Урок по биологии в 5 классе "Строение бактерий"
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Морозова Марина Сергеевна

Разработка содержит техгологическую карту урока по биологии 5 класс " Строение бактерий" ФГОС , программа В.В.Пасечника 1 час в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_no1_stroenie_bakteriy.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

     Технологическая карта  урока  биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет  -   Биология

Класс  -  5

Учитель:  Морозова М.С.

Тема урока -   Строение и жизнедеятельность бактерий

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия « бактерия», «прокариоты», « спора», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты» , «деление», «кокки», «вибрионы», «бациллы», «спириллы»

Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.

Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.

Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Ресурсы урока:

  1.  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.- 141
  2.  Инструкции по работе для групп.
  3.  Оценочные листы для каждого учащегося.
  4. Презентация для физкультминутки
  5. Приложения №1№2№3№4

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем;  способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных;  умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Коммуникативные УУД:  развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению  объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Результаты обучения

1. Организационный момент    

Цель:   

- в мотивация учащихся к учебной деятельности, включение деловой ритм урока

Здравствуйте ребята, рада вас видеть.

Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе  опорных знаний

ЛУУД (личностные)

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД (регулятивные)

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме,

ПУУД (познавательные)

 - строить рассуждение и  алгоритмы;

КУУД(коммуникативные)

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

Подготовка учащихся к работе, мобилизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока

2.Мотивация

 Цель :

- строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.

- В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя.

В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете.

-Что же это за существа?

Это бактерии.

Вступают в диалог с учителем.

Фронтальная беседа.

 Высказывают предположения.

 

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности

Цель:

повторить  изученный материал ; выявить уровень знаний , изучить типичные недостатки

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.

- Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,-

В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!

(Николай Заболоцкий)

-Ребята, сколько царств живой природы вы знаете?

-Можем ли мы  ответить на вопрос:  «Почему бактерии выделили в отдельное царство?»

Что нужно узнать для решения проблемы?

Какие источники информации можем использовать?

Ребята, назовите тему урока.

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть

Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предполагаемые ответы учеников:

«Мы должны выяснить, чем отличаются бактерии от других живых организмов. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки».

Называют тему урока:

«Строение и жизнедеятельность бактерий».

КУУД

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

РУУД

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме,

  1. Целеполагание

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Какие цели мы перед собой поставим сегодня?

Называют цели урока.

1 Выяснить строение бактерии?

2 Узнать где  живут бактерии?

3.Узнать как бактерии размножаются?

4 Чем бактерии питаются?

5. Что произойдёт, если все бактерии исчезнут с лица Земли?

ЛУУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

5.  Мотивация  учебной деятельности

Цель:

- выполнение заданий для получения знаний

-изучение новой темы

Организовывает работу  в группах. 

Инструкция по работе для группы

( Приложение №4)

(6 группы  по 4-5  учеников).

 Каждой группе выдает таблицу для заполнения  ( Приложение №1)

Группа работает  над своим вопросом.

Каждому ученику выдается оценочный лист ( Приложение №2)

Время работы 5 минут

Работают в  группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы

 Каждая группа фиксирует результаты  в таблице

(Приложение №1),

готовят выступление.

Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.

КУУД

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

РУУД

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме,

ЛУУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

КУУД

-строить монологическое высказывание;

- контролировать действие партнера;

- учитывать разные мнения

ПУУД

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

- обобщать;

-использовать алгоритмы

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия

КУУД

-строить монологическое высказывание;

- контролировать действие партнера;

- учитывать разные мнения

ПУУД

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

- обобщать;

-использовать алгоритмы

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия

Активные действия учащихся

Активные действия учащихся

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий

1 группа работает с текстом

«Форма бактерий ».

Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами.

Задание:

  На экране разные формы бактериальных клеток. Необходимо узнать их название.

 За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой Р

2 группа работает с текстом

 «Строение бактерий»

Учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся,  читает загадку об азотофиксирующих бактериях и интересные факты.

Задание

 На экране изображение растительной и бактериальной клетки

Найдите как можно больше отличий.

За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой О

 

3 группа работает с текстом

 «Распространение бактерий ».

Учитель корректирует ошибки.

Задание:

По мере удаления от поверхности земли воздух становится все более и более  чистым. На высоте 2000 м  500 бактерий в 1м3 воздуха, а на высоте 500 м- в 50 раз больше. Сколько там бактерий?

За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой М

 

4 группа работает с текстом

 « Питание бактерии»

Учитель корректирует ошибки. Задает вопросы пассивным учащимся

Задание

 В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению?

За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой К

5 группа работает с текстом

« Размножение бактерий»

Учитель корректирует ошибки

Задание:

 Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполнить моря и океаны. Почему это не происходит?

За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой И

6 группа работает с текстом

« Образование спор»

Задание:

Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, ; чумы в 4 раза; тифа в 30 раз; сибирской язвы в 1826 раз дольше, чем холеры?

За правильный ответ учитель выдает карточку с буквой Б

-  Какое слово у нас получилось?

 МИКРОБ

-Ребята, вы успешно заполнили таблицу Молодцы!

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать.

 Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию.

