компоненты биоссферы
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

разработка урока для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока для 10 класса19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Круговорот веществ в природе.

Цель: дать понятие о круговороте веществ, взаимосвязи веществ в биосфере, соответствие единым законам природы.
Задачи урока: Расширить знания о круговороте веществ. Показать перемещение веществ в биосфере. Показать роль круговорота веществ в биосфере.

  1. Орг момент
  2. Мотивация :  Вспомните из химии закон сохранения веществ. Как этот закон может быть связан с биосферой?
    Дайте определение  биосфере
     

Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов. 

В каждой экосистеме происходит круговорот вещества как результат экофизиологической взаимосвязи автотрофов и гетеротрофов.
Углерод, водород, азот, сера, фосфор и ещё около 30 простых веществ, необходимых для создания жизни клетки, непрерывно превращаются в органические вещества (глициды, липиды, аминокислоты…) или поглощаются в виде неорганических ионов автотрофными организмами, впоследствии используются гетеротрофными, а затем – микроорганизмами-деструкторами. Последние разлагают выделения, животные и растительные остатки на растворимые минеральные элементы или газообразные соединения, которые возвращаются в почву, воду и атмосферу.

Круговорот воды в биосфере работа с учителем на доске

Работа в группах

  1. Круговорот кислорода
  2. Круговорот серы
  3. Круговорот фосфора


Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет, воды – около 2 млн лет (рис. 6). Это значит, что атомы этих веществ за историю Земли многократно проходили через живое вещество, побывав в телах древних бактерий, водорослей, древовидных папоротников, динозавров и мамонтов.

Биосфера прошла длительный период развития, в течение которого жизнь меняла формы, распространилась из воды на сушу, изменила систему круговоротов.
За последние 600 млн лет скорости и характер круговоротов приблизились к современным. Биосфера функционирует как гигантская слаженная экосистема, где организмы не только приспосабливаются к среде, но и сами создают и поддерживают на Земле условия, благоприятные для жизни

Запись вывода в тетради

1. Биосфера – энергетически открытая система
2. Накопление веществ в биосфере идёт за счёт растений, способных преобразовывать энергию солнечного света.
3. Круговорот веществ - необходимое условие существования жизни на Земле.
4. В процессе эволюции в биосфере установилось равновесие между организмами.

Рефлексия.

Дети делятся полученными впечатлениями.

Интересная мысль.(учитель)

Природа. Тысячелетиями мы боролись с ней, покоряли её, преобразовывали, нещадно уничтожали. В упоении борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две великие истины. Первая та, что человечество существует и развивается за счёт природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Вторая в том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего на Земле. Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – природа – была и всегда сильнее человека, ибо она его родила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для него – всё. А потому: не вреди!

Д\з § 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 6 классов.

Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 5 - 7 классов. Знакомит с региональным дискурсом "Рыболовство", нацелена не на обучение учащихся диалекту, а на развитие ключевых предметных и метапредме...

Техника безопасности как компонент здоровьесберегающей технологии

Соблюдение правил техники безопасности на уроках информатики...

Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)

·          способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю·          получить предс...

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Проявление аэрокосмического компонента на уроках географии

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, «космос» в своём главном значении трактуется как «вселенная». Кроме этого его ещё можно назвать «миром звёзд и планет». Земля, как известно, планета солнечной ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Региональный компонент в обучении физике

В школьный курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники. Содержание сам...

Кубанский компонент как компонент воспитания искусством

Использование регионального компонента в обучении изобразительному искусству...