Программа объединения "Юный филолог".
рабочая программа на тему

Краснова Светлана Валентиновна

Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» имеет социально- педагогическое направление.

          Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» включает в себя следующие элементы новизны: презентации теоретических и практических занятий, решение компьютерных задач по речевому этикету.

Программа объединения строится на основе интереса его членов. Занятия объединения обязательно должны иметь элементы занимательности. Занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Часы занятий объединения – это часы увлекательного и напряжённого умственного труда и творчества обучающихся.

     Программа и тематическое планирование рассчитаны на один год обучения в объёме 168   часа в год. 

Программа рассчитана на обучающихся 12 - 15 лет, интересующихся русским языком. Учитывая возрастные особенности обучающихся для занятий отбирается  такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, даёт обучающимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории языка.

На занятиях объединения широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведётся практическая работа с различного вида словарями.

     Основной формой подачи материала будут игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка, сообщения самих обучающихся о наблюдениях над языковыми явлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_filolog_na_saytdokument_microsoft_word_3.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно – тематический план.
  3. Содержание.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.
  6. Календарно – тематическое планирование.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Овладение таким предметом, как русский язык имеет свои особенности.

        Язык всегда находится в распоряжении обучающихся и в любой момент может быть использован для наблюдения.

        Связь теории с практикой также является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

        Учесть эти преимущества изучения родного языка – это значит привлечь внимание обучающихся прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, космос, атом.

        Актуальность программы заключается в раскрытии закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей, изучение нашего языка за рубежом. Всё это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у обучающихся.

        Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» имеет социально- педагогическое направление.

         Программа дополнительного образования объединения «Юный филолог» включает в себя следующие элементы новизны: презентации теоретических и практических занятий, решение компьютерных задач по речевому этикету.

Для реализации данной программы определены следующие цели: 

  • Пробуждение интереса к речевым явлениям.
  • Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым этических норм речи.

      Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. Обогащать  обучающихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
  2. Развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания.
  3. Воспитывать  любовь к родному языку.

        Программа объединения строится на основе интереса его членов. Занятия объединения обязательно должны иметь элементы занимательности. Занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Часы занятий объединения – это часы увлекательного и напряжённого умственного труда и творчества обучающихся.

        Программа и тематическое планирование рассчитаны на один год обучения в объёме 168   часа в год.

Программа рассчитана на обучающихся 12 - 15 лет, интересующихся русским языком. Учитывая возрастные особенности обучающихся для занятий отбирается  такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, даёт обучающимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории языка.

Режим занятий: в неделю проводится два занятия по 45 минут с перерывом 10 минут между ними.

        Основным тематическим стержнем работы объединения  служит показ всестороннего богатства и красоты русского языка. Занятия включают в себя историю письма, топонимику, этимологию слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия, антонимия и фразеология; ведут наблюдения над такими чертами нашего языка, как звучность, выразительность, меткость; синтаксические богатства языка и их использование в речи.

        На занятиях объединения широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведётся практическая работа с различного вида словарями.

        Основной формой подачи материала будут игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка, сообщения самих обучающихся о наблюдениях над языковыми явлениями.

        Применение наглядности на занятиях объединения обязательно; очень важным моментом является наглядность звуковая; выразительное чтение отрывков художественной литературы, прослушивание магнитофонных записей и т. п.

По окончании изучения курса у обучающихся объединения «Юный филолог» будут сформированы эмоционально – ценностные отношения к языку. Обучающиеся будут знать:

  • Основы исторической грамматики;
  • Способы составления фразеологических словарей;
  • Основы речевого этикета;
  • Разные жанры сочинений;
  • Основы комплексного анализа текста.
  • Способы работы над созданием вторичных текстов.
  • Критерии оценивания вторичных текстов.

уметь:

  • Находить исторические чередования в словах;
  • Пользоваться фразеологическими словарями;
  • Решать компьютерные задачи по речевому этикету;
  • Писать сочинения разных жанров;
  • Проводить комплексный лингвистический анализ текста.
  • Создавать вторичный текст.
  • Оценивать вторичный текст по критериям.

