Образовательная программа объединения «Юный пчеловод»
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Роженко Алексей Владимирович

Образовательная программа объединения «Юный пчеловод»

Тип программы- модифицированная,

Возраст – 11-14 лет,

Срок реализации-2 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МКОУ ДОД Таловский детско-юношеский центр

                                       имени Титова Ю.Т.

Рассмотрено и одобрено

Педагогическим советом

Протокол №1

От «30» сентября 2015г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ ДОД Таловского ДЮЦ

 имени Титова Ю.Т.

               _______________

                 Винникова Н.В.

Образовательная программа

объединения

«Юный пчеловод»

Тип программы- модифицированная,

Возраст – 11-14 лет,

Срок реализации-2 года.

                                                                          Автор: педагог

                                                            дополнительного образования,

                                                        Роженко Алексей Владимирович

                                                 2015год

                               Пояснительная записка

Основное предназначение современной системы дополнительного образования заключается в удовлетворении постоянно изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей. Особое значение оно имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Задача педагогов дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Именно поэтому программа «Юный пчеловод» приобретает особую актуальность, так как она помогает детям, имеющим особый интерес к изучению биологии и зоологии, не только расширить и углубить свои знания, но и получить допрофессиональную подготовку по специальности «Пчеловод».

Сегодня среди объединений эколого-биологического направления все более заметное место занимает объединение юных пчеловодов. В нем дети знакомятся со сложной жизнью пчелиной семьи, приобретают практические умения и навыки по содержанию и разведению этих животных.

Занятия в объединении юных пчеловодов предполагают тесную связь биологии с общественными, техническими и сельскохозяйственными науками. Именно широкое использование межпредметных связей позволяет воспитанникам усвоить важнейшие мировоззренческие идеи эволюции, многоуровневую, структурную организацию живого, понять взаимосвязи биологических систем с окружающей средой, саморегуляцию и целостность биологических систем в изменяющихся условиях среды, идеи рационального природопользования, охраны и восстановления природных ресурсов и т.д.

В объединении юных пчеловодов обучаются воспитанники разных возрастов. Конечно, это усложняет задачу систематизированного изучения биологии пчелиной семьи, но в то же время помогает формированию детского коллективизма, позволяет осуществлять опережающее обучение с помощью объяснения и закрепления практических навыков, полнее использовать перспективные межпредметные связи биологии с курсами геометрии и черчения, физики и химии.

Содержание занятий объединения юных пчеловодов в основном соответствует календарным срокам ухода за пчелиными семьями, в связи с этим предусмотрена летняя практика по каждому году обучения в объединении. Воспитанники выполняют последовательные операции, вследствие чего у них формируются определенные навыки ухода за пчелами.

Она позволит увидеть зависимость человека от природы, его связь с природой на примере общественных насекомых пчел. В ходе её реализации дети приобретут первые навыки пчеловодства.

Целью данной программы является:

получить допрофессиональную подготовку по пчеловодству, сформировать

Задачи программы:

-познакомить воспитанников с особенностями строения и жизнедеятельности медоносной пчелы, основными факторами, влияющими на жизнь пчелиной семьи,

-научить конструировать различные типы ульев,

-привить навыки правильной работы с пчелиной семьей в различное время года, отбора, переработки и хранения продуктов пчеловодства,

-развитие интересов к исконно русскому промыслу

- пчеловодству; формирование у воспитанников ответственного отношения к природе

Программа рассчитана на два года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа, по 18 часов отводится на летнюю практику в связи со спецификой данного вида деятельности. В конце каждого года обучения проводится зачет по теории и практике пчеловодства. После 2 года обучения воспитанники получают свидетельство об окончании данного объединения.

К занятиям допускаются дети, имеющие разрешение врача (справка), т.е. дети, не имеющие аллергической реакции на укусы насекомых. Возраст учащихся 11-14 лет.

Программа модифицированная, т.к. за её основу взята программа

Остренко М.Г.. Программа адаптирована к условиям обучения в учреждении дополнительного образования, разработано учебно-тематическое планирование по летней практике по каждому году обучения.

В работе по данной программе предусмотрены следующие формы занятий: беседы, практические занятия, лабораторные занятия, экскурсии, индивидуальные и групповые занятия; формы педагогического контроля: промежуточные и итоговое тестирование по теории пчеловодства, зачет по практической части занятий (в конце каждого года обучения).

