Конспект урока биологии "Слуховой анализатор"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Ларичева Елена Александровна

Урок для учащихся 8 класса по учебнику Колесова Д.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluh_analizat.docx38.26 КБ
Файл organ_sluha.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

І.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Встаньте ровно. Настройтесь на добрую волну. Садитесь. (Слайд 1)

ІІ. Мотивация и целеполагание.                                              

 Звучит тихая музыка «Звуки природы». На её фоне учащийся читает стихотворение Е. Шуваевой.

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.        

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

                            Какому органу чувств посвящено это стихотворение? Органу слуха! 

Более 90% информации человек получает с помощью органа зрения и лишь небольшую его часть с помощью слуха. Но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.

Как мы сформулируем тему урока?  Правильно, «Слуховой анализатор». (Слайд 2)

 Что мы изучим на уроке? Учащиеся дают ответы. Учитель вывешивает на доску обобщенный план урока.

 1. значение слухового анализатора

 2.  строение органа слуха;

 3.  как слышит ухо

           4.   гигиена слуха.

Итак, начинаем работать по нашему плану.

     ІІІ. Изучение нового материала

1. Значение слухового анализатора.

Какое значение имеет слуховой анализатор в жизни человека?

1. Воспринимают информацию, помогая воссоздать целостную картину мира,

2. Обеспечивает речевое общение.

Речь и слух тесно связаны. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить.

Как и зрение, слух является дистантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии.

2.  Слуховой анализатор

Вспомните, что называют анализатором. Из каких частей он состоит? 

Покажите на таблице  части слухового анализатора.

Где находится слуховая зона  в коре больших полушарий головного мозга?

( в височной доли)

3.  Строение органа слуха

Орган слуха – парный орган. (Слайд 3) Он сконструирован достаточно сложно.

Посмотрите на рисунок и скажите: сколько отделов уха различают, назовите эти отделы.

В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

Итак, наружное ухо состоит из …(ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки).

Ушная раковина состоит из хряща, покрытого кожей. Какую функцию выполняет ушная раковина?

На ушной раковине обнаружено примерно 170 биологически активных точек. Они имеют прямую связь со всеми, имеющимися в организме органами. (Слайд 4)  Воздействуя на эти точки с лечебной целью, можно влиять на функции того или иного органа.

Наружный слуховой проход имеет длину около 3,5 см. Он прекрасно усиливает звуковые волны. С физической точки зрения это объясняется резонансными свойствами прохода, прежде всего низкой жесткостью его стенок, что обусловливает малое отражение и большое поглощение всепроникающего звука. Выстлан он эпителием с волосками. В нём имеются железы, выделяющие ушную серу – липкое жёлтое вещество.

Барабанная перепонка образована соединительной тканью и имеет толщину всего лишь 0,1 мм. Она преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Среднее ухо – полость, заполненная воздухом. (Слайд 5)

В ней имеются 3 слуховые косточки. Посмотрите на них. Это модели слуховых косточек, увеличенные в 6 раз. Особенности их строения позволили дать им названия: молоточек, наковальня, стремечко. Они образуют систему рычагов, которые в 20 раз увеличивают силу колебаний барабанной перепонки. Среднее ухо соединено с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой, которая уравнивает давление по обе стороны барабанной перепонки.

 Кто-нибудь из вас летал на самолёте? Нет? Закройте рот и зажмите нос, выдохните. Что вы ощутили? (Потрескивание). О чем это говорит?  (Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой).

В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на  барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления  воздуха по обе стороны барабанной перепонки.

 По евстахиевой трубе в среднее ухо могут проникать бактерии и вызывать воспаление, приводящее к сращению слуховых косточек и глухоте. У детей слуховая труба короче и шире, поэтому у них часто после простудных заболеваний случаются отиты.

Внутреннее ухо представляет собой  костный лабиринт и лежащий в нём перепончатый лабиринт, расположенные в глубине височной кости. (Слайд 6)  В нём два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат.

 Орган слуха находится в  улитке и действительно похож по форме на этого неприметного моллюска - он свернут наподобие раковинки на 2,5 оборота. Лабиринт улитки  заполнен жидкостью, колебания которой вызываются ударами  стремечка по овальному окну. (Слайд 7) Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами.(Слайд 8) Это волосковые слуховые клетки, в которых образуются нервные импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передает их кору височных долей головного мозга. Где происходит более тонкий анализ и синтез звуков.

4. Прохождение звуковой волны

Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука). (Слайд 9)

Сейчас вы  должны дополнить схему «Прохождение звуковой   волны» задания 1 рабочей карты. Время выполнения – 3 минуты. (Слайд 10) Взаимопроверка заполнения схемы. За правильный ответ - 1 балл.

