Конспект урока "Соцветия"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Фомина Ольга Андреевна

Тема урока: «Соцветия»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о соцветиях, их значении в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc393 КБ
Файл kontrolnaya.docx113.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Соцветия»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о соцветиях, их значении в природе.

Ожидаемый результат:

Ожидаемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

 - определение соцветия;

- биологическое значение соцветий;

- наиболее распространённые типы соцветий.

Учащиеся должны уметь:

- различать и называть соцветия;

- определять простые и сложные соцветия;

- называть растения, обладающие определёнными соцветиями.      

Тип урока: комбинированный

Оборудование: гербарий,  компьютер, проектор, раздаточный печатный материал, презентация

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

-Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя, занимают свои места.

2

Проверка домашнего задания

- Для того, чтобы проверить знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке,

я вам предлагаю ответить «Верны ли утверждения». Я зачитываю вам утверждение, а вы отвечаете на него да или нет.

1) Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное.

2) Цветок – орган вегетативного размножения.

3) Главные части цветка – корень и пестик.

4) Из завязи пестика развивается семя.

5) На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки.

6) Ива, как и кукуруза, - растение однодомное.

7) Любой цветок имеет лепестки и чашелистики.

8) Цветок тюльпана имеет простой околоцветник.
9) Все ли растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке?  

Слушают вопросы, отвечают на них.

- Да.

- Нет, цветок –  это орган семенного размножения.

- Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.

- Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.

- Да, это растение однодомное.

- Нет, ива – двудомное растение.

- Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.

- Да.

Затрудняются ответить.

3

Изучение нового материала

Об этом мы узнаем сейчас. Тема нашего урока «Соцветия»

- Для начала мы должны выяснить, что такое соцветие.

- Давайте запишем более точное определение.

- Соцветие - это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

- Как вы думаете, в чем биологический смысл соцветий?

- Соцветия способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром, делают цветки более заметными, обеспечивают рассеивание пыльцы.

- Соцветия бывают простыми и сложными. В простых соцветиях цветки прикрепляются непосредственно к главной оси, а в сложных соцветиях цветки прикрепляются не к главной оси, а к ее разветвлениям, т.е. к оси второго порядка. Простыми соцветиями являются кисть, зонтик, початок, головка, колос, корзинка, щиток. Сложные соцветия – сложная кисть, или метелка, сложный колос, сложный зонтик.

- Давайте более подробно рассмотрим строение простых и сложных соцветий.  Для этого я вам предлагаю  самостоятельно заполнить таблицу, пользуясь текстом учебника.

Тип соцветия

Рисунок

Описание

Примеры растений

После завершения заполнения учащимися таблицы  проверяем качество выполненной  работы.

Записывают тему.

Записывают определение.

Высказывают предположения.

Делают записи в тетради.

Оформляют виды соцветий  в тетради.

Переносят таблицу в тетрадь, самостоятельно заполняют ее, пользуясь учебником.

5

Закрепление нового материала

- Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить  лабораторную работу. Рассмотрите  гербарий растений, определите виды соцветий  и заполните таблицу.

Рассматривают рисунки, определяют виды соцветий, переносят таблицу в тетрадь,  заполняют ее, сдают тетради для проверки.

6

Итог урока. Рефлексия

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
– В чем биологическое значение соцветий?

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

7

Домашнее задание

1) Читать §22, стр. 86, знать основные термины, уметь различать соцветия по описанию и схематическому изображению. 2) Выполнить лабораторную работу (Приложение 1)

Записывают домашнее задание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лабораторная работа по теме «Соцветия»

Рассмотрите  картинки и  заполните таблицу в тетради

Название растения

Вид соцветия

Простое или сложное соцветие

Рисунок соцветия

Scan0062Scan0130 Рисунок11

             Ландыш                            Подорожник                              Антуриум                       Подсолнечник

Scan0022       Scan0018

          Пшеница                      Укроп                                           Ромашка                               Черемуха

      клевер      

                  Сирень                        Клевер                                   Боярышник                             Примул


     



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Тема: Цветок – генеративный орган, его строение и значение.

Двойное оплодотворение цветковых растений.

1. Выберите один правильный ответ:

1.Главная функция цветка - образование:

А) листьев

Б) плодов и семян

В) стеблей

2.Чашечка образована:

А) лепестками

Б) тычинками

В) чашелистиками

3.Околоцветник:

А) защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий

Б) образует плоды и семена

В) удерживает растение в почве

4. Семена образуются:

А) в околоцветнике

Б) из семязачатков

В) из пыльцы в пыльниках

5. Пыльца образуется:

А) в завязи  пестика

Б) на лепестках

В) в пыльниках тычинок

6. Если пестичные и тычиночные цветки находятся  на одном растении, то его называют:

А) однодомными

Б) двудомными

В) однополыми

7. Мужской частью цветка являются:

А) тычинки

Б) пестик

В) семяпочка

8. Двойное оплодотворение характерно для:

А) мхов

Б) папоротников

В) голосеменных

Г) цветковых.

9. При двойном оплодотворении происходит следующий процесс:

А) Один спермий сливается с яйцеклеткой, а другой – с центральным ядром

Б) Два спермия сливаются друг с другом

В) Два спермия сливаются с яйцеклеткой

Г) Два спермия сливаются с центральным ядром

10. Эндосперм семени формируется в результате слияния:

А) Центрального ядра и спермия

Б) Двух спермиев

В) Яйцеклетки и спермия

Г) Зиготы и спермия

2. Установите соответствие, обозначив логические пары между частью цветка и его функцией:

А – околоцветник

1 – удерживает все части цветка

Б – пестик

2 – защищает главные части цветка

В – цветоложе

3 – содержит семязачаток

3. Подпишите части цветка

C:\Documents and Settings\Макс\Рабочий стол\12919_html_m14d3172e.jpg

4. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

1. Почему пестики и тычинки считаются главными частями цветка?

2. В чем заключается биологическое значение полового размножения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...