В конце первого года обучения воспитанники должны знать:

-историю отечественного и зарубежного пчеловодства,

-технику безопасности при работе на пасеке;

-особенности внешнего и внутреннего строения медоносной пчелы, как социального насекомого и процессов жизнедеятельности,

-породы пчел и их биологические характеристики,

-теоретические и практические основы ухода за пчелосемьями в различное время года,

-экологию медоносной пчелы.

В конце первого года обучения воспитанники должны уметь:

-правильно вести себя на пасеке,

-наблюдать и анализировать состояние пчелиной семьи по внешним признакам в разное время года,

-осуществлять уход за пчелиными семьями в течение года,

-составлять фенологический календарь природы нашего края.

В конце второго года обучения воспитанники должны знать:

-устройство и назначение пчеловодного инвентаря и оборудования;

 -типы ульев и особенности содержания в них пчелиных семей;

-правила обращения с пчелами;

-теоретические и практические навыки по подготовке пчелосемей к зимовке;

-виды кормов и технику кормления пчел;

-технику безопасности при работе на пасеке;

-основные работы на пасеке в течении весенне-летнего периода;

-болезни и вредителей пчел и меры по профилактике и лечению их;

-технологию продуктов пчеловодства.

В конце второго года обучения воспитанники должны уметь:

 -содержать и правильно ухаживать за пчелосемьями;

-пользоваться пасечным инвентарем и оборудованием;

-производить соответствующие работы на пасеке в течение года.

     Учебно-тематический план первого года обучения

Тематический план

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

4

4

8

2

Биология медоносной пчелы:                                                                          

Морфология медоносной пчелы

8

8

16

1 )Внешнее строение насекомого

4

4

8

2)Органы движения

4

4

8

Анатомия и физиология медоносной пчелы

28

28

56

1)Пищеварительная система

4

4

8

2)Кровеносная и выделительная системы

4

4

8

3)Дыхательная система

4

4

8

4)Органы размножения

4

4

8

5)Рост и развитие особей пчелиной семьи

4

4

8

6)Нервная система

4

4

8

7)Органы чувств

4

4

8

Общественный образ жизни пчелиной семьи

34

30

64

1)Происхождение общественного образа жизни у пчел

4

4

2)Семья пчел и её гнездо

4

4

8

3)Формы взаимосвязей в пчелиной семье

4

4

8

4)Микроклимат в гнезде пчел

4

4

5)Восковыделение. Строительная деятельность

6

6

12

6)Рост пчелиной семьи

4

4

7)Использование медосбора. Опыление растений пчелами.

4

4

8

8)Роение

4

4

8

9)Зимовка пчел

4

4

8

3

Летняя практика

18

18

Итого

74

88

162

Содержание занятий

1 .Вводное занятие: знакомство с программой работы объединения, правилами техники безопасности при работе с пчелами на пасеке, при проведении походов и экскурсий. Систематическое положение медоносной пчелы. Значение пчеловодства. Краткие сведения из истории пчеловодства.

2. Биология медоносной пчелы Морфология медоносной пчелы

1)  Внешнее строение насекомого :головной, грудной, брюшной отделы; наружные покровы.

Лаб. Раб. №1. Знакомство с оборудованием по препарированию и анатомированию пчел, с устройством биологического микроскопа. Изучение внешнего строения рабочей пчелы, матки, трутня.

2)  Органы движения : Ножки, крылья.

Лаб. Раб. №2. Изучение строения ножек и крыльев особей пчелиной семьи. Анатомия и физиология медоносном пчелы

1)  Пищеварительная система: органы пищеварения. Корма, переработка кормов, пищеварение.

Лаб. Раб. №3. Изучение строения кишечного канала и желез, принимающих участие в процессах пищеварения.

2)  Кровеносная и выделительная системы: кровеносная система. Выделительная система.

Лаб. Раб. №4. Изучение строения кровеносной и выделительной систем пчел.

3)  Дыхательная система : Строение дыхательной системы. Процесс дыхания.

Лаб. Раб. №5. Изучение строения дыхательной системы пчелы.

4)  Органы размножения : половая система Трутня. Сперматогенез. Половая система матки. Половая система рабочей пчелы. Оогенез. Оплодотворение яиц и откладка их маткой. Процесс спаривания.

Лаб. Раб. №6. Изучение строения половой системы матки, трутня и рабочей пчелы.

5)  Рост и развитие особей пчелиной семьи: эмбриональное развитие.

Лаб. Раб. №7. Знакомство с внешним строением яйца, личинки, предкуколки и куколки медоносной пчелы.

