Конспект урока природоведения в 5 классе по теме: «Кожа – надежная защита организма».
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Хамидуллина Аида Рустэмовна

Представлен урок изучения нового материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов моделирования учебного материала, через создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов с помощью различных упражнений познавательного характера. Урок носит ярко выраженный практический характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kozha_na_sayt.docx343.81 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_kozha.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5 классе

Тема урока: Кожа – надежная защита организма.

Тип урока: урок изучения нового материала

.

Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполняемыми функциями.

 Образовательная задача (формирование познавательных УУД):

сформировать у учащихся понятие о коже человека как о наружном покрове тела, её строении и свойствах, функциях и их взаимосвязях. Выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде.

Коррекционно-развивающая задача (формирование регулятивных УУД): развивать умение проводить самонаблюдения и устанавливать простые причинно-следственные зависимости.

Речевая задача: обогащение словаря специальной терминологией (поры, пот, жир, испаряется).

Воспитательная задача (формирование коммуникативных и личностных УУД):

воспитывать интерес к своему организму и прививать умение заботится о собственном здоровье.

Материал и оборудование: таблица с новыми  словами, макет кожи со  съёмными деталями, макет «ромашка», сигнальные карточки 2-х цветов, кроссворды, видеоматериалы.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь. Громко прозвенел звонок

Начинается урок. Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты. Слушаем и запоминаем, ни минуты не теряем.

Я рада вас видеть. Как у вас настроение?  Итак, у нас урок природоведения, и мы начинаем работу.

Актуализация опорных знаний.

Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? (грустный, плохое настроение, злой, раздражительный, нездоровый цвет лица).

Встречаясь с людьми, мы говорим «Здравствуйте». А вы не задумывались, что оно означает? С древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: «будь здрав», позднее «Будь здоров». И, наконец «Здравствуйте». Здравствуйте, говорят русские и украинцы, «Гутен таг» - немцы, «Салям аллейкум» - говорят мусульмане, «Исенмесез» - говорят татары.

Приветствия на языке разных народов звучат по разному, но смысл их, в общем, одинаков – люди желают друг другу добра, а главное – здоровья. Так как здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может много сделать. Главное богатство человека – здоровье.

Мы с  вами на прошлых уроках  начали изучать организм человека. Разобрали скелет человека, его органы, правила ЗОЖ, органы чувств. Сегодня мы продолжаем изучение человеческого организма. Тему урока  вы узнаете, отгадав слово на доске (на доске слово из четырёх закрытых букв). Я вам приготовила загадки. Каждый правильный ответ дает вам право открыть одну букву. (Дети зачитывают и отгадывают появившиеся на экране загадки и сравнивают с правильным ответом) (слайд 2,3).

 1. На ночь 2 оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются ( глаза)

2 . Первым пробовать привык угощенья все…. (язык).

3. Вот гора, а у горы 2 глубокие норы, в этих норах воздух бродит, то   заходит, то выходит.

4. Ими всё мы слушать можем - слух у нас отличный, но подслушивать негоже -это неприлично.

Что же получилось? Прочитаем вместе – КОЖА.

Тема нашего урока – « Кожа – надежная защита нашего организма».  Запишите тему в тетрадь. Мы сегодня на уроке поговорим о коже, зачем она нужна, что надо делать, чтобы кожа всегда была чистой и здоровой (слайд 4).

Основной этап.

Посмотрите, какие вы сегодня нарядные. На вас красивая одежда. Но, к сожалению, одежда может порваться, намокнуть, испачкаться, а через 2 года она станет вам мала. Вот бы приобрести такую одежду, которая не будет ни промокать, не мяться, не выцветать, не станет маленькой. А ведь такая одежда существует. Как вы думаете, о чем идет речь?                                 Это наша кожа. Кожа покрывает все наше тело. На прошлом уроке мы разобрали части тела, скелет человека. Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека?  (голова, туловище, руки, ноги). Ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги, колени руки и локти, спину. Что вы прощупываете? (кости). Согните и разогните руки, ноги, наклонитесь вперёд, назад, влево, вправо. Что можно сказать о подвижности тела и костей? Подвижны ли кости в скелете? Отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем стоять, сидеть, прыгать, бегать.

