Земноводные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

НЕТКАЧЕВА  МАРГАРИТА  ИЛЬИНИЧНА

Конспект урока "земноводные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "земноводные"29.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ

Цели урока:

Предметные: характеризовать особенности строения, определять разнообразие представителей.

Метапредметные:

Познавательные УУД: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую; готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

Регуляторные УУД: участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); умение реализовывать теоретические познания на практике; способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания.

Личностныеформирование ответственного отношения к обучению, готовность и способность к самообразованию; развитие и формирование интереса к изучению природы; развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; воспитание в учащихся любви к природе. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование: инструктивные карты, видеопроектор, презентация

Основные понятия: холоднокровные, головастики

Оборудование: табл. Тип Хордовые. Кл. Земноводные, презентация

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Подсказка 1 – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к наземным.

Подсказка 2 – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека.

Подсказка 3 – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки,  за служение науке им построено несколько  памятников.

Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот навыворот. Так ли это?

2.Изучение нового материала (с просмотром презентации)

Происхождение.

Какие рыбы могли обитать и на суше и в воде, почему? 

Произошли от кистеперых рыб примерно 410-350 млн. лет назад, в девонский период палеозойской эры. Расцвет земноводных пришелся на каменноугольный период. Этот промежуток времени приблизительно в 80 млн лет назвали «веком амфибий». Стегоцефалы – от 10 см до 5 м

Какие проблемы им пришлось решать, ведь они были первыми? 

 «Амфибия» - такое название дал Карл Линней, что в переводе с греч. «двоякодышащие». Русское название «земноводные», как бы уточняет, где происходит жизнь: на суше и в воде.

Заполнение таблицы.

Приспособленность к водной среде:

Приспособленность к наземной среде

- наличие плавательной  перепонки, между пальцами

- кожное дыхание. 

- размножение осуществляется только в воде 

- веки – защита глаз от засорения.

- барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха.

- слюнные железы. 

- лёгкие.

- свободные конечности.

Герой романа И. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров прибыв в усадьбу помещика Кирсанова на второй день, взяв с собой двух дворовых мальчишек, отправился к болотцу за лягушками. Когда удивленные мальчишки спросили для чего нужны барину лягушки, Базаров ответил «… я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается… Так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается»

Какое же строение имеет лягушка? Будем сравнивать с рыбами:

КОЖА: - голая, богата железами. Железы выделяют слизь – уменьшает трение при плавании, а на суше предохраняет тело от высыхания. Некоторые кожные железы выделяют слизь, которая обезвреживает кожу от различных болезнетворных бактерий. Ядовитые кожные железы защищают многих амфибий от хищников. Через влажную кожу происходит дыхание. Не пьют воду, вода поступает через кожу.

Кожа - единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают под камни. И как ни берегут они своё платье, оно снашивается и становится старым. Поэтому в реальной жизни лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз в год. (Сказка о царевне-лягушке)

ГЛАЗА: защищены 2-мя веками, третье веко – мигательная перепонка. Масса глаз лягушки в 2 раза превышает массу мозга. Видят земноводные в основном подвижные объекты.

Ухватила мушку

Зеленая лягушка

Но забила пища рот –

Ни назад и ни вперед.

Тут лягушкины глаза

Провалились в полость рта,

Протолкнули сей обед.

Правда это или нет?

ОДС Что явно отсутствует? Что появилось нового? Череп – хрящевой, шейный отдел –
1 позвонок, отсутствует грудная клетка.

Скелет передних конечностей: плечо, предплечье, кисть.

Скелет задних конечностей: бедро, голень стопа.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: Язык у лягушек прикрепляется к передней части дна ротовой полости и способен быстро выдвигаться вперед, приклеивая добычу. Слюнные железы (отсутствовали у рыб). Последний отдел пищеварительного канала – клоака – общий для пищеварительной, выделительной и половой системы.

Самостоятельная работа с учебником. Прочитать о дыхании. Что собой представляют легкие? Как дышат на суше и в воде? Дыхание человека: Грудная клетка участвует в процессе вдоха и выдоха, ребра поднимаются объем грудной клетки увеличивается и воздух устремляется в лёгкие. ТАК или НЕТ? Органы дыхания земноводных (лёгкие и кожа) Лёгкими дышат, только на суше, а кожей и в воде, и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу, поверхность лёгких небольшая соотношение газообмена через легкие и кожу приблизительно 50% к 50%.