6)  Нервная система : строение нервной системы. Рефлекторная деятельность пчел.

Лаб. Раб. №8. Изучение строения нервной системы пчелы.

7)  Органы чувств : органы зрения. Органы хеморецепции. Ориентирование пчел в пространстве.

Лаб. Раб. №9. Изучение строения органов чувств, простого и сложного

глаза пчелы.

Общественный образ жизни пчелиной семьи

1)  Происхождение общественного образа жизни у пчел

2)  Семья пчел и её гнездо : состав пчелиной семьи. Гнездо пчел. Практическое занятие №1. Изучение строения различных видов ячеек в сотах медоносной пчелы. Расчеты сотов, необходимых для обеспечения нормальной работы сильной пчелиной семьи.

3)  Формы взаимосвязей в пчелиной семье: феромоны. Пищевые контакты. Сигнальные движения. Ориентирование по аромату нектара, запахам. Разделение труда.

Практическое занятие №2. Наблюдение за выполнением отдельных работ рабочими пчелами (передача корма, круговые и восьмерочные движения, сигнальные движения), посещаемость пчелами медоносных растений.

4)  Микроклимат в гнезде пчел

5)  Восковыделение. Строительная деятельность пчел: восковыделительные железы. Строительство сотов. Факторы, влияющие на восковыделение и строительную деятельность пчел. Старение сотов. Лаб. Раб. №10. Изучение строения восковых зеркалец. Практическое занятие №3. Наблюдение за отстройкой рабочими пчелами сотов в рамках, оснащенных вощиной.

6)  Рост пчелиной семьи

Практическое занятие №4. Наблюдение за весенним очистительным облетом рабочих пчел, определение плодовитости маток.

7)  Использование медосбора. Опыление растений пчелами : лётная деятельность пчел. Отыскивание источников корма. Мобилизация на его сбор. Группы пчел, участвующие в сборе и переработке нектара. Факторы, влияющие на продуктивность Семьи. Опыление сельскохозяйственных культур. Медоносная пчела и окружающая среда.

Практическое занятие №5. Наблюдение за поведением пчел из семей разной силы во время медосбора.

8)  Роение : признаки подготовки семей к роению. Выход роя. Факторы, влияющие на появление роевого состояния.

Практическое занятие №6. Наблюдение за подготовкой пчелиной семьи к роению и поведением роевых пчел.

9) Зимовка пчел : подготовка пчел к зимовке. Физиологические особенности пчел, идущих в зимовку. Формирования клуба. Значение качества кормов для нормальной зимовки. Зимостойкость пчел.

Возобновление активности пчел к концу зимовки.

Практическое занятие №7. Наблюдение за подготовкой пчелиной семьи к

зимовке. Оценка качества кормовых запасов на зимовке. Оценка качества

кормовых запасов на зимний период.

3. Летняя практика: Осмотр пчелосемей, расширение гнезд сушью. Осмотр пчелосемей, расширение гнезд вощиной. Осмотр пчелосемей с целью предупреждения роения. Формирование пчелосемей искусственным путем (отводками). Наблюдение за роением. Техника сбора и посадки пчелиного роя в новый улей. Зачет по практической части занятий. Итоговое тестирование по теории и практике пчеловодства по 1 году обучения

Учебно-тематический план второго года обучения

Тематический план

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

3

4

2

Пасечные постройки, ульи, пчеловодный инвентарь

4

4

8

3

Правила обращения с пчелами

4

12

16

4

Болезни и вредители пчел

8

4

12

5

Содержание пчел зимой

4

8

12

6

Корма и кормление пчел

4

8

12

\1

Весенние работы на пасеке

4

16

20

\8

Вывод пчелиных маток и их использование

4

8

12

9

Размножение пчелиных семей

4

8

12

10

Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных растений

4

8

12

11

Подготовка пчелиных семей к медосбору и использование медосбора

4

12

16

12

Технология продуктов пчеловодства

2

2

4

2

2

4

14

Летняя практика

3

52

15

18

162

                                  Содержание занятий

1.   Вводное занятие: знакомство с программой работы объединения, правилами техники безопасности при работе с пчелами на пасеке, при проведении походов и экскурсий.

Практическое занятие №1. Осенние работы на пасеке.

2.  Пасечные постройки ульи, пчеловодный инвентарь: пасечные постройки. Ульи. Пчеловодный инвентарь и оборудование пасек.