Широкое поле для творческой мысли и инициативы обучающихся открывается при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок , выставок, шарад и при устройстве лингвистических вечеров.

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( ПО БЛОКАМ).

Программа первого года обучения состоит из 5 блоков: «Занимательная фонетика», «Лексика», «Речь и этикет», «Развитие речи», «Текст».    В процессе реализации программы используются разные формы и методы работы. Кроме того, в учебно – тематическом плане отражена воспитательная работа в объединении, предназначенная для формирования эмоционально – ценностных отношений воспитанников к родному языку.

№ п/п

Наименование учебных блоков

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Занимательная фонетика

10

6

4

2.

Лексика

52

22

30

3.

Речь и этикет

30

15

15

4.

Развитие речи

44

21

23

5.

Текст

32

9

23

6.

Воспитательная работа в объединении

В течение всего года

Итого:

168

67

101

3. СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Организационное занятие: инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий, экскурсий. Цели и задачи творческого объединения «Юный филолог». Формы и методы деятельности. Планы на учебный год.
  2. Звук и буква: Отличие буквы от звука. Графика и фонетика.

  Практика. Упражнения по фонетике в игровой форме.

  1. Можно ли писать без букв: Язык жестов и мимики. Узелковое письмо.

  Практика. Составление и решение мимических задач.

  1. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда – то страшные: буквы древнеславянской азбуки (кириллица).

  Практика. Чтение старославянского текста и работа над   переводом к нему.

  1. Загадочный папирус: появление письменности.

  Практика. Работа с энциклопедией по языкознанию.

  1. Словесные раскопки: устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

  Практика. Работа с Толковым словарём русского языка В. И.     Даля(современная версия). Москва, «ЭКСМО» 2003.

  1. Увлекательное рядом: загадки этимологии.

Практика. Работа со школьным этимологическим словарём русского языка под редакцией Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.2002.

  1. Бывают ли у слов родственники? Происхождение слов.

  Практика. Составление кроссвордов.

  1. Можно ли сломать язык? О «трудных» словах русского языка.

  Практика. Работа с орфогрфическим словарём под редакцией С. Г.   Бархударова, И. Ф. Протченко, Л. И. Скворцова. 1994.

  1. Сказал то же, да не одно и то же: омонимы в русском языке.

  Практика. Работа со словарём омонимов.

  1. «Тёзки» наоборот: омографы.

  Практика. Занимательные омографы.

  1. О словах разных, одинаковых, но разных: словари омонимов.

 Практика. Составление словарной статьи для словаря омонимов.

  1. Прочь с дороги! Появление неологизмов.

 Практика.Игра « Неологизмы – ваши ровесники».

  1. КВН юных филологов:

Практика. Командная игра на знание русского языка.

  1. Фразеологические обороты: фразеология, происхождение фразеологизмов, фразеологические словари.

 Практика. Работа с фразеологическим словарём русского языка под редакцией И. В. Федосова, А. Н. Липицкого. 2003.

  1. Почему мы так говорим: диалектные слова.

 Практика. Составление словарика диалектных слов.

  1. Кто впереди?

Практика. Интеллектуальная игра на знание русской лексики.

  1. Биографию имеют не только люди, но и слова: лексическое значение слова, толковые словари.

Практика. Работа с толковым словарём русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова.2000.

  1. Не в бровь а в глаз: афоризмы, крылатые выражения.

Практика. Сочинение по пословице.

  1. Изводишь единого слова ради тысячи слов словесной руды: способы словообразования.

Практика. Работа с большим словообразовательным словарём русского языка под редакцией Н. А. Артемьева. 2007.

  1. В руках умелых слово творит чудеса: рифма, ритм, стопа, строка; основы стихосложения.

Практика. Сочиняем буриме.

  1. Откроем ещё одну шкатулку с богатствами русского языка: слова иноязычного происхождения.

Практика. Работа с новейшим словарём иностранных слов и выражений. 2007.

  1. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов: Практика. Командная игра на знание фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
  2. Экскурсия в библиотеку: 

Практика. Посещение сельской библиотеки.