Что же связывает части тела в одно целое? (скелет, кожа) ( слайд 5).

Мы с вами записали тему урока «Кожа – надежная защита организма».  Как вы понимаете слово «надежная»? (сильная, крепкая, прочная). От кого и от чего защищает кожа? (от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, ожогов)  ( слайд 6).

Обратите внимание – на местах сгибов (локти, суставы пальцев ног, рук, колени) кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки? Правой рукой захватите складки кожи, а теперь медленно согните палец. Что же происходит? (палец не сгибается). А теперь попробуй, отпусти складку. Вывод: складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги руки не могли бы легко сгибаться (слайд 7).

 Рассмотрим внимательно кожу на ладони. Какая она? (гладкая). Потяните, потрогайте пальцами. Что можно сказать о коже? (мягкая). Что еще мы видим на ладошке, на кончике пальцев? (линии, рисунки). У каждого человека свои линии и больше ни у кого они не повторяются, то есть являются своеобразным паспортом (слайд 8).

Рассмотрим кожу через лупу. Лупа – увеличительное стекло. На коже мы видим маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами. Как вы думаете, зачем они нужны? (новое слово поры вывешивается на доску). Через поры  на коже организм дышит, выделяя газы и поглощая воздух (если руку опустить в большую ёмкость с водой, то на коже выступят пузырьки - это воздух). Через поры на коже выделяется пот.  Пот похож на капельки воды. Когда человек потеет сильно в жару или в прохладную погоду? В жару организм человека перегревается. В жару поры расширяются, и пота выделяется больше. Он испаряется, а человек охлаждается. Тоже самое происходит, когда человек усиленно работает или занимается спортом. А  в холодную погоду поры суживаются, и пот почти не выступает, иначе организм переохладится.                                                                                                       Почему нельзя потному человеку выходить раздетым, особенно на ветер? (пот испаряется быстро на ветру, организм переохладится и заболеет). Кроме того, с потом выделяются вредные вещества (слайд 9).

 Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к бумаге – на ней осталось жирное пятно. ЖИР смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой. Иногда у людей кожа шелушится, трескается, и тогда люди смазывают ее вазелином или кремом (слайд 10).

 Посмотрите еще раз на кожу через лупу. Вы увидите волоски. Волоски покрывают вашу кожу. Зачем они человеку? Дело в том, что человек когда-то вышел из дикой природы. У него не было одежды, а вместо нее- шерсть, которая их согревала.  Волоски на коже защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемой кожей, и кожа бы пересыхала (слайд 11).

Закройте глаза. Ущипните себя. Вы почувствовали боль? Кожей мы чувствуем боль, жар, холод, прикосновения (слайд 12).

У меня есть специальный прибор, который увеличивает предметы. Давайте посмотрим вашу кожу: увидим поверхность кожи, линии на ней поры, волоски. (Вызывается ребёнок и его увеличенное изображение кожи под ручным микроскопом проектируется на экран).

Физкультминутка: (анимационная физкультминутка на экране) ( слайд 13).

Ребята, сегодня на уроке мы узнали новые слова – запишите их к себе в тетрадь: пот, поры, испаряется.

Кожа очень важный и нужный орган. Чтобы не случилось беды, как надо ухаживать за кожей? Кожу следует содержать в чистоте (ответы детей). Более подробно как ухаживать за кожей мы прочитаем (у детей отпечатанный текст - читают «цепочкой» по 1 предложению).

Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день: утром и перед сном.

Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой.

Не забывай насухо вытирать их своим полотенцем.

 Чтобы еще раз вам напомнить о значении кожи, послушайте сказку (сказка сопровождается показом модели кожи со съёмными деталями).

                                                         СКАЗКА

Однажды жители страны  КОЖА, расположенной на планете  ЧЕЛОВЕК устроили между собой спор: кто нужнее и полезнее. «Я, я- громче всех кричал ПОТ. Наша великая планета Человек не смогла бы перенести жару, так как, испаряясь с поверхности кожи, я её охлаждаю. А ещё я вывожу из организма ЧЕЛОВЕКА  вредные вещества. НЕТ! Возмущался ЖИР. Без меня вся наша страна КОЖА была бы в трещинах. Это я её покрываю тонким слоем и делаю упругой и мягкой.