3.  Правила обращения с пчелами: задачи осмотра пчелиных семей. Особенности поведения пчел различных пород при осмотре. Подготовка пчелиных семей к осмотру и техника осмотра. Производственно-контрольный улей на пасеке. Практическое занятие №2. Знакомство с назначением, устройством

и   использованием инвентаря, предназначенного для осмотра пчелиных семей.

Практическое значение №3. Приобретение навыков по осмотру пчелиных семей. Практическое занятие №4. Оформление пасечных документов.

4.   Болезни и вредители пчел: классификация болезней. Заразные болезни. Незаразные болезни. Вредители пчел.

Лаб. Раб. №1. Диагностика заболевания пчел варроатозом. Практическое занятие №5. Техника обработки пчелосемей препаратом БИПИНОМ от варроатоза.

5.   Содержание пчел зимой: подготовка пчелиных семей к зимовке. Зимовка пчел в помещениях и на воле.

Практическое занятие №6. Знакомство с техникой подготовки пчелиных семей к зимовке.

Практическое занятие №7. Знакомство с методами проверки состояния пчелиных семей во время зимовки.

6.   Корма и кормление пчел: значение обильных и полноценных кормов для развития и продуктивности пчелиных семей. Потребность пчелиной семьи в кормах. Состав кормов для пчел. Корма и техника кормления пчел. Заменители натуральных кормов.

Практическое занятие №8. Освоение техники подготовки углеводных и белковых кормов для подкормки пчел.

Практическое занятие №9. Приобретение навыков по кормлению пчел.

7.   Весенние работы на пасеке: начало активного Аериода в жизни пчелиной семьи. Подготовка к весенним работам на пасеке. Очистительный облет пчел. Общий весенний осмотр пчелиных семей. Исправление неблагополучных семей. Выбраковка слабых безматочных семей и плохих маток. Утепление и сокращение гнезд. Отстройка сотов и производство воска. Расширение гнезд.

Практическое занятие №10. Натягивание проволоки в рамках и оснащение их вощиной.

Практическое занятие №11. Выставка пчел из зимовника и наблюдение за очистительным облетом.

Практическое занятие №12. Очистка и обработка доньев в ульях перезимовавших пчелосемей.

Практическое занятие №13. Весенний осмотр пасеки и выбраковка и исправление неблагополучных пчелиных семей.

8.  Вывод пчелиных маток  и их использование: породы пчел. Племенная работа на пасеке. Техника вывода маток. Смена маток. Получение плодных маток.

Практическое занятие №14. Отбор и подготовка отцовских и материнских семей и семей-воспитательниц. Практическое занятие №15. Освоение техники вывода маток.

9.   Размножение пчелиных семей : роение. Сбор и посадка роев. Предупреждение роения. Искусственное размножение пчелиных семей.

Практическое занятие №16. Определение признаков подготовки пчелиной семьи к роению и освоение методов его предупреждения.

Практическое занятие №17. Знакомство с техникой сбора и посадки роя в улей и техникой формирования отводков, делением семей.

10. Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных  растений (12ч.)

нектар и пыльца. Важнейшие медоносы и пыльценосы. Медоносы лесов. Медоносы лесных защитных полос и парков. Медоносные растения полевых севооборотов. Кормовые растения садов и огородов. Медоносные растения лугов, пастбищ и неудобных земель. Ранние пыльценосы. Медосбор. Его типы и особенности использования. Опыление сельскохозяйственных растений. Практическое занятие №18. Изучение медоносных растений окрестности пасеки. Практическое занятие №19. Изготовление коллекции медоносных растений.

11.   Подготовка  пчелиных семей к медосбору и использование медосбора: подготовка пчелиных семей к медосбору в зависимости от местных условий и типа медосбора. Преимущества сильных семей. Обеспечение пчелиных семей запасами сотов. Учет породных особенностей пчел при подготовке семей к медосбору. Использование роев для получения медосбора. Отбор и откачка меда.

Практическое занятие №20. Основные техники постановки магазинов и медовых корпусов перед главным взятком.    

Практическое занятие № 21. Знакомство с работами по отбору медовых сотов и их откачка.

Практическое занятие № 22. Знакомство с техникой производства сотового мёда.

12. Технология продуктов пчеловодства: мёд. Воск. Обножка. Прополис. Пчелиный яд. Маточное молочко.

Лаб. Раб. №2. Биохимическая экспертиза мёда.

13. Заключительное занятие: подведение итогов обучения.

