферические
  4. верхушечные и пазушные

6. Какую функцию НЕ выполняет корень?

  1. Транспортную
  2. Выделительную
  3. Функцию генеративного размножения
  4. Функцию вегетативного размножения

7. Какой корень не входит в состав стержневой корневой системы?

  1. Главный
  2. Воздушный
  3. Придаточный
  4. Нет правильного ответа

9. Назовите признак, по наличию которого листья называют сложными

  1. имеют несколько черешков
  2. имеют несколько листовых пластинок на одном черешке
  3. имеют сетчатое жилкование
  4. имеют сложный вырез края листовой пластинки

10. Каким термином называют стебель, который растет вертикально вверх?

  1. вертикальный
  2. прямостоячий
  3. вертикально растущий
  4. прямой

11. Назовите растение, для которого характерно супротивное расположение листьев на стебле

  1. сирень
  2. элодея
  3. береза
  4. тополь

12. Какое растение имеет простые листья

  1. шиповник
  2. земляника
  3. акация
  4. дуб

13. У какого растения листья с сетчатым жилкованием?

  1. Кукуруза
  2. Лук
  3. Яблоня
  4. Ячмень

14. Назовите зону корня, клетки которой имеют корневые волоски

  1. зона всасывания
  2. зона размножения
  3. зона проведения
  4. зона роста

15. Назовите растение, у которого рост вегетативного побега происходит в результате деления и роста клеток, находящихся в основании всех междоузлий.

  1. яблоня
  2. шиповник
  3. пшеница
  4. горох

16. У какого растения стебель выполняет фотозинтезирующую функцию?

  1. стебель многолетней липы
  2. стебель кактуса
  3. корневище папоротника
  4. стебель повилики

17. Как называют подземный видоизмененный побег, который имеет следующее строение: стебель длинный, часто утолщенный, с чешуевидными недоразвитыми листьями или рубцами от листьев на узлах, с почками и обычно придаточными корнями?

  1. корнеклубень
  2. корневище
  3. клубень
  4. корнеплод

18. Что из перечисленного ниже характерно для корнеплодов?

  1. являются видоизменениями придаточных корней
  2. являются видоизменениями боковых корней
  3. обычно образуются у двулетних растений
  4. формируются для запасания минеральных веществ

19. Назовите видоизменения побегов...

  1. придаточные корни
  2. корнеплоды
  3. цветки
  4. корнеклубни

20. В какой части цветковых растений клетки содержат очень много хлоропластов?

  1. кожица листа
  2. мякоть листа
  3. древесина
  4. луб

21. Что происходит в листьях большинства растений ночью?

  1. только фотосинтез
  2. только дыхание
  3. только фотосинтез и испарение
  4. только дыхание и испарение

22. Что из перечисленного в вегетативных почках цветковых растений отсутствует?

  1. зачаточные листья
  2. зачаточные бутоны
  3. зачаточные почки
  4. зачаточные стебли

23. У какого растения есть корневище?

  1. картофель
  2. горох
  3. крапива
  4. георгин

24. Назовите видоизменение одного из органов, которое имеется у картофеля, хохлатки, топинамбура.

  1. корневище
  2. клубни
  3. корнеплоды
  4. луковицы

25. Видоизменением какого органа является луковица?

  1. побег
  2. боковой корень
  3. придаточный корень
  4. стебель

26. Назовите структуру (часть) стебля, состоящую из отмерших клеток.

  1. камбий
  2. луб
  3. древесина
  4. сердцевина

27. Назовите в молодом однолетнем побеге липы ткань, расположенную на поверхности стебля.

  1. кора с лубом
  2. древесина
  3. кожица
  4. пробка

28. Клубеньковые бактерии поглощают из почвенного воздуха вещество, которое переводят в химические соединения, легко усваиваемые растениями. Назовите это вещество.

  1. Азот
  2. Кислород
  3. углекислый газ
  4. водород

29. Назовите часть стебля, из которой путем деления образуются клетки древесины

  1. кора
  2. древесина
  3. камбий
  4. сердцевина

30. В процессе дыхания происходит...

