Рабочая программа по биологии. 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Горчанинова Лидия Федоровна

Программой предусмотрено: освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10_klass_bazovyy.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 37» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______/Е.А.Иванова /

Протокол № ______

от «     » августа 2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «СШ №37»

______/Г.Н. Звонарева /

от «     » августа 2017 г.

 РАССМОТРЕНО

Заседание педагогического совета.

Протокол № _____

 от «     » августа 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СШ №37»

_______/Г.В.Шуневич /

Приказ №_____

от «   » сентября 2017 г.

Рабочая программа

по биологии

10 класс

(базовый уровень)

                                                         Учитель Л.Ф. Горчанинова

2017-2018 учебный год

Рабочая программа для 10 класса рассчитана на изучение биологии на базовом уровне и составлена на основании:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05.2012г. № 413;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Примерной программы среднего общего образования по биологии;
  • Авторской программы  В.В. Пасечника по биологии М: Дрофа;
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ № 37»;
  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) МБОУ «СШ №37»;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год.

Согласно учебному плану МБОУ «СШ №37» на изучение биологии на этапе среднего общего образования в 10 классе отводится34 часа (1 час в неделю).

Промежуточная аттестация по биологии проводится по итогам учебного года, в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СШ №37»» и в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №37» на текущий учебный год в форме итогового тестирования.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание курса.

Биология как наука. Методы научного познания.

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Уровни организации живой природы»

Клетка. Основы цитологии.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и её основные положения. Методы цитологии. Неорганические и органические вещества.  Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Роль белков в жизни клетки.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие соединения клетки.

Строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.

Лабораторная работа. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Вирусы и бактериофаги. Сходство и различие в строении прокариотичеких и эукариотических клеток.

Лабораторная работа. Сравнение строения клеток растений и животных.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Автотрофное питание клетки. Хемосинтез.

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Решение задач.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.                                                              Зачетно – обобщающий урок. Тесты по теме «Основы цитологии» и решение задач на «Генетический код»

Демонстрация. Схемы, таблицы: «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса».

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз.

        Формы размножения. Бесполое и половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Демонстрация: схемы, таблицы «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Индивидуальное развитие организма»

Основы генетики.

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

Лабораторная работа. Составление простейших схем скрещивания.

Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности.                                                           Лабораторная работа. Решение элементарных генетических задач. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность.Генетическое определение пола. Модификационная и наследственная изменчивость.

Виды мутаций. Соматическое и генеративные мутации.

Демонстрация: схемы, таблицы «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом».

Генетика человека.

Методы исследования генетики человека.

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности

Календарно – тематическое планирование.

урока

№ в

теме

Тема урока

Практическая часть

 Дата

1

1

Введение – 2 часа. Инструктаж ТБ. Краткая история развития биологии, методы исследования в биологии.

2

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы

3

1

Раздел 1. Основы цитологии часа – 15 часов. Клеточная теория, особенности химического состава клетки

4

2

Неорганические вещества клетки.

5

3

Органические молекулы: углеводы, жиры, лип иды.

6

4

Органические вещества. Белки – биологические полимеры.
Функции белков

7

5

Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты

8

6

АТФ и другие органические соединения клетки

9

7

Строение клетки: цитоплазма, ядро, клеточный центр, рибосомы.

ЛР №1 «Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.

10

8

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

11

9

Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.

ЛР №2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

12

10

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

13

11

Энергетический обмен в клетке.

14

12

Способы питания клетки. Фотосинтез, хемосинтез

15

13

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке

16

14

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

17

15

Контрольно-обобщающий урок «Основы цитологии»

18

1

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов  - 7 часов.

Жизненный цикл клетки.

19

2

Митоз. Амитоз.

ЛР №3 «Изучение митоза в клетках корешка лука».

20

3

Мейоз

21

4

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

22

5

Формы размножения организмов. Половое размножение. Гаметогенез.

23

6

Онтогенез. Эмбриональный период

24

7

Онтогенез. Постэмбриональный период.

25

Раздел 3. Основы генетики  -  7 часов. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.

26

1

Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

27

2

Взаимодействие неаллельных генов.

28

3

Хромосомная теория наследственности. Цитоплазматическая наследственность.

29

4

Генетика определения пола

30

5

Виды мутаций. Причины мутаций

Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

31

6

Контрольно-обобщающий урок «Основы генетики»

Л.р.№5 «Составление и анализ родословных»

32

7

Методы исследования генетики человека.

33

1

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

34

2

Обобщение материала. 
Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень

Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....