Ребята, как вы думаете, кто из них прав - ЖИР или ПОТ (имеют одинаково большое значение для организма). А теперь послушайте, что произошло дальше. Собралось много народа. К ним присоединилась ПЫЛЬ, набежали МИКРОБЫ. Все шумели, кричали, размахивали руками. Вдруг под ногами всё закачалось, и кожа глубоко вздохнула: Ох, как мне тяжело! Совсем не могу дышать! Ребята, почему коже стало трудно дышать? (на коже скопилось много жира и пота, а к ним хорошо прилипает пыль, поэтому поры кожи оказались закрытыми). Кроме того, в грязной коже находят приют микробы, которые могут вызывать болезни.

Как уберечь свою кожу, свой организм от заболеваний? Что надо делать для того, чтобы кожа могла хорошо дышать и не заболела? Смыть ЖИР, ПОТ, ПЫЛЬ, а вместе с ними смоются МИКРОБЫ. Вот кожа вновь стала чистой и легко задышала.

C:\Users\Регина\Desktop\рисунки и плакаты в школе\SAM_3272.JPG

Закрепление пройденного материала.

Много интересного и нового я рассказала вам на уроке. А сейчас  проверим, как вы меня внимательного слушали.

Упражнение «Дополни цветок лепестками». Надо выбрать и прикрепить правильный ответ. Модель «Ромашка».  (Сердцевина – «значение  кожи», на «лепестках» - правильные и неправильные ответы, которые надо дифференцированно отобрать и прикрепить правильные ответы к сердцевине).

C:\Users\Регина\Desktop\рисунки и плакаты в школе\SAM_3276.JPG

 Этап контроля.

У вас на столах сигнальные карточки  зелёного и красного цвета. Упражнение «Верно ли утверждение?". Если мое утверждение верно и вы согласны со мной - поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную.

1. Через поры на коже организм дышит                                                                                       2.Поры на коже в холод расширяются, а в жару суживаются                                                         3.Кожа  и кости связывают части тела                                                                                                          4.Кожа защищает от микробов                                                                                                                    5. Потному, разгоряченному человеку можно выходить на ветер, улицу, чтобы остыть                      6.Жир смазывает кожу, не дает ее пересыхать.                                                                                 7. Часто мыть руки и тело вредно для человека.

Итак, ребята, мы с вами сегодня говорили о коже, о ее значении, вспомнили для чего она      нужна (слайд 13, 14-дети читают на экране).

Вывод: 1.Кожа спасает от пересыхания  и  охлаждения. 2.Связывает кости. 3.Кожей мы дышим. 4.Защищает от микробов и порезов. 5. Кожей мы ощущаем. 6. С потом выделяются вредные вещества.

Я для вас приготовила ещё одно задание-кроссворд. Раздаю карточки  - дети читают вопрос, пробуют ответить и записать. Одновременно кроссворд проецируется и на экране (слайд 15, 16).

5.

1.

м

и

К

р

о

б

2.

п

О

р

ы

3.

Ж

и

р

4.

и

с

п

А

р

я

е

т

с

я


1. От кого защищает кожа наш организм?                                                                                                 2. Небольшие отверстия, находящиеся на коже.                                                                                        3. Смазывает кожу, не даёт её пересыхать.                                                                                              4. Что происходит с потом в жаркую погоду?                                                                                                                    5. Надёжная защита нашего организма.        

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами разобрали очень важную тему. Вам понравился урок? Что вы узнали? Что вам запомнилось? Я думаю, мы с вами интересно провели время, вы были активны, внимательны, старательны. Я надеюсь, что и в дальнейшем вы также будете хорошо заниматься и интересоваться своим организмом (слайд 17).

Гигиена и здоровье, спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи нам полезны, спора нет,

Ну а лень, обжорство, пьянство оставляют вредный след.

Кожа - зеркало здоровья! Все недаром говорят.

Ты запомни это точно. Это важно для ребят.

Выставление оценок (комментарии учителя).

Домашнее задание (дифференцированно). Чтение материала по  отпечатанному тексту, раздаётся детям.

                          Кожа – надёжная защита нашего организма.