  1. поглощение кислорода; выделение воды и углекислого газа
  2. поглощение углекислого газа и образования кислорода
  3. выделение воды с поглощением воздуха

32. Между какими структурами в стебле древесных растений располагается камбий?

  1. луб и древесина
  2. кора и луб
  3. древесина и сердцевина
  4. пробка и луб

33. Назовите организмы, обитающие в утолщениях корней - клубеньках - мотыльковых (бобовых) растений.

  1. Вирусы
  2. Бактерии
  3. Простейшие
  4. Одноклеточные грибы

34. Что такое листовая мозаика?

  1. разнообразие листовых пластинок одного растения по размеру
  2. разнообразие листовых пластинок одного растения по цвету
  3. неодинаковое количество листьев на разных ветвях растения
  4. листья повернуты к свету и более мелкие занимают промежуточное положение между более крупными листьями

35. Назовите основной признак, по которому корневую систему относят к мочковатой.

  1. есть боковые корни
  2. есть придаточные корни
  3. есть главный корень
  4. отсутствует хорошо развитый главный корень

36. Назовите в стебле трехлетней липы ткань, которая по отношению к поверхности расположена первой

  1. кора с лубом
  2. древесина
  3. камбий
  4. сердцевина

37. Листопад - это...

  1. приспособление растений к недостатку влаги
  2. удаление вредных веществ
  3. оба ответа верны



Предварительный просмотр:

Тема урока: Цветок – генеративный орган, его значение и строение.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений, раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка, сформировать понятие о формуле цветка.

Развивающие: формировать умения учащихся определять типы цветов и по их внешнему виду составлять формулы, развивать умения работать в группе. Продолжить развитие мышления, памяти, научить анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органов растении

Воспитательные: стимулировать развитие познавательного процесса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся,  воспитание бережного отношения к природе.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать: строение цветка: околоцветник (простой, двойной); чашечка, венчик, пестик (рыльце, завязь, столбик), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка; соцветия и их виды (кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка) и их биологическое значение; функции цветка.

Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций цветка, распознавать и описывать по рисункам строение цветка и типы соцветий; сравнивать по заданным критериям строение цветков разных растений.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: таблицы; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; компьютерная презентация «Строение цветка», мультимедийный проектор, лабораторное оборудование

Ход урока

Этапы

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний Определение потребностей и мотивов

1.Мы уже знакомы со многими органами растений. Назовите известные вам органы растительного организма?

1.Устно излагают ранее полученные знания и умения (называют вегетативные органы растений: корень, побег, состоящий из стебля, листа, почки)

2.Каким словом мы можем объединить эти органы?

2.Вегетативные органы растений

3.А с какими же органами мы еще подробно не знакомились?

3.Генеративными органами

4.Какие же органы называются генеративными?

4.Отвечающие за половое размножение (цветок, семя , плод)

5.А что формируется из этих органов раньше?

5.Цветок

Какова же сегодняшняя тема? (слайд 1)

Озвучивание цели урока: (слайд 2)

выяснить функции и особенности строения цветка, как важного генеративного органа; научиться распознавать части цветка и изучить двойное оплодотворение.

Записывают тему и цель урока в тетрадь

Принятие учебных целей и условий их достижения

(слайд 2) Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова Андерсена « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

Как вы понимаете эти слова?

И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

Высказывают предположения о роли солнца, значении цветов в жизни человека

3.Изучение нового

материала

А теперь переходим к изучению нового материала.

В ходе лабораторной работы мы с вами начнем разбирать строение цветка (слайд 4-5)

(слайд 6)

В ходе лабораторной работы мы с вами выяснили какие структуры составляю цветок, а теперь поговорим о них более подробно

Цветок — это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Как любой побег, цветок развивается из почки.

Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем.

 

Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизменённые листья.

 (схема на слайде 6)

Цветок снаружи окружает околоцветник. Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

(слайд 7)

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник. Например у тюльпана

 

Если околоцветник образован белее или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником.  Например у цветов яблони.

(слайд 8)

Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми.