  5.  Минута релаксации

   В конце 90-х  годов 18 века  у великого композитора Людвига ван  Бетховена начала развиваться глухота после перенесенной им болезни. (Слайд 11) Он был человеком  титанической  воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал.  

Проведём опыт. Работа в парах: приставить к сосцевидной кости карандаш, а другим стучать по нему. Какой вывод можно сформулировать? Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость.

Вот и ответ на вопрос: Бетховен делал это с   помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой - к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки.

Послушаем бессмертное произведение этого великого композитора «Симфонию №9».

6.   Гигиена слуха

Как известно, многие    факторы ведут к ослаблению слуха или полной глухоте. Прочитайте пункт учебника «Гигиена слуха» (с. 255-257) и скажите, какие причины могут привести к нарушению слуха. Время выполнения – 2 минуты

Учащиеся читают текст учебника и выделяют причины.

Проверка работы: заполнение схемы. (Слайд 12)

(Слайд 13) На витринах Новгородского историко-археологического музея-заповедника какие-то странные палочки, под ними написано «Копоушечки». Что это такое? Открыть тайну нам поможет.

Сообщение учащегося.

В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти, называемые «копоушечками» изготавливались из дерева, но иногда находят отдельные искусно украшенные экземпляры из металла или кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному. Позже копоушечки стали называть «уховертками». Копоушечка, уховертка на Руси использовалась много веков, от древней Новгородской республики до Москвы эпохи смутного времени. Использовали их все слои населения - от крестьян (деревянные уховертки), купцов (костяные, бронзовые, железные копоушечки) до царской фамилии.

 В старину в русском языке словом «сера» обозначали грязь. Отсюда пошли слова «серый» (грязный), «серить» (пачкать) Поэтому закономерно, что засохший секрет в слуховых проходах тоже стали называть «ушная сера»- ушная грязь.

А знаете ли вы, что имеется в России памятник ушам. (Слайд 14) Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо. Расположена она на центральной улице города Перми. «Пермяк солёные уши» — традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.

 ІV.     Закрепление полученных знаний

Все пункты плана нами рассмотрены. А сейчас посмотрим, как вы изучили слуховой анализатор. Выполните 2 задание на ваших рабочих листах. (Слайд 15)

Время выполнения – 3 минуты. Взаимопроверка, за правильный ответ- 1 балл. 

Утверждения

  1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. (Нет).
  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. (Да).
  3. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. (Да).
  4. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. (Нет).
  5. Ухо состоит из двух отделов. (Нет).
  6. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. (Да).
  7. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. (Да).

Как определить, хорошо вы слышите или нет? Существует такой способ: аудиометрия. Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем  расстояние, на котором тиканье часов услышано. ( Нормальным считается расстояние 10 – 15 см.). Аналогично проводим с левым ухом.

А знаете ли вы, что мужчины слышат хуже, особенно повышенные тона, зато отлично распознают направление звука и определяют расстояние до его источника.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Итак, подведём итоги урока. Учащиеся отвечают.

Оценки за урок. Подсчитаем количество набранных баллов.12 баллов – «5», 9-11 – «4», 6-8 – «3». Если давали правильные ответы, то добавьте ещё, 1-2 балла (учитель называет фамилии этих учащихся).

 VІ.    Домашнее задание. (Слайд 17)

  VІІ.  Заключительное слово учителя. Рефлексия. (Слайд 20)

Звучит Симфония №40  Моцарта. Как хорошо слышать окружающий мир, радоваться человеческому общению. Но это счастье надо беречь, заботясь о своём слуховом анализаторе.

         Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю обратить внимание на  ноты, лежащие у вас на столах.  Вы видите ноты разного цвета. Каждая нота символизирует ваше  настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию  урока. Для этого вы должны взять одну  ноту, согласно той  характеристике, которую видите на экране, и поднять её вверх.  Я сделаю это первой, показав свою комфортность от работы с вами.

Спасибо! Вы можете идти на перерыв.

Рабочая карточка________________________-___

ФИ.уч-ся

Задание 1

Схема «Прохождение звуковой волны»

                                                                                                стремечко

 колеблет                              колеблет                                 колеблет

                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                              колеблет

        

                                                                                                                                              колеблет

                           передается                                                                                                            

                           

                           возникает                                 касается                                    колеблет

(За правильный ответ – 1 балл, всего- 5 баллов)

Задание 2

Выбрать правильные утверждения и отметить их.

Утверждения

  1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  3. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  4. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
  5. Ухо состоит из двух отделов.
  6. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
  7. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.

Таблица для ответов теста

1

2

3

4

5

6

7

(За правильный ответ – 1 балл, всего- 7 баллов)

Задание 2

Выбрать правильные утверждения и отметить их.