  1. Что значат твои имя и фамилия? Происхождение собственных имён, отчеств и фамилий.

Практика. Происхождение твоего имени.

  1. Крылатые слова: афоризмы в литературных произведениях.

Практика. Работа с текстами литературных произведений.

  1. Обряд называния: как на Руси давалось имя ребёнку.

Практика. Святцы.

  1. Издержки перевода:  Писатели - переводчики.

Практика. Сравнительный анализ баллад В. А. Жуковского и И.В. Гёте.

  1. Всеобщий язык землян: эсперанто – искусственный международный язык.

Практика. Игра. Создаём секретный язык.

  1. Что такое этикет? О нормах речевого этикета.
  2. О чувстве дистанции: правила общения со старшими.

Практика. Ситуативные задачи.

  1. О правилах приличия: правила поведения в гостях.

Практика. Решение компьютерных задач по правилам приличия.

  1. Вежливость: «волшебные» слова.

Практика. Ситуативные задачи.

  1. Здравствуйте! Формулы приветствия.

Практика. Решение компьютерных задач по правилам приветствия.

  1. Этикетная модуляция в речи: этикетная модуляция и её принципы.

        Практика. Создание схем ситуаций с использованием этикетной                            модуляции.

  1. Тон, тема и пустые разговоры: что нужно знать,чтобы поддержать беседу.

Практика. Беседа за чаепитием.

  1. Знакомимся с обращениями: обращения в русском языке до 1917 года.

Практика. Работа с отрывками из текстов произведений А. С. Пушкина.

  1. Обращения меняются: обращения в русском языке после 1917 года. Обращения в современном обществе.

Практика. Составление словарика современных обращений.

  1. Мать и мама: обращения к родителям.

Практика. Решение компьютерных задач по речевому этикету.

  1. Праздник «Правила хорошего тона»:

Практика. Командная игра на знание правил хорошего тона.

  1. Сочинение на основе впечатлений: Требования к сочинению по впечатлениям.

Практика.Написание сочинения по впечатлениям от зимних каникул.

  1. Школьный бюллетень: правила написания школьного бюллетеня.

Практика. Написание школьного бюллетеня.

  1. Тезисы и конспекты, их отличие от плана: правила конспектирования.

Практика. Конспектирование научной статьи.

  1. Цитирование: требования к цитированию.

Практическая работа по цитированию текста(прозаического и стихотворного).

  1. Сочинение на литературную тему: план к сочинению на литературную тему.

Практика. Написание сочинения по литературному произведению.

  1. Записные книжки писателей: правила ведения личного дневника.

Практика. Работа с записными книжками Л. Н. Толстого.

  1. Репортаж: правила ведения репортажа.

Практика. Репортаж с футбольного матча.

  1. Интервью: как правильно взять интервью.

Практика. Интервью у учителя.

  1. Сочинение на свободную тему: трудности сочинения на свободную тему.

Практика. Написание сочинения на свободную тему.

  1. Совершенствования написанного: правила работы с черновиком, корректировка написанного.

Практика. Корректирую сочинение товарища.

  1. Библиография. Аннотация: как написать аннотацию.

Практика. Аннотация на любимую книгу.

  1. Отзыв о прочитанном произведении: план отзыва на прочитанное произведение.

Практика. Написание отзыва на любимое произведение.

  1. Путевые заметки: знакомство с образцами путевых заметок.

Практика. Написание путевых заметок.

  1. Портретный очерк: требования к портретному очерку.

     Практика. Составление портретного очерка.

  1. Сравнительная характеристика: требования к сравнительной характеристике.

Практика. Написание сравнительной характеристики.

  1. Рассуждение проблемного характера: схема написания сочинения – рассуждения.

Практика. Написание сочинения – рассуждения.

  1. Статья в газету: требования к статье в газету.

     Практика. Написание заметки в школьную газету.

  1. Рассказ с необычным построением: виды необычного построения рассказа.

       Практика. Написание сочинения с необычным построением.

  1. Юмористический рассказ: требования к юмористическому рассказу.

