Рабочая программа по биологии 10 класс (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Самойлова Елена Алексеевна

Рабочая программа ориентирована на использование учебника  Каменский А. А. Биология 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. А. Каменский, Н. Ю. Сарычева, С. Н. Исакова. Рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_biologiya_bazovyy.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования[1]  и разработана на основе авторской программы по биологии для 5-11 классов[2].

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Каменский А. А.   Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. А. Каменский, Н. Ю. Сарычева, С. Н. Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом[3] на изучение учебного предмета «Биология» в 10 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе на следующие виды работ:

Виды контроля

 I полугодие

II полугодие

Год

Лабораторных работ

4

-

4

Практических работ

1

1

2

Итого

5

1

6

Целями изучения  биологии в старшей школе на базовом уровне являются:

  • восприятие и описание сущности жизни как планетарного явления, осознание её уровневой организации и эволюции;
  • систематизация биологических понятий и закономерностей; владение биологической терминологией и символикой;
  • способность классифицировать биологические объекты разного уровня организации; способность выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе; овладение правилами поведения в окружающей среде; выбор и обоснование действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; наличие мотивации к деятельности по сохранению биологического разнообразия в биосфере;

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме тестов и проверочных работ.  

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Изучение биологии в личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на безе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.
  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  • Формирование личностных представлений о ценности живой природы, осознавание значимости и общности глобальных проблем человечества.
  • Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия.
  • Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в переделах возрастных компетенций.
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной и общественной деятельности.
  • Формирование экологической культуры на основе познания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Овладение основами самоконтроля, самооценки, приятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов

• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

  1. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Краткая история развития биологии. Методы познания живой природы. Современная естественнонаучная система мира. Отличительные признаки живой природы.

Лабораторная работа «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ

Химический состав клетки. Вода и неорганические вещества. Органические вещества клетки. Углеводы и липиды.

Строение белков. Многообразие и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код.

Лабораторные работы:

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожица лука»

«Ферментативное расщепление пероксида водорода»

Практическая работа

«Сравнение химического состава пищевых продуктов»

КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Развитие знаний о клетке.  Клеточная теория. Строение клеток эукариот: клеточная мембрана, цитоплазма, одномембранные органоиды, рибосомы. Двумембранные органоиды и немембранные органоиды. Ядро, его строение и значение для клетки. Сравнение клеток животных и растений. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Вирусы. Строение и жизнедеятельности. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.  Энергетический обмен в клетке и его значение. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белка.

Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»

ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Размножение организмов.  Разновидности бесполого размножения. Деление соматических клеток. Митоз. Амитоз. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Онтогенез. Причины нарушения развития организмов. Наследственность и измечивость признаков – свойство организмов. Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Решение элементарных генетических задач. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.  Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Виды изменчивости организмов. Генетика и здоровье человека. Задачи и методы селекции. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

Практическая работа «Построение вариационной кривой»

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

урока

урока

в теме

Тема урока

Основные понятия и термины

Дата

по плану

Дата

по факту

10.1

10.2

10.3

1

2

3

4

5

6

7

8

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.  МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  - 2 Ч.

1.

1.

Краткая история развития биологии. Методы познания живой природы.

Биология как наука. Отрасли биологической науки: цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология. Объект изучения биологии — живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

1 уч. неделя

2.

2.

Отличительные признаки живой природы. Лабораторная работа № 1
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Отличительные признаки живой природы — уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы: измерение, наблюдение, эксперимент, микроскопирование.

2 уч. неделя

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ - 6 Ч.

3.

1.

Химический состав клетки. Вода и неорганические вещества. Лабораторная работа № 2
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Химический состав клетки. Неорганические вещества, их роль в клетке.

3 уч. неделя

4.

2.

Органические вещества клетки. Углеводы и липиды. Практическая работа № 1
«Сравнение химического состава пищевых продуктов»

Органические вещества клетки. Строение углеводов и липидов. Их значение.

4 уч. неделя

5.

3.

Строение белков

Химический состав и строение белковых молекул, их пространственная структура.
Свойства белков — денатурация, ренатурация

5 уч. неделя

6.

4.

Многообразие и функции белков. Лабораторная работа № 3
«Ферментативное расщепление пероксида водорода»

Многообразие и значение белков в клетке.

6  уч. неделя

7.

5.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

Строение РНК и ДНК. Удвоение молекулы ДНК

7  уч. неделя

8.