Утверждения

  1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
  2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  3. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  4. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
  5. Ухо состоит из двух отделов.
  6. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
  7. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.

Таблица для ответов теста

1

2

3

4

5

6

7

(За правильный ответ – 1 балл, всего- 7 баллов)

Рабочая карточка________________________-___

ФИ.уч-ся

Задание 1

Схема «Прохождение звуковой волны»

                                                                                                стремечко

 колеблет                              колеблет                                 колеблет

                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                              колеблет

        

                                                                                                                                              колеблет

                           передается                                                                                                            

                          возникает                                 касается                                    колеблет

(За правильный ответ – 1 балл, всего- 5 баллов)

Памятка «Гигиена слуха»

  1.  Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
  2.  Защищайте уши от сильного шума.
  3.  Если уши заболели, обратитесь к врачу.
  4.  Каждое утро разминайте ушную раковину.
  5.  Слушайте спокойную ритмичную музыку.
  6.  Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
  7.  Вовремя лечите воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению  

      слуха.

  1.  Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
  2.  От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
  3.  Берегите уши от ударов.

Домашнее задание

      Задание 1

                    Прочитайте § 51 учебника, ответьте на вопросы.

     

     Задание 2 

                 Составьте кроссворд по теме  «Слух» или заполните таблицу

                   

                       

Отдел уха

Строение

Функции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Озеро Святое (Жуковский район)

Слайд 2

Слуховой анализатор 7.04.2017.

Слайд 3

Строение органа слуха Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УШНАЯ РАКОВИНА СЛУХОВОЙ ПРОХОД БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА

Слайд 5

Строение органа слуха Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. МОЛОТОЧЕК НАКОВАЛЬНЯ СТРЕМЕЧКО ЕВСТАХИЕВА ТРУБА Названа в честь Б. Эустахио итальянского врача и анатома

Слайд 6

Строение органа слуха Тема. Строение и функции слухового анализатора. Гигиена слуха. УЛИТКА, КОРТИЕВ ОРГАН СЛУХОВОЙ НЕРВ Открыт итальянским гистологом А. Корти ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ

Слайд 9

Звуковая волна Барабанную перепонку Слуховые косточки Мембрану овального окна (внутреннее ухо) Жидкость в улитке Основную мембрану Рецепторные клетки с волосками Покровной мембраны Нервный импульс Головной мозг Прохождение звуковой волны колеблет колеблет колеблет стремечко колеблет колеблет колеблет касаются возникает передается

Слайд 10

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) немецкий композитор, дирижёр и пианист.

Слайд 11

Причины нарушения слуха внутренние внешние Повреждение слухового нерва Повреждение коры головного мозга Образование серной пробки Громкие звуки, шум Микроорганизмы Насекомые 1. 2. 3. 3. 2. 1 .

Слайд 14

Согласны ли вы, что : 1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. 2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. 3.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. 4.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. 5. Ухо состоит из двух отделов. 6. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. 7. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. нет нет нет да да да да

Слайд 15

Не чистите уши спичками, вязальными спицами. Защищайте уши от сильного шума. Если уши заболели, обратитесь к врачу. Слушайте спокойную ритмичную музыку. Берегите уши от ударов. Объясните гигиенические правила

Слайд 16

Критерии оценки 12 баллов – «5» , 9-11 баллов – «4» , 6 - 8 баллов – «3» .

Слайд 17

Изучить §51. Составить кроссворд ИЛИ заполнить таблицу: Отдел уха Строение Функции Домашнее задание

Слайд 18

Мелодия урока Урок был интересен. Он был полезен для меня. Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности на нем. Урок принес мне мало пользы. ♪ ♪ ♪


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Конспект урока биологии. 8класс. Анализаторы.

Обобщающий урок с применением мультимедийной презентации. Урок-путешествие  позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функциях анализаторов,формировать представлен...

Конспект урока для дистанционного обучения "Зрительный анализатор" 8 класс

Представлен урок для дистанционного обучения учащихся 8 класса надомного отделения по предмету биология с возможностью использования маркерной доски IDroo. Для использования презентации необходимо ска...

План-конспект урока на тему "Слуховой анализатор с использованием сингапурской системы обучения"

Класс: 8АДата: 8.12.14 Тема урока: "Анализатор слуха».Тип урока и его структура: изучение новых знаний. 1. Знания этой темы, тесно связаны с последующими (понятия анализато...

Конспект урока биологи "Слуховой анализатор" (8 класс)

На уроке рассматривается строение слухового анализатора, гигиена органов слуха, приводятся интересные исторические факты....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Орган слуха. Слуховой анализатор"

Ппомочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;способствовать формированию навыков гигиены слу...

План конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Анализаторы. Зрительный анализатор»

Разработка урока  по технологии "Развитие критического мышления" в  рамках проекта Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления. Критическое мышлен...