     Практика. Написание юмористического рассказа.

  1. Фельетон: правила написания фельетона.

Практика. Написание фельетона.

  1. Устный рассказ: подготовка к устному выступлению.

Практика. Упражнения по риторике.

  1. Конкурс на лучший рассказ:

Практика. Проведение конкурса на лучшее сочинение.

  1. Текст. Определение понятия: признаки текста;

Практика. Работа с текстом.

  1. Микротема. Микротекст: требования к определению микротем.

Практика. Работа с текстом.

  1. Средства связи предложений в тексте: определение средств связи предложений в тексте.

Практика.Работа с текстом.

  1. Данное и новое в текстах: цепная связь предложений в тексте.

Практика.  Работа с текстом.

  1. Заглавие: требования к заглавию.

Практика. Работа с текстом.

  1. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях: грамматическая и смысловая связь предложений в тексте. Прямой и обратный порядок слов в предложении.

      Практика. Работа с текстом.

  1. Обращение как средство связи предложений в тексте: средства связи предложений в тексте.

Практика. Работа с текстом.

  1. Простой и сложный план: требования к простому и сложному плану.

Практика. Составление простого и сложного плана.

  1. Что такое эпиграф? Требования к оформлению эпиграфа.

Практика. Работа с эпиграфами к главам повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  1. Комплексный анализ текста:Практика.  Работа с текстом.

4.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Блок «Занимательная фонетика»

Формы и методы работы: лекция, беседа, практические занятия в игровой форме.

Диагностика усвоения материала: тест.

ТСО и дидактические материалы: литература (Энциклопедия, справочники и др.).

Блок «Лексика»

Формы и методы работы: лекция, беседа, экскурсия, практические занятия в игровой форме.

Диагностика усвоения материала: проект.

ТСО и дидактические материалы: литература (Энциклопедия, словари и др.), магнитофон.

Блок «Речь и этикет»

Формы и методы работы: лекция, беседа, практические занятия в игровой форме, компьютерные задачи, ситуативные задачи.

Диагностика усвоения материала: проект.

ТСО и дидактические материалы: литература (Словари, энциклопедия и др.), магнитофон, компьютер.

Блок «Развитие речи»

Формы и методы работы: лекция, беседа, практические занятия – конкурс сочинений, интервью, репортаж, статья в газету.

Диагностика усвоения материала: сочинение.

ТСО и дидактические материалы: литература (Словари и справочники, энциклопедия и др.)

Блок «Текст»

Формы и методы работы: лекция, беседа, практические занятия – работа с текстом.

Диагностика усвоения материала: комплексный  анализ текста.

ТСО и дидактические материалы: литература (Словари и справочники, энциклопедия и др.), распечатка текстов.

 

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М., «Просвещение». 2006.
  2. Александрович Н. В. Внеклассная работа по русскому языку. Минск, «Народная асвета». 2006.
  3. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. З. Занимательно о русском языке. Л., «Просвещение». 2008.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М., «Просвещение». 2007.

2. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Путешествие в страну слов. М., «Дрофа». 2006.

3. Волина В. В. Я познаю мир. Русский язык. М., «Издательство АСТ». 2007.

4. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., «Просвещение». 2008.

5. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М. «Просвещение». 2009.

6.  КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

168 ЧАСОВ.

№ п/п

Темы. Подтемы.

 Всего

 Теория

Практика  

1

Занимательная фонетика.

10

6

           4

1

Организационное занятие.

2

2

 -

2

Звук и буква.

2

1

           1

3

Можно ли писать без букв?

2

1

           1

4

Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда – то страшные.

2

1

           1

5

Загадочный папирус.

2

1

           1

2

Лексика.

52

22

          30

1

Словесные раскопки.

2

1

           1

2

Увлекательное около нас.

2

1

           1

3

Бывают ли у слов родственники?

2

1

           1

4

Можно ли сломать язык?

2

1

           1

5

Сказал то же, да не одно и то же.

2

1

           1

6

«Тёзки наоборот».

2

1

           1

7

О словах разных, одинаковых, но разных.