6.

ДНК - носитель наследственной информации. Ген. Генетический код

Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код

8 уч. неделя

КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ - 11 Ч.

9.

1.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория

Методы изучения клетки. История создания клеточной теории. Клеточная теория

М. Шлейдена и Т. Шванна. Современная клеточная теория

9  уч. неделя

10.

2.

Строение клеток эукариот: клеточная мембрана, цитоплазма, одномембранные органоиды, рибосомы

Строение и функции клеточной мембраны, цитоплазмы, ЭПС, лизосом, комплекса Гольджи, вакуолей, рибосом

10  уч. неделя

11.

3.

Двумембранные органоиды и немембранные органоиды клетки

Строение и функции митохондрий, пластид, клеточного центра и органоидов движения

11  уч. неделя

12.

4.

Ядро, его строение и значение для клетки

Строение ядра. Значение ядра для жизнедеятельности клетки. Хромосомы

12  уч. неделя

13.

5.

Сравнение клеток животных и растений. Лабораторная работа № 4

«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»

Признаки сходства клеток живых организмов. Основные различия животной
и растительной клеток.

13  уч. неделя

14.

6.

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

Строение прокариотической клетки. Жизнедеятельность прокариот — типы питания, размножения, спорообразование

14  уч. неделя

15.

7.

Вирусы. Строение и жизнедеятельность

Систематическое положение вирусов.
Строение и жизнедеятельность вирусов.
Значение вирусов в природе и для человека

15  уч. неделя

16.

8.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки.
Строение и роль АТФ в клетке

16 уч. неделя

17.

9.

Энергетический обмен в клетках и его значение

Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль ферментов и митохондрий в клеточном дыхании

17  уч. неделя

18.

10.

Пластический обмен. Фотосинтез.

Понятие о фотосинтезе как процессе пластического обмена в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы

18  уч. неделя

19.

11.

Биосинтез белка

19  уч. неделя

ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ  - 15 Ч.

20.

1.

Размножение организмов. Разновидности бесполого размножения

Типы размножения: половое и бесполое. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения

20   уч. неделя

21.

2.

Деление соматических клеток. Митоз. Амитоз

Деление клетки у эукариота. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки

21  уч. неделя

22.

3.

Мейоз. Гаметогенез

Образование половых клеток. Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе

22  уч. неделя

23.

4.

Оплодотворение

Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение у животных и растений

23  уч. неделя

24.

5.

Онтогенез. Причины нарушения развития организмов

Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Причины нарушения онтогенеза

24  уч. неделя

25.

6.

Наследственность и изменчивость признаков — свойства организмов. Основные понятия генетики

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика

25  уч. неделя

26.

7.

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, — моногибридное скрещивание

26  уч. неделя

27.

8.

Решение задач на моногибридное скрещивание и кодоминирование

Решение задач на моногибридное скрещивание, полное и неполное доминирование

27  уч. неделя

28.

9.

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков

Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков

28 уч. неделя

29.

10.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система

Взаимодействия аллельных и неаллельных генов - неполное доминирование, кодоминирование, эпистаз, полимерия, комплементарность

29 уч. неделя

30.

11.

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Признаки наследования, сцепленные с полом. Механизм определения пола. Генетические заболевания человека, сцепленные с полом.
Хромосомная теория наследственности. Развитие знаний о гене и геноме. Современные представления о гене и геноме

30  уч. неделя

31.

12.

Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость. Практическая работа № 2
«Построение вариационной кривой»

Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Ненаследственная изменчивость.

31 уч. неделя

32.

13.

Наследственная изменчивость. Мутагенные факторы

Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная

32  уч. неделя

33.

14.

 Генетика и здоровье человека

Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека

33  уч. неделя

34.

12.

Основы селекции и биотехнологии

Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных.
Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома)

34  уч. неделя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 1 Ч.

35.

1.

Итоговый урок. Обобщение

Обобщение и систематизация знаний, итоговый контроль знаний по темам курса биологии 10 класса

35  уч. неделя

5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Класс _______

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


[1] Приказ  Минобразования  РФ  от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).

[2] Биология: 5 – 11 кл.: программы/ Т. С. Сухова, С. Н. Исакова,   М.: Вентана-Граф, 2014.

[3] Приказ Минобразования РФ от  9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень

Рабочая программа 10-11 класс базовый уровень. 68 часов....