14. Летняя практика: подготовка инвентаря, необходимого для откачки меда. Отбор рамок для откачки меда. Технология откачки меда. Сбор гнезд пчел для зимовки. Технология осенней подкормки пчелосемей с целью улучшения зимовки. Зачет по практической части занятий. Экзамен по теории пчеловодства.

Методическое обеспечение программы

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Формы занятий можно определить как: самостоятельную, либо с помощью педагога; коллективную или индивидуальную работы.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть включает в себя закрепление и обобщение теоретического материала путем проведения лабораторных работ, разнообразных исследований как в условиях кабинета, так и на пасеке, т.к. ценность теоретических знаний приобретается лишь через применение их в практической работе.

При этом прохождение каждой новой темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.

Методическим принципом организации практической деятельности воспитанников выступает опора на систему исследовательских заданий. Воспитанники в процессе индивидуальной и групповой работы должны грамотно и убедительно решить поставленную задачу, осознать логику исследования. Поэтому важным методом исследовательской работы является разъяснение последовательности действий и операций, как определять цели и задачи, выстраивать последовательность действий, производить анализ материала, намечать результаты и сроки реализации. Другие методы обучения и воспитания, используемые для реализации программы: инструктаж, работа с книгой, беседа, лекция, обсуждение, познавательная игра, практический метод, наблюдение, иллюстрация, демонстрация.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме проведения зачета по практике пчеловодства и экзамена в виде итогового тестирования по теории пчеловодства.

Материально-техническое обеспечение: теоретическая часть занятия проводится в учебном кабинете, оснащенном техническими средствами для просмотра учебных фильмов. Каждый воспитанник имеет рабочее место с набором приборов (инструментов и препаратов), необходимых для проведения лабораторных работ. Также для проведения теоретических занятий имеются: учебные кинофильмы, таблицы внешнего и внутреннего строения медоносной пчелы, коллекции различных особей пчелиной семьи и прочие дидактические пособия.

Практические занятия проводятся на пасеке, где имеется ульи с пчелиными семьями и пчеловодческий инвентарь, необходимый для практической работы.

                                     

                                            Литература

-Биология медоносной пчелы В.И. Лебедев, Н.Г. Билаш

Москва ВО «Агропромиздат» 1991г. -Загадки пчелиного улья И.А. Шабаршов

Москва Издательство «Колос» 1992г. -300 практических советов пчеловодам Дмитриева Ульяна

ТИД КОНТИНЕНТ - Пресс, 2000г. -Настольная книга пчеловода Н.А. Тихомирова

Харьков «ФОЛИО»   2005г.

Аттестация за двухгодичный курс обучения в объединении «Юный пчеловод»

ЧАСТЬ А: Из четырех предложенных вариантов выбрать один верный

А1: медоносная пчела относится:

а) к типу хордовые, классу насекомые;

б) к типу членистоногие, классу насекомые;

в) к типу Моллюски, классу брюхоногие;

г) к типу членистоногие, классу паукообразных.

А2: Тело медоносной пчелы состоит из:

а) трех отделов;

б) двух отделов;

в) пяти отделов;

г) одного отдела.

 A3: Медоносная пчела относится к отряду:

а) жесткокрылых;

б) чешуекрылых;

в) двукрылых;

г) перепончатокрылых.

А4: Пыльцу, собранную с цветков растений, медоносная пчела переносит:

а) в медовом зобике;

б) в особых образованиях задней пары конечностей - «корзиночках»;

в) во рту;

г) на усиках.

А5: Тип ротового аппарата у медоносной пчелы:

а) грызуще-лижущий;

б) колюще-сосущий;

в) грызущий;                  г) лижущий.

А6: «Царица» пчел - матка живет:

а) один год;

б) 2 дня;

в) 35 дней;

г) до 5 лет.

А7: Медоносная пчела имеет на голове:

а) 2 пары усиков, 2 пары сложных глаз, ротовой аппарат;

б)  1 пару усиков, 2 пары сложных глаз, 3 простых глазка и ротовой аппарат;

в)  1 пару усиков, 3 простых глазка, ротовой аппарат;

г) 2 пары сложных глаз и ротовой аппарат.                          

А8: Кровь медоносной пчелы бесцветная - гемолимфа, т.к.:

а) не содержит эритроцитов, т.е. не участвует в газообмене;

б) содержит соли меди;                                                                

в) содержит соли калия;

г) содержит гемоглобин.

А9: Органы выделения медоносной пчелы:

а) почки;

б) клоака;

в) зеленые железы;

г) мальпигиевы сосуды.