2

1

           1

8

Прочь с дороги!

2

1

           1

9

КВН юных филологов.

2

-

           2

10

Фразеологические обороты.

2

1

1

11

Источники фразеологизмов.

2

1

1

12

Почему мы так говорим?

2

1

1

13

Кто впереди? (интеллектуальная игра).

2

-

2

14

Биографию имеют не только люди, но и слова.

2

1

1

15

Не в бровь а глаз.

2

1

1

16

Изводишь единого слова ради тысячи слов словесной руды.

2

1

1

17

В руках умелых слово творит чудеса.

2

1

1

18

Откроем ещё одну шкатулку с богатствами русского языка.

2

1

1

19

Жаргонизмы.

2

1

1

20

Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

2

-

2

21

Экскурсия в библиотеку.

2

-

           2

22

Что значат твои имя и  фамилия? ( о происхождении собственных имён, отчеств и фамилий).

2

1

           1

23

Крылатые слова.

2

1

           1

24

Обряд называния.

2

1

           1

25

Издержки перевода.

2

1

           1

26

Всеобщий язык землян.

2

1

           1

3

Речь и этикет.

30

15

            15

1

Что такое этикет?

2

2

             -

2

О чувстве дистанции.

2

1

             1

3

О правилах приличия.

2

1

             1

4

Вежливость.

2

1

             1

5

Здравствуйте!

2

1

             1

6

Этикетная модуляция в речи.

2

1

             1

7

Речь школьника.

2

1

             1

8

Тон, тема и пустые разговоры.

2

1

             1

9

Слова, засоряющие нашу речь.

2

1

             1

10

Знакомимся с обращениями.

2

1

             1

11

Обращения в художественных текстах.

2

1

              1

12

Обращения меняются.

2

1

             1

13

Общаемся друг с другом.

2

1

             1

14

Мать и мама.

2

1

             1

15

Праздник «Правила хорошего тона».

2

-

             2

4

Развитие речи.

44

21

            23

1

Сочинение на основе впечатлений.

2

1

             1

2

Школьный бюллетень.

2

1

             1

3

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

2

1

             1

4

Цитирование.

2

1

             1

5

Сочинение на литературную тему.

2

1

             1

6

Записные книжки писателей.

2

1

             1

7

Репортаж.

2

1

             1

8

Интервью.

2

1

             1

9

Сочинение на свободную тему.

2

1

             1

10

Совершенствование написанного.

2

1

             1

11

Библиография. Аннотация.

2

1

             1

12

Отзыв о прочитанном произведении.

2

1

             1

13

Путевые заметки.

2

1

             1

14

Портретный очерк.

2

1

             1

15

Сравнительная характеристика.

2

1

             1

16

Рассуждение проблемного характера.

2

1

             1

17

Статья в газету.

2

1

             1

18

Рассказ с необычным построением.

2

1

             1

19

Юмористический рассказ.

2

1

             1

20

Фельетон.

2

1

             1

21

Устный рассказ.

2

1

             1

22

Конкурс на лучший рассказ.

2

         -

             2

5

Текст.

32

9

             23

1

Текст. Определение понятия.

2

1

              1

2

Микротема. Микротекст.

2

1

              1

3

Выделение микротем в тексте.

2

1

              1

4

Средства связи предложений в тексте.

2

1

              1

5

Данное и новое в текстах.

2

1

              1

6

Заглавие.

2

1

              1

7

Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях.

2

1

              1

8

Обращение как средство связи предложений в тексте.

2

1

             1

9

Простой и сложный план.

2

1

              1

10

Что такое эпиграф?

2

1

              1

11

Комплексный анализ текста№1

2

-

              2

12

Комплексный анализ текста №2

2

-

              2

13

Комплексный анализ текста №3

2

-

               2

14

Комплексный анализ текста №4

2

-

              2

15

Комплексный анализ текста №5

2

-

              2

16

Комплексный анализ текста №6

2

-

              2

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Программа "Одаренный филолог"

Цель системы работы с одаренными детьми  - создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей в области филологии, активизация и поощрение их творческой деятельности  в ...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....