 

(слайд 9)

Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными (околоцветник простой раздельнолистный) или срастаться (околоцветник простой сростнолистный).

Пример:

У тюльпана и лилии околоцветник простой раздельнолистный, а у ландыша — сростнолистный.

(слайд 10)

У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку, и лепестки — сростнолепестный венчик.

Пример:

Цветки примулы, например, имеют сростнолистную чашечку и сростнолепестный венчик.

У лютика и вишни цветки имеют раздельнолистную чашечку и раздельнолепестный венчик.

У колокольчика чашечка раздельнолистная, а венчик — сростнолепестный.

Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестный.

 

Если лепестки срастаются в нижней части в трубку — это сростнолепестный венчик.

(слайд 11) Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка

В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки.

 

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце.

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.

(Слайд 12) Цветки обоеполые и раздельнополые

У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.

 

(слайд 13)

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные или мужские цветки), или только пестик (пестичные или женские цветки).

 

(слайд 14)

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.

(слайд 15)

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными.

Цветы на верхушке стебля могут находиться по одному или могут быть собраны в соцветие.

Первичная диагностика знаний учащегося об изучаемом фрагменте содержания нового материала

(слайд 16)

1)На экране вы видите таблицу, в этой таблице нужно отметить высказывание «+»  если вы с ним согласны, если не согласны  – «-»

  1.  Тычинка-это мужская часть цветка.         +
  2. Пестик выделяет нектар.                             +
  3. Завязь – это часть тычинки.                       -
  4. Цветы распускаются  исключительно для человека.     -
  5. Яркие лепестки привлекают насекомых.    +
  6. В пестике есть пыльца.                                  -
  7. Некоторые цветы употребляют в пищу.       +
  8. Главное значение цветка  - половое  размножение.  +

2) Онлайн проверка

Введение новой информации

(слайд 17)  Двойное оплодотворение

Такой способ оплодотворения характерен только для покрытосеменных растений. Что служит началу этого процесса?

Процесс оплодотворения начинается с цветка.

На тычинке находятся пыльник с пыльцевыми зернами.

Когда пыльцевые зерна созревают, под действием внешних факторов они начинают свое «движение».

Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и двух генеративных клеток.

Пыльца попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к которому пыльца прилипает.

Хочу заметить, что рыльце обладает избирательной функцией соответствующее данному растению, т.к. пыльца разных видов растений может оседать на рыльце.

Попав на рыльце, зерно набухает и прорастает, затем вегетативная клетка проникает во внутрь завязи, образуя пыльцевую трубку, которая проходит между клетками рыльца и столбика, а затем врастает в полость семязачатка, где вегетативная клетка доходит до яйцеклетки и заканчивает свое существование. Далее по пыльцевой трубке спускаются два спермия, один из них наиболее активен.

Один из спермиев, который наиболее активен, подходит к яйцеклетки и за счет взаимодействия клеток происходит слияние содержимого и взаимная ассимиляция.

Второй спермии сливается с центральным ядром, которое диплоидное, и становится триплоидным.

Триплоидное ядро в дальнейшем процессе становится – эндоспермом – запасающиеся вещества, необходимые для развития зародыша.

На дне семязачатка находятся три клетки – антиподы. Они осуществляют непосредственную связь зародышевого листка с покровами семязачатка и тканями завязи.

На верху семязачатка находится яйцевой аппарат, который состоит из трех клеток:

Между этими клетками генетически распределены функции:

Одно из ядер участвует в формировании яйцеклетки, две других становятся основой сопровождающие деятельность яйцеклетки – они называются синергиды.

Синергиды стимулируют действие спермиев за счет выделения химических веществ, или хемотаксиса.

 

4.Итоговый самоконтроль

А теперь посмотрим, как вы все запомнили.

для закрепления, я предлагаю, следующее задание.

Диагностика уровня освоения учащимся нового знания

3)Установите соответствие (задание на экране)

     1.Цветок-  

2.  Околоцветник-

3. Двудомные-

4. Пестик-

5. Тычинка-

6. Однодомный-

7. Двуполый-

  а) на разных растениях пестичные и тычиночные цветы

б) мужская часть цветка

в) женская часть цветка

г) орган семенного размножения

д) в одном цветке и пестики и тычинки

е) на одном растении и пестичные и тычиночные цветы

ж) состоит из лепестков венчика и чашелистиков.