Кожа покрывает всё наше тело. Кожа гладкая, мягкая, упругая. На местах сгибов: локти, суставы, пальцев, колени  кожа имеет складки. Они нужны для того, чтобы не мешать движению рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.

Главная «забота» кожи – защита внутренних частей тела от различных повреждений: ушибов ,ран, грязи, микробов, ожогов, от холода и жары. Кожа и кости связывают части тела в одно целое.

На коже имеются маленькие отверстия – поры. Через поры организм дышит. Через поры на коже выделяется пот. В жару поры расширяются, и пота  выступает больше. Он испаряется с поверхности кожи, а человек охлаждается. В холод поры сужаются, и пот почти не выступает. Кроме того, с потом выделяются вредные вещества.

Кожа выделяет жир. Жир смазывает кожу, не даёт ей пересыхать, делает её мягкой. Иногда кожа у людей шелушится, трескается, и тогда люди смазывают кожу кремом.

Всю нашу кожу покрывают волоски, которые защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и кожа бы пересыхала.

Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной и на ней поселяются тысячи микробов. А на чистой коже микробы погибают. Поэтому твоя кожа должна быть чистой.                                                                                                                                                     Надо мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, шею, уши надо мыть 2 раза в день – утром и пред сном. Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой. Не забывай насухо вытирать их своим полотенцем. Если лицо и руки вытирать плохо, кожа становится «обветренной»: пересыхает, шелушится и даже трескается. Смажь её кремом, лучше всего детским.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по предмету «Живой мир» в 5 классе

Слайд 2

На ночь 2 оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. Первым пробовать привык угощенья все….

Слайд 3

Вот гора, а у горы 2 глубокие норы, в этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. Ими всё мы слушать можем- слух у нас отличный, но подслушивать негоже-это неприлично

Слайд 4

Кожа и кости связывают тело в одно целое.

Слайд 5

Кожа – надёжная защита организма

Слайд 6

Кожа защищает внутренние органы тела от ран, царапин, грязи, микробов, ожогов, холода и жары.

Слайд 7

Кожные складки нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без них наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.

Слайд 8

У каждого человека свои линии, образующие рисунок, которые ни у кого не повторяются и являются своеобразным «паспортом».

Слайд 9

Через поры организм дышит, через них выделяется пот, который испаряясь охлаждает организм. С потом выделяются вредные вещества.

Слайд 10

Кожа выделяет жир. Жир смазывает кожу, не даёт ей пересыхать и делает её мягкой.

Слайд 11

Волоски на коже защищают её от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемой кожей, и она бы пересыхала.

Слайд 12

Кожей мы чувствуем боль, холод, жар, прикосновения. Кожа- орган осязания

Слайд 14

Правила ухода за кожей. Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день: утром и перед сном.

Слайд 15

Правила ухода за кожей. Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой. Не забывай насухо вытирать их своим полотенцем.

Слайд 16

Вывод Кожа спасает от пересыхания и охлаждения. Связывает кости Кожей мы дышим Защищает от микробов и порезов. Кожей мы ощущаем . С потом выделяются вредные вещества. Кожа – надежная защита организма!

Слайд 17

5 1 2 3 4 От кого защищает кожа наш организм Небольшие отверстия, находящиеся на коже Смазывают кожу, не дает ей пересыхать Что происходит с потом в жаркую погоду Надежная защита нашего организма. м и к р о б ы п о р ы ж и р и с п а р я е т с я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кожа - надежная защита организма

Урок СБО 8 класс для коррекционной школы - интерната...

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

Открытый урок в 8 классе по теме "Кожа- зеркало здоровья"

Форма проведения: урок-путешествие Цели: 1.  Обобщить и систематизировать знания по теме «Кожа».2. Научиться устанавливать логические связи между компонентами  кожи и выполняемыми функц...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

конспект занятия "Надежная защита организма"

Занятие проводилось с группой девушек с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение знакомства со свойствами воздуха. С помощью опытов , которые проделывают учащиеся под руководством учителя делаем вывод , что воздух постоянно находися в движении. Теплый воздух легче холо...

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение темы свойства воздуха.  Воздух находится в постоянном движении. Благодаря  опытам ,которые учащиеся выполняют под руководством учителя,  можно сделать вывод, что теплый возд...