А10. Свищевые маточники закладывает семья:

а) потерявшая внезапно матку- «царицу»;

б) не имеющая трутней (самцов);

в) слабая семья;

г) семья трутовка.

A11: Падевый мед пчелы собирают:

а) с цветковых растений;

б) с переспелых плодов;

в) с медвяной росы, которую выделяют тли;

г) с ветроопыляемых растений.

А12: Весной пчел выносят из зимовника- «омшаника» и проводят беглый осмотр в безветренную погоду при температуре воздуха:

а) 0 градусов С; б)+10 С;

в)-2 С; г) + 5 С.

А13: Провоцирует роение пчел: а)теснота и духота в улье;

б) какая-либо болезнь;

в) обилие медоносов;

г) высокая влажность воздуха.

А14: Для сохранения сотов от поражения восковой молью необходимо:

а) хранить их в пустых ульях;

б) хранить над испаряющимся раствором уксусной кислоты или обработать помещение сернистым газом;

в) хранить в тепле;

г) хранить в подвале.

А15: Первый рамочный улей изобрел:

а) Д.И.Менделеев;

б) Н.М.Витвицкий;

в) И.И.Мечников;

г) П.И.Прокопович.

А16: Язык общения пчел между собой:

а) язык движений - «танца» и феромонов;

б) язык звуков;

в) язык жестов;

г) язык цветов.

А17: Осенняя подкормка готовится в соотношении воды и сахара из расчета:

а) 1:1;

б)1:2;                                                                                              

в) 2:1;

г) 3:1.

А18: Органы дыхания пчел:                                                             

а) легкие;

б)легкие и трахеи;

в)трахеи;

г) кожа.

А19: Пыльца, собранная с цветков растений и переработанная пчелами - перга, является кормом:

а) белковым;

б) липидным;

в) углеводным;

г) балластовым.

А20: Процесс развития матки - «царицы» продолжается в течение:

а) 21 дня;

б) 23 дней;

в) 26 дней:

г) 16 дней.

ЧАСТЬ В: Выберите из шести вариантов ответов три правильных:

В1: Болезни пчел, вызванные грибковыми возбудителями:

а) аскофероз;

б) парагнилез;

в) нозематоз;

г) аспергиллез (каменный распад);

д) кандидамикоз;

е) европейский гнилец.

В2: Главными условиями успешной зимовки пчел являются:

а) высокая температура, выше + 10 С;

б) оптимальная температура от - 4 до + 4 градусов С;

в) запасы в улье 20-25 кг качественного меда;

г) хорошая вентиляция помещения, в котором зимуют пчелосемьи;

д) как можно большее беспокойство пчел в зимний период;

е) очень высокая влажность воздуха.

ЧАСТЬ С: Расставьте стадии развития медоносной пчелы в правильном порядке:

а) куколка;

б) взрослое насекомое;

в) личинка;

г) яйцо.

ЧАСТЬ Д: Совместите правильно слово из 1 столбца со словом из 2 столбца:

а) живет одно лето;

б) развивается 21 день;                                                             а) трутень;

в) является недоразвитой самкой;                                             б) рабочая пчела;

г) откладывает всю жизнь яйца;                                               в) матка.

д) выполняет все работы внутри и снаружи улья;

е) участвует в осеменении самки.

ЧАСТЬ Е: Дать развернутый ответ:

С1: Какие весенние работы проводят на пасеке?

С2: Что нужно делать, чтобы пчелы меньше жалили?                 

СЗ: Опишите, как с помощью лабораторного опыта определить содержание пади в меде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения "Юный овощевод"

Целью данной программы является развитие у школьников культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности. В процессе изучения курса предполагается рассмотреть теоретические ...

Рабочая программа объединения "Юная леди" младшие классы

По этой программе я работала в прошлом году. Включены такие разделы, как домоводство, ОМЗ, основы психологии, рукоделие...

Программа объединения "Юный лингвист"

Программа знакомит детей с творчеством французских писателей, художников, музыкантов через заочные экскурсии, участие в конкурсах, возможность реализовать себя в постановке сказок....

Программа объединения "Юный художник-дизайнер"

Программа рассчитана на 2 года обучения живописи и рисунку для детей 7-18 лет...

Программа объединения "Юный филолог".

Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» имеет социально- педагогическое направление.          Программа дополнительного образовани...

образовательная программа объединения " Юный инспектор движения"

образовательная программа объединения "Юный инспектор движения" разработана на 3 года обучения...

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...