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. Прочитать текст учебника. Кратко описать кровеносную систему. Чем она отличается от рыб? С чем это связано? Зарисовать строение сердца лягушки. Обозначить 1- правое предсердие, 2 – левое предсердие, 3 - желудочек. Указать какая кровь в камерах? Какая кровь поступает к органам?

ХОЛОДНОКРОВНОСТЬ  Скажите, а почему лягушки на ощупь холодные? 
(Земноводные – холоднокровные животные и температура их тела зависит от температуры окружающей среды, поэтому с похолоданием лягушки впадают в спячку). 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА: (головной и спинной мозг, нервы) Нервная система земноводных, как и рыб состоит из головного и спинного мозга, отходящих нервов. Головной мозг имеет те же отделы: передний мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг, промежуточный.  Мозжечок очень небольшой т. к. земноводные обладают малой подвижностью и однообразием двигательных реакций.

ОРГАНЫ ЧУВСТ: (глаза, органы слуха, зрения, обоняния) В органе слуха появилось среднее ухо с одной слуховой косточкой (стремечком), которые усиливают звуковые колебания в воздушной среде.

Физкультминутка. ДА  - наклоны головы вперед-назад. НЕТ - вправо-влево.

1.У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в воде и на суше. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У земноводных один круг кровообращения. (Нет)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

9. Глаза лягушек не имеют век. (Нет)

10.У некоторых земноводных есть ядовитые железы. (Да)

Просмотр фильма о размножении земноводных. Сходство головастика с рыбой – доказательство происхождения земноводных от рыб 

КЛАССИФИКАЦИЯ. Кл. Земноводные Отр.: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.
Отр. Бесхвостые обладают широким бесхвостым телом с очень короткой шеей, короткими передними и длинными задним конечностями.

Самая крупная жаба – ага – 25 см, самая маленькая жаба – бразильская двухпалая – 10 мл

Самая крупная лягушка-голиаф, ядовитая – древолаз, маленькая – филобус (лягушка карлик на Кубе 12 мм)

Отр. Хвостатые. Представители: саламандры, тритоны, протеи.

Отряд Безногие. Представители: Червяги. Характерно безногое змеевидное тело, обычно с поперечными перехватами напоминающими членики червя. 

Лабораторная работа Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания 

Цель: изучить особенности внешнего строения земноводных, связанные с обитанием в водной и наземной среде.

Оборудование: озерная лягушка.

Ход работы

1. Рассмотрите озерную лягушку, назовите отделы тела.

2. Определите, чем покрыто тело лягушки. Какое значение имеют железы в жизни лягушки?

3. Рассмотрите конечности лягушки. Какое они имеют строение? Объясните значение перепонки между пальцами.

5. На голове лягушки найдите органы чувств. Какое значение имеют веки в жизни лягушки?

Сделайте вывод о том, как особенности внешнего строения позволяют приспособиться к жизни в воде и на суше. Вывод запишите в тетрадь.

Значение земноводных в экосистемах и жизни человека (сообщение учащегося + игра Черный ящик)


Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу.

Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований.

Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых,

и других вредителей сельского хозяйства. Они не позволяют насекомым размножаться выше определенного уровня, и вред, причиняемый растениям, становится минимальным.В Колумбии в джунглях живет крошечная лягушка кокоа. Она умещается в чайной ложке, но яд ее в 35 раз сильнее яда кобры. Яда одной лягушки хватает на 50 стрел.

Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.

«Чёрный ящик»

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

Дом. задание 1. Составить кроссворд по ключевому слову.

2. Почему Беляев назвал свое произведение «Человек-амфибия»?

З

Е

М

Н

О

В

О

Д

Н

О

Е

д

р

е

в

о

л

а

З

ч

Е

р

в

я

г

а

а

М

ф

и

б

и

я

т

р

и

т

о

Н

г

О

л

о

в

а

с

т

и

к

х

В

о

с

т

а

т

ы

е

г

О

л

и

а

ф

с

а

л

а

м

а

н

Д

р

а

б

е

з

Н

о

г

и

е

б

е

с

х

в

О

с

т

ы

е

с

т

Е

г

о

ц

е

ф

а

л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс

Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие  в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...