Подведение итогов и домашнее задание

§ 22, 23, выучить понятия.

Подготовиться к проверочной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цветок – генеративный орган, его строение и значение

Слайд 2

Выяснить функции и особенности строения цветка, как важного генеративного органа; научиться распознавать части цветка и изучить двойное оплодотворение Цели урока:

Слайд 4

Цель: изучить строение цветка Оборудование: бинокуляры, лупы, гербарий, препаровальные иглы Ход работы: Ознакомиться с гербарием. Изучить строение цветка под бинокуляром. Схематично зарисовать строение цветка с обозначениями частей Ответить на вопросы: Предположите, где располагаются в цветке его главные части? Назовите отдельные части цветка на своем препарате. Лабораторная работа «Строение цветка»

Слайд 6

Цветок – это сложный генеративный орган. Составляющие его компоненты обеспечивают половое размножение растений. Строение цветка

Слайд 7

У тюльпанов имеются только более или менее одинаковые листочки — у них простой околоцветник . У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачные. У цветов яблони имеются как лепестки, так и чашелистики — у них двойной околоцветник . Кроме цветка яблони двойной околоцветник имеют цветки вишни, капусты, розы и многие другие растения.

Слайд 8

Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми .

Слайд 9

Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными ( околоцветник простой раздельнолистный ) или срастаться ( околоцветник простой сростнолистный ). У тюльпана и лилии околоцветник простой раздельнолистный , а у ландыша — сростнолистный.

Слайд 10

У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку , и лепестки — сростнолепестный венчик . Цветки примулы, например, имеют сростнолистную чашечку и сростнолепестный венчик. У лютика и вишни цветки имеют раздельнолистную чашечку и раздельнолепестный венчик. У колокольчика чашечка раздельнолистная , а венчик — сростнолепестный.

Слайд 11

Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка В пестике образуются женские половые клетки. В тычинке образуются мужские половые клетки (пыльца). Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити . У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце .

Слайд 12

- это цветки, имеющие и пестики и тычинки. Обоеполые цветки Цветок лилии Цветок липы Цветок вишни

Слайд 13

Однополые цветки - это цветки, которые содержат либо пестики (пестичные - женские цветки), либо тычинки (тычиночные - мужские цветки)

Слайд 14

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными .

Слайд 15

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными .

Слайд 16

Тычинка-это мужская часть цветка. Пестик выделяет нектар. Завязь – это часть тычинки. Цветы распускаются исключительно для человека Яркие лепестки привлекают насекомых В пестике есть пыльца Некоторые цветы употребляют в пищу Главное значение цветка - половое размножение Нужно отметить высказывание «+» если вы с ним согласны, если не согласны – «-»

Слайд 17

Двойное оплодотворение цветковых растений Такой способ оплодотворения, при котором происходит слияние одного спермия с яйцеклеткой было открыто в 1898 году русским цитологом С.Г. Навашиным . 1. Пыльник с пыльцевыми зернами 2. Пыльцевое зерно (пылинка) 3. Пыльцевое зерно в разрезе 4. Вегетативная клетка 5. Генеративные клетки 6. Цветоложе 7. Семязачаток 8. Восьмиядерный зародышевый листок 9. Центральная клетка 10. Яйцеклетка 11. Спермии 12. Вегетативное ядро 13. Пвльцевая трубка 14. Семя 15. Проросток 15 7 2

Слайд 18

1.Цветок а) на разных растениях пестичные и тычиночные цветы 2. Околоцветник б) мужская часть цветка 3. Двудомные в) женская часть цветка 4. Пестик г) орган семенного размножения 5. Тычинка д ) в одном цветке и пестики и тычинки 6. Однодомный е) на одном растении и пестичные и тычиночные цветы 7. Двуполый ж) состоит из лепестков венчика и чашелистиков. Установите соответствие:

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...