По ходу урока каждый ученик  осуществляют  самооценку,

 каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».

( Приложение №2)

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать.

 Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию.

По ходу урока каждый ученик  осуществляют  самооценку,

 каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».

( Приложение №2)

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать.

 Учащиеся других групп фиксируют  в своих таблицах недостающую информацию.

По ходу урока каждый ученик  осуществляют  самооценку,

 каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».

( Приложение №2)

6. Физкультминутка

Цель:

- снятие общего утомления; снятие утомления глаз

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Если на экране появится изображение растения -подпрыгиваем,

Если  на экране  появится изображение бактерии-

приседаем,

Если на экране появится изображение животного-

Делаем наклоны,

Если на экране появится изображение грибов-

сжимаем и разжимаем пальцы

Выполняют упражнения  согласно инструкции в течение 1 минуты.

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий

7. Закрепление полученных знаний

Цель:

- выполнение заданий, развитие мыслительных операций и учебных навыков

Организует закрепление знаний.

Каждой группе выдает  задание для закрепления 1  вариант (1,2 и 3 группе)

2 вариант (4,5 и 6 группе)

Приложение №3

 Через 5 минут группы обмениваются  и производят взаимопроверку

 Выполняют упражнения  согласно инструкции

Отмечают успешные ответы, участников группы  (взаимооценка).

КУУД

-строить монологическое высказывание;

- контролировать действие партнера;

- учитывать разные мнения

ПУУД

-анализ объектов с выделением существенных признаков;

- обобщать;

-использовать алгоритмы

РУУД

-учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действий

Выполнение учащимися предложенных учителем задани

Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?

 

Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

Участвуют в обсуждении.

                                                                                               

КУУД

- формулировать собственное мнение;

-учитывать разные мнения;

РУУД

- принимать и сохранять учебную задачу,

- выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной форме

ПУУД:

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

ЛУУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся

8. Рефлексия  деятельности

Цель: проанализировать успешность урока, организация рефлексии, самооценка собственной  учебной деятельности.

Предлагает вспомнить тему и цели урока и оценить меру своего личного продвижения к цели .

Работа с оценочном листом каждого ученика ( Приложение №2)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка)

Отмечают успешные ответы, участников группы  (взаимооценка).

ЛУУД

- ориентация на понимание причин успеха( неуспеха) в учебной деятельности

КУУД

- формулировать собственное мнение

-строить монологическую речь

Адекватность самооценки учащегося

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

9. Домашнее задание

Цель:

выполнение заданий, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки.

§11

Изучив дополнительные источники, вы можете узнать много интересного:

  • об эпидемии чумы в Европе в VI веке, животных – переносчиках опасных  заболеваний,
  • где можно встретить светящихся бактерий?
  • Кто такие мусорные куры, и как они используют бактерий

Понимание  домашнего задания

Приложение №1

        №1 Формы клеток        №2 Особенность бактериальной клетки        №3  Где можно

        1.        1.         встретить бактерии

        2.        2.        1.

          3.        3.        2.

    4.        3.

№4      Питание(………………)        №5 Размножение бактерий                                     №6 Образование спор

                                          ( нарисовать схему)        Спора-…….

Приложение 2.

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Число ответов, вопросов, дополнений.   + + +  

Активность на уроке: ответы, дополнения.

Личный вклад в работу группы.

Итоговая отметка за урок:

Приложение №3

1 Вариант

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

относят:         а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.

2. Шаровидные бактерии:

а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.

3. Изогнутые бактерии:

а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы

4. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.

5. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

6. Бактерии-паразиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов б) минеральными веществами

в) органическими веществами отмерших организмов г) водой и углекислым газом

2 Вариант

1. У бактерий отсутствует: а) оболочка б) ядро в) цитоплазма г) жгутик

2. Палочковидные бактерии:

а) спириллы б) кокки в) вибрионы г) бациллы

3. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки б) бациллы в) вибрионы г) спириллы.

4. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются б) не дышат, не растут в) могут не питаться г) могут образовывать споры.

5. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) посредством половых клеток в) спорами г) делением клетки

6. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами б) органическими веществами живых организмов

в) водой и углекислым газом г) органическими веществами отмерших организмов

Приложение №4

Инструкция по работе для группы. №1.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Форма бактерии»

с. 52

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о форме бактерий

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №2.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Строение бактерий»

с. 53

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение об особенностях  бактериальной клетки

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №3.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  «Распространение  бактерии»

с. 53

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о необычных местах, где могут встретиться бактерии

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №4.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  « Питание бактерии»

с. 53-54

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о  питании бактерий, объясните новые слова.

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №5.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  « Размножение  бактерии»

с. 54

     2. Заполните соответствующую строку в таблице (схема).

     3. Подготовьте небольшое сообщение о скорости размножения бактерий

Время работы - 5 минут.

Инструкция по работе для группы. №6.

  1. Прочитайте  текст в учебнике  « Образование спор»

с. 54-55

     2. Заполните соответствующую строку в таблице.

     3. Подготовьте небольшое сообщение о значении спор в жизни бактерий

Время работы - 5 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС

План - конспект урока  по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...

Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Урок по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

урок по биологии 5 класс "Бактерии"

Цели урока: Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; пок...